Страховые взносы во внебюджетные фонды

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 20:21, лекция

Краткое описание

1. Объект налогообложения
2. Налоговые ставки
3. Расчет взносов во внебюджетные фонды

Файлы: 1 файл

лек 5страх взносы.doc

— 142.50 Кб (Скачать)
  Фонды 2009-2010 гг. 2011 г. Изменение
ФСС 0 2,9 +2,9
ФФОМС 0 2,1 +2,1
ТФОМС 0 3,0 +3,0
ПФР 14,0 26,0 +12,0
Итого 14,0 34,0 +20,0
В том  числе ПФР      
1966 г.р.  и старше:      
Страховая 14,0 26,0 +12,0
1967 г.р.  и моложе:      
Страховая 8,0 20,0 +12,0
Накопительная 6,0 6,0 0
 

      Не  производящие выплаты физическим лицам индивидуальные предприниматели, нотариусы и адвокаты, занимающиеся частной практикой, будут уплачивать не только фиксированные взносы в ПФР, но и взносы в ФОМС в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года (подп. 2 п. 1 ст. 5, п. 1 ст.14 Закона № 212-ФЗ). В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона № 212-ФЗ такая стоимость равна произведению МРОТ (установленного на начало финансового года) и тарифа в соответствующий фонд. При этом полученная сумма умножается на 12. Взносы будут уплачиваться в ПФР и ФОМС, кроме взносов в ФСС (подп. 2 п.1 ст.5, ст. 12, ч. 1 ст.14 Закона № 212-ФЗ). 

Фонды 2010 г. 2011 г.
ФСС 0 0
ФФОМС МРОТ * 12 мес * 1,1 % МРОТ * 12 мес * 2,1 %
ТФОМС МРОТ * 12 мес * 2,0 % МРОТ * 12 мес * 3,0 %
ПФР МРОТ * 12 мес * 20,0 % МРОТ * 12 мес * 26,0 %
ИТОГО МРОТ * 12 мес * 23,1 % МРОТ  * 12 мес * 31,1 %

         

      В отличие от ЕСН, при расчете которого применялась регрессивная шкала  налогообложения в зависимости  от размера выплат, с 2010 года взносы будут взиматься по единой ставке.

      Установлена предельная базовая величина выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, при превышении которой взносы взиматься не будут (п.4 ст.8 Закона № 212-ФЗ).

      На 2010 год эта базовая сумма составляет 415 тыс.руб. Она исчисляется нарастающим итогом с начала расчетного периода.

      В последующие годы базовая величина будет индексироваться в соответствии с ростом средней заработной платы  согласно решениям Правительства РФ. Установление этого верхнего предела  должно означать, что пенсия потом  свыше этих сумм ни назначаться, ни выплачиваться не будет.

      Отчетность  в фонды. Перечислите страховых взносов плательщиками, производящими выплаты в пользу физических лиц, осуществляется отдельными платежными поручениями, которые направляются в каждый из четырех фондов: ПФР, ФСС, ФФОМС, ТФОМС (ч.1, 8 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). При этом взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством плательщик вправе уменьшить на сумму произведенных им расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по данному виду страхования в соответствии по данному виду страхования в соответствии с законодательством РФ.

      В течение расчетного (отчетного) периода  уплачивается ежемесячный обязательный платеж по итогам каждого календарного месяца не позднее 15-го числа следующего за ним месяца (ч. 3-5 ст.15 Закона № 212-ФЗ).

      Плательщики, которые не производят выплаты физическим лицам, уплачивают взносы за расчетный  период отдельными платежами в ПФР, ФФОМС и ТФОМС не позднее 31 декабря  текущего календарного года (ч. 2-4 ст. 16 Закона № 212-ФЗ). Перечисление авансовых платежей такими плательщиками не предусмотрено.

      С 2010 года налоговые органы контролировать уплату страховых взносов не будут.

      Взносы  в ФСС будет контролировать сам  фонд, а уплату взносов в ФОМС и ПФР будут проверять специалисты ПФР (ст. 3 Закона № 212-ФЗ).

      Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года и календарный год (он же –  расчетный период).

      Сроки сдачи расчетов в ФСС останутся  без изменений. До 15 числа первого календарного месяца следующего за отчетным периодом.

      В ПФР отчет по начисленным и  уплаченным взносам в ПФР и  в ФОМС будет сдаваться ежеквартально  до 1 числа второго календарного месяца следующего за отчетным периодом (п.9 ст.15 Закона № 212-ФЗ). Представление расчетов по итогам календарного года не предусмотрено. Следовательно, отчитываться по страховым взносам плательщик будет четыре раза в год указанные выше сроки, т.е. до 1 мая, 1 августа, 1 ноября, 1 февраля.

      Расчет  по начисленным и уплаченным взносам плательщики, не производящие выплат физическим лицам, подают в территориальный орган ПФР до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом по форме, которая утверждается органом исполнительной власти (ч. 5 ст.16 Закона № 212-ФЗ).

      Персонифицированный учет. Отчетность за 2009 год следует представить до 1 марта 2010 года по старым правилам.

      В 2010 году отчетными периодами будут  признаваться полугодие и календарный год, соответственно, сведения необходимо будет подать до 1 августа 2010 года и до 1 февраля 2011 года (п. 12 ст. 37 Закон № 213-ФЗ).

      С 2011 года отчетными периодами признаны первый квартал, полугодие, девять месяцев  и календарный год (ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27- в редакции подп. «б» п. 1 ст. 12 и п. 4 ст. 41 Закона № 213-ФЗ). И отчетность представляется ежеквартально до 1 числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (п. 3 ст.12 Закона № 213-ФЗ, п.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27 – ФЗ).

      Вместе  с индивидуальными персонифицированными сведениями страхователь обязан представлять итоговые сведения о начисленных  и уплаченных страховых взносов  в целом за всех работающих у него застрахованных лиц. Данное положение вступает в силу с 1 июля 2010 года (п. 3 ст. 41 Закона № 213-ФЗ).

      Начиная с 2011 года страхователь при представлении сведений на 50 и более работающих у него лиц за предшествующий отчетный период должен подать документы в электронном виде и с применением электронной цифровой подписи (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ). Электронный формат отчета утверждается ПФР (П.3 ст. 12 Закона № 213-ФЗ).

      До 1 марта следующего года обязаны  представить сведения физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы (абз. 1 п.5 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

      Проверки  выездные (камеральные). В законе определены полномочия ПФР и ФСС при выездных и камеральных проверках. Они аналогичны тем, которые имеют в данный момент налоговые органы при проверках ЕСН. Проверки могут быть назначены по решению руководства не чаще чем раз в три года (п.10 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).

      ПФР будет проверять не только правильность исчисления взносов и своевременность  их уплаты, но и предоставление сведений персонифицированного учета.

      Страхователи  обязаны обеспечить в течение  шести лет сохранность документов, подтверждающих исчисление и уплату сумм страховых взносов (пп. 6 п. 2 ст. 28 Закона № 212-ФЗ).

      Максимальное  время длительности выездной проверки – два месяца. Правда, сотрудники фонда вправе приостановить проверку на шесть месяцев, а в исключительном случае – еще на три. По окончании ревизоры составляют акт, а затем и решение о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении.

      Камеральная проверка каждого представленного  расчета будет проходить в  течение трех месяцев. Если сотрудники фонда обнаружат ошибки или несоответствия, потребуют, чтобы плательщик предоставил  пояснения либо внес исправления. Если корректировки не устроят проверяющих, составляется акт, а затем выносится решение о привлечении к ответственности страхователя либо об отказе в привлечении.

      Обжаловать  решение сотрудников фонда по выездной или камеральной проверке можно будет и в вышестоящий  орган либо сразу в суд – на усмотрение страхователя.

      За  неподачу расчетов установлена  ответственность:

      - при просрочке до 180 дней –  за каждый месяц 5 % от суммы  взносов к уплате, но не более  30 % и не менее 100 руб.;

      - при просрочке более 180 дней  штраф составит 30 % взносов к уплате по расчету и 10 % за каждый месяц, начиная со 181 дня, всего не менее 1000 руб.

      Неуплата  или неполная уплата сумм страховых  взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 % неуплаченной суммы (при  наличии умысла – 40 %). При ошибке в КБК взносы не будут считаться уплаченными, даже если они попали в нужный фонд (подп. 4 п. 6 ст. 18 Закона № 212-ФЗ).

      В случаях обнаружения плательщиком ошибок (приводящих к занижению суммы  взносов) плательщик должен представить  в орган контроля уточненных расчет. Порядок его подачи аналогичен тому, который содержится в статье 81 НК РФ.

      Зачет излишне уплаченных взносов в  один фонд в счет погашения недоимки в другой невозможен, несмотря на то, что ПВР будет контролировать взносы и в ПФР, и в ФОМС (ч.21 ст.26 Закона № 212-ФЗ).

      Пособие по временной нетрудоспособности за первые два дня по-прежнему будет выплачиваться за счет средств работодателя (ст.3 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

      В связи с введением базовой  суммы, выше которой взносы не начисляются, с 2010 года установлен новый порядок определения предельного размера пособий. Средний дневной заработок, используемый при расчете данных пособий, не может превышать среднего дневного заработка, исчисленного следующим образом: предельная величина базы для начисления страховых взносов, разделенная на 365 (новый п.3.1 ст.14 Закона от 29.12.2006 № 355-ФЗ). Поскольку в 2010 году предельная величина базы равна 415 тыс.руб., средний дневной заработок для расчета указанных пособий в 2010 году составит 1136 руб. 99 коп. (415000 руб./365). Эту предельную величину должен иметь в виду каждый страхователь, у которого работает застрахованный, при дальнейших расчетах указанных пособий.

      С указанного ограничения максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности установлен как размер пособия в процентах к максимальному заработку, утрата которого на период временной нетрудоспособности страхуется и с которого перечислялись страховые взносы. Максимум при страховом стаже до 5 лет составит 20750 руб. (415000./12 мес. × 60 %), от 5 до 8 лет – 27666 руб. (415000 руб./12 мес. × 80 %); 8 и более лет – 34583 руб. (415000 руб. / 12 мес. × 100 %).

      Максимальный  размер пособия по беременности и  родам за полный календарный месяц  составит 34583 руб. (прежде – 25390 руб.).

      Ежемесячное пособие по уходу за ребенком с 2010 года, как и ранее, выплачивается в размере 40 % от среднего заработка. При его расчете среднедневной заработок умножается на 30 ,4 (среднемесячного числа календарный дней в году).

      Максимальный  размер остался прежним – 1500 руб. по уходу за первым ребенком, 3000 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми (абз. 3 п. 1 ст.15 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ). В случае ухода за двумя или более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер пособия суммируется. В таком случае оно не должно превышать 100 % среднего заработка, но не может быть меньше суммированного минимального размера (п.2 ст.11.2 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

      Однако  ограничение по максимальному размеру  данного пособия в 7192 руб. отменено. Теперь при расчете данного среднего заработка учитывается максимальная величина базы, на которую начисляются взносы, деленная на 12 (п.5.1 ст.14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Максимальный размер пособия по уходу в 2010 году не должен превышать 13833 руб. Эта величина рассчитана с учетом предельной базовой величины – 415000 руб./12 мес. × 40 % = 13833,33 руб. За неполный месяц ухода пособие выплачивается пропорционально количеству календарных дней в месяце ухода за ребенком, включая нерабочие праздничные дни. Такой порядок расчета указан в новых статьях 5.1 и 5.2 ст.14 Закона № 255-ФЗ в редакции статьи 34 Закона № 213-ФЗ.

Информация о работе Страховые взносы во внебюджетные фонды