Современное состояние и перспективы развития страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 20:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является определение современного состояния рынка страховых услуг в России, тенденций его развития и разработка теоретически обоснованных мероприятий, направленных на совершенствование страхования.
Актуальность и цель работы предопределили необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы функционирования рынка страховых услуг, в частности его место в финансовой системе, функции и структуру;
- определить современное состояние российского страхового рынка и рынков стран с развитой рыночной экономикой;
- проанализировать существующие на сегодняшний день проблемы функционирования рынка страховых услуг и пути их решения.
- рассмотреть перспективы развития страхования в РФ.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..2
1. Теоретические основы функционирования рынка страховых услуг…...5
1.1. Сущность и содержание рынка страховых услуг………………………… 5
1.2 Характеристика рынка страховых услуг…………………………………… 9
1.3 Зарубежный опыт функционирования рынка страховых услуг на примере стран с развитой рыночной экономикой …………………………………….. 14
2. Анализ состояния рынка страховых услуг в России…………………….. 20
2.1 История развития рынка страховых услуг в России …………………….. 20
2.2 Анализ основных отраслей страхования в России………………………. 24
2.3 Выявление проблем функционирования рынка страховых услуг в
России …………………………………………………………………………... 27
3. Тенденции развития рынка страховых услуг в России …………………... 33
3.1 Совершенствование рынка страховых услуг в России………………… 33
3.2 Пути решения проблем функционирования рынка страховых услуг в России …………………………………………………………………………. 36
Заключение ……………………………………………………………………... 41
Список источников …………………………………………………………….. 43

Файлы: 1 файл

Национальная экономика.doc

— 330.00 Кб (Скачать)

- "входной" баланс для вновь созданных страховщиков или текущую финансовую отчетность, включая расчет соответствия активов и обязательств, для действующих;

- план развития страховых операций на ближайшую перспективу (в разных странах на 1-3 года), отражающий предполагаемые объемы поступлений по видам страхования, а также планируемые активы в покрытие обязательств по заключаемым договорам;

- правила или условия страхования по видам страхования;

- типовые формы договоров страхования;

- математически и статистически обоснованные системы тарифных ставок;

- порядок формирования и размещения страховых резервов, а также в некоторых странах условия осуществления предупредительных мероприятий;

- планы перестрахования, в том числе иногда (например, в Великобритании) с приложением договоров перестрахования;

- сведения об управленческом составе компании и (в некоторых странах, в частности в Великобритании и США) сведения о предполагаемых посредниках и каналах сбыта.

Кроме того, в некоторых странах (в частности, в Великобритании, Германии и др.) при обращении за лицензией новые компании предоставляют документы, подтверждающие, что в компании должности руководителей и ключевых сотрудников занимают специалисты, по своей профессиональной подготовке, соответствующие требованиям национального и международного страхового рынка, не подвергавшиеся судебным преследованиям в связи с нарушениями законодательства. Иногда даже требуется представить рекомендательное письмо от какого-либо известного в финансово-кредитной сфере лица.

Регулированию на стадии лицензирования подвергается, прежде всего, страховой продукт. Основу этого процесса составляет утверждение условий страхования. К решению этой задачи есть два принципиальных подхода. Первый – утверждение правил каждой страховой компании в индивидуальном порядке. Такое положение существует сейчас в США и других странах, а также в России. Второй подход – работа всех страховщиков на основе типовых правил по каждому виду страхования. Если компания хочет проводить страхование рисков, не предусмотренных типовыми правилами, ввести дополнительные условия или заниматься новым видом страхования, по которому нет типовых правил, она может в установленном порядке подать документы на утверждение специальных условий страхования.

На стадии лицензирования осуществляется регулирование содержания договоров страхования. Оно может иметь различную степень детализации:

- отсутствие деятельности органов надзора по предварительной проверке содержания договоров – Великобритания и др.;

- предварительная проверка типовых договоров на факт наличия существенных условий – Франция и др.;

- предварительное утверждение содержания стандартных форм договоров с точки зрения всех условий – Германия.

Государственное регулирование текущей деятельности страховых организаций направлено в первую очередь на обеспечение их финансовой устойчивости. Во всех развитых странах требования государства к финансовой устойчивости страховщиков достаточно жестки.

Так же актуально регулирование размещения страховых резервов. Оно служит для достижения государством ряда целей. Во-первых, имеет значение прямой результат – обеспечение финансовой устойчивости страховщиков и гарантий выполнения ими обязательств перед клиентами. Во-вторых, регламентация размещения резервов имеет и косвенные последствия, в результате действия которых она может использоваться как регулятор структуры страхового рынка и капитала страховщиков. В частности, ужесточение инвестиционных требований отражается в первую очередь на мелких страховщиках, которые уступают позиции более сильным конкурентам, таким образом, происходит укрупнение страховых компаний. В некоторых странах покупка государственных долговых обязательств является обязательной для страховщиков. В этом случае, обязывая вкладывать резервы в государственные ценные бумаги, государство тем самым обеспечивает устойчивый спрос на них со стороны страховщиков и превращает страховую отрасль (а она перераспределяет в развитых странах до 8-10% ВВП) в стабильного заимодавца государства. Такие нормы могут использоваться в развитых странах, где инвестиции в государственные ценные бумаги считаются "безрисковыми". В России аналогичная норма действовала до 1998 г., однако затем от нее отказались.

В некоторых странах используются такие методы регулирования, как отчисления страховщиков в обязательные государственные резервы, гарантийные фонды и внесение гарантийных депозитов. Максимального развития они достигли в США, так как там они вводятся на уровне каждого штата. В Германии, напротив, гарантийных инструментов нет. В отечественной практике подобные инструменты тоже пока не применяются.

Механизм их действия имеет две стороны. С одной стороны, они несут положительный эффект для рынка. Здесь действует свойственный страхованию принцип замкнутой раскладки ущерба: из средств этих фондов осуществляются выплаты в случаях крупных катастроф, банкротств страховщиков и т.д., поэтому они способствуют повышению надежности функционирования страхового рынка и защите прав потребителей страховых услуг. Однако, с другой стороны, обязательства обанкротившегося страховщика фактически оплачиваются финансово благополучными компаниями, что снижает у страхователя стимулы к поиску надежных страховщиков, более обдуманному подходу к их выбору и, следовательно, не соответствует принципам свободной рыночной экономики.

Таким образом, можно сделать вывод, что функционирование рынка страховых услуг в странах с развитой рыночной экономикой напрямую зависит от государственной политики и контроля в этом направлении. Опыт развитых стран должен сыграть положительную роль в дальнейшей интеграции России в мировой страховой рынок.

 


2. Анализ состояния рынка страховых услуг в России

2.1 История развития рынка страховых услуг в России

 

Первые проявления страхования появились в глубокой древности, когда знать и купцы пыталась защитить своё движимое и недвижимое имущество, в результате катаклизмов, катастроф и нападений. Именно в эти времена был заложен самый главный принцип – целью страхование может быть только защита, а не обогащение на этом.

Если сегодня рассматривать этапы или процессы становления рынка страховых услуг в России то, выделяют два периода:

- дореволюционный;

- послереволюционный.

Дореволюционный период длился с 1786 по 1917 годы, этот период также называют страхование в царской России. До конца 18 века Россия пользовалась иностранными страховыми компаниями. Но первое общество взаимного страхования от огня было создано в 1765 году в Риге, и поэтому Россия считается первым государством, которое создало этот вид страхования. Также в 1781 г. Екатерина II издала указ « Купеческого водоходства», который основал морское страхование в России.

В 1786 году Екатерина II вместе с организацией ипотечного кредита попыталась организовать государственное страхование, так как большинство аристократии получало страховые услуги за границей.

В 1797 году в России была предпринята попытка страхования товаров в страховой конторе при Ассигнационном Банке, но 1805 это контора закончило свое существование.

С 1862 за короткое время образовались новые страховые общества:

- 1862 – общества взаимного страхования от огня, преобразованные в «Российский союз» в 1890;

- 1867 – «Русское» ;

- 1870 – «Коммерческое», «Варшавское», «Русский Ллойд»;

- 1872 – «Северное», «Якорь», « Волга»;

- 1881 – «Россия», оно производило страхование жизни, капиталов, коллективное и индивидуальное страхование.

В 1865 в акционерных страховых обществах было застраховано имущества на 886 млн. руб., в 1886 году – на 4 млрд. руб. На 1913 год насчитывалось 13 акционерных страховых обществ, в которых осуществлялось страхование от огня, от несчастных случаев и страхование жизни. «Общество русского перестрахования» и общество «Помощь» занимались перестрахованием, а к 1888 году они также страховали от несчастных случаев, краж со взломом и т.д. Управляли этими обществами крупные домовладельцы. Существовали также общества взаимного страхования промышленников и землевладельцев.

К 1913 году взаимное страхование значительно уступало акционерному. Так как вся сумма застрахованного имущества составляла 21 млрд. руб. Из них 63% приходилось на долю акционерных страховых обществ, 15 – на долю земского страхования и 8% – на долю городских взаимных страховых обществ. Общая сумма страховых взносов в 1913 г. составила 204,5 млн. руб., в том числе на долю акционерных страховых обществ пришлось 63,1%, земств – 19,8, взаимного страхования – 6,7%. Из этих показателей видно, что выплаты страховых сумм покрывали лишь пятую часть убытка по пожарам (700-800 млн. руб. убытков в год).

К 1917 году в России личное страхование охватывало только состоятельное население. Этим занимались 20 организаций, среди которых были специальные по страхованию жизни, такие как: «Жизнь», «Заботливость», «Генеральное». Застрахованных людей на случаи смерти было 400 тыс. чел. Страхование жизни проводили также сберегательные и пенсионные кассы служащих на железной дороге.

В это время активы страховых обществ составили 374 млн. руб. На долю российских акционерных обществ приходилось 63,1% собранных страховых взносов, а на долю иностранных страховых компаний – 5,9% .

В послереволюционный период, а точнее 23 марта 1918 г., декретом СНК РСФСР был учрежден государственный контроль над всеми видами страхования, кроме социального, который возглавлялся Комиссариатом по делам страхования. Позже 28 ноября 1918 г. декретом СНК РСФСР страховое дело было признано государственной монополией во всех его видах. А 18 сентября 1925 г. в положения о государственном страховании в СССР было записано, что страхование во всех его видах является государственной монополией СССР.

В 1947 г. из состава Госстраха СССР выделилось Управление иностранного страхования СССР – Ингосстрах, как самостоятельная хозрасчетная организация. Сейчас Ингосстрах занимает ведущую позицию среди страховых организаций.

Также до 1958 года главным управлением государственного страхования в СССР совместно с его органами в республиках, краях, областях, городах и районах был Госстрах, система которого была жестко централизованной в масштабе СССР.

С 1958 г. часть системы Госстраха передается в ведение министерств финансов союзных республик. С 1967 по 1991 г. система Госстраха была уже союзно-республиканской. Она возглавлялась Правлением Госстраха СССР, которое подчинялось Минфину СССР.

Для сознания советского народа страхование не являлось главной основополагающей жизни. Большинство людей даже не знали о формах и видах страхования. Но после 30 августа 1984 года, когда Совет Министров СССР вынесло положение «О мерах по дальнейшему развитию Государственного страхования и повышению качества работы страховых органов». Ситуация поменялась, когда для бизнесменов финансовые риски стали реальностью. С этого момента количество страховых компаний резко увеличилось, эти компании страховали все что угодно и на любых условиях.

С 1991 года по настоящее время в становлении страхования также можно выделить несколько периодов :

- с 1991 по 1997 – до финансового кризиса;

- с 1998 по настоящее время – после финансового кризиса.

С 1992 по 1997 число страховых фирм увеличилось в 3 раза, общий сбор страховых взносов – более чем в 2797,6 раза (в текущих ценах) и в 1,54 раза (за 1994 – 1997 гг. в постоянных ценах); общий объем страховых выплат – в 883 раза (в текущих ценах) и более чем в 1,75 раза (за 1994 – 1997 гг. в постоянных ценах). С 1998 года количество государственных и негосударственных страховых фирм стало уменьшаться. В 1998 количество страховых фирм было 1866, в 1999 г. – 1532, в 2000 -1271 и т.д. (Приложение А)

Причины ухудшения страхового рынка в 1997 году:

- Снижение, количества страховых фирм в условиях экстенсивного развития - закономерный результат концентрации и централизации страхового капитала.

- Крушение рынка государственных ценных бумаг (прежде всего – ГКО) 17 августа 1998 г. По некоторым оценкам, страховому рынку был нанесен ощутимый урон, т.к. более 60% активов страховых фирм (более 8 млрд. руб.), размещенных в ГКО, оказалось замороженными.

- Отказы клиентов от страхования в связи с ухудшением их собственного финансового положения после августа 1998 г.

- Большая часть активов страховщиков оказалась замороженной на срочных счетах в проблемных банках в результате развертывания системного банковского кризиса.

Но в последующих годах рынок страховых услуг продолжил активное развитие. К примеру, в Концепции развития страхования в Российской Федерации (одобренной распоряжением правительства РФ от 27.09.2002 г. №1361р) отмечаются следующие позитивные характеристики страхового рынка:

- доля средств от страхования в ВВП выросла с 1,6 % в 1998 г. до 3 % в 2001 г.;

- средства страховых резервов, инвестированные в объеме 88,5 млрд.рублей, увеличились по сравнению с 2000 г. на 174,2 %;

- в системе страхования, по различным оценкам, занято от 250 до 300 тыс. человек.

Таким образом, можно сделать вывод, что рынок страховых услуг России в 2001 г. продолжал развиваться, подкрепленный по имущественным видам страхования и страхованию ответственности положительными перспективами.

 

2.2 Анализ основных отраслей страхования в России

 

Современный российский страховой рынок функционирует в крайне непростых условиях. На протяжении ряда последних лет и без того крайне незначительная доля реального страхования в ВВП неуклонно снижалась, что являлось индикатором невостребованности обществом и нежизнеспособности сложившейся в стране модели страховых отношений. Сегодня трудности развития отечественного страхования многократно усилены экономическим кризисом.

Информация о работе Современное состояние и перспективы развития страхования