Рынок страхования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Данная тема достаточно актуальна в современных условиях, т.к. многовековой опыт развития страхования убедительно доказал, что он является мощным фактором положительного воздействия на экономику.
Страхование - это стратегический сектор экономики.

Оглавление

Введение
1. Характеристика страхового рынка
1.1 Отрасли, виды и формы страхования.
1.2 Принципы обязательного и добровольного страхования.
2. Современный страховой рынок Российской Федерации
2.1 Современное состояние российского страхового рынка
2.2 Основные тенденции развития института страхования в России и за рубежом
2.3 Перспективы развития страхования в России
Заключение

Файлы: 1 файл

Рынок страхования в России.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

4. Добровольное страхование всегда ограниченно сроком страхования. При этом начало и окончание срока особо оговариваются в договоре, если страховой случай произошел в период страхования. Непрерывность добровольного страхования можно обеспечить только путем повторного перезаключения договоров на новый срок.

5. Добровольное страхование действует только при уплате разового или периодических страховых взносов. Вступление в силу договора добровольного страхования обусловлено уплатой разового или первого страхового взноса.

Неуплата очередного взноса по долгосрочному страхованию  влечет за собой прекращение действия договора.

Страховое обеспечение по добровольному страхованию зависит от желания страхователя. По имущественному страхованию страхователь может определять размер страховой суммы в пределах страховой оценки имущества. По личному страхованию страховая сумма по договору устанавливается соглашением сторон.

Действующие в настоящее время условия всех видов страхования выработаны многолетней практикой его проведения с учетом опыта зарубежных стран. Они постоянно совершенствовались в целях более полного удовлетворения интересов страхователя. Развитие страхового рынка и конкуренции между страховщиками создают благоприятную почву для дальнейшего улучшения как существенных, так и несущественных условий страхования. 

2. Современный страховой  рынок Российской  Федерации. 

2.1Современное  состояние российского страхового рынка.

Ежегодно страховые  организации в промышленно развитых странах аккумулируют в виде страховых платежей примерно 7—8% национального ВВП. В Российской Федерации страховые взносы достигают только 1,5% ВВП. История России и мировая практика показывают, что страхование является существенной частью финансово-кредитного механизма, способствующего развитию рыночных отношений. Как и в других странах с рыночной экономикой, в Российской Федерации страховое дело представлено множеством различных по масштабам и формам организации страховых обществ. Деятельность этих многочисленных компаний регулируется законодательными актами, за неисполнение которых страховые компании несут финансовую и уголовную ответственность.

Важная задача страхования — защита экономических интересов предпринимателей, благосостояния, здоровья населения и окружающей природной среды. В этой связи особую актуальность приобретает внедрение различных видов страхования ответственности предпринимателей, страхование экологических и коммерческих рисков, профессиональной ответственности лиц в сфере интеллектуального труда и др.

Развитие страхового дела немыслимо без сочетания  различных систем страхования — смешанного, акционерного, кооперативного, взаимного и др. при четком определении сфер каждой из этих систем, а также порядка их взаимодействия. Главным критерием здесь выступают интересы страхователей.

По характеру  страховых операций все фирмы, функционирующие на страховом рынке, независимо от их организационно-правовых форм можно разделить на две группы.

Первую группу составляют страховщики, которые ориентируются на проведение едва ли не всех видов страхования. В рекламе многих страховых обществ подчеркивается, что они проводят «все виды страхования», стремясь набрать крупный портфель заключенных договоров. Вторую группу составляют страховые общества, специализирующиеся на ограниченном наборе страховых операций. Это, например, общества медицинского страхования, автострахования и некоторые другие.

В основе большинства видов страхования, проводимых страховыми организациями, положены правила, действовавшие ранее в системе государственного страхования. Но есть и отличия как в содержании, организации страховых операций, так и в условиях страхования. Наиболее распространенными видами страхования являются: 1) страхование имущества; 2) страхование грузов; 3) страхование от несчастных случаев и болезней; 4) страхование жизни; 5) страхование средств наземного транспорта; 6) медицинское страхование.

Российский  рынок страховых услуг по-прежнему сильно монополизирован. На долю 100 компаний приходится около 60% поступлений, а на долю двух крупнейших страховщиков — СГ «Росгосстрах» и ОСАО «Ингосстрах» — более 25% собранных страховых взносов. Темп роста суммарной страховой премии примерно соответствует уровню инфляции.

Характерной особенностью страхового рынка является существенное превышение величины собранной  премии над объемом выплат — средний  уровень выплат составляет около 70,0%. Хотя за последний год эта цифра выросла, пока она несопоставима с общемировым уровнем, достигающим 90% и выше. По существу, российские страховщики завышено оценивают принимаемые риски и вероятность наступления страховых случаев. Высокая доля остающейся в распоряжении компаний поступившей страховой премии позволяет не искать варианты доходного и надежного размещения и инвестирования активов. Зачастую страховые фирмы предпочитают через дочерние структуры вкладывать деньги в торгово-посреднические операции. В деятельности многих страховых обществ выявились такие отрицательные моменты, как чрезмерная коммерциализация, высокие тарифы, отсутствие должного контроля за использованием средств, состоянием балансов и страховых резервов. Некоторые общества берутся за проведение всех видов страхования, не имея возможности обеспечить высокое качество услуг. Особо следует подчеркнуть, что страховщики охватывают не более 10% потенциального рынка России.

Таким образом, при весьма значительных возможностях российского рынка страховых  услуг потребности национальной экономики и населения в качественных страховых услугах не удовлетворяются. Основное бремя расходов по ликвидации последствий природных и техногенных катастроф ложится на государственный бюджет. Страхование пока не стало неотъемлемой частью развивающегося рынка. Возможности национальных страховых компаний возмещать крупные страховые риски (экологические, атомные, индустриальные, транспортные) остаются низкими. Компании не имеют необходимого опыта в проведении этих видов страхования.

Можно отметить ряд общих недостатков в деятельности страховых фирм. Так, многие из них оказываются ненадежными партнерами, что связано с несоблюдением страхового законодательства, особенно с деятельностью недобросовестных страховщиков, сознательно не выполняющих обязательств по страховым договорам. Отсутствует развитая страховая инфраструктура по размещению страховых рисков среди нескольких страховых организаций. Низка страховая культура.

Настоятельной потребностью времени являлось законодательное закрепление минимального размера уставного капитала страховых компаний. Это было связано с тем, что по состоянию на 1 января 2004 г. из 1350 страховых компаний и их объединений лишь 313 имели уставный капитал свыше 10 млн руб., 868 компаний — от 600 тыс. руб. до 10 млн руб.; в 2005 г. только 4% страховых компаний имели уставный капитал свыше 500 млн руб.; совокупный уставный капитал страховщиков России составлял в 2002 г. — 27,3 млрд руб., в 2005 г. — 118 млрд руб. Для повышения капитализации и конкурентоспособности отечественных страховых компаний было предусмотрено принятие законодательных мер по увеличению базового минимального размера уставного (складочного) капитала российских страховщиков, формируемого в денежной форме: к 1 июля 2006 г. — 20—26 млн руб., к 1 июля 2009 г. — 30—40 млн руб.

Не оказывает  ожидаемого стимулирующего воздействия  на внутренний страховой рынок возможность  участия иностранного капитала в  создании страховых предпринимательских структур в России. Действующее законодательство разрешает иностранным юридическим лицам и иностранным гражданам участвовать в учреждении страховых организаций на территории РФ при условии, что доля иностранных инвесторов в уставном капитале такой организации в совокупности не превышает 49%. Однако трудности развития экономики России, опасения западных партнеров в отношении политической стабильности в стране неблагоприятно сказываются на росте иностранных инвестиций в страховой бизнес.

На общем  фоне достаточно стабильного роста  страховых операций развитие национального страхового рынка России характеризуется весьма противоречивыми тенденциями. Как показывает анализ, сложившиеся в последние годы направления развития страхового рынка России не могут соответствовать ожиданиям предпринимательских кругов и населения относительно эффективной деятельности столь важного элемента рыночного механизма, как страхование. Наблюдаются односторонняя направленность развития рынка страховых услуг и перекос в сторону обязательных видов страхования. Суммарная доля премии по этим видам страхования в 1993—1996 гг. увеличилась более чем в три раза при сравнительно незначительном росте страховых платежей по другим видам страхования.

Недострахование, или страхование имущества не на полную стоимость, составляет одну из наиболее труднопреодолимых проблем страхового рынка. А это означает, что наличие страхового полиса не гарантирует реального возмещения понесенного страхователем убытка.

Данные Торгово-промышленной палаты Российской Федерации за 2005 г. показывают, что большинство коммерческих структур тратит на страхование менее 1,5% своих доходов. Те же данные свидетельствуют и о том, что ненадежность страховщиков — первая по важности причина негативного отношения к ним населения. В силу этого обеспечение надежной работы страховых компаний является наиболее актуальной проблемой. Анализ позволяет выделить следующие причины проявления ненадежности страховщиков:

1)недостаточность  страховых резервов по отношению к принятым обязательствам по договорам страхования, приводящая к убыткам и потере платежеспособности;

2) низкая ликвидность собственных средств (добавочного капитала), размещенных преимущественно в объектах недвижимости, и незначительный уставный капитал, не обеспечивающие соблюдения требований к платежеспособности;

3) неэффективная инвестиционная политика, приводящая к выводу из прибыльного оборота или полной потере части страховых резервов и собственных средств и образованию дебиторской задолженности;

4) несбалансированный страховой портфель, сочетающий повышенные риски (вплоть до заведомых убытков) с отсутствием современных страховых продуктов и приводящий к выплатам, превышающим ожидаемые, а также прогрессирующему сужению страхового рынка.

Можно отметить и следующие причины недостаточной  популярности страхования, как у  предпринимателей, так и среди  населения: отсутствие страховой культуры, нехватка необходимых средств и  применение страховыми компаниями высоких  ставок страховых премий.

Для успешного  развития страхового дела в рыночных условиях, повышения его популярности среди населения и предпринимательских  структур необходима, с одной стороны, его поддержка государством и деловыми кругами, совершенствование нормативной базы, а с другой — активизация деятельности самих страховщиков путем применения новых видов страхования по аналогии со страховыми рынками промышленно-развитых стран, проведения маркетинга, повышения ответственности и культуры обслуживания страхователей. При этом следует иметь в виду, что пока еще ограничивается допуск иностранных страховщиков на российский рынок. При снятии таких ограничений и вступлении Российской Федерации во Всемирную торговую организацию отечественные страховщики окажутся в жестких конкурентных условиях и, если не преодолеют отмеченные выше недостатки, вряд ли смогут удержать свои страховые портфели. 

2.2Основные  тенденции развития  института страхования  в России и за  рубежом.

Для страхового рынка жизненно важно, чтобы  работа по развитию системы экономических стимулов по увеличению спроса на страхование велась страховым сообществом в тесной взаимосвязи с исследованием и анализом общеэкономической ситуации в стране. При обеспечении такой взаимосвязи удается создать систему практически применимых стимулов, которые способны реально содействовать расширению отечественного страхового поля. Приоритетным представляется направление по активизации формирования страхового портфеля по добровольным видам страхования путем взаимодействия с потенциальными страхователями. Этот путь лежит через разработку и использование экономических и организационных стимулов. Однако при разработке системы экономических стимулов для развития портфеля страхования предпринимательской деятельности необходимо учитывать, что предприятия реального сектора экономики испытывают не только инвестиционный голод, но и дефицит оборотного капитала. Сегодня горизонт реального планирования производственно-финансовой деятельности составляет два-три месяца, поэтому не имеет принципиального значения, в какой доле разрешено включать расходы на страхование в состав затрат на производство и реализацию продукции. Предприниматели будут тратить столько, сколько они могут израсходовать. Вот если бы расходы на страхование, включаемые в себестоимость, можно было использовать на пополнение оборотных средств, то спрос со стороны предпринимателей на такие финансовые услуги страховщиков резко увеличился бы.

Стимулирование  спроса на страхование. Сегодня перед  российскими страховщиками, так  же как и перед их зарубежными коллегами, стоит задача стимулирования спроса на страхование. Возможности административного стимулирования спроса посредством введения новых видов обязательного страхования у российских страховщиков еще имеются, а вот у западных страховщиков они ограничены. Особое внимание в этой связи привлекает опыт зарубежных страховых компаний по формированию страхового портфеля, который связан со стимулированием спроса на страховые услуги с помощью внедрения новых технологий обслуживания потребителей. Зарубежные страховые компании в последние годы испытывают давление со стороны банков, инвестиционных, лизинговых, юридических, торговых компаний, которые оказывают финансовые услуги в комплексе с другими необходимыми услугами, т.е. идет борьба за клиента-покупателя (страхователя). Наблюдается тенденция выхода неспециализированных на страховании организаций непосредственно на рынок страховых услуг. Процесс создания и использования, универсальных банковско-страховых продуктов для защиты от рисков воздействия на окружающую среду, бизнес и общество — это наиболее заметное проявление конвергенции (т.е. сближения в сторону слияния, устойчивого равновесия и развития) в современной финансовой сфере. Важно и то, что, конкурируя между собой, страховые компании начинают в обслуживании своих клиентов выходить за рамки сугубо страховых операций. Они оказывают все более широкий спектр дополнительных услуг, превращаясь в сервис-провайдеров, сочетающих в своей деятельности страховые, финансово-посреднические, финансово-инвестиционные, консультационные и другие виды услуг. Сегодня можно сказать, что под оболочкой страховых компаний формируются качественно новые участники рынка, действующие не только на страховом сегменте, но обеспечивающие комплексное обслуживание своих клиентов через функционирование на принципах конвергенции. В настоящее время наблюдается обострение борьбы за потребительский спрос в финансовой сфере, и участникам рынка требуются дополнительные конкурентные преимущества. Нестраховые услуги выполняют роль стимула для реализации услуг по страхованию. В этой ситуации само функционирование участников финансового рынка с использованием технологии конвергенции становится организационно-экономическим механизмом активизации спроса на страховые услуги, одной из форм увеличения объема страхового портфеля. Положительный опыт зарубежного страхового рынка по организационно-экономическому, а не административному стимулированию спроса на страховые услуги через механизм конвергенции, заслуживает применения и на страховом рынке России в целях ликвидации диспропорций, сдерживающих развитие страхования в нашей стране. Требуется серьезная работа по организационному и законодательному обеспечению условий для развития конвергенции на финансовом отечественном рынке. Пример подобной работы можно обнаружить в США, где в 1999 г. был принят Закон об изменениях в секторе финансовых услуг, который открыл дополнительные возможности для комплексного обслуживания потребителей финансовых услуг, включая и страхование.

Информация о работе Рынок страхования в России