Страхование предпринимательских рисков

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 18:17, реферат

Краткое описание

Риск - это возможное в будущем качественное или количественное ухудшение состояния какого-либо объекта. Именно ухудшение, поскольку для случаев улучшения состояния применяется слово "шанс". Всякий объект в этом мире подвержен влиянию множества других объектов и явлений, которые называются факторами. В результате такого влияния и происходят изменения состояния защищаемого нами объекта. Однако факторов много, влияние их происходит по сложным законам, и этого полно и точно нам никогда не узнать. Так в окружающем нас мире появляется неопределенность. Неопределенность касается того, что мы не можем полно и точно знать: какие факторы влияют на объект, как это влияние отразится на его состоянии, когда и как изменится этот объект.

Оглавление

Введение 3
1.Понятие и сущность рисков 4
2.Страхование рисков 6
2.1.История хеджа. 7
Заключение 11
Список использованной литературы 13

Файлы: 1 файл

Страхование предпринимательских рисков рисков.docx

— 37.81 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение 3

1.Понятие и сущность рисков 4

2.Страхование рисков 6

2.1.История хеджа. 7

Заключение 11

Список использованной литературы 13

 

                                                                    Введение                                                                                                                                                    Риск - это опасность! Если мы говорим: "Есть риск упасть!", то это означает, что есть опасность падения. Опасность же означает, что в какой-то будущий момент времени может наступить такое событие, могут так сложиться обстоятельства или так измениться ситуация, что Ваше состояние ухудшится (в нашем примере - это ушиб или синяк на коленке). Риск - это возможное в будущем качественное или количественное ухудшение состояния какого-либо объекта. Именно ухудшение, поскольку для случаев улучшения состояния применяется слово "шанс". Всякий объект в этом мире подвержен влиянию множества других объектов и явлений, которые называются факторами. В результате такого влияния и происходят изменения состояния защищаемого нами объекта. Однако факторов много, влияние их происходит по сложным законам, и этого полно и точно нам никогда не узнать. Так в окружающем нас мире появляется неопределенность.  Неопределенность касается того, что мы не можем полно и точно знать: какие факторы влияют на объект, как это влияние отразится на его состоянии, когда и как изменится этот объект.    По поводу будущего мы можем только строить предположения, поэтому риск всегда измеряется степенью вероятности того, что состояние какого-либо объекта ухудшится в будущем до конкретных величин. 
Понятие "риск" неразрывно связано с хозяйственной деятельностью человека и насчитывает столько же лет, сколько существует цивилизация. Его существование связано с невозможностью во многих случаях со 100% уверенностью предвидеть наступление тех или иных событий, которые могут не зависеть от наших желаний, действий, поступков. Несмотря на то, что риск присутствует практически во всех сферах человеческой деятельности, точно сформулировать его определение достаточно сложно. В общем смысле под риском понимают возможность наступления некоторого неблагоприятного события, влекущего за собой возникновение различного рода потерь (например, получение физической травмы, потеря имущества, ущерб от стихийного бедствия и т.д.). Предпринимательская деятельность, осуществляемая в жестких условиях рыночной экономики, также не является исключением. Будет ли устойчивым спрос на новую продукцию? Какова будет стоимость акций через определенный промежуток времени? Сможет ли заемщик в срок вернуть кредит? Наступит или нет страховой случай? Точные ответы на эти и многие другие вопросы часто не могут быть известны наперед. Риск бизнеса в условиях рынка - своеобразная плата за свободу предпринимательской деятельности. В зависимости от степени детализации и выбранного подхода могут быть сформулированы различные определения предпринимательского риска. Одним из наиболее распространенных является подход, согласно которому риск интерпретируется как возможность отклонения фактических результатов проводимых операций от ожидаемых (прогнозируемых). Чем шире диапазон возможных отклонений, тем выше риск данной операции. В своей работе я хочу раскрыть сущность рисков ,а также рассмотреть один из самых  важных инструментов в минимизации рисков – страхование или другими словами хеджирование.

                                              1.Понятие и сущность рисков

 

Определение риска как  деятельности субъектов хозяйственной  жизни не вполне корректно.

Риск - ситуативная характеристика деятельности любого субъекта рыночных отношений, отображающая неопределенность ее исхода и возможные неблагоприятные (или, напротив, благоприятные) последствия в случае неуспеха (или успеха). Сущность риска состоит в возможности отклонения полученного результата от запланированного. Однако полученный результат может отклоняться от запланированного и в положительную сторону. Следовательно, можно говорить не только о риске потерь, но и о риске выгоды.

Таким образом, можно выделить две позиции относительно сущности риска. Первая состоит в том, что риск рассматривается в виде возможного ущерба от реализации того или иного решения, в виде финансовых, материальных и иных потерь. Вторая позиция выражается в том, что риск рассматривается с точки зрения возможной удачи, получения доходов или прибыли в результате реализации решения. Риск в данном определении рассматривается как ситуация. Чем же ситуация отличается от деятельности? Ситуация - совокупность обстоятельств, положение, обстановка. Cитуация включает как совокупность событий, приведших к данному исходу в результате деятельности человека, так и объективно действующие факторы. На данном этапе нашего исследования определим риск как ситуацию. Рассмотрим, какие признаки присущи ситуации риска. Функционированию и развитию многих экономических процессов присущи элементы неопределенности. Это обуславливает появление ситуаций, не имеющих однозначного исходa. Понятие "ситуация риска" можно определить как сочетание, совокупность различных обстоятельств и условий, создающих определенную обстановку для того или иного вида деятельности. Если существует вероятность количественно и качественно определять степень вероятности того или иного варианта, то это и будет ситуация риска. Ситуации риска сопутствуют три условия:

  • нaличие неопределенности;
  • необходимость выбора альтернативы (в т.ч. отказ от выбора);
  • возможность оценить вероятность осуществления выбираемых альтернатив.

Ситуацию риска следует  отличать от ситуации неопределенности. Последняя характеризуется тем, что вероятность наступления результатов решений или событий в принципе неустанавливаема. Ситуацию же риска можно охарактеризовать как разновидность неопределенности, когда наступление событий вероятно и может быть определено, т.е. объективно существует возможность оценить вероятность событий, предположительно возникающих в результате осуществления хозяйственной деятельности. Стремясь снять рискованную ситуацию, субъект делает выбор и стремится реализовать его. Тем самым риск предстает моделью снятия субъектом неопределенности, способом практического разрешения противоречия при неясном (альтернативном) развитии противоположных тенденций в конкретных обстоятельствах.

             2.Источники ценового риска и необходимость хеджирования

Прежде, чем ответить на ключевой вопрос "хеджировать или не хеджировать", компания должна оценить степень своей подверженности ценовому риску. Эта подверженность имеет место при выполнении следующих условий:

  • Цены на исходные материалы (услуги) или на выходную продукцию не являются постоянными.
  • Компания не может по своему усмотрению устанавливать цены на исходные материалы (услуги).
  • Компания не может свободно устанавливать цены на выходную продукцию, сохраняя при этом объем реализации (в натуральном выражении).

Основные источники риска, связанные с возможным изменением цен:

  • Нереализованные запасы готовой продукции.
  • Непроизведенная продукция или будущий урожай.
  • Заключенные форвардные контракты.

Эффективная программа хеджирования не ставит целью полностью устранить риск; она разрабатывается для того, чтобы трансформировать риск из неприемлемых форм в приемлемые. Целью хеджирования является достижение оптимальной структуры риска, т.е., соотношения между преимуществами хеджирования и его стоимостью. При принятии решения о хеджировании важно оценить величину потенциальных потерь, которые компания может понести в случае отказа от хеджа. Если потенциальные потери несущественны (например, мало влияют на доходы фирмы), выгоды от хеджирования могут оказаться меньше, чем затраты на его осуществление; в этом случае компании лучше воздержаться от хеджирования. Как и любая другая финансовая деятельность, программа хеджирования требует разработки внутренней системы правил и процедур.  
Эффективность хеджирования может быть оценена только в контексте (бессмысленно говорить о доходности операции хеджирования или об убытках по операции хеджирования в отрыве от основной деятельности на спот-рынке)  
Что же дает хеджирование? Несмотря на издержки, связанные с хеджированием, и многочисленные трудности, с которыми компания может встретиться при разработке и реализации стратегии хеджирования, его роль в обеспечении стабильного развития очень велика.  
Происходит существенное снижение ценового риска, связанного с закупками сырья и поставкой готовой продукции; хеджирование процентных ставок и обменных курсов снижает неопределенности будущих финансовых потоков и обеспечивает более эффективный финансовый менеджмент. В результате уменьшаются колебания прибыли и улучшается управляемость производством. Хорошо построенная программа хеджирования уменьшает как риск, так и затраты. Хеджирование высвобождает ресурсы компании и помогает управленческому персоналу сосредоточиться на аспектах бизнеса, в которых компания имеет конкурентное преимущество, минимизируя риски, не являющимися центральными. В конечном итоге, хеджирование увеличивает капитал, уменьшая стоимость использования средств и стабилизируя доходы. Хедж не пересекается с обычными хозяйственными операциями и позволяет обеспечить постоянную защиту цены без необходимости менять политику запасов или заключать долгосрочные форвардные контракты. Во многих случаях хедж облегчает привлечение кредитных ресурсов: банки учитывают захеджированные залоги по более высокой ставке; это же относится к контрактам на поставку готовой продукции. Еще раз стоит отметить - хеджирование не ставит своей непосредственной задачей повышение прибыли; источником прибыли является основная производственная деятельность.

                                               3. Страхование рисков

 

Для наглядности хочу начать  с  примера, как финансовый риск вторгается в жизнь компании .

Некая  корпорация-экспортер заключает  срочный контракт на поставку товаров в Германию на общую сумму 500 тыс. евро со сроком исполнения 3 месяца. Текущий курс составляет 41,60 рублей за евро. То есть, через три месяца компания планирует получить 500 тыс. евро или по текущему курсу 20 800 тыс.рублей. Если через три месяца курс составит 41,20 рублей. за евро, то компания получит только 20 600 тыс. рублей., а ее потери составят 200 тыс. рублей. Если же курс поднимется до 41,80 рублей. за евро. - компания дополнительно получит 100 тыс. рублей.

 Что же мы видим? Компания может получить как убытки, так и дополнительную прибыль, т. е. финансовый риск может быть как отрицательный так и положительный. Если нас устраивает такой непредсказуемый результат, то хеджирование не для нас. Хеджирование для тех, кто предпочитает иметь стабильные денежные потоки. Итак, хеджирование - это страхование от неблагоприятного изменения ситуации на рынке, направленное не на получение дохода, а на снижение риска, возникающего в процессе финансовой деятельности компании. Предназначение хеджирования в том, чтобы устранить неопределенность будущих денежных потоков (как отрицательных, так и положительных), что позволит иметь полное представление о будущих доходах и расходах, возникающих в процессе финансовой или коммерческой деятельности. Таким образом, основная задача хеджирования - трансформации риска из непредсказуемых форм в четко определенные. В современной практике процесс хеджирования тесно взаимосвязан с общим управлением активами и пассивами компании и охватывает всю совокупность действий направленных на устранение или, по крайней мере, уменьшение финансовых рисков.

                                                    2.1 Инструменты хеджирования

Прежде, чем говорить о  конкретных инструментах, необходимо отметить, что когда мы употребляем  термин "хеджирование", то имеем в виду, прежде всего, цель сделки, а не применяемые средства. Одни и те же инструменты используются и хеджером и спекулянтом; разница только в их назначении.  
Хеджер заключает сделку с целью снижения риска, связанного с возможным движением цены; спекулянт сознательно принимает на себя этот риск, рассчитывая на благоприятный исход. В зависимости от формы организации торговли, все инструменты хеджирования можно разделить на биржевые и внебиржевые. Внебиржевые инструменты хеджирования - это, в первую очередь, форвардные контракты и товарные свопы. Сделки этих типов заключаются напрямую между контрагентами или при посредничестве дилера (например, дилера по свопам). Биржевые инструменты хеджирования - это товарные фьючерсы и опционы на них. Торговля этими инструментами производится на специализированных торговых площадках (биржах). Существенным моментом при этом является то, что одной из сторон в каждой сделке купли-продажи является Расчетная палата биржи, гарантирующая выполнение как продавцом, так и покупателем, своих обязательств. Основным требованием к биржевым товарам является возможность их стандартизации. К стандартизируемым товарам относятся, в первую очередь, нефть и нефтепродукты, газ, цветные и драгоценные металлы, а также продовольственные товары (зерновые, мясо, сахар, какао и т.п.). Далее стоит уделить внимание основным достоинствам и недостаткам биржевых и внебиржевых инструментов хеджирования.

Внебиржевые инструменты 

Достоинства:

  • в максимальной степени учитывают требования конкретного клиента на тип товара, размер партии и условия поставки

Недостатки:

  • низкая ликвидность - расторжение ранее заключенной сделкой сопряжено, как правило, со значительными материальными издержками;относительно высокие накладные расходы ;
  • существенные ограничения на минимальный размер партии;
  • сложности поиска контрагента;
  • в случае заключения прямых сделок между продавцом и покупателем возникает риск невыполнения сторонами своих обязательств.

Биржевые инструменты  
Достоинства:

  • высокая ликвидность рынка (позиция может быть открыта и ликвидирована в любой момент)
  • высокая надежность - контрагентом по каждой сделке выступает расчетная палата биржи
  • сравнительно низкие накладные расходы на совершение сделки
  • доступность - с помощью средств телекоммуникации торговля на большинстве бирж может вестись из любой точки планеты

Недостатки:

  • весьма жесткие ограничения на тип товара, размеры партии, условия и срок поставки

                                                         2.2.История хеджа.

             Первые попытки застраховать торговые операции (сделки) возникали еще при зарождении торговых отношений. Например, в средние века купцы, пытаясь застраховаться от неурожая, составляли контракты, в которых оговаривались определенные условия. С возникновением бирж (XVI-XVII вв.) появились срочные (форвардные) контракты, которые позволяли торговцам заранее находить контрагента и рассчитывать величину возможной прибыли независимо от колебаний рыночных цен. И хотя торговля реальным товаром с поставкой в срок возникла с целью снижения риска как для продавца, так и для покупателя, тем не менее, принципиальный риск неисполнения контракта продавцом или покупателем всегда существовал. С другой стороны, быстрый рост мировой торговли сырьем и продовольствием привел к увеличению запасов этих товаров и, соответственно, к росту массы капитала, подверженного риску неблагоприятного изменения цен. Возникла острая необходимость в страховании сделок с реальным товаром. Все это привело к созданию специальных инструментов страхования от ценовых рисков. В 1865 г. появились первые фьючерсные контракты, которые позволили торговцам застраховать свои реальные сделки. При этом часть возникающего риска взяли на себя спекулянты, рассчитывающие на возможность получения прибыли. На протяжении более чем ста лет развитие фьючерсного механизма торговли проходило исключительно в рамках рынков сырья. Однако 1970-е годы стали переломными для мировой экономики: замена старой системы стабильных валютных курсов новой, которая предусматривала плавающие курсы валют. Это привело к активному росту международных рынков капитала и развитию национальных фондовых рынков. В результате, абсолютное большинство компаний осознало, что они в той или иной степени подвержены финансовым рискам. Возникла необходимость в разработке стратегий управления рисками, что, в свою очередь, привело к ошеломляющему росту тех сегментов финансового рынка, которые предлагали защиту от рисков. Наиболее ярким примером стала фьючерсная торговля финансовыми активами (валютой, ипотекой, ценными государственными бумагами, банковскими депозитами и т. п.). В 1984 г. появились новые, менее рискованные, чем фьючерсы, инструменты хеджирования - опционы. С 1982 г. начинают проводиться биржевые сделки с контрактами, основанными на индексах акций или цен.

Информация о работе Страхование предпринимательских рисков