Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 09:13, контрольная работа
Конституции РФ записано, что каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Право на социальное обеспечение граждан осуществляется на практике с помощью комплекса взаимосвязанных организационных, экономических, законодательных и других мер.
Основными видами социального обеспечения являются [3,с.52]:
1. Социальное обеспечение и социальное страхование.
1.1. Организационно-экономические основы социального обеспечения и социального страхования населения
1.2. Сходство и отличия социального страхования и социального обеспечения. Преимущества каждого вида
2. Риск в страховании.
2.1 Сущность и содержание риска
2.2 Управление рисками
3. Проблемы единого социального налога и предлагаемые подходы к их решению
4. Задача
Список использованной литературы
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Страхование социально-трудовых рисков
Вариант 5
группа ЭТРп-09 СВ
Рычкова Е.Г.
Проверил преподаватель:
САРТАКОВ А.А.
План
1. Социальное обеспечение и социальное страхование.
1.1. Организационно-экономические основы социального обеспечения и социального страхования населения
1.2. Сходство и отличия социального страхования и социального обеспечения. Преимущества каждого вида
2. Риск в страховании.
2.1 Сущность и содержание риска
2.2 Управление рисками
3. Проблемы единого социального налога и предлагаемые подходы к их решению
4. Задача
Список использованной литературы
1. СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
1.1 Организационно-экономические основы социального обеспечения и социального страхования населения
В ст.39 Конституции РФ записано, что каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Право на социальное обеспечение граждан осуществляется на практике с помощью комплекса взаимосвязанных организационных, экономических, законодательных и других мер.
Основными видами социального обеспечения являются [3,с.52]:
o пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные;
o пособия по безработице, по временной нетрудоспособности, беременности иродам, многодетным и одиноким матерям, на детей, инвалидов с детства и др.;
o содержание и обслуживание детей, престарелых и инвалидов в стационарных учреждениях;
o профессиональное обучение, трудовое устройство инвалидов, медико-социальная экспертиза и реабилитация и др.
Экономическую основу соцобеспечения составляют государственный бюджет и государственное страхование, которые различаются между собой по источникам финансирования.
Одной из важных социальных функций государства является обеспечение граждан пенсиями и пособиями. Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения считается труд и его результаты.
Основаниями для пенсионного обеспечения являются: достижение соответствующего возраста и трудовой стаж или выслуга; наступление инвалидности; потеря кормильца – для нетрудоспособных членов семьи.
Одним из слагаемых системы социального обеспечения являются социальные пособия. Социальные пособия – это единая система денежных выплат отдельным категориям граждан, определенным законодательством РФ. В соответствии с законом РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлены следующие пособия:
- по беременности и родам;
- при рождении ребенка;
- по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет;
- ежемесячное пособие на ребенка и др.
Выплата этих пособий осуществляется за счет Фонда социального страхования, Пенсионного фонда и других внебюджетных фондов.
Пособия по временной нетрудоспособности работающим гражданам выплачиваются за счет средств социального страхования, по месту работы. Пособие по безработице = за счет средств государственного Фонда занятости.
Важнейшей составной частью социального обеспечения является обязательное государственное страхование. Фонд, образуемый посредством государственного социального страхования, представляет собой один из видов централизованных денежных резервов государства.
Социальное страхование – это механизм реализации социальной политики государства, основа системы социальной защиты населения. Социальное страхование в большинстве развитых стран на протяжении длительного периода остается доминантой в общей системе управления социальными рисками. И в Российской Федерации основным элементом социальной защиты населения является социальное страхование. И это объясняется тем, что социальное страхование представляет собой универсальную для рыночной экономики финансовую систему, позволяющую компенсировать действие социальных рисков за счет перераспределения части национального дохода между отдельными группами населения с учетом меры социального риска и трудового вклада каждого в формирование национального дохода. Социальное страхование обеспечивает управление социальными рисками общества на основе распределения средств, собранных для целей компенсации индивидуальных ущербов, между всеми нуждающимися членами общества. Размер индивидуальных страховых выплат определяется с учетом индивидуального вклада каждого в общий фонд.
Финансовую основу социального страхования составляют страховые отношения, условия которых являются всеобщими в рамках данного государства и носят строго обязательный характер. В отличие от других типов страхования социальное страхование является некоммерческим, т.е. не преследует цели получения прибыли [1,с.62]. Все доходы, поступающие в фонды социального страхования, в том числе и получаемые от инвестирования временно свободных средств, должны направляться только на социальные цели. Финансирование всех видов социального страхования основано на страховых взносах работодателей, работников, самозанятого населения.
Современная система государственного страхования в России включает: страхование старости; страхования инвалидности; потери кормильца; временной нетрудоспособности; по беременности и родам; в случае безработицы; медицинское страхование.
Совершенствование социального страхования в условиях рыночной экономики должно предусматривать отделение страховых платежей от налогов, введение дифференцированных размеров страховых взносов на государственное социальное страхование в зависимости от степени опасности, вредности, тяжести работ и состояния условий труда.
1.2 Сходство и отличия социального страхования и социального обеспечения. Преимущества каждого вида
Социальное страхование и социальное обеспечение в совокупности определяют место и главенствующую роль в системе управления социальными рисками. По ряду существенных признаков социальное страхование принципиально отличается от государственного социального обеспечения.
Социальное страхование использует принцип ограниченной эквивалентности в зависимости от нуждаемости, но с учетом индивидуального участия в финансировании выплат. Тогда как государственное социальное обеспечение основано на принципе солидарности в формировании и использовании финансовых фондов в зависимости от нуждаемости, но без учета индивидуального участия в финансировании выплат.
Социальное страхование носит обязательный характер и направлено на защиту работающих граждан и членов их семей (иждивенцев) от универсальных социальных рисков, связанных с потерей трудового дохода. Государственное соцобеспечение защищает нетрудоспособных граждан и граждан, прошедших тест на нуждаемость, от специальных рисков, связанных со снижением дохода ниже минимальных государственных гарантий.
Источником финансирования в государственном соцобеспечении являются налоги и другие бюджетные поступления, тогда как в социальном страховании это обязательные страховые взносы работников, работодателей с привлечением при необходимости финансовых средств государства.
Право на страховые выплаты при социальном страховании имеют работающие граждане при наличии покрываемых социальных рисков, но при соблюдении определенных условий уплаты взносов (страховой, трудовой стаж и т.п.). Право на социальные выплаты в социальном обеспечении имеют нетрудоспособные граждане и нуждающиеся граждане по результатам проверки нуждаемости при наличии последствий действия социальных рисков, что является немалым преимуществом перед системой социального страхования.
В социальном страховании в определенной, но не в полной мере используется принцип эквивалентности между страховыми взносами и выплатами. Чем больше соблюдается принцип эквивалентности страховых взносов и социальных выплат, тем ближе финансовый механизм социального страхования к «страховому» механизму. Но если больше используется принцип солидарности в противовес эквивалентности, тем ближе механизм социального страхования к государственному социальному обеспечению [1,с.63].
Социальное страхование представляет собой не только отдельный элемент социальной защиты населения, но и является особой финансовой системой. В широком понимании как компонент системы финансов социальное страхование представляет собой совокупность отношений, посредством которых осуществляется перераспределение национального дохода в целях компенсации действия социальных рисков. Содержание социального страхования заключается в создании целевых фондов денежных средств, используемых для социальной защиты населения.
2. РИСК В СТРАХОВАНИИ
2.1 Сущность и содержание риска
В основе страхования находится понятие риска как случайного события, приводящего к ущербу. В определении риска выделяют три этапа.
1. Риск определяется в самом общем виде как вероятностное распределение результатов хозяйственных действий субъекта. Различность этих результатов следует из неопределенности факторов внешней среды и неполноты информации, которая свойственна принятию решений.
Неопределенность воздействий внешней среды выражается в том, что предполагаемые результаты совершения каких-либо действий становятся часто недостижимыми из-за влияния случайных факторов. Случайные внешние факторы:
o естественная среда (стихийные бедствия);
o техническая среда (сбой технических средств, например энергообеспечения);
o хозяйственная среда (действия конкурентов и потребителей);
o общественная среда (изменение законодательства).
Так как все влияния внешней среды нельзя полностью предусмотреть, то можно считать их случайными факторами.
При принятии решения невозможно владеть всей информацией о процессе и тех факторах, которые могут оказать воздействие на ожидаемые результаты. При совмещении обоих этих факторов неопределенности результатов получается, что эффект действий недостаточно определен и взаимосвязь между действием и результатом недостаточна. В итоге принимаемое решение ведет не к одному определенному результату, а к вероятностному распределению возможных результатов. В этом множестве результатов и заключается риск для лиц, принимающих решение.
Распределение вероятностей характеризуется ожидаемым значением результата и разбросом этих значений. Ожидаемое значение – это средневзвешенная всех ожидаемых результатов, где весами служат их вероятности. Разброс показывает меру отклонений действительных результатов от ожидаемых и измеряется показателями дисперсии, стандартного отклонения и коэффициентами вариации.
Второй этап определения риска – это плановые ожидания субъекта, принимающего решения.
2. Риск определяется как отклонение фактических результатов от ожидаемых. Это зависит от принятия многих решений хозяйствующего субъекта. При этом хозяйствующий субъект стремится к достижению поставленных целей, но фактические результаты отклоняются от ожидаемых значений в ту или иную сторону, и эти отклонения являются выражением риска. Здесь риск определяется и как вероятность достижения ожидаемого результата относительно вложения средств или постановки целей.
Но распределение вероятностей всех результатов хозяйственных решений практически невозможно рассчитать. Кроме того, отклонения в лучшую сторону от ожидаемых значений психологически не воспринимается как риск. Совокупность результатов хозяйственных решений складывается из множества частных результатов, которые могут касаться дохода и платежей, издержек, имущества и т.д. Каждый из этих результатов характеризуется собственными рисками и вероятностным распределением значений. И при соединении всех этих значений вероятностей получается эффект выравнивания рисков, т.е. неблагоприятные результаты одних действий предпринимателя могут перекрываться положительными результатами других его решений. Но для настоящего успеха в делах необходимо проводить подробный анализ рисков и соответствующие действия по отношению к отдельным рискам.
3. Риск как распределение вероятностей неблагоприятных результатов. Зависит от оценки ожидаемых значений и фактических отклонений, которые оцениваются в экономических показателях: например, потери дохода из-за простоя предприятия, непредвиденные расходы. Все это ущербы для предпринимателя.
Распределение ущербов имеет форму убывающей кривой, которая показывает, что мелкие ущербы происходят чаще, чем крупные.