Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 08:27, статья
Страховой рынок России растет и развивается, но объемы российского страхования пока еще намного ниже объемов страхования развитых стран. Однако по уровню мошенничества в сфере страхования Россия догнала Запад. В среднем на мошенников приходится около 15% всех страховых выплат. Аналогичный уровень в США, во Франции - 10%, в Германии - 5 - 8%, в Нидерландах - около 5%. Количество случаев страхового мошенничества в России ежегодно увеличивается на треть, причем это зарегистрированные данные, реальные же показатели гораздо выше.
Мошенничество в автостраховании
Страховой рынок России растет
и развивается, но объемы
Как таковые исследования данной проблемы в России пока не проводились, но специалисты сегодня легко могут выделить виды страхования, которые в большей степени подвержены мошенничеству - страхование автотранспорта и грузов, имущественно-огневое и медицинское страхование. По приблизительным подсчетам, в сфере автострахования сконцентрировано около 80% всех случаев мошенничества. Раскрываемость подобных преступлений балансирует на уровне 10-15%. Предположительно ежегодные выплаты мошенникам составляют около 15 млрд. руб. Согласно некоторым оценкам, в России в области КАСКО мошеннические выплаты составляют порядка 20% всех страховых выплат, в ОСАГО этот показатель достигает 30%.
Мошенничество в автостраховании уверенно возглавляет рейтинг преступлений в страховой сфере. Обладатели полисов пытаются инсценировать ДТП, произвести фальсификацию результатов технических и медицинских экспертиз, оформить ущерб по подложным документам. Так же клиенты пытаются включить в перечень повреждений дефекты, которые были получены еще до аварий. Но это, как правило, мелкие случаи, и ущерб по ним незначителен. Хуже, когда мошенники оформляют полисы КАСКО, предъявляя справку-счет с завышенной стоимостью машины, а потом автомобиль «угоняют», и страховщик вынужден платить возмещение.
Возникающие ситуации крайне
многообразны, однако можно выделить
наиболее популярные виды
Основная предпосылка роста случаев страхового мошенничества - большое количество правонарушений, создающее иллюзию безнаказанности. Изменить ситуацию способны законодательные инициативы по противодействию страховому мошенничеству.
Сейчас в России
Мошенничество представляет собой осознанные действия по созданию фиктивных требований к страховщику, увеличению размера требований, добавление в требование дополнительных повреждений, или любые другие пути нечестного желания получить возмещение сверх того, которое положено на законных основаниях. При выявлении факта мошенничества, злоумышленникам вменяют ст. 159 Уголовного кодекса РФ «Мошенничество».
Законодательство нуждается в серьезной доработке. Планируется внести в Госдуму законопроект о страховом мошенничестве. Это может быть отдельный федеральный закон или поправки в УК. «Страховое мошенничество» должно быть квалифицированно как отдельный вид преступлений. Будущий закон должен наделить сотрудников служб безопасности полномочиями для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
За рубежом в одних странах страховое
мошенничество определяются обычными
нормами уголовного права, предусматривающими
ответственность за мошенничество в целом.
В других - страховое мошенничество включено
в уголовные кодексы как самостоятельный
состав преступления. Это относится к
Швеции, Австрии, Германии, а также к восточноевропейским
- Болгарии и Польши. Наиболее жесткое
наказание за данный вид преступлений
- свыше 10 лет лишения свободы предусматривает
уголовный кодекс Китая. В США данный вопрос
регулируется на уровне штатов, а не федерального
законодательства. Поэтому ответственность
за страховое мошенничество в разных штатах
отличается.
Специалисты служб
безопасности компаний отмечают еще один
фактор, способствующий разгулу страхового
мошенничества - многие россияне просто
не воспринимают это как преступление.
Опросы общественного мнения, проведенные
в некоторых западных странах, свидетельствуют,
что положительное восприятие страхового
мошенничества - явление, характерное
не только для стран бывшего СССР. Так,
в ходе исследования Ассоциации британских
страховщиков (ABI) 47% респондентов признались,
что могут пойти на обман страховщика
в будущем, 40% готовы сделать это хоть сейчас,
6% уже совершали подобные деяния.
Меры минимизации % страхового мошенничества:
«Итоги квартала подтверждают: мошенники начинают делать выбор в пользу мелких страховых компаний, хотя и не перестают следить за нововведениями служб безопасности лидеров рынка, «перенимая опыт» противодействия мошенничеству, – делится информацией начальник управления по противодействию страховому мошенничеству службы безопасности компании «Росно» Алексей Бебнев, подкрепляя заявление статистикой. – Нами предотвращены незаконные выплаты на общую сумму свыше 58 миллионов рублей: рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 20%. Возбуждено 11 уголовных дел. При этом характер случаев, по которым проводились расследования, различен».
Конечно, случаи мошенничества и необоснованных выплат присутствовали в жизни страховщиков и раньше. Статистика за последние пять лет показывает, что около 20-25% возмещений по моторным видам страхования компании вынуждены выплачивать необоснованно. Однако кризис все же внес свои коррективы в действия мошенников.
12.05.2006
| Специалисты страховой компании «Урал-АИЛ»
предотвратили мошенничество по ОСАГО.
Наиболее распространенным способом необоснованного
получения страхового возмещения со страховых
компаний является имитация дорожно-транспортного
происшествия. Как правило, мошенники
используют так называемые «проблемные»
автомобили, побывавшие в ДТП и имеющие
скрытые дефекты.
Осенью 2005 года гр-н Плишкин на своем автомобиле
ВАЗ возвращался в город Чернушка. По пути
он не справился с управлением и съехал
в кювет, отчего его автомобиль получил
значительные повреждения. Спустя какое-то
время, в конце декабря Плишкин решил путем
обмана совершить хищение денежных средств,
принадлежащих ОАО «СК «Урал-АИЛ». С этой
целью он предложил своему знакомому Тетерлеву,
застраховавшему свою гражданскую ответственность
по договору об ОСАГО в Чернушинском филиале
страховой компании «Урал-АИЛ», инсценировать
дорожно-транспортное происшествие, виновным
в котором выступил бы этот знакомый. А
Плишкин, как лицо, потерпевшее от ДТП,
совершенного по вине Тетерлева, обратился
в страховую компанию с целью получения
страхового возмещения. Однако преступные
действия Плишкина и Тетерлева не были
доведены до конца благодаря совместной
деятельности сотрудников департамента
защиты информации ОАО «СК «Урал-АИЛ»,
УБОП и ОВД Чернушинского района. В апреле
2006 года гр-не Плишкин А.В. и Тетерлев А.В.
были признаны виновными в совершении
преступления, предусмотренного частью
3 статьи 30 и частью 2 статьи 159 Уголовного
Кодекса, - в совершении покушения на мошенничество
группой лиц по предварительному сговору.
Чернушинский районный суд Пермского
края назначил наказание: Плишкину Алексею
Василевичу лишение свободы сроком на
один год, Тетерлеву Алексею Викторовичу
– штраф в размере двух с половиной тысяч
рублей. В настоящее время приговор вступил
в законную силу.
Наблюдается ли рост числа случаев страхового мошенничества с введением ОСАГО?
Безусловно. Страховщики по закону обязаны страховать всех владельцев транспортных средств, в том числе и тех, кто, как говорится, "честно жить не хочет". Криминализация ОСАГО какое-то время, по всей видимости, будет нарастать. Реальный размер убытков страховщиков к концу года от противоправных действий по экспертным оценкам может составить до 30 % от сумм страховых выплат, т.е. почти в каждом пятом страховом случае будут признаки (индикаторы) страхового мошенничества (200-250 тыс. "проблемных" страховых случаев, около 1 млн. причастных лиц и столько же ТС). Года через 3-4 действия ОСАГО мы «догоним» западные страны, и страховое мошенничество стабилизируется на среднемировом уровне 8-10 процентов.
По степени социальной опасности и размеру убытков, которые перекладываются, в конечном счете, на население, страховое мошенничество в США, например, стоит рядом с налоговой преступностью. Применительно к России размер убытков страховщиков от мошенничества в автостраховании в целом может составить от 8 до 10 млрд. рублей и даже больше.
Существует ли статистика по страховому мошенничеству?
Официальной
статистической отчетности по страховому
мошенничеству не существует, так, как
в уголовном кодексе Российской
Федерации такой вид
В чем заключается противодействие страховому мошенничеству?
Главная задача страховых организаций по противодействию страховому мошенничеству - предотвратить незаконные выплаты страхователю. Это можно сделать, выявив попытку (факт) обмана или злоупотребления доверием. Противодействие страховому мошенничеству и у нас в стране, и за рубежом строится на сочетании профилактических мероприятий, а также таких видов работы, которые специалисты называют страховым сыском или страховым расследованием. Профилактика страхового мошенничества направлена на снижение риска быть обманутым. Для этого используются в основном организационно-управленческие меры, например: правила страхования, инструкции и методические разъяснения, информирование населения о разыскиваемом страховщиками имуществе, ведение "страховой истории" клиента и т.д.
Страховое
расследование требует
Какие конкретные методы борьбы со страховым мошенничеством уже используются страховщиками?
Многообразие форм и методов противодействия страховому мошенничеству адекватно способам совершения правонарушений. Если брать количественную сторону, то способов десятки, а признаков (индикаторов) страхового мошенничества - сотни. В настоящее время сложилась следующая классификация форм и методов противодействия страховому мошенничеству: формы (корпоративные, внутрифирменные, индивидуальные) и методы (информационно-аналитические, криминалистические и процессуальные).
В целом противодействие страховому мошенничеству реализуется по трем направлениям: 1) Интеграция разрозненной по страховым компаниям информации о страховых случаях и их участниках в едином банке данных; 2) Инструктивно-методическое и правовое обеспечение страховых расследований; 3) Координация взаимодействия страховых организаций и правоохранительных органов.
Какова роль РСА в координации усилий страховых компаний по предотвращению страхового мошенничества при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств?
Федеральным законом на РСА возложены задачи по информационному обеспечению организации обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также взаимодействия с органами милиции при осуществлении функций по ведению договоров страхования. Одним из направлений этой работы будет построение системы информационного обеспечения служб безопасности страховых компаний - членов РСА в области обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Эта работа предусмотрена в рамках концепции создания АИС РСА.
Как конкретно РСА помогает страховым организациям в противодействии страховому мошенничеству?
В РСА работа по противодействию страховому мошенничеству основывается на информационно-аналитических методах выявления организованных рецидивных страховых случаев. Мы исходим из того, что большинство автовладельцев являются законопослушными гражданами. Вместе с тем, существует определенная часть лиц, которая, попав в ДТП, пытается полностью возместить свой не только материальный, но и моральный ущерб, идет на обман страховщика. Третья категория автовладельцев делает мошенничество своей профессией и способом незаконного обогащения. Управление по противодействию страховому мошенничеству РСА главным направлением своей работы считает предупреждение преступных действий именно такой группы правонарушителей. С этой целью создан и эксплуатируется специальный интегрированный банк данных «Спектр», в котором используются современные алгоритмы установления связей между участниками страховых случаев и транспортными средствами. Идея проста: в общем потоке поступающей от страховщиков информации о страховых случаях особым образом в автоматическом режиме отмечаются частотные характеристики («штрафные баллы») по всем объектам, регистрируемым в банке данных более двух раз. Таким образом, по мере развития информационных ресурсов ИБД «Спектр», создаются информационные структуры с однородными свойствами. Полученные данные направляются заинтересованным страховым организациям для ориентировки и дальнейшего анализа.