Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 22:38, курсовая работа
Морское страхование является комплексным страхованием. Оно включает в себя большой круг специфических рисков, возникающих при эксплуатации средств водного транспорта. Эти риски можно разделить на три основные группы:
- страхование каско судов (страхование морских транспортных и вспомогательных средств их корпусов, машин и оборудования);
- страхование карго (страхование грузов, перевозимых морским и иными видами транспорта);
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1 История развития морского страхования………………………………..5
Глава 2 Теоретические основы страхования и перестрахования судов………..9
2.1.Объекты и субъекты страхования.
2.2.Страховая сумма и страховое обеспечение.
2.3.Страховая премия.
2.4.Заключение договора страхования.
2.5.Приемущества страхования в «Ингосстрахе »
Глава 3. Современный рынок страхования морских судов……………………14
3.1. Мировой рынок страхования морских судов: современное состояние, проблемы развития и пути их преодоления.
3.2. Современный российский рынок морского страхования: трудности становления и развития, методы их преодоления.
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы……………………
В 1871 г. специальным актом парламента «Ллойд» был преобразован. В него вошли как страховщики, так называемые подписчики (андеррайтеры) «Ллойда», так и не страховщики - брокеры. С этого времени «Ллойд» стал выступать в качестве страховой корпорации. Через 40 лет, в 1911 г. парламент разрешил "Ллойду", помимо морского страхования, заниматься всеми другими видами страхования. Корпорация функционирует так и в наши дни.
По данным на конец 1994 года, "Ллойд" насчитывал 17624 индивидуальных и 95 корпоративных членов, объединенных в 179 синдикатов. В настоящее время синдикат объединяется на один страховой год, затем полностью разъединяется и объединяется во вновь создаваемый синдикат. Страховой год в синдикате равен трем календарным годам. При разъединении прибыль и убытки полностью распределяются между членами синдиката, понятие нераспределенной прибыли отсутствует. Заявленные, но не оплаченные до конца срока действия синдиката убытки переходят к синдикату-преемнику через систему перестрахования.
Корпорация "Ллойд" через своих агентов и сюрвейеров, работающих во всех значительных портах мира, оказывает страховщикам, страхователям и всем заинтересованным в морском предприятии услуги информационного, консультативного и практического характера, ведет регрессные дела против лиц, виновных в повреждениях груза или судна во время перевозки. Сертификат агента "Ллойда", выданный в любом уголке света, повсеместно принимается как солидный и квалифицированно составленный документ.
Ввиду изменения транспортного дела в новое время рядом с первоначальным текстом полиса было создано значительное число полисных оговорок, составивших в общем итоге большой том. Число находившихся в употреблении оговорок возросло до такой степени, что в новейшее время "Институт Лондонских страховщиков" - основанная в 1884 году организация морских страховых обществ, ассоциация Ллойда и страховщиков начали сообща издавать список главнейших оговорок в сжатой форме. Кодификация английского морского права была осуществлена только в 1906 году с изданием Marine Insurance Act.
В настоящее время английский Ллойд является центром двух отдельных предприятий - страхования и морского транспорта. Ллойд, как центр мореходства, имеет своих агентов в гаванях всего земного шара.
Каждый агент посылает в Лондон требуемые сведения относительно кораблей и аварий. Сведения эти публикуются в изданиях Ллойда - Daily List и Weekly Index. Последний сообщает в алфавитном порядке историю и современное состояние каждого торгового судна.
Морское страхование, его формы, условия развивались вместе с развитием морской торговли и находились в постоянной зависимости от ее потребностей: как только возникала необходимость в страховании новых морских рисков, институт страхования неизбежно и своевременно отвечал таким потребностям.
36
Глава 2 Теоретические основы морского страхования.
2.1 Объекты и субъекты страхования.
Страхование ответственности на морском и речном транспорте - это прежде всего эффективный инструмент защиты имущественных интересов судовладельцев. Данный вид страхования известен уже более двухсот лет, однако он нисколько не теряет своей значимости, напротив, становится все более востребованным у судовладельцев всего мира.
«Ингосстрах» осуществляет коммерческое страхование ответственности российских и иностранных судовладельцев, операторов, арендаторов, фрахтователей и других лиц, эксплуатирующих морские и речные суда, а также предлагает правозащитное страхование.
Страхование каско судов - вид морского страхования, обеспечивающий страховую защиту судовладельцев и иных лиц, имеющих отношение к эксплуатации судов, в случае нанесения ущерба или гибели принадлежащих им или иным образом юридически связанных с ними судов либо нанесение иного ущерба их имущественным интересам в связи с эксплуатацией судов. На страхование принимаются: корпус судна с его машинами, оборудованием и такелажем (оснасткой), фрахт (плата за морскую перевозку груза), расходы по снаряжению и другие расходы, связанные с эксплуатацией судна, а также суда в постройке.
Объектом морского страхования может быть всякий имущественный интерес, связанный с торговым мореплаванием, - судно, строящееся судно, груз, фрахт, а также плата за проезд пассажира, плата за пользование судном, ожидаемая от груза прибыль и другие обеспечиваемые судном, грузом и фрахтом требования, заработная плата и иные причитающиеся капитану судна и другим членам экипажа судна суммы, в том числе расходы на репатриацию, ответственность судовладельца и принятый на себя страховщиком риск. Объект морского страхования должен быть указан в договоре морского страхования. В отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, страхование связанного с торговым мореплаванием всякого имущественного интереса, в том числе на территории Российской Федерации, по выбору судовладельца может осуществляться у российского страховщика, имеющего лицензию, полученную в установленном законом порядке, или у иностранного страховщика.
2.2 Страховая сумма и страховое обеспечение
При заключении договора морского страхования страхователь обязан объявить сумму, на которую он страхует соответствующий интерес (страховую сумму).При страховании судна, груза или иного имущества страховая сумма не может превышать их действительную стоимость в момент заключения договора морского страхования (страховую стоимость). Стороны не могут оспаривать страховую стоимость имущества, определенную договором морского страхования, если страховщик не докажет, что он намеренно введен в заблуждение страхователем.В случае, если страховая сумма, указанная в договоре морского страхования, превышает страховую стоимость имущества, договор морского страхования является недействительным в той части страховой суммы, которая превышает страховую стоимость.В случае, если страховая сумма объявлена ниже страховой стоимости имущества, размер страхового возмещения уменьшается пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости.
Страховое обеспечение по страхованию судов устанавливается, как правило, по системе 1-го риска. Данная система страхового обеспечения сводится к тому, что страховое возмещение равно убытку, но не превышает страховую сумму, т.е. первый убыток полностью возмещается в пределах страховой суммы.
2.3 Страховая премия
Страховая премия - это плата, которую страховщик взимает за страхование (принятие на себя ответственности за возможное повреждение или гибель судна). В силу большого разнообразия видов, типов и классов судов, широкой географии их эксплуатации ставки премий по страхованию судов также отличаются очень большим разнообразием.
Естественно, что предпочтение имеют наиболее совершенные современные суда, высшего класса регистра, плавающие в спокойных районах. Помимо условий страхования и широты страхового покрытия страховщик учитывает степень риска, связанного с качеством судна. Поэтому к судам старым или вообще лишенным регистра применяются более высокие ставки. Учитывается также время года, когда может возникать ледовая обстановка или наступает период штормов и т.д.
Так, за плавание в арктических водах, где существует ледовая опасность суда, могут застрять во льдах или получить повреждения от столкновения со льдом обычно сверх нормальных ставок, установленных для плавания в теплых водах, взимается дополнительная, так называемая экстра-премия.
Отсюда понятно, что в страховании судов применяются индивидуальные для каждого судна ставки премии в зависимости от его типа, года постройки, технических данных судна, характера эксплуатации судна, условий страхования, района плавания и времени года, опыта судовладельца; оператора/ команды, статистики убытков по судну и т.п. Твердые тарифы ставок выработать практически невозможно.
Практика знает только отдельные тарифы для судов, плавающих в строго определенных районах, и тарифные ставки экстра-премий за выход в районы, оговоренные как опасные.
При страховании целых флотов, как правило, устанавливается целая ставка для всего флота, или для более точного расчета все суда этого флота группируются по общим однородным показателям и ставка устанавливается для каждой такой группы отдельно. Ставки страховой премии и франшизы
Ставка страховой премии при страховании каско судов чаще всего выражается в процентах от страховой суммы по договору. Однако согласно методике расчета ставка страховой премии зависит не столько от страховой суммы, сколько от размеров и возраста судна. Искусственное занижение страховой суммы не приводит к существенному уменьшению страховой премии. С другой стороны, по правилам восточноевропейских страховщиков занижение страховой суммы может вызвать неполное возмещение убытков, если будет признано, что имело место недострахование. Английские правила по большинству позиций базируются на понятии согласованной страховой суммы. и при этом не усматривается умысел в недостраховании, однако убедить страховщика застраховать судно в значительно заниженной сумме обычно бывает затруднительно.
Размер ставки страховой премии обычно обратно пропорционален размеру франшизы – не возмещаемой части убытка. Уровни франшизы в разных странах различные и зависят от стоимости и типа судна. Если на российском рынке такие низкие франшизы, как 5 тыс. долл. США по каждому страховому случаю, не редкость, на английском рынке наблюдался в 1992-1994 гг. их стремительный рост, приведший к тому, что средний размер франшизы достигал 50 тыс. долл. США. По судам, срок службы которых более 15 лет, применяется дополнительная франшиза в случаях поломок машин и оборудования судна. Тогда из суммы убытка, возникшего вследствие посадки судна на мель, вычитается, например, 50 тыс. долл. США, а из суммы убытка, вызванного поломкой коленчатого вала двигателя, - 75 тыс. долл. США.
Стандартные условия страхования предусматривают возврат части страховой премии за время стоянки судна в безопасном порту свыше 30 дней. В последнее время распространяется страхование на базе Canceling Returns Only (CRO), в соответствии с которыми возврат страховой премии производится только пой расторжении договора страхования, а не в результате простоя судна.
2.4.Заключение договора страхования судов.
Договор страхования судов заключается на срок или на рейс.
При страховании на "срок" договор страхования вступает в силу в О часов и прекращается в 24 часа (время по месту выдачи полиса) тех чисел, которые указаны в договоре страхования.
При страховании на "рейс" договор страхования вступает в силу (если в договоре страхования не обусловлено иного) с момента отдачи швартовых или снятия с якоря в порту отправления и прекращается с момента постановки на якорь в порту назначения.
Договор страхования заключается на основании письменного заявления страхователя, в котором должны быть сообщены подробные сведения о судне (тип судна, название, год постройки, класс, валовую вместимость судна) и указать:
а) страховую сумму;
б) условия страхования;
в) при страховании на рейс - пункты начала и окончания рейса, его продолжительность и пункты захода, а при страховании на срок - район плавания и срок страхования.
Кроме того, Страхователь обязан сообщить и все другие известные ему сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для суждения о степени риска
При принятии судна на страхование Страховщик имеет право требовать его осмотра в доке с участием своего представителя.
Страховщик несет ответственность за убытки, происшедшие только в том районе плавания или только по тому рейсу, которые были обусловлены в договоре страхования.
При выходе судна из пределов района плавания или при отклонении (девиации) от обусловленного в договоре пути следования страхование прекращается. Чтобы в таких случаях договор страхования мог оставаться в силе, страхователь должен своевременно заявить страховщику о предстоящем изменении района плавания или рейса и подтвердить готовность уплатить дополнительную премию, если страховщик ее потребует.
Не считается нарушением договора страхования отклонение судна от обусловленного пути или выход из района плавания в целях спасения человеческих жизней, судов и грузов, а также отклонение, вызванное действительной необходимостью обеспечения безопасности дальнейшего рейса.
Международная конвенция обязывает капитанов судов оказать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель и при получении сигнала помощи с возможной скоростью следовать на помощь терпящим бедствие.
Обо всех, ставших известными страхователю случаях изменения в страховом риске, как-то задержка рейса, отклонение от пути следования, выход из оговоренного района плавания, плавания во льдах, зимовка судна,, не предусмотренная в договоре страхования, буксировка и т.п., страхователь обязан уведомить страховщика.
Изменения в риске, происшедшие после заключения договора страхования и увеличивающие степень риска страховщика, дают ему право на требование дополнительной премии или изменение условий страхования. В случае отказа страхователя договор прекращается с момента наступления изменений в риске
2.5 Преимущества страхования в «Ингосстрахе»
-многолетний опыт работы (более 30 лет) на рынках страхования ответственности судовладельцев как в России, так и за рубежом;
-высоко квалифицированные сотрудники отдела, которые имеют большой опыт в таких сферах деятельности, как страхование, мореплавание, право, финансы и проч. Мы свободно можем вести общение с нашими клиентами на английском, французском, немецком, испанском и японском языках;
-страхование осуществляется на базе фиксированных платежей с рассрочкой, что позволяет страхователю планировать предстоящие расходы по оплате страховой премии;
-в случае завершения страхования судовладелец не оплачивает «выходной» взнос (Release Call);
-оформление «Голубых карт» (Blue Cards) для получения сертификатов в соответствии с требования CLC и Bunkers Convention;
-содействие в оформлении сертификатов финансовой ответственности (COFR) по заходам в территориальные воды США;
-предоставление P&I покрытия для допуска судов в территориальные воды Японии;
-возможность выдавать гарантийные письма и/или обеспечивать гарантии первоклассных банковских институтов для освобождения судов из-под ареста;
-широкая сеть P&I корреспондентов, которые находятся практически во всех портах мира и оказывают судовладельцам оперативную помощь в расследовании страховых случаев;
-перестрахование портфеля размещается у перестраховщиков высшего уровня, что дает нам возможность предлагать нашим клиентам лимит ответственности до 500 млн. долларов США.