Мошенничество в автостраховании

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 08:27, статья

Краткое описание

Страховой рынок России растет и развивается, но объемы российского страхования пока еще намного ниже объемов страхования развитых стран. Однако по уровню мошенничества в сфере страхования Россия догнала Запад. В среднем на мошенников приходится около 15% всех страховых выплат. Аналогичный уровень в США, во Франции - 10%, в Германии - 5 - 8%, в Нидерландах - около 5%. Количество случаев страхового мошенничества в России ежегодно увеличивается на треть, причем это зарегистрированные данные, реальные же показатели гораздо выше.

Файлы: 1 файл

Мошенничество222.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

Каковы результаты использования системы «Спектр»?  

Система «Спектр» позволяет в автоматизированном режиме определять показатель рецидивности как для физического лица, так  и для транспортного средства. Решение этой задачи на практике имеет первостепенное значение для предотвращения возможных намерений злоумышленников, а также выявления уже совершившихся фактов противоправного получения ими страховых выплат. Особенно примечательно, что серийное мошенничество при работе со ИБД «Спектр» перестает быть для страховщиков латентным.

В интегрированном  банке данных уже накоплены сведения о нескольких тысячах неоднократно повторяющихся объектах учета. От общего числа состоящих на учете лиц  «рецидивисты» составляют примерно 2,2 процента, что на данном этапе формирования банка данных системы соответствует экспертным оценкам (5-8 процентов) (5-8 процентов преместить в конце предложения) специалистов по противодействию страховому мошенничеству.

В целом  можно сказать, что чем явственнее признаки организованного группового мошенничества, утсог^да " ' участниками, состоящими в сговоре, используются разные транспортные средства, либо одно и тоже транспортное средство целенаправленно используется разными физическими лицами и, как правило, объектами мошенничества становятся несколько страховых организаций.

Используя эти данные можно говорить, что  за ними стоят неоправданные потери компаний, измеряемые десятками миллионов  рублей.

Указанные средства в рамках действующего законодательства при желании страховщиков могут быть возвращены в их бюджеты.

Как осуществляется организация информационного взаимодействия между органами Госавтоинспекции и РСА?  

В настоящее  время организован и ведется  проект РСА и ГИБДД по созданию в ряде регионов Российской Федерации  совместных (объединенных) Информационных ресурсов и Технологической инфраструктуры. Этот проект предполагает:

  • оснащение региональных подразделений ГИБДД необходимыми стационарными и мобильными средствами мониторинга автотранспорта;
  • создание соответствующих автоматизированных рабочих мест в ГИБДД и информационных ресурсов (баз данных), интеграцию информационных ресурсов государственных органов и РСА и отработку механизмов информационного взаимодействия со страховщиками;
  • создание необходимой коммуникационной и программно-технологической инфраструктуры;
  • создание механизмов доступа РСА (СК) к информации по ОСАГО, накапливаемой в региональной информационной системе;
  • обучение сотрудников государственных органов работе в информационной системе.

На какой стадии разработки сейчас находится автоматизированная информационная система в РСА? 

Автоматизированная  информационная система создается  в РСА второй год. На сегодня ряд  подсистем обеспечивают поддержку  решения основных задач, вытекающих из положений Федерального закона № 40-ФЗ об ОСАГО и Устава РСА.

В конце 2004 года в РСА проведено комплексное  обследование состояния АИС РСА, на основании чего был сформулирован  ряд задач, которые в настоящее  время уже успешно реализуются  Исполнительным аппаратом. Это доведение  состава и качества информационных ресурсов (баз данных) по основным функциональным подсистемам АИС РСА до уровня, необходимого для обеспечения деятельности страховщиков по ОСАГО. Планируются работы по наращиванию функциональности подсистем АИС РСА, поддерживающей деятельность исполнительного аппарата и региональных представительств, в том числе модернизация действующей сетевой и программно- технологической инфраструктуры.

Работы  в плановом порядке будут продолжены в 2005 году по следующим подсистемам  АИС РСА:

  • Подсистема «Бланки строгой отчетности» (БСО);
  • Подсистема «Единая система классификаторов и справочников» (ЕСКС);
  • Разработка подсистемы информационно-аналитического обеспечения компенсационных выплат;
  • Развитие интегрированного банка данных информационного обеспечения процессов противодействия страховому мошенничеству - подсистема «Спектр».

Решение задачи информационной поддержки планируется  реализовать в рамках создания системы  информационного взаимодействия РСА  и ГИБДД. Такой подход целесообразен  с точки зрения решения проблем по сбору, хранению, и защите данных, в том числе персонального характера.

Ресурсы, необходимые для решения задачи будут формироваться на «площадях» ГИБДД, а страховщики будут иметь  доступ к этим данным в режиме реального  времени по защищенному протоколу передачи данных.

В настоящее  время определен подход к решению  задачи предполагается использовать отработанное в практике крупных (распределенных) организаций программно-технологическое  решение -Корпоративный портал РСА. Корпоративный портал является самостоятельной информационной подсистемой АИС РСА, посредством которой обеспечивается доступ страховых компаний к корпоративным (РСА) информационным ресурсам (базам данных), формируемым в соответствии с направлениями функциональной деятельности РСА (исполнительного аппарата РСА).

В настоящее  время завершается разработка технического задания по развитию АИС РСА. На основе данного ТЗ будет разработан перечень подсистем, требующих развития функциональности, новых подсистем, а также методология  реализации задач по их созданию. Создание данных подсистем будет поэтапно осуществляться в 2005-2006 годах. 

Планирует ли РСА выходить с предложением об ужесточении мер ответственности к мошенникам?

Речь  нужно вести не об ужесточении  мер уголовной ответственности, а о выделении страхового мошенничества в самостоятельный состав преступления. То есть, требуется законодательное признание государством объективности существования страхового мошенничества и его серьезной опасности для формирования страхового рынка в России. Тогда будет и уголовная статистика, и раскрываемость, и результаты борьбы с преступностью в страховании. Комитет по противодействию страховому мошенничеству РСА считает, что предпосылки для внесения поправок в уголовное законодательство Российской Федерации имеются. 

Будет ли наблюдаться рост страхового мошенничества с введением упрощенного порядка оформления ДТП с незначительным ущербом при отсутствии пострадавших? 

Если  нет последствий с причинением  вреда здоровью или жизни участников ДТП, то такой порядок оформления происшествия, по-видимому, необходим. ГАИ не имеет и, вряд ли будет иметь достаточно сил и средств, для выезда на место и разбора более чем миллиона ДТП в год.

Для страховщиков это очень серьезная проблема. В ее решении может помочь, как  всегда, комплексный подход - активное развитие вспомогательных служб, обязательный переход на типовые схемы ДТП и распределения ответственности участников за причиненный ими вред («Европейский протокол»), страховая франшиза и т.д. Что касается различного рода злоупотреблений - они будут. Но обмануть правонарушителям страховые организации станет значительно сложней после регистрации страхового случая в банке данных СПЕКТР, который ведется РСА в целях противодействия страховому мошенничеству.

Способствует ли действующие правовые акты по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств распространению страхового мошенничества?

Лучшим  средством защиты от противоправных действий в экономике является, как  показывает практика, не столько законы, сколько «прозрачность» механизмов их реализации и контроля за мотивацией исполнения. Например, в Эстонии страховые выплаты за ущерб транспортного средства на руки потерпевшему не выдаются, а перечисляются на счет предприятия, производившего ремонт. Отсутствие прямой материальной выгоды мошенников не привлекает.

Какие задачи в сфере противодействия страховому мошенничеству ставятся на ближайшую перспективу?

Их несколько. Во-первых, продолжить подключение  страховых организаций к ИБД  «Спектр» и до конца года выйти на подключение практически всех членов РСА, кто готов к информационному взаимодействию в рамках страхового сообщества. Во-вторых, завершить комплекс НИОКР по внедрению более совершенной второй очереди ИБД «Спектр». Во-третьих, осуществить разработку методического руководства и справочника для служб безопасности страховых организаций по противодействию страховому мошенничеству в ОСАГО. В-четвертых, подготовить лекционный материал к обучению специалистов страховых организаций, занимающихся на практике вопросами борьбы со страховым мошенничеством по специализированному курсу повышения квалификации. В-пятых, обеспечить решение задач по взаимодействию с правоохранительными и иными органами исполнительной власти, предусмотренных Федеральным законом об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

1. Федеральный  закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 415-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»

2. Уголовный кодекс Российской Федерации

3. Гражданский  кодекс Российской Федерации

4. Жилкина  М.С. Страховое мошенничество:  Правовая оценка, практика выявления  и методы пресечения - Волтерс  Клувер, 2005 г.

5. Сплетухов  Ю.А. Страхование: учебное пособие  – ИНФРА – М, 2007 г.

6. www.insurancecon-sulting.ru

7. www.allinsurance.ru

8. www.insur-today.ru

9. www.insur.ru

10. www.insur-info.ru 

Информация о работе Мошенничество в автостраховании