Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 19:15, реферат
Целью реферата является изучение теоретических и практических вопросов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования.
Задачами исследованияявляются :1) рассмотреть основные цели , задачи, функции и значение Пенсионного фонда Российской Федерации;2) рассмотреть учет взносов на пенсионное страхование и трудовой стаж застрахованного;3)рассмотреть пенсионную систему за рубежом;4)сформулировать предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства в данной области.
Введение…………………………………………………………………………………….3
1.Сущность и функции Пенсионного фонда Российской Федерации …………4
2. Трудовая пенсия. Индексация трудовых пенсий.……………………………7
3 . Пенсионное страхование за рубежом ……………………………………...11
Заключение…………………………………………………………………….14
Список литературы…………………………………………………………….15
Введение…………………………………………………………
1.Сущность и функции Пенсионного фонда Российской Федерации …………4
2. Трудовая пенсия. Индексация трудовых пенсий.……………………………7
3 . Пенсионное страхование за рубежом ……………………………………...11
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Российская Федерация как
Актуальность реформирования пенсионной
системы связана с теми негативными демографическими
изменениями, которые происходят в нашей
стране сейчас и которые, как обоснованно
считают демографы и социологи, обострятся
в ближайшие десять - двадцать лет. Это
заставляет искать новые подходы в решении
задач материального обеспечения нетрудоспособных
при наступлении старости, инвалидности,
по случаю потери кормильца.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации, который на каждое застрахованное лицо открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, в котором содержатся определенные сведения.
Целью реферата является изучение теоретических и практических вопросов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования.
Задачами исследованияявляются :1) рассмотреть основные цели , задачи, функции и значение Пенсионного фонда Российской Федерации;2) рассмотреть учет взносов на пенсионное страхование и трудовой стаж застрахованного;3)рассмотреть пенсионную систему за рубежом;4)сформулировать предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства в данной области.
1.Сущность и функции Пенсионного фонда Российской Федерации
Обязательное пенсионное страхование – это созданная государством система правовых и экономических мер, призванная компенсировать гражданам их заработок, которые они имели до введения обязательного пенсионного страхования. В Российской Федерации размер средней пенсии равен примерно третьей части от уровня зарплаты работающего гражданина, в то время как в экономически развитых странах - 80-90%.
Пенсионный фонд Российской Федерации
образован 22 декабря 1990 года Постановлением
Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации
Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами
пенсионного обеспечения России. Его создание
позволило внедрить принципиально новый
процесс финансирования и выплаты пенсий
и пособий. Средства были выведены в самостоятельный
бюджетный механизм и стали формироваться
за счёт поступления обязательных страховых
взносов. Положением о Пенсионном фонде
России, утверждённом 27 декабря 1991 года,
был определён целевой характер денежных
средств Пенсионного фонда, и закреплен
запрет на их изъятие из бюджета ПФР на
другие цели.
Изначально основной функцией Пенсионного
фонда России был сбор страховых взносов
на финансирование выплаты пенсий по старости,
инвалидности и по случаю потери кормильца.
Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны
был начат эксперимент по созданию единых
пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих
одновременно назначение и выплату государственных
пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса
стал Указ Президента
РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах
по совершенствованию управления государственным
пенсионным обеспечением в Российской
Федерации». Он рекомендовал органам региональной
власти заключить с Пенсионным фондом
РФ соглашения о передаче территориальным
органам ПФР полномочий по назначению
и выплате пенсий, находящихся на тот момент
у органов социальной защиты регионов.
В 1997 году вступил в силу Федеральный закон
«Об индивидуальном (персонифицированном)
учёте в системе государственного пенсионного
страхования» № 27-ФЗ. В соответствии с этим законом,
основное значение для увеличения размера
пенсии приобретал не общий трудовой стаж,
а учтённый страховой стаж и размеры платежей,
которые осуществлял в интересах работника
его работодатель.
В дальнейшем система страховых взносов
была закреплена Федеральным законом
от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации», в соответствии с которым определен
новый статус ПФР, как страховщика и государственного
учреждения, а также урегулирован порядок
уплаты страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование, права и обязанности
субъектов правоотношений по обязательному
пенсионному страхованию.
Федеральный закон
от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации» еще больше расширил функции
ПФР и внес изменения в порядок возникновения
и реализации прав граждан на трудовые
пенсии. Так, в частности, размер трудовой
пенсии теперь состоит из трех частей:
базовой, страховой и накопительной. При
этом базовая часть финансируется за счет
средств федерального бюджета, страховая
часть - за счет сумм страховых взносов,
уплачиваемых страхователем за застрахованных
лиц на финансирование страховой части
трудовой пенсии, накопительная – за счет
сумм страховых взносов, уплачиваемых
страхователями за застрахованных лиц
на накопительную часть трудовой пенсии
и дохода от их инвестирования.
С 2005 года на Пенсионный фонд также
возложены функции по начислению
гражданам ежемесячных денежных
выплат и реализации их прав на получение
государственной социальной помощи
в виде набора социальных услуг. С
этой целью ПФР создан и поддерживается
в актуальном состоянии единый регистр
федеральных льготников, производятся
регулярные выплаты получателям
социальных льгот.
С 2007 года на ПФР была возложена дополнительная
задача – выдача сертификатов на материнский
(семейный) капитал. Изначально предполагалось,
что первые деньги на реализацию сертификата
на МСК будут направлены не ранее 2010 года,
однако в конце декабря 2008 года в связи
с неблагоприятной экономической ситуацией
в мире и в России, Правительство РФ разрешило
гражданам с 1 января 2009 года направлять
средства материнского (семейного) капитала
на погашение жилищных кредитов, не дожидаясь,
пока ребенку исполнится три года.
В связи с принятием летом 2009 года ряда
законодательных актов, сфера деятельности
Пенсионного фонда Российской Федерации
существенно расширилась. В первую очередь,
Пенсионный фонд провел валоризацию пенсий.
Валоризация – это переоценка расчетного
пенсионного капитала, которая направлена
в первую очередь на тех, кто имеет большой
«советский» трудовой стаж. Пенсионеры,
имеющие трудовой стаж в период до 2002 года,
получили 10% прибавки к объему пенсионных
прав, которые сформировались у них до
начала пенсионной реформы 2002 года. Также
дополнительно за каждый год советского
трудового стажа до 1991 года к расчетному
пенсионному капиталу добавилось по 1%.
Если после валоризации размер пенсии
в сумме с другими причитающимися пенсионеру
выплатами оказался ниже прожиточного
минимума пенсионера в его субъекте РФ,
то такому пенсионеру установлена соответствующая
социальная доплата. Если пенсионер живет
в регионе, где прожиточный минимум пенсионера
ниже федерального, то ему установлена
федеральная соцдоплата к пенсии, которая
выплачивается Пенсионным фондом Российской
Федерации. Если пенсионер живет в субъекте
Федерации, где прожиточный минимум выше
федерального, то ему установлена региональная
соцдоплата, которую выплачивают органы
социальной защиты населения региона.
С 2002 года в России действует система обязательного
пенсионного страхования, то есть пенсионная
модель, основанная на страховых и накопительных
принципах.
В новой пенсионной системе
работодатели являются страхователями
(плательщиками страховых
2. Трудовая пенсия. Индексация трудовых пенсий.
В соответствии с Федеральным законом № 173-Ф3 от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовые пенсии подразделяются на пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.
Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые они получали в период трудовой деятельности, а также компенсация дохода, который утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованного лица в связи с его смертью.
Условием назначения трудовой пенсии по старости является наличие пяти лет страхового стажа и достижение установленного законодательством пенсионного возраста. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами I, II и III группы.
Трудовая пенсия по старости может состоять из страховой и накопительной частей. Деление трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца на составляющие части не предусмотрено.
С 1 января 2010 года трудовая пенсия по старости состоит из двух частей - страховой и накопительной. Вместо базовой части введен фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), который устанавливается государством в определенном размере и регулярно индексируется.
Тарифы страховых взносов
работодателей для лиц 1967 года и
моложе распределяются следующим образом:
20% - на страховую часть трудовой
пенсии, 6% - на накопительную часть
трудовой пенсии. Для лиц 1966 года рождения
и старше уплаченные работодателями
страховые взносы в полном объеме
поступают на страховую часть
трудовой пенсии. На каждое застрахованное
лицо в Пенсионном фонде РФ открыт
индивидуальный лицевой счет, на который
зачисляются взносы, уплачиваемые работодателем.
Субъекты обязательного пенсионного страхования
.К этой категории относятся органы государственной
власти, ПФР (страховщик), плательщики
страховых взносов (страхователи) и застрахованные лица. Граждане являются субъектами
обязательного пенсионного страхования,
если они:
- работают по трудовому договору; лицензионному
или авторскому договору;
- являются индивидуальными предпринимателями,
частными детективами, нотариусами или
иным образом обеспечивают себя работой в соответствии с законом;
- являются членами фермерских (крестьянских)
хозяйств;
- трудятся за пределами Российской Федерации,
но при этом платят страховые взносы у
себя в стране;
- являются представителями малочисленных
народностей Крайнего Севера и принадлежат
семейным или родовым общинам;
- относятся к иным категориям, в соответствии
с Федеральным Законом от 15.12.2001 г. №167-ФЗ.
Страхователями при
- организации (предприятия), индивидуальные
предприниматели и граждане, осуществляющие
выплаты физическим лицам;
- индивидуальные предприниматели и лица,
занимающиеся частной практикой (адвокаты,
нотариусы, детективы);
- граждане, которые по своему желанию
заключают договора обязательного пенсионного
страхования.
В России можно выделить два основных вида пенсионного страхования:
обязательное пенсионное страхование - включает трудовую пенсию по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца
добровольное пенсионное обеспечение - включает пенсии, которые выплачиваются за счет взносов работодателей и самостоятельных пенсионных накоплений граждан.
Индексация размера трудовых пенсий – увеличение размера трудовых пенсий на основании соответствующего постановления Правительства Российской Федерации в целях повышения уровня жизни пенсионеров. Законодательством Российской Федерации предусматривается индексация размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца в связи с ростом цен и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации.
В 2011 году размеры пенсий были проиндексированы дважды:
Повышение уровня пенсионного обеспечения в Российской Федерации с 1 февраля 2011 года
|
Средний размер пенсии |
Увеличение среднего размера пенсии с 01.02.2011 | |
до 01.02.2011 |
после перерасчета с 01.02.2011 | ||
Получатели трудовой пенсии - всего |
7820 |
8498 |
678 |
из них: |
|||
|
8177 |
8886 |
709 |
|
5147 |
5600 |
453 |
|
4813 |
5236 |
423 |
Получатели двух пенсий: |
|||
Инвалиды вследствие военной травмы |
19075 |
20016 |
941 |
Инвалиды - участники Великой Отечественной войны |
19278 |
20295 |
1017 |
Вдовы погибших военнослужащих |
14169 |
14882 |
713 |
Инвалиды, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда» |
14478 |
15348 |
870 |