Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 10:14, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение сущности и структуры обязательного медицинского страхования в РФ.
Задачи работы:
рассмотреть и изучить систему обязательного медицинского страхования в РФ.
определить основных участников системы обязательного медицинского страхования и его финансирование.
изучить фонды обязательного медицинского страхования в России, их задачи и функции.
Введение
1. Сущность и структура обязательного медицинского страхования в РФ
1.1 Социально-экономическая природа и принципы обязательного медицинского страхования
1.2 Финансирование медицинского страхования
2. Анализ состояния медицинского страхования в РФ и его финансирование
2.1 Проблемы обязательного медицинского страхования в РФ
2.2 Изменения на рынке ОМС
3. Пути совершенствования системы страхования
3.1 Финансирование фондов обязательного медицинского страхования
3.2 Добровольное медицинское страхование и его взаимодействие с ОМС
Заключение
Список использованной литературы
2-й уровень организации
обязательного медицинского
части страховых взносов, уплачиваемых предприятиями на ОМС работающего населения.
средств, предусматриваемых в бюджетах субъектов РФ на ОМС неработающего населения;
других источников, предусмотренных законодательством РФ.
В целом, и Федеральный, и территориальные фонды обязательного медицинского страхования являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ [7], реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования.
3-й уровень в осуществлении
ОМС представляют страховые
2. Анализ состояния медицинского
страхования в РФ и его
2.1 Проблемы обязательного
медицинского страхования в
Принятие в 1991 году Федерального закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и его введение в 1993 году в части обязательного медицинского страхования на территории всей страны явилось своевременным и единственно правильным политическим шагом в этот период. Замена бюджетной сферы финансирования здравоохранения на бюджетно-страховую модель для первого десятилетия развития новой России имела значение фактора сохранения национального здравоохранения в качестве практически единственного источника финансирования бесплатной медицинской помощи для граждан страны.
Средства системы ОМС при всех издержках постоянно, целенаправленно и стабильно поступали на счета медицинских учреждений для выплаты заработной платы медицинским работникам, оплаты лекарственных препаратов и питания пациентов. Опыт прошедших лет подтвердил правильность выбора страховой модели в качестве альтернативы неэффективному бюджетному финансированию здравоохранения по мощности сети ЛПУ.
Однако за 15 лет успешного
внедрения «смешанной» модели финансирования
здравоохранения накопилось множество
проблем, которые требуют своего
разрешения в новом Федеральном
Законе об ОМС. «Бюджетно-страховая» модель
финансирования здравоохранения свою
историческую миссию выполнила. Сегодня
требуется переход к более
прогрессивной «страховой»
Идеальная модель страховой медицины предусматривает использования преимущества «накопительного принципа» и за счет своих источников финансирования всегда способна оказать качественную медицинскую помощь застрахованному лицу.
В старой бюджетной структуре государственных расходов на здравоохранение средства федерального бюджета составляют около 8%, средства бюджетов субъектов РФ – около 50%, средства обязательного медицинского страхования – 42% [10]. В результате стало еще хуже: эклектическое сочетание бюджетной и страховой систем породило новую «болезнь» системы здравоохранения России – снижающийся уровень ответственности за ее финансирование. Государственные гарантии бесплатной медицинской помощи практически на универсальной основе превратились в пустые декларации. Анализ финансовых показателей реализации территориальных программ государственных гарантий в 2007 году позволил установить дефицит их финансирования в 60 субъектах РФ [12].
Платность медицинских услуг нарастает. Проведенные в последние годы обследования личных расходов населения на медицинскую помощь показывают, что объем этих расходов составляет 40-45% от совокупных затрат на медицинскую помощь (государственных и личных).
Рис.1. Расходы на медицинские услуги.
Более 50% пациентов платят
за лечение в стационарах, 30% - за
амбулаторно-поликлиническую
Рис.2. Структура затрат на медицинские услуги
К основным финансовым проблемам можно отнести следующие:
1. Острейшая нехватка денежных средств в связи с отсутствием ощутимого экономического роста в стране и сохраняющимся остаточным принципом финансирования здравоохраненческой отрасли.
Объем государственных расходов в России на здравоохранение в 2009 составляет 3,3%. в доле ВВП. Примерно на таком уровне приоритетности здравоохранения находятся развивающие страны со средним уровнем дохода (Бразилия – 3,4%, Парагвай – 3,0%, Перу – 2,8%).
Рис.3. Расходы на здравоохранения в развивающихся странах
Но в отличие от России,
за эти деньги государство гарантирует
там самый минимум – первичную
медико-санитарную помощь и меры по
обеспечению медико-
Так же счетной палатой
РФ проведен анализ тенденций показателей,
предусмотренных в прогнозе социально-экономического
развития России на 2009 и плановый период
2010 и 2011 гг., разработанном
Таблица 1
2. Низкий тариф ЕСН в
части средств на обязательное
медицинское страхование
3. Недостаточное финансирование
системы ОМС на страхование
неработающего населения,
- отсутствие законодательной
основы по размеру страхового
взноса на неработающее
- неисполнение закона
о медицинском страховании
- непогашение сформировавшейся
значительной финансовой
В результате доля средств, поступающих
на страхование неработающего
5. Многоканальность
7. Низкие тарифы оплаты
медицинских услуг. Структура
тарифов в системе ОМС
8. Отсутствие позитивных
перемен в системе оплаты
В итоге по мнению большинства специалистов, существующая система финансирования здравоохранения доказала свою несостоятельность, а основные принципы ОМС так и не заработали. По-прежнему граждане не могут выбрать страховую компанию и медицинское учреждение, в котором они хотели бы получать медицинскую помощь, действует разделение застрахованных по территориальному признаку, а о защите их прав никто и не вспоминает. Поэтому неудивительно, что люди, желающие получать качественную медицинскую помощь и имеющие для этого хотя бы минимальные возможности, предпочитают платные услуги. Один из распространенных вариантов получения платной медицинской помощи - непосредственная оплата лечения по факту оказания услуг.
Прежде всего, можно предположить, что реализованная в России модель, которую принято именовать "системой обязательного медицинского страхования", по сути, не является истинной моделью страхования, скорее всего, выглядит как своеобразная форма финансирования системы здравоохранения. Вот некоторые аргументы, по моему мнению, подтверждающие отсутствие классических характеристик страхования
у конкретного человека, а
также у работодателей и
обязательный взнос на
ОМС по существу не является страховым
взносом как таковым, а представляет
некую разновидность
внутри самой действующей
системы ОМС отсутствуют такие
понятия и сущности, как страховой
случай, страховой риск. Финансовые
компенсации осуществляются, как
правило, по количественным параметрам:
стоимостным характеристикам
и, наконец, программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи, принимаемые на уровне постановлений губернаторов территорий, лишний раз подтверждают жесткую плановость в формировании и распределении бюджетов системы здравоохранения, что по существу исключает элементы рыночных отношений, без которых немыслима классическая система страхования.
2.2 Изменения на
рынке обязательного
Основной тенденцией на страховом
рынке России с учетом обязательного
медицинского страхования являлось
неуклонное увеличение объемов премий
со среднегодовым темпом прироста 13,5%.
Однако с началом экономического
кризиса, отрицательный эффект от которого
проявился именно в 1 квартале 2009 года,
наметилось значительное сокращение темпов
роста рынка. По итогам 1 квартала 2009
года страхование жизни оказалось
наименее затронуто кризисом и показало
наибольший прирост среди всех видов
страхования (остальные виды, кроме
добровольного страхования
Государственный реестр на 01.04.09 содержит сведения о 769 страховых компаниях, за первый квартал отозвано 17 лицензий.
Согласно данным ФССН (Федеральной
службы страхового надзора), российские
страховщики за первый квартал 2009 года
увеличили сбор премий, включая ОМС,
по сравнению с аналогичным
Диаграмма 1:
В ОМС, в отличие от добровольного и других видов страхования, реализуется принцип солидарности – здоровый платит за больного. Поэтому раньше этот вид страхования большинство крупных страховщиков не интересовал. В существующей системе ОМС страховщики занимаются трансляцией средств ОМС в поликлиники, получая на ведение дела 1 – 3%
перечисленных сумм. Главная же роль страховщика в системе ОМС – защита прав застрахованных – зачастую исполнялась формально.
Однако в 2007 – 2008гг. обязательным
медицинским страхованием заинтересовалось
большинство крупных
Таблица 2
Компании лидеры по объёмам поступлений по ОМС, I полугодие 2009год..
№ |
Компания |
Страховые платежи, тыс. руб. |
Расходы на оплату медицинских услуг, тыс. руб. |
1 |
Группа МАКС |
32047059 |
31296770 |
2 |
Группа РОСНО |
28984376 |
27626765 |
3 |
Группа СОГАЗ |
18819101 |
18251665 |
4 |
Московская страховая компания |
10842955 |
10980149 |
5 |
Группа ИНГОССТРАХ |
9110405 |
9018183 |
6 |
Группа Югория |
6393803 |
6043651 |
7 |
«Астра – Металл» |
3799013 |
4057642 |
8 |
Страховая группа АСК |
2640012 |
2526673 |
9 |
Капитал – полис |
850854 |
802342 |
10 |
Медэкспресс |
401108 |
358714 |
11 |
АСКО – ВАЗ |
393308 |
399370 |
12 |
Группа ЧУЛПАН |
205363 |
200211 |
13 |
Группа БАСК |
126427 |
116878 |