Пенсионное страхование за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 19:15, реферат

Краткое описание

Целью реферата является изучение теоретических и практических вопросов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования.
Задачами исследованияявляются :1) рассмотреть основные цели , задачи, функции и значение Пенсионного фонда Российской Федерации;2) рассмотреть учет взносов на пенсионное страхование и трудовой стаж застрахованного;3)рассмотреть пенсионную систему за рубежом;4)сформулировать предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства в данной области.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………….3
1.Сущность и функции Пенсионного фонда Российской Федерации …………4
2. Трудовая пенсия. Индексация трудовых пенсий.……………………………7
3 . Пенсионное страхование за рубежом ……………………………………...11
Заключение…………………………………………………………………….14
Список литературы…………………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

реферат по страхованию.docx

— 40.89 Кб (Скачать)

                                                      Содержание

                                                                                                                                     стр

Введение…………………………………………………………………………………….3

1.Сущность и функции Пенсионного фонда Российской Федерации …………4

2. Трудовая пенсия. Индексация трудовых пенсий.……………………………7

3 . Пенсионное страхование за рубежом ……………………………………...11

Заключение…………………………………………………………………….14

Список литературы…………………………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Введение

Российская Федерация как государство, Конституция которого предусматривает  в качестве ориентира социальное государство, стремясь максимально  исходя из существующих возможностей защищать права своих граждан, устанавливает  в правовых отношениях такой порядок, который предусматривает социальное обеспечение тех категорий граждан, которые признаны нуждающимися в  таковой. В этом проявляются социальные функции государства. Социальная защита в Российской Федерации осуществляется в нескольких формах, одной из них  и является пенсионное обеспечение, объем и уровень которого во многом зависит от выполнявшейся работы, трудового стажа, размера заработка  и в основном состоит в регулярной выплате пенсий.  
Актуальность реформирования пенсионной системы  связана с теми негативными демографическими изменениями, которые происходят в нашей стране сейчас и которые, как обоснованно считают демографы и социологи, обострятся в ближайшие  десять - двадцать лет. Это заставляет искать новые подходы в решении задач материального обеспечения нетрудоспособных при наступлении старости, инвалидности, по случаю потери кормильца.

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе  государственного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации, который на каждое застрахованное лицо открывает индивидуальный лицевой  счет с постоянным страховым номером, в котором содержатся определенные сведения.

Целью реферата является изучение теоретических  и практических вопросов индивидуального (персонифицированного) учета в системе  государственного пенсионного страхования.            

 Задачами исследованияявляются :1)  рассмотреть основные цели , задачи, функции и значение Пенсионного фонда Российской Федерации;2) рассмотреть учет взносов на пенсионное страхование и трудовой стаж застрахованного;3)рассмотреть пенсионную систему за рубежом;4)сформулировать предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства в данной области.

 

       1.Сущность и функции Пенсионного фонда Российской Федерации

 

Обязательное пенсионное страхование – это созданная государством система правовых и экономических мер, призванная компенсировать гражданам их заработок, которые они имели до введения обязательного пенсионного страхования. В Российской Федерации размер средней пенсии равен примерно третьей части от уровня зарплаты работающего гражданина, в то время как в экономически развитых странах - 80-90%.

 

Пенсионный фонд Российской Федерации  образован 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый процесс финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счёт поступления обязательных страховых взносов. Положением о Пенсионном фонде России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели.  
 
Изначально основной функцией Пенсионного фонда России был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации». Он рекомендовал органам региональной власти  заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у  органов социальной защиты регионов. 
  
В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования» № 27-ФЗ. В соответствии с этим законом, основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель.  
  
В дальнейшем система страховых взносов была закреплена Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в соответствии с которым определен новый статус ПФР,  как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.  
  
Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. 

 
С 2005 года на Пенсионный фонд также  возложены функции по начислению гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение  государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С  этой целью ПФР создан и поддерживается в актуальном состоянии единый регистр  федеральных льготников, производятся регулярные выплаты получателям  социальных льгот. 
  
С 2007 года на ПФР была возложена дополнительная задача – выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата на МСК будут направлены не ранее 2010 года, однако в конце декабря 2008 года в связи с неблагоприятной экономической ситуацией в мире и в России, Правительство РФ разрешило гражданам с 1 января 2009 года направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года.  
В связи с принятием летом 2009 года ряда законодательных актов, сфера деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации существенно расширилась. В первую очередь, Пенсионный фонд провел валоризацию пенсий. Валоризация – это переоценка расчетного пенсионного капитала, которая направлена в первую очередь на тех, кто имеет большой «советский» трудовой стаж. Пенсионеры, имеющие трудовой стаж в период до 2002 года, получили 10% прибавки к объему пенсионных прав, которые сформировались у них до начала пенсионной реформы 2002 года. Также дополнительно за каждый год советского трудового стажа до 1991 года к расчетному пенсионному капиталу  добавилось по 1%.  
 
Если после валоризации размер пенсии в сумме с другими причитающимися пенсионеру выплатами оказался ниже прожиточного минимума пенсионера в его субъекте РФ, то такому пенсионеру установлена соответствующая социальная доплата. Если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального, то ему  установлена федеральная соцдоплата к пенсии, которая выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации. Если пенсионер живет в субъекте Федерации, где прожиточный минимум выше федерального, то ему установлена региональная соцдоплата, которую выплачивают органы социальной защиты населения региона.  
  
С 2002 года в России действует система обязательного пенсионного страхования, то есть пенсионная модель, основанная на страховых и накопительных принципах.

В новой пенсионной системе  работодатели являются страхователями (плательщиками страховых взносов), работники - застрахованными лицами, а Пенсионный фонд Российской Федерации - страховщиком, осуществляющим администрирование  страховых взносов.Работодатели являются ключевыми участниками пенсионной системы Российской Федерации, уплачивая  с фонда оплаты труда средства на будущее пенсионное обеспечение  своих сотрудников.В отличие от прежней пенсионной системы, пенсионные накопления граждан зависят теперь не только от стажа работы, но и от размера зарплаты и размера пенсионных взносов.

                        2. Трудовая пенсия. Индексация трудовых пенсий.

В соответствии с Федеральным законом № 173-Ф3 от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовые пенсии подразделяются на пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия - ежемесячная  денежная выплата в целях компенсации  гражданам заработной платы или  иного дохода, которые они получали в период трудовой деятельности, а  также компенсация дохода, который  утратили нетрудоспособные члены семьи  застрахованного лица в связи  с его смертью.

Условием назначения трудовой пенсии по старости является наличие  пяти лет страхового стажа и достижение установленного законодательством  пенсионного возраста. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается гражданам, признанным в установленном порядке  инвалидами I, II и III группы.

Трудовая пенсия по старости может состоять из страховой и  накопительной частей. Деление трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца  на составляющие части не предусмотрено.

С 1 января 2010 года трудовая пенсия по старости состоит из двух частей - страховой и накопительной. Вместо базовой части введен фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), который устанавливается государством в определенном размере и регулярно индексируется.

Тарифы страховых взносов  работодателей для лиц 1967 года и  моложе распределяются следующим образом: 20% - на страховую часть трудовой пенсии, 6% - на накопительную часть  трудовой пенсии. Для лиц 1966 года рождения и старше уплаченные работодателями страховые взносы в полном объеме поступают на страховую часть  трудовой пенсии. На каждое застрахованное лицо в Пенсионном фонде РФ открыт индивидуальный лицевой счет, на который  зачисляются взносы, уплачиваемые работодателем.  
Субъекты обязательного пенсионного страхования .К этой категории относятся органы государственной власти, ПФР (страховщик), плательщики страховых взносов (страхователи) и застрахованные лица. Граждане являются субъектами обязательного пенсионного страхования, если они:  
- работают по трудовому договору; лицензионному или авторскому договору;  
- являются индивидуальными предпринимателями, частными детективами, нотариусами или иным образом обеспечивают себя работой в соответствии с законом;  
- являются членами фермерских (крестьянских) хозяйств;  
- трудятся за пределами Российской Федерации, но при этом платят страховые взносы у себя в стране;  
- являются представителями малочисленных народностей Крайнего Севера и принадлежат семейным или родовым общинам;  
- относятся к иным категориям, в соответствии с Федеральным Законом от 15.12.2001 г. №167-ФЗ.

Страхователями при обязательном пенсионном страховании могут быть:  
- организации (предприятия), индивидуальные предприниматели и граждане, осуществляющие выплаты физическим лицам;  
- индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой (адвокаты, нотариусы, детективы);  
- граждане, которые по своему желанию заключают договора обязательного пенсионного страхования.

В России можно выделить два основных вида пенсионного страхования:

обязательное пенсионное страхование - включает трудовую пенсию по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца

добровольное пенсионное обеспечение - включает пенсии, которые выплачиваются  за счет взносов работодателей и  самостоятельных пенсионных накоплений граждан.

Индексация размера  трудовых пенсий – увеличение размера трудовых пенсий на основании соответствующего постановления Правительства Российской Федерации в целях повышения уровня жизни пенсионеров. Законодательством Российской Федерации предусматривается индексация размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца в связи с ростом цен и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации.

В 2011 году размеры пенсий были проиндексированы дважды:

  • 1 февраля 2011 года трудовые пенсии выросли на 8,8%.
  • 1 апреля 2011 года социальные пенсии выросли на 10,27%.

Повышение уровня пенсионного обеспечения  в Российской Федерации с 1 февраля 2011 года


Средний размер пенсии

Увеличение среднего размера  пенсии с 01.02.2011

до 01.02.2011

после перерасчета с 01.02.2011

Получатели трудовой пенсии - всего

7820

8498

678

из них:

     
  • по старости

8177

8886

709

  • по инвалидности

5147

5600

453

  • по случаю потери кормильца

4813

5236

423

Получатели двух пенсий:

     

Инвалиды вследствие военной 

травмы 

19075

20016

941

Инвалиды - участники Великой  Отечественной войны 

19278

20295

1017

Вдовы погибших военнослужащих

14169

14882

713

Инвалиды, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»

14478

15348

870

Информация о работе Пенсионное страхование за рубежом