Личное страхование, перспективы его развития в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:14, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью совершенствования, увеличению страхования в финансовой системе России. Непосредственно предметом изучения являются перспективы развития страхования в России. Цель исследования – изучение текущего состояние страхового рынка и рассмотрение перспектив развития страхования в России.

Оглавление

Введение……………………………………………………...……………...….3
Глава 1. Понятие и виды страхового рынка, этапы его развития………..…...5
Глава 2.Современное состояние и анализ страхового рынка России…….....15
Глава 3 Перспектива развития страхового рынка………………….……..…32
Заключение…………………………………………………………………….42
Список литературы……………………………………………………………44

Файлы: 1 файл

ФинансыАбулгаирова, 2Фзк-21, Курсовая исправленная.doc

— 368.50 Кб (Скачать)

Более осознанный выбор со стороны  страхователей. В условиях кризиса  часть страхователей пересмотрела свое отношение к рискам и к уровню надежности страховых компаний, в которые риски передаются. В связи с этим доля компаний, имеющих рейтинг «Эксперт РА» на уровне А++, выросла в первом полугодии 2010 года по сравнению с первым полугодием 2009 года на 7,4 п.п., достигнув 62,2%.

Миграция команд топ-менеджмента, продавцов и страховых агентов. Ухудшение финансовой устойчивости страховщиков, показывавших высокие  результаты и значительный рост до кризиса, и сокращение расходов компаний на ведение дела вынуждали сотрудников  страховых компаний подыскивать более перспективные места работы в более крупных и надежных компаниях. Как правило, клиенты страховых агентов мигрируют вслед за ним в новые страховые компании, крупные клиенты нередко следуют за заслужившими доверие за годы сотрудничества топ-менеджерами компаний в случае их перехода на новое место работы.

Финансовая устойчивость многих компаний пошатнулась во время кризиса. Некоторые  были вынуждены покинуть рынок. Политика ФССН свидетельствует о желании  регулирующих органов очистить страховой рынок от ненадежных страховщиков. «Естественный отбор» страховых компаний ускорится с вступлением в силу поправок об увеличении размеров уставных капиталов страховых компаний с 1 января 2012 года. Для полного анализа развития страхового рынка в России нужно просмотреть тенденцию развития иностранных страховых организации на российском рынке.

Говоря о процессах интеграции российского страхования в глобальную экономику, под этим обычно подразумеваются  приход иностранных страховщиков на российский рынок и то влияние, которое они окажут, а точнее – уже оказывают на его развитие. Российский рынок весьма перспективен для иностранных компаний, и с каждым годом они завоевывают здесь все новые рубежи.

В 2007 г. на страховом рынке, где раньше иностранные инвесторы не проявляли чрезмерной активности, произошел прорыв. Зарубежные компании доказали, что готовы платить хорошие деньги за билет на перспективный российский страховой рынок. Крупнейшие европейские игроки нацелились на лидеров отрасли: в феврале немецкий Allianz выкупил контроль над «Росно», оценив всю компанию в $1,5 млрд, а в декабре французская Axa сообщила о покупке 36,7% акций «РЕСО-гарантии» за 810 млн евро. Оценка РЕСО в 2,2 млрд евро ($3,1 млрд) поражает воображение: таких денег иностранцы российским хозяевам еще не сулили. Еще недавно хозяева РЕСО - братья Сергей и Николай Саркисовы - оценивали всю компанию в $2 млрд.

Иностранцы скупают страховщиков не только из первой десятки по премии. Швейцарская Zurich Financial Services приобрела 66% «Насты», оценив компанию в $400 млн. А Allianz не остановился на «Росно», купив заодно и «Прогресс-гарант» (сумма сделки не раскрывается). По словам российских страховщиков и консультантов, к нашему рынку присматриваются американские и японские страховщики.

Исходя из мирового опыта, в пользу иностранного участия на российском страховом рынке свидетельствуют следующие факты.

1. Улучшение обслуживания в сфере  страхования. Иностранные страховщики  способствуют усилению конкуренции,  что приводит к удешевлению  страховых услуг и повышению их эффективности.

2. Передача новых технологий  и ноу-хау. Иностранные страховщики  организуют свою деятельность  в соответствии с национальным  законодательством, создавая совместные  предприятия или филиалы и  отделения. Привлекаемый местный персонал должен иметь хорошее образование и приобретя опыт работы в организации с иностранным участием при смене места работы будет распространять более совершенные навыки среди национальных страховых компаний.

3. Аккумуляция национальных сбережений. Присутствие на рынке более эффективных страховщиков должно повысить норму сбережений и обеспечить новые каналы, через которые эти сбережения могут инвестироваться.

4. Приток нового капитала. Иностранный  страховщик, покупая существующую  компанию или основывая новую, должен будет ввозить капитал не только в целях приобретения офисных помещений и оборудования, но и для того, чтобы обеспечить требуемый законодательством размер уставного капитала. Иностранные страховщики могут также обеспечивать большую безопасность страхователям благодаря значительным размерам капитала и страховых резервов.

5. Распределение рисков. Иностранные  страховщики при наличии разрешения, как правило, перестраховывают  риски за границей. В итоге  если происходит страховой случай, например, с судном или самолетом, а риск был перестрахован, потерю будет оплачивать иностранный перестраховщик, а результатом урегулирования претензии станет приток капитала.

6. Совершенствование регулирования  страховой сферы. Эффективность  функционирования рынка в  интересах страховщиков и страхователей непосредственно связана с ясной и транспарентной системой регулирования. Присутствие на рынке иностранных страховщиков увеличивает потребность в эффективном регулировании, и способствует распространению международного опыта регулирования.

В то же время, целый ряд аспектов деятельности иностранных страховщиков и их влияния на развитие страхового рынка вызывает обоснованное беспокойство.

1. Доминирование иностранных страховщиков  на внутреннем рынке. Иностранные  компании как более крупные и мощные организации, могут препятствовать укреплению российских страховщиков или пытаться вытеснить их с рынка. В значительной степени это зависит от принятого в стране режима для иностранных страховщиков.

2. Возможность развития страхового сектора с помощью национальных страховщиков. Этот аргумент имел бы существенное значение в том случае, когда национальная система регулирования страхового дела гарантировала бы наиболее эффективное функционирование внутреннего рынка и обеспечивала необходимый набор страховых услуг. Такая ситуация явно не характерна для российского страхового рынка. Однако даже при этом условии запрет или серьезные ограничения на деятельность иностранных страховщиков вряд ли оправданы. Если внутренний рынок работает эффективно, конкуренция не будет служить угрозой национальным страховщикам. Если рынок не обеспечивает необходимого набора услуг, участие иностранных страховщиков может только ускорить формирование развитого страхового сектора в стране.

3. Важность сохранения национального контроля за страховой системой. По соображениям национальной безопасности некоторые важные объекты должны быть застрахованы только российскими страховщиками. Причина этого связана с возможной дестабилизацией рынка страхования в результате изъятия иностранного капитала в случае конфликта, или необходимостью предотвратить концентрацию страхования важных национальных объектов в руках нескольких иностранных страховых компаний. Подобные беспокойства имеют под собой реальную основу. Однако это недостаточный аргумент в пользу общего ограничения операций иностранных страховщиков. В конечном счете, правительство принимает решение о создании адекватной системы регулирования, которая воздействует на все виды страховщиков и обеспечивает соблюдение национальных приоритетов. Это возможно для некоторых видов стратегически уязвимых видов страхования, которые будут сохранены за национальными страховщиками.

4. Возможность оттока капитала  в результате деятельности иностранных  страховщиков. Процесс развития  бизнеса иностранных компаний приведет к притоку капитала. Действия инвестора на рынке неизбежно будут связаны со сложной структурой платежей. В пределах внутреннего рынка будет осуществляться сбор премий, страховые выплаты, арендная плата, заработная плата и плата другим поставщикам услуг. Вне России будут осуществляться платежи западным перестраховщикам (где это разрешено), переводы прибыли и дивидендов в родительские компании. В случае ущерба, риск возникновения которого был перестрахован за границей, страховая выплата станет притоком капитала. В совокупности все эти платежи, осуществляемые в разное время, могут дать в результате чистый приток или отток капитала в течение года, но это не означает выкачивания ресурсов из национальной экономики в долгосрочном плане.

Анализ приведенных аргументов свидетельствует в пользу создания равных условий для деятельности национальных и иностранных страховщиков. В развивающейся экономике присутствие  авторитетных иностранных фирм –  важный способ повышения эффективности  функционирования рынка, поскольку он обеспечивает новые процедуры и технологию, расширяет диапазон услуг и способствует снижению цен на них. Значительная часть проблем, возникающих в связи с приходом иностранных страховщиков, может быть устранена посредством соответствующих методов регулирования.

К сожалению, пока международное право  не оказало пока существенного влияния  на развитие российского страхового рынка.

Требования и ограничения относительно деятельности иностранных страховых  организаций на российском рынке с участием иностранного капитала устанавливаются Федеральным законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации». [8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итог работы, можно сделать  вывод, что страхование - стратегически  важный элемент экономической системы. Оно позволяет создавать крупные инвестиционные ресурсы, освобождает государственный бюджет от необходимости возмещения убытков от непредвиденных событий, повышает социальную защищенность граждан. Личное страхование выполняет важную социальную функцию, поскольку затрагивают интересы каждого человека. Поэтому развитию и поддержанию личного страхования необходимо уделить особое внимание. В развитых странах личное страхование занимает первое место среди других отраслей страхования по объемам собираемой премии.

Система страхования в России в  настоящее время еще не окончательно сформирована и продолжает свое развитие. Тенденции на рынке личного страхования в 2007-2010 гг. показывают увеличение динамики развития рынка, но существует ряд проблем, мешающих его развитию. На мой взгляд, одна из главных проблем - невозможность точного прогнозирования экономического развития России, как следствие - недоверие граждан к долгосрочному вложению денег. В нашем обществе, в отличие от стран со сложившимся институтом страхования, отсутствует страховая культура населения и, по результатам социологических исследований, обнаруживается низкий уровень информированности людей в области страхования.

К числу основных направлений развития сферы страхования относятся:

    • совершенствование законодательной базы и механизма защиты интересов страхователя;
    • повышение надежности системы страхования;
    • увеличение финансового потенциала российских страховщиков;
    • создание эффективных сфер для размещения временно свободных средств страховых компаний;
    • повышение уровня платежеспособности страхователей;
    • появление стимулов для заключения договоров страхования;
    • повышение страховой культуры и информированности населения.

Развитие сферы страхования  в этих направлениях поможет ей стать  неотъемлемым и значимым звеном финансовой системы России.

Рынок личного страхования имеет  большой потенциал. Являясь частью экономической системы, он во многом зависит от нее. В то же время, активно  развиваясь, личное страхование способно стать важнейшим элементом роста экономики. Россия имеет все возможности для завоевания большой доли мирового рынка страхования, поскольку находится в выгодном положении по сравнению с другими странами - обладает огромными человеческими ресурсами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

В конце курсовой работы перед приложением приводится список литературы, в котором должны быть указаны фамилия и инициалы автора в алфавитном порядке, точное название книги (статьи), наименование издательства, место издания, год издания.

Указывается перечень книг, брошюр, периодических изданий, нормативных актов, используемых студентом в работе. Порядок перечисления таков:

1. официальные нормативно-правовые  документы; 

2. учебная и учебно-методическая  литература;

3. научные издания,  брошюры;

4. периодические массовые  центральные и местные общественно-поли-тические издания.

В список включается учебная  и учебно-методическая литература, изданная для социально-экономических и специальных дисциплин за последние 5 лет.

 

 

 

 

 

 

Пример  оформления списка литературы

 

1. Гражданский  Кодекс Российской Федерации:  части I, II.

2. О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России): Федеральный закон, 02.12.90 г., № 394-1 (с изменениями и дополнениями от 27.12.95 г., 20.06.96 г., 27.02.97 г. и 28.04.97 г.).

3. О банках  и банковской деятельности: Федеральный  закон, 03.02.96 г., № 17-ФЗ.

4. О правилах  организации наличного денежного  обращения на территории Российской Федерации: Положение ЦБ РФ, 15.01.98 г., № 14-П.

5. О порядке  ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации: Положение ЦБ РФ, 25.03.97 г., № 56.

6. Об организации  внутреннего контроля в банках: Положение ЦБ РФ, 22.06.97 г., № 509.

7. Правила ведения  бухгалтерского учета в кредитных  организациях, расположенных на территории Российской Федерации (с изменениями и дополнениями): 18.06.97 г., № 61.

8. О введении  в действие инструкции № 1 «О  порядке регулирования деятельности  кредитных организаций»: Приказ  ЦБ РФ от 30.01.96 г.

9. О порядке  формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам (с изменениями и дополнениями): Инструкция ЦБ РФ от 30.06.97 г., № 62а.

10. О порядке  организации внутреннего контроля  в кредитных организациях - участниках финансовых рынков: Указания ЦБ РФ от 29.08.97 г., № 510.

11. Козлова Е.П.  Бухгалтерский учет в коммерческих  банках / Е.П. Козлова, Е.Т. Галанина. – М.: Финансы и статистика, 2000.

12. Нормативные  акты по банковской деятельности (приложение к журналу «Деньги и кредит»).

Информация о работе Личное страхование, перспективы его развития в России