Организационно-методические основы финансового планирования деятельности страховой компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 12:36, научная работа

Краткое описание

Сущность финансового планирования проявляется в конкретных целях и задачах, средствах достижения, сроках и последовательности реализации. Финансовое планирование предполагает определение финансовой стратегии, тактики и политики, разработку мероприятий по совершенствованию бизнес-процессов, определение приоритетов перспективного развития локальных, тактических целей и задач.

Файлы: 1 файл

Организационно-методические основы финансового планирования деятельности страховой компании.docx

— 32.28 Кб (Скачать)

     концепции на определенный период, в которой  разработаны различные стороны  стратегии, спрогнозированы возможные  негативные тенденции;

     механизма формирования капитала, источников финансовых ресурсов, целесообразности и эффективности  привлечения заемного капитала;

     инструмента оценки фактических результатов  деятельности страховщика и сопоставления  их с прогнозируемыми значениями.

     Одним из основных разделов бизнес-плана  является финансовый план. Модель "Разработки финансового плана в структуре  бизнес-плана" включает разработку таких документов:

     прогноз финансовых результатов;

     потребность в дополнительных инвестициях и  формирование источников финансирования;

     модели  движения денежных потоков;

     расчет  точки безубыточности (порог рентабельности). Процесс разработки финансового  плана состоит из нескольких этапов.

     I этап - определение целей привлечения  финансовых ресурсов, которые должны  быть согласованы с целями, сформулированными  в финансовой стратегии. 
II этап - расчет необходимого объема финансовых ресурсов и постановка задач по привлечению, рациональному использованию привлеченного капитала.

     III этап - формирование массива исходных  данных для разработки альтернативных  вариантов финансовых планов. Аналитические  исследования предшествующего периода  предопределяют точность, достоверность  последующих финансовых проектировок, выполненных в рамках альтернативных  вариантов.

     IV этап - выявление границ и факторов  внешней среды (например, конъюнктура  и цена страховой продукции  на страховом рынке и т.п.). Факторы  влияют на граничные и нормативные  значения основных финансовых  показателей.

     V этап - прогноз представляет качественную  и количественную вероятностную  оценку динамики развития страхового  бизнеса. Целью прогнозирования  является: получение исходных материалов  для разработки вариантов финансовой  стратегии; сведение к минимуму  финансового риска за счет  всесторонней оценки альтернативных  вариантов, определение последствий  принимаемых управленческих решений.

     VI этап - использование набора финансовых  проектов в качестве исходных  данных при составлении баланса  движения денежных потоков, расчета  точки безубыточности финансово-хозяйственной  деятельности аналитическим и  графическим способами.

     В процессе составления баланса движения денежных потоков проверяется синхронность поступлений и расходования финансовых ресурсов. Баланс денежных поступлений  и платежей является исходной базой  для расчета общей суммы привлекаемых финансовых ресурсов при оценке степени  ликвидности и платежеспособности. По результатам анализа и проведения расчетов в финансовую стратегию  вносят необходимые коррективы, обеспечивающие требуемый уровень ликвидности  и платежеспособности.

     VII этап - проектирование баланса страховой  организации, в котором должно  соблюдаться равенство актива  и пассива: 
Ав + Аоб - Кс + Кз, где Ав - внеоборотные активы;

     Аоб - оборотные активы;

     Кс - собственный капитал;

     Кз - заемный капитал.

     Модель "Составление прогнозных финансовых документов" применяется при долгосрочном финансовом планировании, целью которой является составление прогноза баланса, отчета о прибылях и убытках; на их основе разрабатываются операционные бюджеты. Финансовое прогнозирование проводится с использованием различных методов в следующей последовательности:

     составление прогноза продаж страховой продукции;

     определение прогноза переменных и постоянных затрат;

     выявление прогноза инвестиций, необходимых для  достижения прогнозируемого объема продаж страховой продукции;

     расчет  возможных объемов внутреннего  финансирования;

     обсуждение  потребностей во внешнем финансировании, заемном капитале, поиск источников с учетом формирования рациональной структуры финансового капитала.

     Метод прогноза объемов продаж страховой  продукции. Период прогноза продаж увязывается  с общим плановым периодом. Годичные прогнозы продаж разбиты на квартальные  и месячные, чем короче прогнозы продаж, тем точнее и конкретнее информация. Величина будущих продаж страховых продуктов определяется с помощью анализа временных  рядов, цикличности, сезонности, анализа  сильных и слабых сторон деятельности страховщика, имеющихся возможностей и потенциальных источников угроз. 
Цель метода баланса денежных потоков - это оценка синхронности поступлений и расходовании денежных средств для обеспечения достаточности на определенном временном отрезке. Недостаточность денежных средств вызывает неплатежи, угрозу несостоятельности, приводит к штрафам и пени. Баланс денежных потоков составляется в виде аналитической таблицы, которая может быть дополнена сведениями о дебиторской задолженности, безнадежных долгах, кредиторской задолженности и др.

     Метод составления таблицы доходов  и расходов по форме и содержанию аналогичен отчету о прибылях и убытках  страховой организации (форма N2-страховщик). При составлении особое внимание уделяется полноте отражения  возможных источников получения  прибыли; прогнозируемой величине затрат, относимых на себестоимость страховой  продукции, ожидаемым налоговым  платежам.

     Метод определения потребности в заемном  капитале применяется для расчета  величины внешнего финансирования в  случаях, когда собственного капитала оказывается недостаточно. Требуемый  рост чистых активов определяют как  разность между плановым ростом общих  активов и текущих активов. Величину необходимого внешнего финансирования рассчитывают по формуле:

     Формула доступна в бумажной версии издания

     Метод регрессивного анализа рассматривает  потребности в финансировании как  функции от объема продаж. В системе  координат отмечают соотношения  объема продаж страховой продукции  и потребности в капитале в каждом из предыдущих периодов ведения страхового бизнеса. Точки соединяют линией, которая может быть прямой (линейная регрессия) или кривой (нелинейная регрессия). Построение линейной регрессии легче, но дает менее достоверные результаты. График характеризует тенденцию соотношения страховых продаж и необходимых объемов финансирования в будущем периоде. Для каждого прогноза продаж определяется соответствующая потребность в капитале.

     Метод процента от объемов продаж позволяет  определить каждую статью планового  баланса, отчета о прибылях и убытках  исходя из запланированной величины продаж и рассчитывается как процент от установленной величины продаж совокупностей страховых продуктов. В основе таких расчетов лежат:

     процентные  соотношения, характерные для страховой  деятельности;

     процентные  соотношения, в основе которых ретроспективный  анализ (средняя за последние несколько лет);

     возможные изменения процентных соотношений, когда сложившиеся соотношения  не удовлетворяют руководство страховой  организации.

     Метод прогнозируемого баланса активов  и пассивов по форме имеет структуру  бухгалтерского баланса и дает возможность  убедиться, что запланированные  активы обеспечены источниками формирования. При нехватке пассивов получается эффект финансовой пробки, ее можно устранить, найдя дополнительные источники  финансирования. 
Метод расчета точки безубыточности имеет определенную универсальность, позволяет определять объемы производства и продаж страховых продуктов с точки зрения их безубыточности, принимать решения точки нулевой прибыли, точки безубыточности. Дает возможность определить минимальный объем продаж, начиная с которого страховщик не несет убытков, когда издержки равны доходам. Для определения плановой величины продаж страховых продуктов, соответствующей безубыточному состоянию, необходимо знать:

     продажную цену единицы страховой совокупности;

     объем фиксированных издержек в коротком временном периоде, не связанных  с объемом производства и продаж страховых продуктов;

     объем переменных издержек, которые изменяются с объемом производства и продаж в страховом бизнесе.

     Точку безубыточности можно рассчитать как  в физических, так и в денежных единицах. Графически точка безубыточности находится на пересечении графиков валового дохода и валовых издержек. Этот метод дает возможность повысить гибкость финансового планирования и снизить финансовый риск за счет изменения величины и структуры  издержек, т.е. уменьшать (или увеличивать) долю переменных и постоянных издержек в общем объеме затрат. 
Таким образом, в свете основных направлений Стратегии организационно-методическими основами финансового планирования деятельности страховой организации являются:

     соблюдение  правовых и надзорных ограничений;

     разработка  финансового плана в соответствии с общепринятой классификацией с  учетом признаков;

     учет  фактора внутренней и внешней  среды, окружающей страховую организацию;

     использование достоверной исходной информации;

     соблюдение  этапов и принципов процесса финансового  планирования;

     руководство составляющими, которые определяют результат финансового планирования;

     выбор моделей и методов планирования на основе сопоставленных альтернативных расчетов. 

     Литература: 
1) Стратегия развития страховой отрасли в РФ на 2008-2012 гг., рассмотренная на заседании Минфина РФ 17 мая 2007 г.

     2) Закон РФ "ОБ организации страхового  дела в РФ", от 27 ноября 1992 г. N4015-1 (в ред. от 21 июля 2005 г.)

     3) Гварлиани Т.Е., Балакирева В.Ю, Денежные потоки в страховании. -М.: Финансы и статистика, 2004.

     4) Никулина Н.Н., Березина С.В. Страхование:  теория и практика. - М.: ЮНИТИ, 2007.

     5) Никулина Н.Н., Березина С.В. Финансовый  менеджмент в страховых организациях. - М.: ЮНИТИ, 2008.

     6) Никулина Н.Н., Березина С.В. Методические  основы бюджетирования финансовой  деятельности страховой организации.  Журнал "Страховое дело" N 5-2007.

     7) Никулина Н.Н., Березина С.В. Анализ  денежных потоков в страховой  организации. "Журнал Экономический  анализ". Теория и практика. N6, 2007.

     8) Юлдашев Р.Т. Организационно-экономические  основы страхового бизнеса. - М.: "Анкил", 2002.

Информация о работе Организационно-методические основы финансового планирования деятельности страховой компании