Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 11:03, реферат
Рыночные преобразования в экономике России вызвали коренное изменение роли и места страхования в системе мер, обеспечивающих безопасность хозяйствующих субъектов, населения и российского государства в целом. Развитие отечественного страхового рынка стало одной из важных задач экономического реформирования страны. Ее решение способно во многом обеспечить непрерывность общественного воспроизводства.
С внесением изменений и дополнении в Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 октября 1999 года и от 10 декабря 2003 года появились следующие основные ограничения деятельности страховых компаний с долей иностранных инвестций более 49%:
— совокупная квота участия иностранного капитала в российских страховых, компаниях — 25% от совокупного уставного капитала российских страховщиков ;
— руководство компанией должно осуществляться гражданами России: в лице единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера;
— иностранный инвестор должен не менее 15 лет являться страховой организацией и не менее 2 лет участвовать в деятельности российского страховщика;
— запрещаются следующие виды страхования: страхование жизни, обязательное страхование, обязательное государственное страхование, имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций;
— оплата иностранными инвесторами принадлежащих им акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций производится исключительно в денежной форме в валюте РФ;
— открытие филиалов, участие в дочерних страховых организациях, страховых организаций, дочерних по отношению к иностранным инвесторам, либо имеющих долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%, возможно только по получении ими предварительного разрешения органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью;
— дополнительные требования относительно страховых резервов и нормативных соотношений между активами и обязательствами могут устанавливаться органом страхового надзора России.
Смягчение ограничений для иностранных страховщиков было вызвано необходимостью выполнения Соглашения с ЕС.
Значительный шаг на пути либерализации был сделан в 1999 году, когда впервые была разрешена деятельность страховых компаний с преобладающим иностранным участием, а 49% ограничение было отменено. Одновременно был определен и режим деятельности страховщиков с иностранным участием, препятствующий возникновению доминирующего положения иностранных страховщиков на рынке и в отдельных наиболее чувствительных сегментах.
Совокупная квота участия иностранного капитала в российских страховых компаниях, согласно последней редакции Закона «Об организации страхового дела в РФ», увеличена до 25%. Согласно же последним данным, доля участия иностранного капитала составляет 4% от совокупного уставного капитала российских страховщиков. Таким образом, до предела ограничения (25%) остается 21%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, рыночная экономика основывается на свободе выбора граждан. Каждый может решить сам, как ему поступить. Человек может свободно тратить свои доходы и самостоятельно решать, какую их часть направить на потребление, а какую на накопление. Кроме того, человеку представляется свобода заключения соглашений с другими людьми. Все это учитывает страховой рынок, предлагая широкий набор страховых услуг.
Свободная игра спроса и предложения в условиях рыночной экономики стимулирует появление таких страховых услуг, которые необходимы потенциальному страхователю. Свобода ценообразования, выраженная в тарифных ставках на страховые услуги, создает условия для конкуренции между страховщиками.
Страховой рынок выполняет регулирующую функцию при условии существования экономической конкуренции. Сама по себе конкуренция не обеспечивает успехов на страховом рынке. Эти успехи в значительной степени зависят от страховщика, который побуждает сотрудников страхового общества к постоянному поиску новых потенциальных клиентов, совершенствованию форм и методов страхового обслуживания
При этом страховая компания может влиять на конкуренцию посредством факторов:
технического обслуживания: уровня обслуживания страхователей и договоров страхования;
уровня культуры, качества работы с клиентами страховой компании.
К неуправляемым со стороны страховой компании составляющим внешней среды относятся:
научно-технический прогресс,
государственно-политическое окружение (стабильность государственной и социальной политики, направленной на поддержку страхового дела),
состояние экономики (численность населения, денежная система, валютное положение, уровень жизни населения и т.п.),
социально-этическое окружение страхового рынка (уровень страховой культуры, национальные традиции, этнический состав и т.д.),
конъюнктура мирового страхового рынка.
В сегменте обязательного медицинского страхования наблюдается определенное исчерпание существующей модели развития страховщиков. Основная часть страховых полей уже поделена между федеральными операторами. Региональные страховщики также в значительной степени поглощены ими. Неизбежно нарастание конкуренции между федеральными компаниями, итогом которой станут слияния и поглощения крупнейших российских операторов рынка.
В преддверии вступления Российской Федерации в ВТО, ФАС России в определённой степени обязан поддерживать экономически обусловленные тенденции концентрации страхового капитала, с другой стороны, практика показывает, что с ростом олигополизации на страховом рынке объективно возникают условия для злоупотребления доминирующим положением крупнейшими компаниями, ценовой дискриминации, неправомерных соглашений между страховщиками и органами власти разных уровней. По мнению ФАС России задача антимонопольных органов состоит в том, чтобы выработать необходимый баланс подходов и адекватную политику на разных этапах развития страхового рынка, способствующих усилению конкурентоспособности отечественных страховых компаний в преддверии вступления Российской Федерации в ВТО и реализации требований антимонопольного законодательства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно–правовая база
1. Глава 48 «Страхование» Гражданского Кодекса Российской Федерации
2. Федеральный Закон «Об организации страхового дела в России»
Учебники и учебные пособия
3. Адашева С.Б., Руденский П.О. Российский рынок страхования: конкуренция и эффективность, М.: ГУ ВШЭ, 2009
4. Басаков М.И. Страховое дело в вопросах и ответах, Ростов-на-Дону: Феникс, 2009
5. Гвозденко А.А. Основы страхования: Учебник., М.: Финансы и статистика, 2009
6. Гребенщиков Э., Мантиков А. Страховой рынок России: развитие и открытость, «Человек и труд» №10, 2008
научная (Периодическая) литература
7. Жилкина М.С. Государственное регулирование страхового рынка,
И.: Компания, 2009г.
8. Записала Е. Н. Страховой рынок России: через кризис – к оздоровлению!, «Атлас страхования» №4, 2010г.
9. Лайков А. Каким быть отечественному страхованию, "Промышленные ведомости" № 7-8, 2009
10. Чернышева М. ФАС уполномочена заявить, «Панорама страхования» N4, 2008 г.
11. Шахов В.В. Страхование: Учебник для вузов., М.: Страховой полис, ЮНИТИ, 2008.
12. Эстрин В. ОМС и реформа здравоохранения, «Атлас страхования» №4, 2006г.
Справочная литература
13. Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы.
Режим доступа: [http://www.fas.gov.ru ]
14. Портал «Литература» [Электронный ресурс] / Материал из Википедии – свободной энциклопедии, 2011. - Режим доступа: [http://ru.wikipedia.org/wiki/
17