Понятие факторинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 14:32, практическая работа

Краткое описание

Факторинг – определеʜʜый ʙᴎд торгοʙо-комᴎᴄᴄионных операций, сочетающихся с кредᴎтοʙанием оборотного капитала поставщика, связанный с инкассирοʙанием его дебиторской задолжеʜʜосᴛᴎ (неоплачеʜʜыми счетами-фактурами в процессе реалᴎᴈации тοʙарοʙ и услуг). Имеʜʜо поэтому факторингοʙые операции называют еще кредᴎтοʙанием продаж поставщика или предоставлением факторингοʙого кредᴎта поставщику.

Файлы: 1 файл

Курсовая.Страхование факторинговых операций..doc

— 336.00 Кб (Скачать)

При использовании факторинга с правом регресса необходимо страховать кредитный риск поставщика.

Стоит обратить внимание на законодательные аспекты страхования факторинга. Прежде всего, стоит обратить внимание на страхование дебиторской задолженности поставщиков (кредитор). Согласно пункту 1 статьи 382 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации «Право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по (уступка требования) или перейти к другому на основании закона. В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 929 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации по договору имущественного страхования может быть застрахован риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами преднимателя, или предпринимательский риск, кото-[ отражен в статье 933 части второй Гражданского гкса Российской Федерации, согласно которой: «По договору страхования предпринимательского риска может быть застрахован предпринимательский риск только самого страхователя и только в его пользу»

По сути, это говорит о том, что поставщик, в гности иностранный контрагент, застраховав- свои кредитные риски, в случае заключения договора на оказание факторинговых услуг, не может определить фактора в качестве выгодоприобретателя. Тем самым, возникает необходимость в новом договоре страхования, что оказывает негативное влияние на кредитное страхование.

Страхование факторинга необходимо при постоянном увеличении дебиторов поставщика, что увеличивает дебиторскую задолженность поставщика, повышает потребность в оборотных средствах для бесперебойного производственного процесса. В подобной ситуации фактор непременно способен увеличить лимит финансирования поставщика. Также страхование позволяет поставщику выходить на новые незнакомые рынки, увеличивать объемы продаж, маржинальный доход.

Что касается фактора, то договор страхования факторинга позволяет ему финансировать поставщиков с различными категориями и количеством дебиторов, устанавливать высокий лимит финансирования поставщика, минимизировать кредитные риски при безрегессном факторинге.

Прежде чем заключить договор страхования со страховой компанией, страхователю (фактору или поставщику) необходимо предоставить информацию о своих дебиторах, основываясь на которой, страховщик оценивает кредитные риски дебиторов и затем согласовывает условия страхования, вследствие чего заключается договор страхования.

Договор страхования защищает поставщика и фактора от несостоятельности, т.е. банкротства дебитора, а также длительной просрочки платежа дебитором (рисунок 3).

В случае если дебитор после наступления срока оплаты не погашает свою задолженность, происходит его уведомление с требованием погасить задолженность, затем наступает период ожидания выплаты дебитором долга. После окончания периода ожидания, если дебитор не погасил свою задолженность, страховая компания выплачивает страховое возмещение страхователю в размере от 80—90% от суммы застрахованной дебиторской задолженности.

Согласно пункту 1 статьи 965 Гражданского кодекса Российской Федерации «к выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования».

По данным Ассоциации факторинговых компаний, наибольшую долю в обороте рынка по итогам 9 месяцев 2011 г. среди видов факторинга в России составляет внутренний факторинг с правом регресса (рисунок 4). Однако его доля в обороте рынка по итогам 9 месяцев составила 69,8% против 76% годом ранее. Доля внутреннего факторинга без регресса остается стабильной по сравнению с предыдущим кварталом и составляет 23,8% против 16,14% годом ранее.

Следует отметить, что происходит постепенный рост безрегрессного факторинга. Отчасти это связано с развитием кредитного страхования и обострившейся конкуренцией среди факторов, что вызвало снижение тарифов на факторинговое обслуживание. Основу роста безрегрессного факторинга составят региональные клиенты, факторинга с регрессом — столичные. Это связано с тем, что в регионах риски более высокие, и поэтому клиенты будут предпочитать именно факторинг без регресса с целью страхования кредитного риска.

Российский рынок факторинга имеет огромный потенциал роста. Для реализации перспектив развития рынка факторинга в России необходимо осваивать регионы, создавать диверсифицированную продуктовую линейку с учетом требований различных клиентов, создавать программные пакеты, которые могут быть интегрированы в российское правовое поле.

Россия фактически вступила в ВТО, и поэтому российские банки должны быть конкурентоспособными по сравнению с международными банками. А, учитывая, что эффективность работы банка и его конкурентоспособность на рынке во многом зависят от внедрения и развития банковских продуктов и инструментов, факторинг будет способен посодействовать в развитии банковской деятельности в Российской Федерации.

Таким образом, набирающий обороты, с каждым годом, рынок факторинга поспособствует дальнейшему развитию кредитного страхования в РФ.

 

 

Глава 2.

Участники факторинга

Оценки объема и темпов роста российского рынка факторинга основаны на данных, предоставленных 21 банком и факторинговыми компаниями. Принять участие в исследовании (заполнив анкеты) было предложено 400 крупнейшим по активам российским банкам. По оценкам, приславшие анкеты банки и факторинговые компании — это почти все активные участники рынка факторинга.

По мировым стандартам, 21 фактор — это обычное количество для одной страны. Лишь в 6 странах мира (из 60) число факторинговых компаний превышает 30, к их числу относятся США — 210 компаний, Великобритания — 110, Турция — 100. В среднем же в европейских странах на одном страновом рынке работает 10 факторов6. Рейтинги российских факторов по основным показателям их деятельности приведены в Приложении (таблицы 5-11).

Из известных игроков в нашем исследовании не приняли участие лишь компания «Катерпиллар Файненшл», специализирующаяся на лизинговом и факторинговом финансировании, а также «ДельтаБанк». При этом представители «ДельтаБанка» прокомментировали, что факторинг в их банке является лишь поддерживающей услугой по отношению к другим, приоритетным, банковским продуктам, и банк не заинтересован в привлечении клиентов именно на факторинговое обслуживание

.Рисунок 13 Сроки факторинговых  сделок, взвешенные по стоимости в 2004 г.,%

Источник: «Эксперт РА»

Отсутствие в рейтинге факторинговой компании «Еврокоммерц» — фактически одного из крупнейших участников рынка, объясняется специфическим форматом работы этой компании, пока не характерным для российского рынка. Это затруднило учет показателей компании при помощи общей методики составления рейтинга.7 Дело в том, что в отличие от остальных участников рынка, которые самостоятельно финансируют факторинговые сделки из собственных и заемных средств, «Еврокоммерц» работает на основе партнерства с рядом крупных банков: «ТрансКредитБанк», «Еврокоммерц Стройкредит», Московский Международный Банк, банк «Траст», Всероссийский Банк Развития Регионов. Эти банки финансируют сделки факторинга, в то время как «Еврокоммерц» выполняет ряд чисто факторинговых функций, таких как, административное управление дебиторской задолженностью и страхование рисков, связанных с дебиторской задолженностью.8 В этой схеме есть ряд преимуществ, в частности, она позволяет «Еврокоммерцу» быстро и практически неограниченно расширять бизнес, привлекая новых партнеров (то есть снижает зависимость роста от ресурсных ограничений), а также позволяет компании хорошо диверсифицировать бизнес.

Банки «ТрансКредитБанк» и «Еврокоммерц Стройкредит», факторинговые операции которых осуществляются в партнерстве с «Еврокоммерцем», выступили в рейтинге самостоятельно. При этом надо отметить, что лишь 67% факторинговых сделок «Транскредитбанка » осуществлялись при помощи «Еврокоммерца».

Таким образом, единственный рейтинг, в котором мог бы участвовать «Еврокоммерц» при специфике своей работы — это рейтинг по объему факторинговой комиссии, полу- ченной за год, но и тут возникают трудности с точным разделением полученной комиссии между «Еврокоммерцем» и банками-партнерами. Если же все-таки рассматривать «Еврокоммерц» и его банки-партнеры как группу, то, по нашей информации, объем переуступленной им дебиторской задолженности в 2004 достигал 350 млн долл., то есть эта группа заняла бы 3-е место в рейтинге.

Факторинговый рынок на сегодняшний день высококонцентрированное. Как видно из рисунка 15, где представлена кривая Лоренца по объему уступленных денежных требований в 2004 году, 80% факторов принимают на обслуживание менее 20% денежных требований. А если бы все банки, сотрудничающие с факторинговой компанией «Еврокоммерц», выступили в рейтинге в качестве единой группы, концентрация рынка оказалась бы еще выше. Доля лидера — НФК «Уралсиб-НИКойл», по нашим оценкам, составляет около 36% (см. рисунок 16), за 2002-2004 гг. его доля сократилась почти на 40 п.п. (процентных пунктов). Первым пяти факторам в 2004 году были уступлены 86% всех денежных требований. При этом на первых двух факторов приходится более 60%. Значения коэффициента Герфиндаля-Хиршмана показывают, что тем не менее, с каждым годом рынок становится все менее концентрированным. Лидирующие позиции НФК «УралсибНИКойл » закономерны, так как компания уже долгое время является крупнейшим игроком рынка. Во многом благодаря примеру этой компании на факторинг обратили внимание и другие участники рынка.

 

Рисунок 14 Доли компаний, начавших деятельность в разные периоды (по объему денежных требований, уступленных в 2004 году факторам), %

Источник: «Эксперт РА» Рисунок 15 Кривая Лоренца по объему уступленных денежных требовани

Источник: «Эксперт РА»   Рисунок 16 Доли крупнейших 5 компаний по объему уступленных им денежных требований в 2004 году, в %

Источник: «Эксперт РА»

Более 50% операторов факторинга располагаются в Москве, в Приволжском ФО — 24%, в Уральском ФО — 10%. Это распределение вполне закономерно, поскольку основными провайдерами факторинга являются банки, более половины которых расположены в столичном регионе (см. рисунок 17).

Рейтинг демонстрирует, что на российском факторинговом рынке существуют две основные группы участников. Во-первых, это банки — их в рейтинге большинство. Для них факторинг — один из продуктов наряду с классическими банковскими продуктами. Обычно факторинг играет далеко не приоритетную роль в бизнесе этих банков. В то же время можно отметить, что в приоритетах менее крупных банков факторинг обычно играет большую роль.

Во-вторых, это менее многочисленная группа «классических» факторинговых компаний, специализирующихся исключительно на факторинговом бизнесе. Прежде всего, это крупнейший участник рынка — Национальная факторинговая компания «УралсибНИКойл ». Хотя эта компания и обладает банковской лицензией, что фактически является данью требованиям несовершенного регулирования в сфере факторинга, а не свидетельством того факта, что компания является банком в традиционном понимании.

К этой группе относятся также факторинговая компания «Еврокоммерц», о специфике работы который сказано выше, «Катерпиллар Файненшл» — единственная на данный момент российская факторинговая компания с иностранным капиталом и «Средневолжская факторинговая компания». Последняя примечательна тем, что единственная из известных нам участников рынка факторинга не имеет банковской лицензии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Банки и факторинговые компании.

Многообразие игроков факторингового рынка объясняется тем, что вопрос о субъекте факторинга не урегулирован до конца законодательно. Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 825 гл. 43 устанавливает, что «в качестве финансового агента договоры финансирования под уступку денежного требования могут заключать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида». Лицензирование различных видов деятельности осуществляется на основании Федерального Закона РФ № 128-ФЗ от 08.08.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности», который не содержит требования о лицензировании деятельности по предоставлению финансирования под уступку денежных требований. А в статье 18 указанного закона говорится о том, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок лицензирования отдельных видов деятельности, действуют в части, не противоречащей Закону о лицензировании, и подлежат приведению в соответствие с Законом о лицензировании.

Таким образом, ГК РФ, введенный в действие соответствующим федеральным законом, не должен противоречить Закону о лицензировании и подлежит приведению в соответствие с последним.

Рисунок 17 Географическое расположение факторов, в %

Источник: «Эксперт РА»

Следует отметить, что Закон о лицензировании вступил в силу 10.02.2002 года. До этого времени деятельность по финансированию под уступку денежного требования, хотя и указывалась в качестве лицензируемой, отдельного положения, устанавливающего порядок ее лицензирования, не существовало.

Информация о работе Понятие факторинга