Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 10:24, реферат
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский  язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками» — И.С.Тургенев.
    Что значит «беречь язык»? От кого его  беречь? Разве у языка есть враги?
    Конечно, есть. Это бранные слова, слова-паразиты, хула, матерная брань.
    Слушая, как сегодня разговаривают не только на улицах, но и с экранов  телевизоров политики, актеры, журналисты, понимаешь, что русский язык сейчас как никогда находится в большой  опасности. Косноязычие и сквернословие культивируется из уст людей, которые должны нести культуру «в массы». И оно так заразно, что распространяется с ужасающей быстротой.
    Все мы часто слышим такие выражения  и слова, как: так сказать, ну, в  общем, это, это самое, короче говоря, вот, как бы, как его, типа, чисто, в принципе, короче и т.д. Это и есть слова-паразиты, которые загрязняют нашу речь. О человеке их употребляющем, хочется заметить: «Сказал так много, но ничего не сказал».
    Когда-то не очень грамотные люди насыщали свою речь бесконечными вот, значит, так  сказать. Теперь их место занимают грязные, постыдные слова или их эквиваленты.
Введение………………………………………………………….……… 2
Причины возникновения…………………………………………………
Причины употребления…………………………………………………..4
Виды паразитов в речи……………………………………………………5
Теория о паразитах………………………………………………………...6
Анализ………………………………………………………………………7
Научный эксперимент: как слова могут влиять на человека…………10
Значение………………………………………………………………….13
Как избавится от сквернословия………………………………………..16
Опрос……………………………………………………………………..17
Вывод…………………………………………………………………….
Водитель: Если на светофоре встанем. Не знаю, как светофор.
Я: (1)Ну, (2)там, (3)я 
не знаю, (4)метров за двести (5)остановите. 
1 – указание 
на вариативность предписываемого поведения 
(«существует другой вариант, противоположный 
прежде высказанному»); 2 – отстранение 
говорящего от принятия решения, 3 – отстранение 
говорящего от ответственности за решение, 
4 – порядок слов указывает на приблизительность 
желаемого результата, 5 – прямое указание. 
Традиционно считается, 
что т.н. «значимой» частью фразы 
является: «метров за двести остановите». 
Очевидно, ничто в этой части фразы 
не указывает ни на вариативность 
предписываемого её адресату поведения, 
ни на отстранение говорящего от принятия 
решения и ответственности за него. Таким 
образом, слова «ну», «там» и оборот «я 
не знаю» не являются словами (фразами)-паразитами 
в описанном выше значении слова «паразит». 
Смею предположить, 
что слова, традиционно называемые 
«паразитами», выполняют в разговорной 
речи своего рода ритуальную функцию. 
Они смягчают обращение к адресату, подчёркивают 
его ключевую роль в формировании предстоящего 
события и т.п. Для сравнения представьте, 
как звучала бы в маршрутном такси (в контексте 
описанного разговора) фраза, построенная 
по правилам литературного языка: «Остановите 
за двести метров». Шаг вправо, шаг влево 
— расстрел. 
Из сказанного 
выше можно сделать следующие 
выводы: 
1. Слово управляет реакцией адресата, т.е. смыслом.
2. Существуют 
слова, паразитирующие на 
3. Слова, традиционно 
называемые «паразитами», в контексте 
данного нами определения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Причины употребления 
слов-паразитов: 
Слова-паразиты 
прицепляются обычно к тому человеку, 
который часто делает заминки 
в речи, не может быстро подобрать 
нужное слово. Также считается, что 
привычка произносить слова-паразиты 
– это удел людей с маленьким словарным 
запасом. Но я бы с этим поспорила. Я знаю 
людей с богатейшим словарным запасом, 
имеющих привычку вставлять в свою речь 
слова-паразиты. В институте курс «Риторика 
и культура речи» нам преподавала очень 
милая дама слегка за сорок. Лекции, стоит 
сказать, были очень интересные и насыщенные 
жизненно полезной информацией. Кандидат 
филологических наук учила нас правильно 
говорить, имея при этом привычку заканчивать 
фразу словом-паразитом «Во-о-от!». Причем 
произносилось оно в нос, нараспев. Но 
это не делало речь нашего инструктора 
по риторике неудобной для слушания и 
понимания, скорее придавало ей некоторую 
изюминку.  
 
Неоднократно слышала, как студенты, обсуждая 
своих преподавателей, делятся цифрами 
– сколько раз за пару профессор математики 
сказал слово «значит так», а профессор 
истории мировых цивилизаций – фразу 
«дело в том, что». Вывод: от паразитов 
речи не застрахован никто – ни ботаник, 
ни механик. 
 
Некоторые люди намеренно употребляют 
паразиты в своей речи. Роль слов-паразитов 
в данном случае – тактическая. Если человек 
не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, 
а отвечать все-таки надо, он старается 
потянуть время. Пока человек произносит 
нараспев свои «видите ли», «понимаете 
какое дело», «ну как вам сказать» и т.п., 
он лихорадочно думает над тем, что и как 
ответить. 
Особенно часто 
человек, имеющий в своем активном 
словаре паразитов, начинает употреблять 
их, когда волнуется или торопится 
произнести свою речь. В этом случае 
паразиты говорят о психологических особенностях 
человека – о том, что он нервный, беспокойный, 
торопливый. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Виды паразитов в речи:
- Матерные слова
- Звуки – паразиты
- Слова-паразиты на буку Ё
- Обращения-паразиты
- Индивидуальные 
слова-паразиты 
 
Самыми распространенными и часто употребляемыми 
словами-паразитами являются матерные 
слова. Наличие в лексиконе матерных слов-паразитов 
свидетельствует о низкой культуре человека. 
Мало того, что употребляет маты, так еще 
и в неограниченных количествах, для связки 
слов.  
 
Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют 
привычку, подбирая нужное слово, тянуть 
«э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка 
обычно очень раздражает слушателей.  
 
В отдельную категорию можно отнести слова-паразиты 
на букву «Ё». Это всем известные «ёклмн», 
«ёпрст», «ёлки-палки», «ё-моё», «ёкарный 
бабай», «ёшкин кот», «ёперный театр» и 
даже совсем непонятное «ёмасэ», почерпнутое 
из речи одной из ушедших в небытие участниц 
бессмертного «Дома-2». Скорее всего, эти 
слова на «Ё» - цензурный аналог матерного 
слова на ту же букву. Значение слова (если 
таковое есть) не то, а функция та же – 
слово используется для связки или для 
того, чтобы просто-напросто выругаться.  
 
Бывают у людей обращения-паразиты. Некоторые 
имеют привычку всех встречных-поперечных 
называть «Кисой», «Зайкой», «Малышом» 
и подобными ласковыми прозвищами. Только 
когда так обращается к тебе близкий или 
хотя бы хорошо знакомый человек – это 
одно, а когда первый встречный – от этого 
может неприятно покоробить. Автора, например, 
назвал «Зайкой» мужчина-гинеколог на 
приеме. Не то чтобы автор обиделась, но 
носик поморщила.  
 
Есть и индивидуальные слова-паразиты, 
характерные для одного конкретного гомо 
сапиенса. Например, знакома я с человеком, 
который имеет привычку произносить слово-паразит 
«ма». Причем использует его чрезвычайно 
часто. Когда я только познакомилась с 
этим оригиналом, мне было странно слышать 
постоянное «ма» и непонятно, что оно означает. 
Сначала я подумала, что это уменьшенный 
вариант какого-то грубого матерного слова. 
Но все оказалось проще: «ма» - это сокращенное 
от «ё-м[а]ё».  
Есть интересная 
теория о том, что слово-паразит, 
живущее в лексиконе человека, 
может рассказать о его натуре, 
сущности мышления и видения мира. 
Если человек употребляет слово-
 
У молодежи в ходу словечко «как бы». Оно 
означает условность. Молодежь так и живет 
– как бы пойдем, а как бы и не пойдем; как 
бы будем, а как бы и не будем. Молодежь 
не обременена ответственностью, это сказывается 
и на речи.  
Только теория эта 
никем не проверена. Но можно ее проверить, 
наблюдая не только за окружающими, го 
и за собой. Среди ваших близких или знакомых 
есть люди, произносящие такие слова, так 
можно выяснить, верна ли эта теория.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Слова – паразиты. Молодежный сленг.
Бранные слова. Сквернословие.
Цель: профилактика проблемы в речи слов-паразитов, хулы, мата; бранных слов; информирование о влиянии таких слов на человека, животных, растения, а также об истоках сквернословия.
1) Можно из предложенного текста (отрывок из «Повести о капитане Копейкине», Н.В.Гоголя) убрать слова-паразиты и сделать вывод об употреблении их в речи. Для чего Н.В.Гоголь использовал их в тексте. «Ну, можете представить себе: эдакой какой-нибудь, то есть, капитан Копейкин и очутился вдруг в столице, которой подобной, так сказать, нет в мире! Вдруг перед нами свет, относительно сказать, некоторое поле жизни, сказочная Шехерезада, понимаете эдакая. Вдруг какой-нибудь эдакой, можете себе представить, Невский проспект, или там, знаете, какая-нибудь Гороховская, черт возьми, или там эдакая какая-нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой-нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чертом, можете представить себе, без всякого, то. Есть, прикосновения, — словом, Семирамида, сударь, да и полно!»
    Разговор 
о сленге. Кому-то он понятен. Кому-то 
нет! Что такое Сленг? (То же, что и жаргон, 
— это буквально: испорченный язык.) Щеголяют 
сленгом те ребята, которым хочется подчеркнуть 
свою независимость, самостоятельность, 
выделиться среди всех. Самый легкий способ 
— напустить на себя туману и говорить 
каким-нибудь непонятным, таинственным 
языком. 
2) Попробуем переведите такие фразы, которых не знал русский человек еще сто лет назад:
    Не 
очень сложно было это сделать. Видно, 
все так накинулись на этот сленг, что 
он незаметно вошел в нашу речь, стал нормой 
общения подростков и перевести его на 
литературный язык нам проще простого. 
Надеюсь, что подобный «словесный мусор», 
тем более непристойная брань, уже на слишком 
засорят ваше общение. Потому что «болезнь 
сленга» — это все-таки болезнь детская, 
а значит должна проходить быстро, если, 
конечно, человек стремиться стать не 
только взрослым, но и культурным… 
Интермедия «Поговорим»
Мальчик и взрослый
- Как дела?
    - 
У, моща! Один фитиль такое сморозил! 
Покатывается к шкету: «Дай 
велик погонять!» Сел и 
- А что, там лошадь была??
- Какая лошадь?
- Ну-ка, давай все сначала.
- Ну, давайте. Чего не поняли?! Значит один фитиль…
- Без свечки?
- Без.
- А что же это за фитиль?
- Ну, парень длинный подкатил к шкету…
- Он на чем подкатил, на велосипеде?
- Да нет, велосипед у шкета…
- У какого шкета?
- Ну, вы его знаете, ходит вот с таким шнобелем.
- С кем, с кем?
- Да не с кем, а с чем. Нос у него такой… Ну вот, говорит, дай велик. Сел и почесал.
    - 
У него что, чесалось что-
- Да нет, он прокатиться хотел, ему бзик в голову ударил, он и стал кочевряжиться. Варежку разинул и дерябнулся.
    - 
Чего, чего? 
Лингвисты называют сленгом слова, идущие в разрез с нормами литературного языка. Действительно, если внимательно прислушаться к молодежному жаргону, в нем можно обнаружить и лексику заключенных, и профессиональные термины, и исковерканные английские слова.
Есть такие выражения, которые будучи вырванными из контекста, звучат вполне литературно, например: «Не наезжай» или «Не тормози!»
Некоторые филологи считают, что зарождение новых слов происходит в Москве и Санкт-Петербурге, а затем они перемещаются на периферию. Процесс ознакомления страны с неологизмами занимает в среднем полгода.
Для молодежного жаргона характерно постоянное обновление. Например, после гражданской войны, во времена разрухи и беспризорности, Анами распространенными жаргонизмами были «буза» (шум, скандал, беспорядок) и «лафа» (свободно и хорошо). В 60-70-е гг. XX века появились такие слова, как «балдеть» (проводить время в бездействии и праздности), «кадрить» (флиртовать), «потрясно» (очень хорошо).
Причины употребления детей и подростков сленга:
1) школьникам просто не хватает литературного словарного запаса, чтобы выразить мысль;
2) стремление к разнообразию;
3) подростки просто не хотят, чтобы их понимали взрослые или сверстники, принадлежащие к другой компании.
    Психологи 
уверены: увлечение сленгом — дурная, 
но преходящая мода. 
Газета «Первое сентября» Издательского дома «Первое сентября»,
№ 14/2003. ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
Анна КОРЯГИНА, Оксана ШАРАЧЕВА
Хотите жить долго – говорите только хорошее
Ученые доказали: слова могут разрушать живые организмы на молекулярном уровне
Известный лексикограф Владимир Даль писал в XIX веке: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом». А в конце XX века за научное доказательство взялся сотрудник Института проблем управления РАН, основатель собственного «института квантовой генетики», биолог Петр Гаряев, автор многих спорных с точки зрения официальной науки теорий. Он создал аппарат, который «переводил» человеческие слова в электромагнитные колебания, а затем исследовал, как эти колебания влияют на молекулы наследственности –ДНК. С помощью чудо-техники ученый решил проверить, как отражаются на живом организме злые и добрые слова.