Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 06:55, контрольная работа
Выделены две формы страхования – обязательное и добровольное.
Инициатором обязательного страхования является государство, которое в форме закона обязывает юридических и физических лиц вносить средства для обеспечения общественных интересов. Добровольное – замкнутая раскладка ущерба между членами страхового сообщества исходя из установленных правовых норм. Инициатором добровольного страхования выступают хозяйствующие субъекты, физические и юридические лица.
До настоящего времени не разрешена спорная ситуация, связанная с правомерностью обложения единым социальным налогом пенсионных взносов в пользу конкретных работников. Позиция налоговых органов в большинстве случаев такова, что эти взносы считаются выплатами в пользу физических лиц и в качестве таковых подлежат обложению единым социальным налогом. Таким образом, взносы для обеспечения негосударственных пенсий служат объектом обложения налогом для обеспечения пенсий государственных. Попытки работодателей оспорить такую трактовку налоговых норм приводили к арбитражным решениям, как в пользу налогоплательщиков, так и в пользу налоговых органов. Эта неопределенность, безусловно, не способствует развитию негосударственного пенсионного обеспечения.
Значительной новацией 2007 г. является предоставление уже упоминавшимся Федеральным законом от 24.07.2007 г. гражданам-вкладчикам по пенсионным договорам в свою пользу или в пользу ближайших родственников социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц на сумму пенсионных взносов (но не более 100 тыс. руб. в год). Условием предоставления указанного налогового вычета является представление налогоплательщиком письменного заявления, налоговой декларации и подтверждающих документов. Несмотря на необходимость доказывания налогоплательщиком своих прав, наличие такой возможности послужит стимулом для граждан при заключении пенсионных договоров. Эта норма также начала действовать с 01.01.2008.
Несмотря на то, что НПФ и управляющие компании обязаны обеспечить сохранность средств пенсионных резервов и их прирост темпами, по крайней мере, превышающими инфляцию, по пенсионным договорам, заключенным с вкладчиками — юридическими лицами, часть дохода от размещения пенсионных резервов, превышающая доход, рассчитанный исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ, подлежит обложению налогом на прибыль организаций. Но такой порядок налогообложения определен лишь для средств пенсионных резервов, учтенных не на солидарных пенсионных счетах. Если эти средства размещаются на солидарных счетах, т. е. в случае применения солидарных пенсионных схем, не предполагающих персонификацию пенсионных резервов на этапе накопления, обложению налогом на прибыль подлежит весь доход от размещения пенсионных резервов.
Наконец, на стадии пенсионных выплат средства, выплачиваемые пенсионерам, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если соответствующий пенсионный договор заключен вкладчиком — юридическим лицом (иным работодателем) или физическим лицом в пользу другого лица. Очевидно, что ситуация, когда пенсионные выплаты по договору, заключенному, например, мужем в пользу жены, облагаются налогом на доходы физических лиц, выглядит нелепо. Однако принципиально против налогообложения на этапе пенсионных выплат специалисты пенсионной сферы в целом не возражают. Но целесообразен отказ от налогообложения пенсионных средств на этапе внесения взносов и размещения пенсионных резервов, в соответствии с обычной практикой в развитых зарубежных странах. Необходимы официальные разъяснения по вопросу правомерности взимания единого социального налога с сумм персонифицированных пенсионных взносов. Крайне желательно полное освобождение части дохода от размещения пенсионных резервов, направляемой на пополнение этих резервов, от обложения налогом на прибыль организаций. И совершенно необходимым представляется отказ от дестимулируюших налоговых мер в отношении солидарных пенсионных схем.
В 2007 г. произошли важнейшие события, касающиеся другой сферы деятельности Н ПФ — обязательного пенсионного страхования.
Решение о допуске Н ПФ к участию в обязательном пенсионном страховании, принятое органами государственного управления в 2003 г., было воспринято фондами с большим энтузиазмом. Многие из них объявили о своем желании стать страховщиками по этому виду пенсионного страхования и в соответствии с заявительным порядком получили такое право. В настоящее время разрешения на осуществление обязательного пенсионного страхования имеют 124 НПФ, т.е. почти половина от общего их числа. Реальную же деятельность в этой области осуществляют только 91 из них, причем лишь у 54 фондов численность застрахованных лиц превышает 1000 чел. Хотя, как уже было сказано, общее число граждан, выбравших НПФ в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, приближается к 2 млн. человек, а размеры переданных в НПФ пенсионных накоплений — к 20 млрд. руб., этот вид деятельности фондов не развился в той степени, какой требует его важность с точки зрения государственных интересов.
Причин, по которым обязательное пенсионное страхование, осуществляемое НПФ, развивается недостаточно интенсивно, — несколько. Деятельность в этой области для большинства фондов является убыточной. Расходы на нее далеко не всегда покрываются той частью дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений, которая в соответствии с Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» может быть отчислена фондом на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности. И если еще несколько лет назад НПФ действительно рассчитывали на получение значительных сумм таких отчислений, то на сегодняшний день деятельность многих фондов по обязательному пенсионному страхованию позиционируется ими в основном как показатель надежности НПФ, возможность предоставления организациям и гражданам полного пакета пенсионных услуг и мотивируется другими подобными имиджевыми соображениями.
Нельзя обойти вниманием и тот факт, что решения по важнейшим вопросам регламента деятельности НПФ в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию принимаются органами государственного управления крайне медленно. Так, предусмотренный Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» нормативный акт Правительства, определяющий порядок выплаты фондом средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица его правопреемникам, принят лишь в ноябре 2007 г. В результате здесь сложилась очень острая ситуация. По некоторым данным, около 22 тыс. человек, являющихся правопреемниками умерших застрахованных лиц, в связи с отсутствием названного нормативного документа до настоящего времени не могли получить эти средства. Кроме того, в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и других законах отсутствуют положения, позволяющие однозначно определить размер назначаемой застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии при наступлении пенсионных оснований. По-видимому, предполагается восполнить этот правовой пробел за то время, которое еще остается до начала массового выхода на пенсию граждан, имеющих право на назначение накопительной части трудовой пенсии. Хотя в данном вопросе Пенсионный фонд Российской Федерации и НПФ оказываются в одинаковом положении, для НПФ эта проблема несколько более актуальна, так как активных граждан при принятии решения о передаче средств своих пенсионных накоплений в НПФ интересуют все аспекты формирования и выплаты будущих пенсий, и наличие такой неясности не способствует повышению доверия к фондам как страховщикам.
Не теряет актуальности проблема, связанная с избыточно сложным порядком поступления страховых взносов в НПФ. Как известно, взносы, уплачиваемые Ежемесячно страхователями, поступают в Пенсионный фонд Российской Федерации. После этого средства застрахованных лиц, заявивших о желании передать пенсионные накопления в НПФ, направляются в соответствующие фонды. Таким образом, средства пенсионных взносов до поступления в НПФ находятся в движении от полугода до полутора лет. По оценкам, за это время до 5 % названных средств теряются бесследно. Кроме того, в течение указанного срока НПФ лишены возможности осуществлять свою обязанность и право на управление этими средствами. Помимо видимого ущемления прав застрахованных лиц, изъявивших свою волю на передачу пенсионных накоплений в НПФ, для самих фондов это означает еще и потерю права на наращивание ресурсной базы за счет соответствующей части инвестиционного дохода.
Наконец, нельзя не упомянуть и отмену с 01.01.2005г. финансирования накопительной части трудовой пенсии для лиц средней возрастной категории (мужчины с 1953 по 1966 и женщины с 1957 по 1966 г. рождения) — одного из наиболее экономически активных слоев населения после трех лет формирования таких накоплений. Это решение до сих пор вызывает недоумение как у граждан, права которых были проигнорированы, так и у сотрудников Н ПФ, работающих на рынке обязательного пенсионного страхования. Вместе с тем, в связи с этим событием у граждан, лишенных права формировать пенсионные накопления, повысился интерес к негосударственному пенсионному обеспечению. Вообще же, именно реализация фондами обязательного пенсионного страхования привлекла внимание множества работодателей и к другому виду пенсионных услуг, оказываемых НПФ, что можно считать исключительно полезным для развития негосударственной пенсионной сферы в условиях чрезвычайно низкой информированности общества в этих вопросах.
Следует сказать также о ситуации, складывающейся в области инвестирования пенсионных накоплений, которая многим специалистам представляется угрожающей. Речь идет об избыточной ограниченности перечня активов, в которые в соответствии с Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» могут быть вложены средства пенсионных накоплений. В связи с этой ограниченностью объектов инвестирования объемы средств пенсионных накоплений уже становятся сопоставимыми с объемами рынков разрешенных активов, тем более что на этих рынках осуществляют деятельность и другие финансовые институты. В конечном счете, это ведет к переоценённости разрешенных активов. Выступая с докладом по этой теме на Первой ежегодной конференции «Развитие пенсионной системы России» ПА. Пьянков, член Совета НП «НАПФ» и председатель его Комитета по вопросам инвестиционной деятельности НПФ, высказался в том смысле, что указанное ограничение перечня активов было оправдано на начальном этапе деятельности фондов в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию, но в настоящее время НПФ лихорадит вместе с фондовым рынком, поскольку средства их всех вложены практически в одни и те же бумаги. В перспективе ситуация будет лишь ухудшаться, поскольку объемы пенсионных средств(пенсионных резервов и пенсионных накоплений) ежегодно увеличиваются. Отсюда следует вывод о необходимости освоения тех финансовых рынков, где проявятся преимущества «длинных» пенсионных денег со сроками вложения в десятки лет, но такие инструменты или не представлены, или не разрешены. К сожалению, во властных структурах нет понимания экономической сущности этих средств, которые должны использоваться не в биржевых спекуляциях, а в инфраструктурных проектах и которые будут окупаться через 10-15-20 лет. И если ранее проблема не стояла так остро в связи с небольшими объемами пенсионных средств на рынке, то теперь ситуация меняется кардинально, Причем в большей степени проблема касается средств пенсионных накоплений, поскольку перечень активов для размещения средств пенсионных резервов несколько шире. По средствам же пенсионных накоплений для многих НПФ прогнозируется отрицательная доходность по итогам текущего финансового года, притом что и НПФ и управляющие компании осуществляли вполне профессиональный менеджмент этих средств.
В числе нововведений 2007 г., связанных с обязательным пенсионным страхованием, следует назвать норму Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в соответствии с которой средства материнского (семейного) капитала могут направляться женщинами на формирование накопительной части трудовой пенсии. В связи с ограниченностью перечня направлений, по которым могут использоваться эти средства, можно не сомневаться, что выбор в пользу пенсионного страхования будет востребован и НПФ получат еще один источник пополнения средств пенсионных накоплений в своем управлении.
Но главной новацией года, безусловно, стала инициатива Президента по созданию стимула для граждан застрахованных лиц к формированию пенсионных накоплений добровольными дополнительными страховыми взносами путем государственного софинансирования пенсионных накоплений за счет федерального бюджетного Фонда национального благосостояния. К настоящему моменту конфигурация этого нового вида пенсионного страхования не оформлена какими-либо нормативно-правовыми актами, однако в ходе интенсивных дискуссий и нормотворческой работы наметились ее общие контуры, а проект федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» принят Государственной Думой в первом чтении. Предполагается, что схема софинансирования будет реализовываться в рамках обязательного пенсионного страхования на основе модификации уже существующего механизма добровольного вступления граждан в соответствующие правоотношения. При этом сохраняются все основные условия «обычного» обязательного пенсионного страхования - уплата страховых взносов при участии работодателя в Пенсионный фонд Российской Федерации, возможность заявительного выбора застрахованными лицами управляющей компании для размещения средств пенсионных накоплений или НПФ для осуществления их общего менеджмента в действующем порядке, а также отказ от сделанного ранее выбора или его изменение и т. д. Не вызывает сомнений необходимость определения минимально допустимой величины дополнительного страхового взноса, а также предельной величины взноса, учитываемой при определении суммы государственного софинансирования. В соответствии с названным проектом федерального закона, размер государственного взноса определяется по итогам каждого года и предполагается равным сумме дополнительных страховых взносов, уплаченных за истекший год застрахованным лицом, но не более 10 000 руб. Предусмотрены меры, поощряющие продолжение трудовой деятельности застрахованными лицами после наступления у них пенсионных оснований — в этом случае государственный взнос предполагается равным утроенной сумме дополнительных страховых взносов застрахованного лица за год, но не более 30 000 руб. Кроме того, учтены неоднократно высказывавшиеся предложения об участии в софинансировании также и работодателей. Проект закона предполагает возможность внесения ими в пользу своих работников дополнительных страховых взносов.
Условия, на которых предполагается осуществлять дополнительное пенсионное страхование, действительно очень привлекательны для граждан. Однако задача, которую оно призвано решить, не ограничивается только лишь повышением уровня жизни будущих пенсионеров. Не меньшее значение имеет приобщение граждан к использованию добровольных форм пенсионного страхования и обеспечения, воспитание в обществе страховой культуры. В этом свете предполагаемое проектом закона ограничение срока принятия застрахованным лицом решения об участии в дополнительном пенсионном страховании пятью годами, а срока государственного участия в софинансировании пенсионных накоплений застрахованного лица десятью годами не должно вызывать недоумения и выглядит вполне оправданным.
Разумеется, для того чтобы дополнительное пенсионное страхование начало функционировать, необходимо не только принятие соответствующего федерального закона и внесение корректив в связанные правовые акты, но и разработка значительного числа нормативных актов, регламентирующих самостоятельное перечисление дополнительных страховых взносов застрахованными лицами, перечисление работодателем дополнительных страховых взносов за своих работников, порядок формирования Пенсионным Фондом Российской Федерации заявки о переводе средств государственного бюджета для софинансирования пенсионных накоплений и др. Необходимо также определить порядок обложения налогом на доходы физических лиц в связи с дополнительными пенсионными взносами (по общему мнению, на эту сумму застрахованным лицам должен предоставляться налоговый вычет) и решить другие вопросы налогообложения. Тем не менее, предполагается, что все это будет сделано не позднее середины 2008 г. и с этого времени дополнительное пенсионное страхование начнет реализовываться.
Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» в редакции, созданной 10.01.2003, помимо деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, относит к исключительным видам деятельности НПФ также и «деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем». Однако процесс создания профессиональных пенсионных систем, в рамках которых предполагалось реализовать права граждан на льготное пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда, до настоящего времени остается без движения. Проекты федеральных законов «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации» и «О страховом взносе на финансирование обязательных профессиональных пенсионных систем» были приняты в первом чтении Государственной Думой в 2002 г. и с тех пор не рассматривались.