Страховые риски

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 14:39, контрольная работа

Краткое описание

Точное измерение риска возможно математическим путем с помощью теории вероятности и закона больших чисел. По своей сущности риск является событием с отрицательными, особо невыгодными экономическими последствиями, которые, возможно, наступят в будущем в какой-то момент и в неизвестных размерах.
Всякий конкретный риск представляет собой только возможность наступления определенного неблагоприятного события.

Оглавление

Страховой риск: понятие, виды 3
Страхование грузов 13
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

страховое дело.docx

— 43.41 Кб (Скачать)

Особые (специальные) риски, по которым  устанавливаются лимиты собственного удержания страховщика, составляют еще одну самостоятельную категорию (риск войны).

Крупные риски, риски, связанные со стихийными бедствиями, и особые риски - это три категории рисков, к  страхованию которых нужен специфический  подход. Единичные, индивидуализированные  естественным образом, относительно малочисленные, крупные риски легко распознаваемы.

Страховщик не имеет возможности  точно оценить крупные риски, установить ущерб и тарификацию, как в случае массовых рисков. Такие  риски требуют мобилизации очень  крупных страховых сумм для их покрытия, полностью взять на себя которые не в состоянии ни отдельный  страховщик, ни даже целый национальный рынок страховых услуг. Эта проблема приводит национальные рынки к необходимости  объединения усилий с целью увеличения емкости для покрытия потенциальных  рисков (создание страховых пулов, перестрахование).

Деятельность промышленного предприятия  также связана с непредвиденными  обстоятельствами, которые могут  привести к авариям и катастрофам.

По мере развития производства непрерывно растет доля затрат на обеспечение  его безопасности и достижение приемлемого  уровня риска. Однако всегда имеется  опасность возникновения таких  нежелательных явлений, как взрыв, пожар и т.п., которые наносят предприятию значительные убытки и нарушают его сбалансированный бюджет. При этом убытки предприятия связаны не только с потерей имущества, сырья и материалов. Возникает потребность в дополнительных транспортных расходах, появляются затраты, связанные с перерывом в работе предприятия, возникают убытки из-за нарушения деловых взаимоотношений.

Зачастую имущественные ущербы промышленных предприятий связаны  с чрезвычайными ситуациями, причиной которых являются катастрофы. В настоящее  время под катастрофами во многих отраслях знаний понимают скачкообразные изменения, возникающие в виде внезапного ответа системы на плавное изменение  внешних условий. Под чрезвычайной ситуацией понимается любое изменение  сочетаний условий и обстоятельств  жизнедеятельности общества, приводящие к человеческим жертвам, материальным потерям и нарушению окружающей природной среды. Обычно чрезвычайные ситуации подразделяют на две группы:

1) чрезвычайные ситуации, обусловленные  стихийными бедствиями;

2) чрезвычайные ситуации, обусловленные  техногенными авариями.

Возмещение материального ущерба, причиненного стихийными бедствиями, производственными авариями и катастрофами, составляет одну из главных задач  страховщика.

Техногенная авария - это выход  из строя, повреждение какого-либо механизма, машины, внезапная остановка или  нарушение производственного процесса на промышленном объекте, транспорте, следствием чего является повреждение  или уничтожение материальных ценностей. Многие экстремальные ситуации на предприятиях обусловлены человеческими ошибками.

Наиболее часто происходят аварии на больших технологических системах (в частности, на изделиях ракетно-космической  техники), что вызвано увеличением  их числа, сложности, мощности агрегатов.

Существенные ущербы, наносимые  производственно-необходимому оборудованию, как правило, приводят к значительным убыткам. Производственные мощности не могут после наступления ущерба нормально функционировать, возникают  дополнительные затраты и потери дохода вследствие нарушения или  приостановки производственного процесса. Особенно наглядны последствия при  таких значительных событиях, как  пожар, взрыв и природные катастрофы. Но и в процессе эксплуатации машин, при монтажных работах или  на транспорте возникают такого рода последствия, когда работа, услуга и  соответственно поставка не могут быть выполнены по плану и своевременно.

Если где-то в производственном процессе наступает имущественный  ущерб, то в большинстве случаев  он ведет одновременно к нарушению  производства и приостановке производственных процессов на неповрежденных сооружениях, что приводит к неполучению дохода. Риск неполучения дохода всегда имеет  первопричину в имущественных ущербах. Последние возникают внутри предприятия  как экономической единицы, негативно  отражаются на его доходе, приводят к так называемым ущербам обратного  воздействия, если имущественный ущерб  по технологической цепочке распространяется на другие производственные части.

Ущербы, которые наступают за пределами  предприятия, также оказывают влияние  на процесс производства. Возможные  источники ущерба - поставщики важнейших  видов продукции или клиенты, которым поставляют значительное количество продукции. В этой связи говорят  об ущербах, имеющих обратную силу. Ключевыми вопросами риска неполучения  дохода являются:

1) вид и величина возможных  имущественных ущербов: при этом  значительную роль играют взаимозаменяемость  зданий, сооружений, оборудования или  товаров (склад запасных частей);

2) возможность преодоления имущественного  ущерба через имеющиеся возможности  переналадки оборудования или  производственной замены в сооружениях  и процессах;

3) период времени, за который  снова достигается первоначальный  уровень производства.

При этом говорят о технической  готовности производства (оборудование, машины и сооружения, затронутые ущербом, отремонтированы и готовы к производству) или о коммерческой готовности (предприятие  снова работает без помех и  получает такой же доход, как и  до ущерба).

Предприятие, которое развивает, изготавливает, импортирует и сбывает продукт, является ответственным не только за его качество в смысле пригодности  и работоспособности. Совершенно особенным  признаком продукта является надежность. Дефектная продукция приводит к  ответственности производителя. Ответственность  за продукт охватывает правовую ответственность  изготовителя за материальный, имущественный  и персональный ущерб, который причиняется  потреблением дефектного продукта.

К ответственности производителя  относится также ответственность  за услуги, если они вызывают имущественный  и персональный ущерб. Наконец, следует  также упомянуть профессиональную ответственность и специальный  вид ответственности управления за ошибки в менеджменте.

 

 

  1. Страхование грузов

Транспортное страхование.

Под транспортным страхованием понимается совокупность видов страхования  от опасностей, возникающих на различных  путях сообщения — морских, речных, воздушных, сухопутных, смешанных. Объектами  страхования могут быть как сами средства транспорта, так и перевозимые ими грузы. Страхование грузов часто называется карго, а страхование средств транспорта — каско. 

Страхование грузов

Страхование грузов — один из наиболее распространенных видов  страховых операций. Страхователями могут выступать любые юридические и физические лица, являющиеся грузоотправителями или грузополучателями. Кто конкретно заключает договор страхования грузов, покупатель или продавец, зависит от условий поставки продукции, обусловленных ими юридических и экономических взаимоотношений сторон.

Так, в международной торговле поставка товаров морским путем  на условиях СИФвозлагает обязанность заключения договора страхования на продавца. При железнодорожных перевозках аналогичные требования предусмотрены условиями поставок "франко-станцияназначения" (до пограничной железнодорожной станции).

Другие сделки (КАФ, ФАС, ФОБ  при морских перевозках, франко-станция  отправления и др. при железнодорожных) освобождают продавца от расходов по страхованию. Следовательно, уже покупатель экономически заинтересован в страховании приобретенных товаров.

Видимо, такой характер торговых сделок утвердится со временем и между независимыми государствами, образовавшими СНГ.

Во внутренней торговле одним  из основных видов цен является "франко-станция  назначения", которая включает расходы  по доставке продукции на склад станции назначения. Однако при формировании цен на этих условиях расходы по страхованию чаще всего, к сожалению, не учитываются. Поэтому есть все основания руководствоваться принципом перехода права собственности и риска утраты стоимости продукции с покупателя на продавца.

Риск гибели или порчи  товаров в зависимости от условий  сделки переходит от продавца к покупателю: при выдаче продукции со склада продавца, при доставке ее на склад (в порт) перевозчика, при погрузке в вагон (на судно), при разгрузке продукции на станции (в порту) назначения. Следовательно, преимущественно риск понести потери лежит на покупателе. Естественно, он прежде всего заинтересован в страховании. Но договор страхования может заключаться и продавцом (по просьбе покупателя или с его согласия) с включением страховых платежей в стоимость товара.

Условия страхования грузов, используемых в международной практике и нашей внутригосударственной, имеют как общие черты, так  и определенные отличия.

Правила, применяемые страховыми организациями, предусматривают возможность  страхования грузов на условиях:

1 — "с ответственностью  за все риски"

2 — "без ответственности  за повреждение".

Страхование "с ответственностью за все риски" означает возмещение убытков от повреждения или полной гибели всего или части имущества, возникающих от любых причин (кроме особо оговоренных), а также необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию и сохранению груза, по предупреждению дальнейших его повреждений.

Исключение из этой универсальной  ответственности составляют не возмещаемые убытки, происшедшие вследствие: военных действий (военных мероприятий) и их последствий; народных волнений и забастовок; конфискации, реквизиции, ареста груза или транспортного средства, их противоправного захвата; прямого-косвенного воздействия атомного взрыва, радиоактивного заражения, связанного с любым применением атомной энергии и использованием расщепляемых материалов; умысла или грубой неосторожности страхователя или его представителя, а также вследствие нарушения кем-либо из них установленных правил перевозки, пересылки и хранения грузов; несоблюдения необходимых требований по упаковке (укупорке) грузов, отправления их в поврежденном состоянии, а также недопоставки грузов; пожара или взрыва вследствие погрузки с ведома страхователя (его представителя), но без ведома страховой организации самовозгорающихся и взрывоопасных веществ и предметов; недостачи груза при целости наружной упаковки; повреждения груза червями, грызунами и насекомыми; влияния температуры, трюмного воздуха или особых и естественных свойств груза, включая усушку. Не возмещаются также разного рода косвенные убытки.

По договору страхования "без ответственности за повреждения" возмещаются убытки от полной гибели всего или части груза, вызванной пожаром, взрывом, молнией, бурей, вихрем, другими стихийными бедствиями, крушением или столкновением перевозочных средств (поездов, судов, самолетов и т.д.), посадкой судна на мель, повреждения его льдом, провалом мостов, подмочкой груза забортной водой, аварией при погрузке, выгрузке, укладке груза, приеме судном топлива. Возмещается также ущерб вследствие пропажи транспортного средства без вести, целесообразно произведенные расходы по тушению пожара, спасанию, сохранению груза и предупреждению его дальнейших повреждений

Не возмещаются убытки в тех же случаях, что и при  страховании "с ответственностью за все риски" и, кроме того, потери вследствие отпотевания судна и подмочки груза атмосферными осадками, обесценения груза ввиду загрязнения при целости наружной упаковки, выбрасывания за борт и смытия волной палубного груза (или перевозимого в беспалубных судах), кражи или недоставки груза.

По соглашению сторон груз может быть застрахован и на иных условиях, в том числе от дополнительных рисков. Здесь может быть использован  опыт страхования другого имущества, а также международная практика страхования грузов, о которой  говорится дальше.

Груз принимается на страхование  в сумме, заявленной страхователем, но не свыше стоимости, указанной в перевозочных документах.

Ответственность страховой  организации начинается с момента, когда груз будет взят со склада в пункте отправления и продолжается в течение всей перевозки (включая перегрузки и перевалки, а также хранения на складах в пунктах перегрузок и перевалок) до тех пор, пока груз не будет доставлен на склад грузополучателя или другой конечный пункт назначения, указанный в страховом свидетельстве (полисе).

Надо отметить, что страхование  импортных грузов (заключаемое отечественными или зарубежными страховыми обществами) действует, как правило, до момента прибытия товара на пограничный пункт (порт, станцию). Для защиты груза на период дальнейшей транспортировки следует заключать другой договор страхования. Возможно при определенных условиях и непрерывное страхование грузов (по одному договору) до склада покупателя.

Договор страхования может  заключаться как по месту нахождения отправляемого груза, так и по месту его получения.

В заявлении о заключении договора должны быть указаны следующие  сведения:

—  точное название, род упаковки, число мест и вес груза;

— номера и даты коносаментов или других перевозочных документов;

Информация о работе Страховые риски