Страхование и его правовое регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 09:29, контрольная работа

Краткое описание

Страхование как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимым элементом социально-экономической системы общества, которое является самостоятельным звеном финансовой системы России. Актуальность темы страхование состоит в том, что оно сейчас является одной из важнейших сфер юриспруденции и экономики, но наименее изученной из всех. Страхование выступает в двух обособленных формах: в форме социального страхования (специального страхования) и собственно страхования, связанного с непредвиденными событиями.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………....3
Глава 1. Права и обязанности Федеральной налоговой службы, её ответственность……………………………………………………………...13
Права и обязанности Федеральной налоговой службы……………10
Ответственность Федеральной налоговой службы…………………13
Глава 2. Страхование и его правовое регулирование……………………..21
2.1. Понятие и основные функции страхования…………………………..18
2.2. Правовое регулирование страхования…………………………………21
Заключение…………………………………………………………………..22
Список использованной литературы………………………………

Файлы: 1 файл

Контрольная работа- Финансовое право..doc

— 115.00 Кб (Скачать)
    1. Ответственность Федеральной налоговой службы.

Ответственность органов  налоговой службы за налоговые правонарушения закреплена в ст.16 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также в гл.3 Закона РФ «О Государственной налоговой службе РСФСР».

За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами государственных налоговых инспекций своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством3. Тот или иной вид ответственности наступает в зависимости от характера правонарушения.

Ответственность за дисциплинарные правонарушения основана на общих нормах законодательства, т.е. в порядке служебного подчинения властью уполномоченного на то вышестоящего органа и регламентируется, в основном, законодательством о труде.

Суммы налогов  и другие обязательные  платежи, неправильно взысканные государственными налоговыми инспекциями, подлежат возврату, а убытки (в том числе упущенная выгода), причиненные налогоплательщику незаконными действиями государственных налоговых инспекций и их должностными лицами, возмещаются в порядке, установленном законом4. В данном случае речь идёт об обязательстве из причинения вреда, регулируемой гражданским законодательством и косвенно относящимся к налоговым правоотношениям. В качестве примера может служить дело №14-164а от 3.06.96 г., рассмотренное Арбитражным судом г. Москвы.

23.05.96 г. АОЗТ  «ФВ» обратилось в Арбитражный  суд г. Москвы с иском о  признании не подлежащими исполнению  инкассовых поручений, выставленных  АОЗТ на основании решения  ГНИ№33 от 4.08.95 г., о взыскании с АОЗТ «ФВ» 90 млн. руб. По данным выставленным инкассовым поручениям было списано в бесспорном порядке 80 млн. руб. 12.02.96 г. решением Арбитражного суда г. Москвы по делу №17-220а решение ГНИ№33 от 4.08.95 г. было признано недействительным. Однако выставленные инкассовые поручения налоговой инспекцией отозваны не были, а списанные по ним средства возвращены не были. Заслушав доводы сторон и рассмотрев материалы дела суд решил, что иск обоснован и соответствует ст. ст. 15 и 16 ГК РФ, а также ст. ст.16 и17 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и постановил взыскать с ГНИ№33 в пользу АОЗТ «ФВ» всю сумму денежных средств, списанных ГНИ в бесспорном порядке по инкассовым поручениям.

Рассмотрим  несколько составов налоговых правонарушений, свойственных налоговым органам, т.е. субъектами составов данных правонарушений выступают налоговые органы и их должностные лица.5

Незаконное  освобождение от уплаты налогов, т.е. полное или частичное освобождение налогоплательщика  от выполнения обязательств по уплате налога путём предоставления льгот или сложения недоимки, если эти действия совершены с превышением установленных законом полномочий должностного лица, либо с нарушением установленных законом оснований и процедур 6.

Объектом данного  правонарушения является система налогов, установленная законодательством, за исполнением которой и должны следить налоговые органы.

Составы правонарушений перечисленных ниже имеется одинаковый объект правонарушения - это права  и свободы налогоплательщиков, на основании этого признака правонарушения были объединены в одну группу.7

Незаконное  воспрепятствование хозяйственной  деятельности налогоплательщика, здесь  имеется в иду незаконный отказ  должностным лицом налогового органа в постановке на налоговый учёт, в выдаче разрешения или иного документа, необходимого для открытия счёта в банке или ином кредитном учреждении, незаконное приостановление операций налогоплательщика по счетам в банках или иных кредитных учреждениях или незаконное наложение ареста на имущество налогоплательщика, а также незаконное осуществление должностным лицом налогового органа контрольных действий приёмами и способами, существенно затрудняющими осуществление налогоплательщиком его обычных деловых операций, незаконное требование к расширению видов и объёмов учётных действий и отчётных документов.

Отказ от консультации или непредставление консультаций, т.е. отказ должностного лица налогового органа представить налогоплательщику или другому участнику налоговых правоотношений бесплатную письменную консультацию о порядке и условиях налогообложения, о его правах и обязанностях, либо непредставление такой консультации в установленный срок.

Разглашение налоговой  тайны, т.е. незаконное использование  или передача другому лицу сведений, составляющих в соответствии с законодательством  налоговую тайну, ставших известными должностному лицу налогового органа или иному лицу в связи с выполнением им своих профессиональных либо должностных обязанностей.8

Следующий состав правонарушения имеет объект в виде системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика, упоминавшейся  в параграфе первом второй главы  данной работы.

Незаконная  выдача документа, т.е. выдача документа, имеющего юридическое значение, с  нарушением установленного законом  требования проверить факт предварительной  уплаты налога лицом, получающим документ, если эти действия не могут квалифицироваться  как соучастие в уклонении от уплаты налога.

Меры уголовной  ответственности к самим налоговым  органам применяться не могут, а  к должностным лицам налоговых  органов меры уголовной ответственности  применяются на общих основаниях.

 

 

 

Глава 2. Понятие  и основные функции страхования.

«Страхование- отношения по защите интересов физических и юридических лиц Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков» (из ст. 2 Федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от 10 декабря 2003 г.).

Страховой фонд представляет собой резерв материальных или денежных средств, предназначенный для возмещения ущербов. Денежная форма более предпочтительна в силу своей универсальности. Источниками формирования страхового фонда являются платежи населения, предприятий, организаций, взимаемые на обязательной или добровольной основе. Создание целевых денежных фондов для страхования, управление ими и их распределение представляют собой часть системы финансовых отношений.9

Различают следующие формы организации страховых фондов общества:

  • государственные страховые фонды (фонды государственного социального страхования);
  • частные страховые фонды (фонды финансово-кредитных учреждений, страховых организаций и т.п.).

Государственные страховые фонды- это фонды социальной поддержки населения, создаваемые за счет обязательных платежей юридических лиц и работающих граждан. Такие средства используются в строгом соответствии с установленными нормативами и при наличии определенных условий для материального обеспечения граждан при наступлении нетрудоспособности, старости и в других предусмотренных законом случаях.

Экономическое содержание страхования- это совокупность особых перераспределительных отношений по поводу формирования за счет денежных взносов участников целевых страховых фондов и их использования для возмещения ущерба и оказания помощи участникам страхования при наступлении страхового случая.

Важно отметить, что роль страхования не исчерпывается одним только фактом материального и имущественного обеспечения в предусмотренных случаях. Устраняя момент риска, страхование дает возможность физическому или юридическому лицу действовать с еще большей уверенностью, дает определенный стимул и способствует развитию производительных сил.

Но нельзя не сказать, что в основном страхователи стремятся к получению денежной компенсации за нанесенные им убытки, причем размер компенсации должен покрывать расходы и превышать размер страхового взноса. Страховая выплата часто выступает для страхователя единственным спасением и выходом из сложившейся ситуации. Но страхование также может выступать как определенный способ получения частичной прибыли, например накопительное страхование.

Страховщиком же преследуется цель извлечения прибыли, так как страхование для него- вид предпринимательской деятельности, который является таковым, потому что не по каждому договору страхования наступает страховой случай, а страховые премии начисляются по каждому договору, что позволяет создать определенный фонд для страховых выплат. Наступление страховых случаев имеет вероятностный характер. Вероятность складывается из анализа определенных событий и играет большую роль при вычислении величины страховой премии.10

Использование механизмов перестрахования и сострахования позволяет страховщику избежать части риска, возложенного на него, путем распределения его на вступивших в отношения сострахователей или перестрахователей. Благодаря этому в несении тягот относительно конкретного страхового случая принимают участие и все остальные участники гражданского оборота, втянутые в оказание страховых услуг.

Функции страхования можно рассматривать на микроэкономическом и макроэкономическом уровнях. На микроэкономическом уровне это функции: рисковая, сберегательно - накопительная, облегчения финансирования, предупредительная и возможности концентрации внимания на нестрахуемых рисках.

Рисковая функция состоит в том, что страхователь через страхование перекладывает финансовые последствия определенных рисков на страховую организацию.

Сберегательно- накопительная функция страхования выполняет важную социальную роль, обеспечивая сохранение здоровья и накопление средств для поддержания приемлемого уровня жизни при утрате трудоспособности.

Функция облегчения финансирования имеет несколько аспектов. Во-первых, страхователь при наступлении страхового случая получает средства, компенсирующие понесенный им ущерб на условиях, предусмотренных в договоре страхования. Во-вторых, страховые взносы предприятие может в определенной мере включать в издержки, т.е. в цену своих товаров или услуг. В-третьих, страхование имущества и ответственности является, как правило, необходимым условием для получения кредитов. Страхование недвижимости и жизни заемщика является условием для получения ипотечного кредита физическим лицом для строительства или приобретения дома или квартиры.

Предупредительная функция страхования состоит в том, что при заключении договора страхования андеррайтер страховой организации проводит оценку риска и предлагает систему мер предупредительного характера, позволяющих контролировать уровень риска на объекте страхования.

Функция возможности концентрации внимания на нестрахуемых рисках обеспечивается тем, что при заключении договора страхования предприниматель избавляет себя от многих беспокойств и может полностью обратиться к анализу рисков рыночной конъюнктуры и к вопросам стратегического менеджмента своего предприятия. На макроэкономическом уровне выделяют следующие функции страхования:

  • обеспечения непрерывности общественного воспроизводства;
  • освобождения государства от дополнительных расходов;
  • стимулирования научно-технического прогресса;
  • защиты интересов пострадавших лиц в системе отношений гражданской ответственности;
  • концентрации инвестиционных ресурсов  и  стимулирования экономического роста.

Функция обеспечения непрерывности общественного воспроизводства состоит в том, что страхование создает финансовые условия для быстрого восстановления и возобновления деятельности предприятий, пострадавших в результате наступления страховых случаев. Единственный способ противостояния этой опасности- наличие необходимых страховых фондов.11

Функция освобождения государства от дополнительных расходов обеспечивается наличием страховых фондов. Без них все расходы, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий, аварий, взрывов и иных бедствий, ложатся на государство, которое имеет в своем распоряжении лишь весьма ограниченные средства государственного бюджета и внебюджетных фондов.

Функцию стимулирования научно-технического прогресса страхование выполняет двояким образом. Во-первых, страховые организации (СО) фиксируют внимание своих корпоративных клиентов на опасных элементах технологий и продуктов, стимулируя их устранение. Во-вторых, страховые организации собственными усилиями и через фонды предупредительных мероприятий осуществляют финансирование соответствующих разработок, направленных на совершенствование продуктов и технологий в целях повышения степени их безопасности.

Функция защиты интересов пострадавших лиц в  системе отношений гражданской ответственности обеспечивается через страхование гражданской ответственности физических и юридических лиц за ущерб, причиненный третьим лицам.

Информация о работе Страхование и его правовое регулирование