Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 18:31, контрольная работа

Краткое описание

Почти 100 лет назад в 1912 году – Россия ввела обязательное социальное страхование наемных работников, приняв первые законы «Об обеспечении рабочих на случай болезни» и «О страховании рабочих от несчастных случаев». Развитие этих двух видов обязательного социального страхования в стране в скорее было прервано Октябрьской революцией, после которой было введено всеобщее социальное обеспечение трудящихся за счет государства. Однако его экономическая несостоятельность стала очевидной к началу НЭПа, когда социальное страхование в России было восстановлено. Оно продолжает оставаться важным компонентом социальной защиты граждан и в наши дни.

Оглавление

Введение.
1. Финансовая стабильность и доходы Фонда в 1991-2011 годах.
2. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний.
3. Современная деятельность Фонда.
4.Основные направления совершенствования обязательного социального страхования.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

ФСС.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

Введение.

1. Финансовая  стабильность и доходы Фонда  в 1991-2011 годах.

2. Обязательное  социальное страхование от несчастных  случаев

на производстве и профессиональных заболеваний.

3. Современная  деятельность Фонда.

4.Основные направления совершенствования обязательного социального страхования.

Заключение.

Список  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Почти  100 лет  назад в  1912 году – Россия ввела  обязательное  социальное  страхование  наемных  работников, приняв  первые  законы «Об обеспечении рабочих на  случай болезни» и «О страховании рабочих от  несчастных  случаев». Развитие  этих  двух видов обязательного социального страхования в стране в скорее  было  прервано Октябрьской революцией, после которой было  введено всеобщее  социальное  обеспечение трудящихся  за  счет  государства. Однако  его  экономическая  несостоятельность стала  очевидной  к  началу  НЭПа, когда социальное  страхование в России было  восстановлено. Оно  продолжает оставаться  важным компонентом социальной  защиты  граждан  и  в  наши  дни.

1. Финансовая стабильность и доходы Фонда в 1991-2011 годах.

20-летняя история  Фонда с точки зрения сбалансированности выполнявшихся им обязательств с его доходами распадается на 3 периода:

    • с 1991 по 2000 год, когда доходная часть бюджета ФСС финансировалась за счет сбора страховых взносов;
    • с  2001   по  2009  год,  когда  поступление средств в бюджет обеспечивалось за счет налоговых поступлений, собираемых налоговыми органами  в форме единого социального  налога (ЕСН);
    • с 2010 года по настоящее время, когда произошла отмена ЕСН и восстановлены страховые взносы.

Первый этап характеризуется высоким уровнем стабильности бюджета ФСС и собираемостью страховых взносов в объемах, достаточных для выполнения всех возложенных на Фонд обязательств. Способствовали этому и относительно высокая ставка тарифа (5,4%), и высокий коэффициент собираемости взносов (до 97-98%).

На втором этапе, в 2000-е годы, в деятельности Фонда возникли определенные финансовые проблемы, связанные с заменой с 1 января 2001 года страховых взносов единым социальным налогом (ЕСН). Ставка ЕСН в Фонд социального страхования была первоначально установлена в размере 4,0%, с 1 января 2005 года снижена до 3,2%, а с 1 января 2006 года — до 2,9%. Ожидалось, что переход к налоговому принципу исполнения доходной части бюджета повысит дисциплину плательщиков, расширит облагаемую базу и позволит Фонду иметь сбалансированный бюджет. Однако на деле перемены привели к сокращению отчислений с заработной платы в бюджет Фонда и сопровождались ростом недоимки и задолженности страхователей.

В связи со снижением  поступающих доходов в систему  Фонда предпринимались меры по регулированию  расходных обязательств и исключению расходов, носящих нестраховой характер. Так, в 2002 году были исключены расходы по финансированию санаториев-профилакториев предприятий, подготовке детских оздоровительных лагерей к открытию, по оплате путевок на отдых работающим гражданам, прекращено финансирование санаторно-курортного лечения и оздоровления студентов и неработающих участников ВОВ. В 2003 году исключены расходы на санаторно-курортное лечение граждан, оплату стоимости новогодних подарков для детей. В 2005 году прекращено финансирование ДЮСШ. Менялся и порядок расчета пособий. В 2005 году пособие по временной нетрудоспособности стало оплачиваться за счет средств Фонда с 3-го дня временной нетрудоспособности (за исключением несчастного случая на производстве и профессионального заболевания). В 2007 году пособие по временной нетрудоспособности зависит от страхового стажа, выплачивается по основному месту работы и по месту работы на условиях внешнего совместительства, за календарные дни нетрудоспособности (отпуска по беременности). А пособие по уходу за ребенком до достижения им полутора лет назначается исходя из 40% среднего заработка.

В 2008-2009 годах  в Правительстве обсуждались результаты введения ЕСН. При этом не было зафиксировано сколько-нибудь существенного роста фонда заработной платы, облагаемого ЕСН, — он остался на уровне 24-25% ВВП

Нарастающий дефицит  бюджета Пенсионного фонда и  проявляющийся дефицит Фонда  социального страхования, невозможность осуществления персонифицированного учета налоговыми органами, дублирование части функций органами внебюджетных фондов при администрировании налогов стали существенными факторами для возврата к страховым взносам в качестве источника финансирования обязательного социального страхования. С 1 января 2010 года с принятием Федерального закона № 212-ФЗ был отменен ЕСН и восстановлена уплата страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Тариф по обязательному  социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством был сохранен в размере 2,9%, установлена предельная величина базы для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо (в 2010 году — 415 000 рублей за календарный год), которая, по закону, подлежит ежегодной индексации по росту средней заработной платы. Были сняты и прямые ограничения на максимальный размер пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, которые стали исчисляться исходя из страхуемого заработка.

В связи с  восстановлением страховых принципов формирования доходной части бюджета одним из приоритетных направлений деятельности Фонда и его территориальных органов в 2010-2011 годах стало администрирование страховых взносов, работа с недоимкой и задолженностью страхователей. Органы Фонда осуществляют постоянный мониторинг изменения уровня недоимки и задолженности. Для снижения их уровня и сокращения задолженности территориальные органы Фонда применяют предусмотренные законодательством меры взыскания. А кроме того, регулярно проводятся мероприятия по общественному воздействию на страхователей-должников. Вопросы о них рассматриваются в региональных межведомственных комиссиях по урегулированию задолженности. Благодаря принимаемым мерам в 2010 году коэффициент сбора страховых взносов Фондом составил 98,9% (коэффициент сбора ЕСН Федеральной налоговой службой в 2009 году— 97,8%).

В 2000-е годы второй по значимости причиной возникновения финансовых проблем с доходной частью бюджета в Фонде социального страхования стала система льготных налоговых режимов, введенная в 2003 году для части плательщиков после перехода к ЕСН:

    • упрощенная система налогообложения;
    • единый налог на вмененный доход для от 
      дельных видов деятельности;
    • сельскохозяйственный налог.

Облагаемой  базой для этих налогов был  принят не фонд оплаты труда (ФОТ), а такие объекты, как доход организации, индивидуального предпринимателя или сопоставимая по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий.

До 2011 года в Фонд перечислялась  доля уплаченного налога, недостаточная для выплаты пособий застрахованным гражданам, занятым у данной категории страхователей. Для устранения дисбаланса был принят Федеральный закон от 31 декабря 2002 года № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан», которым предусматривалось участие работодателя в оплате пособия по временной нетрудоспособности. В соответствии с Законом пособие по временной нетрудоспособности застрахованным гражданам оплачивалось за счет средств обязательного социального страхования только в пределах минимального размера оплаты труда (МРОТ). Пособия же по материнству оплачивались в общем порядке. А с 2007 года, когда и пособия по временной нетрудоспособности стали выплачиваться в общеустановленных размерах, дисбаланс выплат и отчислений составил 2-3 раза.

С целью обеспечения сбалансированности доходов и расходов бюджета Фонда, связанных с указанными категориями страхователей и застрахованных, законодателем было принято решение с 2011 года ввести для льготных категорий плательщиков взносы в полном установленном законом размере — 2,9% — в течение достаточно короткого периода (2011-2015 годы). Компенсация выпадающих доходов на переходный период в связи с пониженной ставкой взносов осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Законодатель с учетом аналогичной компенсации выпадающих доходов счел возможным применение в период с 2011 по 2019 год пониженных тарифов:

    • для хозяйственных обществ, созданных научными учреждениями и вузами;
    • для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны;
    • для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.

На 2012-2013 годы «нулевая»  ставка взносов устанавливается для субъектов малого предпринимательства, осуществляющего производственную деятельность, отдельные виды торговой деятельности, а также для некоммерческих организаций, в т.ч. благотворительных фондов.

2. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев

на производстве и профессиональных заболеваний

Мощный импульс  развитию Фонда в последнее десятилетие его истории придало принятие Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Данным законом было восстановлено обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с законодательно определенным источником финансирования — страховыми взносами, тарифы которых дифференцируются по видам экономической деятельности в зависимости от класса профессионального риска.

До его введения в действие вред, причиненный пострадавшим на производстве, подлежал возмещению работодателем. Порядок возмещения регулировался Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года № 4214-1 (с изменениями от 24 ноября 1995 года, 24 июля 1998 года). Однако в условиях рыночных отношений многие предприятия стали банкротами, что привело к резкому снижению социальной защищенности пострадавших. Особенно остро это отразилось на пострадавших работниках угольной отрасли, многих других отраслей с высоким уровнем травматизма и профессиональной заболеваемости. Принятие закона позволило выправить сложившуюся ситуацию, т.к. на Фонд было возложено исполнение обязательств по возмещению вреда пострадавшим и на ликвидированных предприятиях, которые были обязаны передавать Фонду капитализированные средства.

За десятилетие, прошедшее  с принятия закона № 125-ФЗ, Фонд создал эффективно действующую систему, позволяющую своевременно и в полном объеме выполнять обязательства государства перед застрахованными.

Так, в 2010 году по данному  виду страхования выплачено 19,8 тыс. единовременных страховых выплат. Средний  размер единовременной выплаты составил 32 238,4 руб. Количество ежемесячных выплат составило 5,9 млн, их получили 490 тыс. человек.

Но значимость работы, осуществляемой Фондом, состоит не только в том, что растут выплаты, компенсирующие вред, нанесенный здоровью пострадавших. Гораздо более важна работа по медико-социальной и профессиональной реабилитации пострадавших и осуществлению превентивных, профилактических мероприятий, снижающих профессиональные риски. Об эффективности этих мероприятий наглядно свидетельствуют данные о снижении количества страховых случаев по производственному травматизму и профзаболеваниям: с 2002 по 2010 год количество их уменьшилось почти в два раза.

Это означает, что за последнее  десятилетие почти полмиллиона  работников не стали лицами, пострадавшими на производстве, и не увеличили число получателей ежемесячных страховых выплат.

Расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний растут ежегодно. Только в 2010 году, по сравнению с 2009 годом, они увеличились на 7,6% и составили 10,1 млрд руб. Оплачено лечение более 80% пострадавших лиц.

В ведомственном  подчинении Фонда находится 12 специализированных Центров реабилитации с общей коечной мощностью 4994 койки. На базе Центров за минувшие годы прошли реабилитацию 49% от имеющих право на медицинскую реабилитацию. Результативное лечение и последующая реабилитация позволяют для существенной части тяжело пострадавших (до 50%) полностью восстановить свою трудоспособность.

Продолжается  процесс совершенствования и  модернизации обязательного социального  страхования профессиональных рисков. В частности, за последние годы установлены коэффициенты осовременивания заработка, полученного до 1993 года, из которого исчисляется размер ежемесячной страховой выплаты пострадавшему; проведена индексация ежемесячных страховых выплат; унифицированы объект и база для начисления страховых взносов по двум видам обязательного социального страхования; подготовлены изменения, направленные на стимулирование соблюдения требований охраны труда, которые учитывают условия труда при установлении скидок и надбавок к страховым тарифам.

3. Современная деятельность Фонда.

Расходы Фонда за два десятилетия его истории из года в год неуклонно возрастали. Причины этого роста вызваны, с одной стороны, расширением круга социальных обязательств, финансируемых за счет средств Фонда, а с другой — ростом числа застрахованных, облагаемого фонда оплаты труда и учитываемых доходов, снятием ряда ограничений по выплатам.

Круг социальных выплат расширялся как за счет возникновения  новых сфер социального страхования (важнейшим из которых стало введение в 2000 году обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), так и передачи Фонду новых несвойственных ему функций, финансируемых из средств федерального бюджета.

Так, например, объем межбюджетных трансфертов на выполнение Фондом государственных функций, переданных из федерального бюджета в 2010 году, составил 64 млрд руб.

Средства федерального бюджета направлялись на выплату  пособий гражданам, не подлежащим обязательному  социальному страхованию, при рождении ребенка (4972,8 млн руб.) и по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет (42 700,4 млн руб.). Пособия выплачены более чем 1,'5 млн получателей. Кроме того, 18 360 среди получателей выплат от Фонда — граждане, подвергшиеся радиационному воздействию.

Информация о работе Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний