Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование особенностей, в т.ч. недостатков нормативно-правового регулирования страхового сектора.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:
1. Определение нормативно-правовых актов регулирующих страховую деятельность в России;
2. Исследование системы органов государственного регулирования в страховании;
3. Рассмотрение основных механизмов стимулирования и поддержки государством страхового сектора;
Введение………………………………………………………………………..стр.3
Гл. I. Государственное регулирование страховой деятельности в РФ
1.1 Нормативно-правовая база страховой деятельности в РФ……………...стр.6
1.2.Система органов государственного регулирования в страховании……стр.11
Гл. 2. Проблема развития страховой деятельности в РФ
2.1. Основные механизмы стимулирования и поддержки государством страхового сектора………………………………………………………………стр.16
2.2. Совершенствование регулирования государством страховой деятельности………………………………………………………………….….стр.22
Заключение………………………………………………………………………стр.27
Приложение……………………………………………………………………...стр.30
Список используемой литературы……………………………………………..стр.31
Государственное регулирование должно содействовать утверждению на страховом рынке обществ, имеющих прочную финансовую и правовую основу. Также государственное регулирование имеет большое значение для проведения последовательной политики в отношении форм, методов и масштабов участия иностранного капитала в страховом бизнесе на территории РФ и других государств – членов СНГ.
Государственное регулирование страховой деятельности дополняет рыночный механизм страхования, усиливая его положительные стороны.
В данной работе были рассмотрены государственные принципы страхования; функции и задачи страхового надзора за деятельностью страховых компаний; лицензирование и налогообложение страховщиков; поддержка и содействие страхового сектора со стороны государства через внедрение различных механизмов и т.п.
Также в ходе исследования было выявлено несколько проблем и направлений их решения.
Во-первых, законодательная база страхового дела в России только формируется, причем органы государственного надзора выполняют не только функции государственного регулирования в сфере страхования, но и непосредственно разрабатывают проекты законодательных актов и предложения по различным вопросам развития страхования. Также формирование системы органов страхового надзора еще не завершено.
Однако, с учетом многочисленных предложений, неоднократных обсуждений выработался перечень изменений и дополнений к действующему Закону " Об организации страхового дела в РФ ", которые нацелены на урегулирование деятельности целого ряда основных институтов страхования, не имеющих либо имеющих недостаточную правовую базу.
Кроме того, за последние годы сформировался достаточно обширный пакет нормативных документов РосСтрахНадзора в виде инструкций, положений, указаний и разъяснений, основанных на действующем законодательстве и имеющих обязательный характер для страховщиков. Постоянно осуществляется работа по актуализации издаваемых директив, с тем, чтобы система регулирования соответствовала складывающимся тенденциям в развитии страхового рынка.
Во-вторых, случаи нарушения страховщиками страхового законодательства пока нередки. Особенно это касается недобросовестных страховщиков, которые меняют свое местонахождение и не выполняют конкретные обязательства по договорам страхования.
Стабильность страхового рынка во многом определяется его инфраструктурой, которая должна представлять собой слаженно работающий механизм с развитой системой информационно - аналитического обеспечения органов государственной власти, субъектов страхового рынка и заинтересованных лиц, что может быть достигнуто путем создания информационно - аналитических центров, проведением регулярных выставок, подготовкой ежегодных аналитических докладов по вопросам страхования и др.
Регулирование структурных преобразований обязательно должно включать защиту добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма.
К механизмам стимулирующего влияния государства на страховой рынок следует отнести: законодательное развитие обязательных видов страхования; предоставление специальных налоговых режимов страхователям.
По - моему мнению, страхование как целый комплекс защиты различных интересов граждан, организаций и государства является необходимым элементом экономической и социальной систем общества.
Развитие отрасли страхования в России происходит достаточно динамично. Несмотря на ряд некоторых проблем в данной области страхованию присущи мощные стимулы саморазвития: инициатива и предприимчивость страховщиков, а также активное участие государства, и прежде всего применение комплекса мер по стимулированию и поддержке страхового сектора в России. Т.о непосредственное участие и помощь в развитии данной области оказывает государство, воздействуя через ряд норм и правил, издаваемых с целью регулирования страховой деятельности в РФ.
Представлены следующие основные нормативные акты, регулирующие страховую деятельность в Российской Федерации и в ее отдельных субъектах.
Глава 48 "Страхование" Гражданского Кодекса РФ
Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с изменениями от 31 декабря 1997 г., 20 ноября 1999 г., 21 марта, 25 апреля 2002 г.) с изменениями, внесенными Федеральным законом № 172-ФЗ от 10.12.2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации"
Закон РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации"
Закон РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации"
Глава 15 "Договор морского страхования" Кодекса торгового мореплавания РФ
Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Постановление Правительства РФ
Постановление Правительства РФ
ФЗ О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
Список используемой литературы
1. Конституция РФ
2. Гражданский кодекс РФ часть 2, Москва, Ось-89, 1996г.
3. Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ».
4. Гвозденко А.А. Основы страхования: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 304 с.
5. Петров А.А. Страховое право: Учебное пособие. – СПб.: Знание, СПбВЭСЭП, 2000. – 139 с.
6. Фольгенсон Ю.Б. Комментарий к страховому законодательству. М.: Юристъ, 1999. – 284 с.
7. Комментарий к гражданскому кодексу РФ части второй (постатейный). Под редакцией проф. О.Н. Садикова, - М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ, издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1996. – 800 с.
8. Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф. «Страхование. «Учебное пособие, Москва, ИНФРА-М 2002г, 310с.
9. Шахов В.В., Григорьева В.Н., Ефимова С.Л.» Страховое Право. «Учебник для вузов, Москва, Закон и право, 2002г., 384с.
10. Большой энциклопедический словарь. - М: Советская энциклопедия,1998.Т.2
11. Балабанов И.Т. Страхование: организация, структура, практика.С-Пб,2002
12. Бланд Д. Страхование: принципы и практика.– М.: Финансы и статистика, 1998.
13. Страхование от А до Я. Под ред. Корчевской Л.И.– М.: ИНФРА-М 1996.
14.Федорова М. Основы страховой деятельности.– М.: БЕК,1999г.
15. Материалы Интернет сайтов: http:// www.akdi.ru; www.ins-forum.ru; www.kadis.ru; www.truschel.ru.
[1] Большой энциклопедический словарь. - М: Советская энциклопедия,1998.Т.2 стр.776
[2] Закон РФ «О страховании». №4015-I в соответствии с Федеральным законом №157 ФЗ от 31.12.97 г. именуется законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации»
[3] Конституция РФ,Ст.71,подпункт «о»
[4] Напр.: : ФЗ О внесении изменений в Закон Российской Федерации«Об организации страхового дела в Российской Федерации» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» от 28.02.2005 г.
[5] Собрание Законодательства Российской Федерации, Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств, “Российская газета”, газета “Российские вести”. Многие актов появляются в “Российском страховом бюллетене”, в журнале “Страховое дело”, который издает фирма “АНКИЛ”.
[6] В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — обязательное страхование). Федеральный закон РФ от 25.04.2002 № 40-ФЗ
[7] Интернет ресурс Инс-форум. Http://www.ins-forum..ru/law/r
[8] На МАП Указом Президента РФ от 22 сентября 1998 г. № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» возложены функции упраздненного этим же указом государственного коммитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.
[9] Согласно порядку, устанавливаемому Положением о порядке рассмотрения ходатайств о даче согласия МАП России и его территориальных управлений на государственную регистрацию объединений страховщиков, утвержденному приказом Государственным комитетом РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (далее ГКАП РФ) от 29 апреля 1994 г. № 50 с учетом изменений, внесенных Приказом ГКАП РФ от 29 марта 1995 г. №42 (Российские вести, 1994. №93: 1995. № 114).
[10] Петров А.А. Страховое право: Учебное пособие. – СПб.: Знание, СПбВЭСЭП, 2000. – 24 с.
[11] Фольгельсон Ю.Б. Комментарий к страховому законодательству. М.: Юристъ, 1999. – 232 с.
[12] Фольгельсон Ю.Б. Комментарий к страховому законодательству. М.: Юристъ, 1999. – 232 с.
[13] Гражданский кодекс РФ, ст. 936
Информация о работе Нормативно-правовое регулирование страховой деятельности в РФ