Новые направления регулирования на российском рынке страховых услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 12:04, реферат

Краткое описание

В работе представлены основные цели развития законодательства и регулирования на российском рынке страховых услуг

Файлы: 1 файл

Новые направления регулирования на российском рынке страховых услуг.doc

— 69.00 Кб (Скачать)

Новые направления регулирования на российском рынке страховых услуг

IV.1. Цели  развития законодательства и  регулирования 

Регулирование должно способствовать формированию страхового рынка, выполняющего социально-экономические  функции (указаны в разделе III.1), а также соответствующего целям развития самого рынка страхования (указаны в разделе III.2). После достижения этих общих целей остается проблема упорядочивания текущего законодательства. Задача касается реформ по следующим направлениям:

• Введение более универсального налогового режима (например, вычеты по НДФЛ по уплаченным премиям, НДС по комиссиям)

• Закрепление  современных продуктов и услуг  в законодательстве о страховании (например, продукты инвестиционного страхования)

• Закрытие «серых зон» в законодательстве, которые определены недостаточно четко (например, сворачивание деятельности и передача портфеля)

• Закрытие «лазеек» в законодательстве во избежание  нежелательных трактовок (например, в процессе прямого возмещения убытков в автостраховании)

• Сближение  терминологии, используемой в существующем законодательстве и регулировании (применение единой терминологии по страхованию)

• Интерпретация  текущего законодательства и режима регулирования (главным образом, для использования в судебных разбирательствах)

• Уменьшение числа  типов лицензий и уход от формального  лицензирования (в частности, переход к единой лицензии для страхования жизни, медицинского страхования и перестрахования. Уход от лицензирования отдельных продуктов)

В целом, реформа  регулирования и законодательства должна затронуть следующие направления:

IV.1.1 Финансовая  устойчивость 

IV.1.2 Защита прав  потребителей 

IV.1.3 Стандартизация  и гармонизация 

IV.1.4 Каналы продаж 

IV.1.5 Цифровой  обмен данными 

IV.1.6 Сближение  с нормами международного регулирования

IV.1.7 Саморегулирование 

IV.1.8 Иные специфические  аспекты для совершенствования 

IV.1.1. Финансовая устойчивость 

Финансовая  устойчивость является ключевым атрибутом  успешной страховой отрасли, и ее достижение должно стать основной задачей регулирования. Следует принять следующие меры по улучшению финансовой устойчивости страховщиков, работающих на российском рынке страхования:

• Ввести отчетность по МСФО в планируемые сроки без задержек и исключений (с января 2013 г.) и внести ясность в вопросы, касающиеся:

− Методологии  резервирования и расчета маржи  платежеспособности

− Уровня детализации  и частоты предоставления финансовой информации

− Правила соотнесения  принципов МСФО и РСБУ для целей  налогообложения и др. административных целей

− Вида и качества активов на балансе страховщиков

• Ввести актуарную составляющую в обязательный внешний аудит

− Целостная  методология оценки достаточности  страховых резервов и активов 

− Получение  полноценного аудиторского заключения

• Определить процесс и установить сроки для введения:

─ Обновленной  методологии резервирования и расчета  маржи платежеспособности

─ Обновленных  и более детальных требований к отчетности относительно аквизиционных  расходов

─ Актуарной  методологии и требований отчетности

─ Финансовой отчетности, подаваемой с большей периодичностью

• В краткосрочной  и среднесрочной перспективе следовать принципам Solvency I.

─ Переход на Solvency II только после создания значительного  локального рынка страхования жизни  с крупными игроками и завершения процесса доработки режима Solvency II

• Укрепить внутренние ресурсы и инфраструктуру Регулятора (навыки, штат)

─ Для исполнения надзорной роли в полной мере потребуются  расширенный штат сотрудников и  повышение их профессиональных навыков

• Ввести обязательные должности в страховых компаниях (что особенно важно для компаний по страхованию жизни):

─ Внутреннего  аудитора и финансового контролера

─ Риск-менеджера (включая Главного менеджера по управлению рисками)

─ Актуария (в т.ч. главного актуария)

─ Главного менеджера  по управлению активами и пассивами (для компаний по страхованию жизни)

IV.1.2. Защита прав потребителей 

Защита прав потребителей также является важным элементом слаженного рынка страхования  и особенно важна в целях создания доверительного отношения к отрасли со стороны граждан и организаций, позволяя реализовать потенциал роста зарождающегося рынка страхования жизни и накопительного страхования.

• Ввести институт страхового омбудсмена, обладающего полномочиями по:

─ Вынесению  решений по спорам между страховщиками  и клиентами до определенного  порога оспариваемой суммы 

─ Регулированию  отношений между страховыми компаниями и сертифицированными физическими  лицами, работающими в каналах  продаж

─ Вынесению  юридически обязывающих и конечных решений

─ Решение, вынесенное омбудсменом, будет обязательно  к исполнению для страховщиков, в  то время как страхователи смогут обратиться в суд в случае несогласия с решением омбудсмена

• Создать страховые третейские суды, обладающие полномочиями по:

─ Вынесению  решений по спорам между страховщиками  и посредниками

─ Вынесению  решений по спорам между страховщиками 

─ Вынесению  решений по спорам между страховщиками, клиентами и посредниками сверх  порога материальности, применяемого омбудсменом

• Ввести «период осмысливания» («cooling off period») для более сложных страховых продуктов:

─ Для продуктов  страхования жизни и накопительного страхования с налоговыми льготами

─ Для кредитных  вмененных продуктов (при выдаче кредитов банками)

• Создать словарь страховых терминов, доступный он-лайн, для разъяснения потребителям страховой терминологии и перечня основных страховых продуктов /услуг:

─ Создание и  обновление возложить на отраслевую ассоциацию

─ Должен содержать  полный перечень терминов, используемых в розничном страховании

─ Должен разъяснять продукты и услуги простым, доступным  языком

• Создать типовые условия продуктов как примеры для потребителей и страховщиков:

─ Предоставляя ориентиры условий продукта и  услуг потребителям

─ Предоставляя отраслевые рекомендации касательно минимального покрытия и уровня услуг 

─ Стимулируя конкуренцию  на основе дифференцированных продуктов  и услуг 

─ Но, не предоставляя ценовые ориентиры 

• Уточнить и усилить защиту интересов страхователей:

─ В части  прекращения деятельности / банкротства  компании, передачи портфеля, а именно:

− Убедиться, что  компания должна оставаться в зоне страхового регулирования даже после  отзыва лицензии

− Убедиться, что  у компании-правопреемника достаточно капитала для покрытия обязательств, принятых вследствие передачи портфеля

• Ввести механизмы компенсации в случае банкротства страховщика, а именно:

─ Рассмотреть  возможность введения гарантийных  фондов для соответствующих продуктов / сегментов 

─ Рассмотреть возможность введения страховых пулов, особенно для рисков стихийных бедствий

─ Рассмотреть  возможность введения механизма  безотзывного депозита, который может  выступать в качестве залога

─ Рассмотреть  возможность введения института  «специального депозитария» для страховщиков жизни

• Сделать обязательным раскрытие следующей информации на сайтах страховых компаний:

─ Годовой отчет  по стандартам МСФО и аудиторское  заключение

─ Структура  собственности 

─ Кредитный  рейтинг 

IV.1.3. Стандартизация и гармонизация

Стандартизация  и гармонизация являются важными  инструментами улучшения потребительских  настроений (доверия) в отношении  страхования, повышения эффективности  процессов и снижения нагрузки на судебную систему в целом.

IV.1.3.1. Стандартизация терминологии

Ввести  стандартную страховую терминологию, которая будет использоваться в страховых полисах

• Для розничных продуктов  – разработать руководство по стандартной терминологии, которое  будет использоваться в договорах  и при урегулировании убытков, чтобы упростить понимание и возможность интерпретации ситуаций судами

• Для продуктов корпоративного страхования – ввести рисковую терминологию, аналогичную Стандартной отраслевой классификации (SIC, Standard Industrial Classification) для обеспечения прозрачности как формулировок в договорах для клиентов, так и в договорах между страховщиками и перестраховщиками и упрощения возможности интерпретации ситуаций судами

• Свод терминов розничного и корпоративного страхования должен:

─ поддерживаться в актуальном состоянии страховой ассоциацией

─ быть легко доступен (он-лайн формат)

─ регулярно обновляться  с целью отражения изменений  в рыночных практиках и регулировании 

• Стандартизировать список документов, требующихся для урегулирования убытков по типовым рискам и выпустить отдельные стандарты с основными принципами и условиями урегулирования страховых убытков

IV.1.3.2. Налоговая  гармонизация 

• Упразднить НДС, уплачиваемый на все вознаграждения страховых  посредников 

• Уточнить / закрепить в  законодательстве и стандартах финансового учета / отчетности тот факт, что страховые выплаты с возмещением НДС являются законными и разрешенными

IV.1.3.3. Гармонизация  сумм покрытия 

• Ввести единый размер компенсации  за причинение вреда жизни во всех видах обязательного страхования

IV.1.4. Регулирование каналов продаж

Регулирование каналов продаж тесно связано с обеспечением защиты прав потребителей, а так  же является критичным для формирования более сбалансированной структуры  между страховщиками и посредниками, что, в свою очередь, критично для осуществления экономических преобразований в сегменте розничного страхования.

IV.1.4.1. Регулирование  комиссий и иных форм вознаграждений  или платежей посредникам 

• Придерживаться принципа ограничения комиссионного вознаграждения для всех текущих и новых видов обязательного страхования. Обязательные виды страхования с закрепленными тарифами обычно вводятся ввиду их социально-экономических преимуществ. Они, как правило, содержат элемент социального перераспределения между разными слоями населения. Общая стоимость страхования для клиентов, покупка полиса для которых становится обязательной, должна быть умеренной, особенно на рынке, где собственная инфраструктура продаж страховщиков недостаточно развита

• Ввести ограничение  уровня комиссий по страхованию жизни / накопительному страхованию с налоговыми или иными стимулами, чтобы обеспечить сохранение налоговых стимулов в  резервах по страховому полису (а не их использование на оплату услуг  посредников)

• Ввести более детальную финансовую отчетность для упрощения выявления всех видов скрытых платежей в ходе аудита и более жесткий надзор за соблюдением нормативов в области комиссионных платежей

IV.1.4.2. Введение законодательства, регулирующего деятельность страховых посредников – физических лиц, включая юридическое определение их статуса, а также распределение ответственности за их действия

• «Связанный агент»: физическое лицо, осуществляющее посредническую деятельность на основании гражданско-правового  договора от имени и в пользу единственного страховщика. Полномочия ограничены предложением продуктов только данного страховщика. Связанный агент представляет интересы страховщика. Страховщик несет полную ответственность за действия связанного агента. Связанные агенты могут являться сотрудниками страховщика, однако это не является обязательным

• «Независимый агент»: физическое лицо, осуществляющее посредническую деятельность от лица нескольких страховщиков на основании  гражданско-правового договора с каждым из них. Независимый агент вправе продавать продукты только тех страховщиков, с которым у него заключен договор. Регулятивные рамки независимых агентов также должны распространяться на агентов агентств, действующих от лица страховщиков (в отличие от брокеров, действующих от лица страхователей)

IV.1.4.3. Сертификация физических лиц,  осуществляющих продажу страховых  продуктов 

• Только сертифицированные  физические лица могут продавать  страховые продукты. Все сертификаты  должны иметь срок действия, по окончании которого сертификат необходимо продлять.

Информация о работе Новые направления регулирования на российском рынке страховых услуг