Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:47, реферат
Финансовой основой являются фонды социального страхования. В основе системы лежит принцип «один за всех и все за одного». Речь идет о взаимопомощи застрахованных, об объединении людей, подвергшихся определенному риску; распределив нагрузку равномерно на всех, они хотят ограничить тяжесть возможных последствий для отдельного человека. Своими взносами они совместно финансируют страховые услуги и тем самым приобретают право на получение услуг при наступлении страхового случая.
Таблица 7. Размеры коэффициентов
замещения, обеспечиваемых различными
пенсионными системами
Виды пенсий |
Одинокий пенсионер |
Супружеская пара |
Базовые государственные пенсии |
17,6 |
28 |
Государственные пенсии: зависящие от уровня заработка |
0 |
0 |
Общая сумма государственных пенсий |
17,6 |
28 |
Профессиональная пенсия |
55 |
55 |
Общая сумма пенсии |
72,6 |
83 |
Для получения в полном размере указанных выше пенсий предполагается максимальный трудовой стаж в 40 лет.
Со всех видов пенсий платится подоходный налог. Прогрессивный характер подоходного налога в Великобритании приводит к тому, что процент возмещения заработка после уплаты налогов, то есть соотношение "чистого" дохода до выхода на пенсию, выше, чем процент возмещения заработка до вычета налогов.
Размер профессиональной пенсии зависит от трудового стажа. За каждый год стажа пенсия увеличивается на 1/60 от зарплаты на момент выхода на пенсию, при этом определенная часть зарплаты (ниже величины базовой государственной пенсии) не принимается в расчет, учитывается лишь сумма, превышающая данный предел.
Нормальный возраст выхода на пенсию в профессиональной пенсионной программе устанавливается работодателем, возможно после проведения консультаций с работниками или их представителями. Для большей части работников возраст выхода на пенсию будет совпадать с возрастом, с которого начинает выплачиваться государственная пенсия – то есть 65 лет. Для некоторых профессий предусмотрен более ранний выход на пенсию (для учителей – 60 лет, для летчиков – от 50 до 55 лет).
Приведенные выше цифры основаны на средней зарплате по стране. Для других размеров заработка процент возмещения в пенсии заработка будет, естественно, другим.
Справочно: Государственные пенсии (SERPS) предоставляются в обязательном порядке всем лицам наемного труда, которые вносят страховые взносы. При этом предусматривается возможность перехода из государственной в частную пенсионную систему, признаваемую приемлемой с точки зрения надежности (лицензированную). В этом случае работодатель и работник получают право платить меньше взносов в Национальную систему страхования (только на базовую пенсию).
Общим критерием для официального признания частных организаций приемлемыми страховщиками является уровень пенсий, который они должны предоставлять застрахованным. Если он выше или равен уровню пенсий, предоставляемых Национальной системой страхования, то застрахованные и их работодатели могут перевести свои страховые платежи частным страховщикам (профессиональные и другие формы организации пенсионного обеспечения).
Финансирование двух видов пенсий осуществляется в рамках Национальной системы страхования, с помощью ежегодного бюджетного баланса средств (принцип текущего сбора и распределения ресурсов), которые ежегодно пересматриваются в соответствии с индексом цен на потребительские товары. Величина базовой пенсии нацелена на уровень замещения равный 20% от средней заработной платы.
В совокупных доходах пенсионеров
на базовую, государственную и
Таблица 8. Структура доходов пенсионеров, в английских фунтах
Фунтов стерлингов в неделю |
1979 г. |
1989г. |
1992 г. |
1999-2001 гг. |
Базовая и государственная пенсии |
71 |
81 |
88 |
110 |
Профессиональные пенсии |
19 |
35 |
42 |
48 |
Частные пенсии |
13 |
29 |
34 |
28 |
Личные сбережения |
14 |
12 |
11 |
14 |
Общий доход |
116 |
157 |
175 |
200 |
Прямые налоги |
15 |
26 |
23 |
25 |
Чистый доход |
101 |
131 |
152 |
175 |
В 1995 году в Великобритании принят новый закон о пенсионном обеспечении, в соответствии с которым предусмотрено постепенное повышение возраста выхода на пенсию для женщин: за период с 2010 по 2020 годы этот возраст возрастет (постепенно) с 60 до 65 лет и станет равен возрасту выхода на пенсию для мужчин. Будет уменьшена верхняя граница страховой профессиональной пенсии с 25% до 20% от средней заработной платы застрахованного за весь период его трудовой деятельности. Упрощена процедура перехода застрахованных из одного в другой пенсионный режим и при этом усилен надзор со стороны государства за деятельность частных страховщиков. Добровольные профессиональные пенсионные системы охватывают 50% занятой рабочей силы, а уровень коэффициента замещения составляет 50-65% последней заработной платы, при наличии 40 лет страхового стажа.
3.2 Социальное обеспечение в Германии.
Базовыми характеристиками системы
социального обеспечения
определяющая роль принадлежит институту обязательного социального страхования , на долю которого приходится более 70% всех финансовых ресурсов, а в круге застрахованных находятся все наемные работники и большинство самозанятых;
размер обязательных страховых взносов, пособий и пенсий (в системе обязательного страхования ) ориентирован на замещение заработной платы в высоких к ней соотношениях (60-75%);
институты дополнительного добровольного страхования (на уровне предприятия и индивидуального страхования ) играют вспомогательную роль, их значение наиболее весомо для высокодоходных групп населения; страховая защита с помощью обязательного пенсионного страхования включает в свой круг не только выплаты пенсий по старости, по инвалидности и по потере кормильца, но также и услуги по реабилитации.
Применяемая модель социального страхования характеризуется демократичностью управления, прозрачностью финансовых потоков, некоммерческим характером страховых организаций, находящихся под государственным правовым и финансовым контролем.
В системе обязательного социальн
В 1957 году в ФРГ была осуществлена масштабная пенсионная реформа, в результате которой размер законодательно установленной пенсии составил не менее 60% средней заработной платы (очищенной от налогов). Пенсия стала выполнять в полной мере функцию замещения заработной платы.
Пенсионная реформа 1972 года ввела законодательно оформленное пенсионное страхование для всех граждан (включая самозанятых) и установила гибкую границу пенсионного возраста, позволяющую работнику досрочно выйти на пенсию по состоянию здоровья. Было также признано право на минимальную пенсию6 и сформулированы правила назначения работодателями дополнительных пенсий. В итоге сформировалась современная система социальной защиты, состоящая из четырех частей.
1.Обязательное пенсионное
В 1992 году обязательное пенсионное страхование приспособили к сформировавшимся к началу XXI века устойчивым тенденциям, связанным с изменением демографических и экономических условий. Учтено было и предстоявшее увеличение расходов на развитие восточных земель. Принцип эквивалентности (при котором размер социальных выплат зависел от суммы взносов) был сохранен, а повышение пенсии происходило на основе "динамизированной формулы пенсии": ежегодно в первом квартале правительство своим специальным постановлением (после одобрения Бундесратом) устанавливает "актуализированный размер пенсии".
2.Помимо пенсий, выплачиваемых
в системе обязательного
3.Частное пенсионное
Состояние обязательного пенсионного страхования зависит прежде всего от поступления доходов. По прогнозам ОЭСР, германское общество будет стареть быстрее, чем в других странах Европы: к 2030 году доля населения в возрасте старше 65 лет повысится в Германии примерно на 13,5 процентных пункта (в среднем по Европе – на 9,6). Доля же молодых граждан сокращается: если в начале 70-х моложе 20 лет было примерно 30 процентов населения, то сейчас – только 20 процентов; к 2030 году она может упасть до 15 процентов, а к 2050-му сократится и общая численность населения. Это грозит затяжным кризисом всей системы обязательного пенсионного страхования , единственный выход из которого – структурная реформа.
4.Четвертым столпом
Таким образом, определяющее значение
в пенсионной системе Германии играет
установленное законом
Страховой тариф по обязательному
пенсионному страхованию
При определенных условиях для повышения
размера пенсии могут быть также
засчитаны и некоторые периоды
времени, в течение которых застрахованн
В добровольном корпоративном и индивидуальном пенсионном страховании подобные механизмы не предусмотрены.
В обязательном пенсионном страховании Германии примерно треть общего объема пенсионных выплат обеспечивается за счет «мероприятий по социальному выравниванию», которые покрываются за счет дотаций государства. Финансирование обязательного пенсионного страхования основано на текущих страховых взносах и предусматривает наличие страховых резервов.
В 2004 году приняты законы, предусматривающие
частичную трансформацию
Планируется, что новая система станет формироваться постепенно с тем, чтобы чрезмерно не обременять работников (в 2001 году взнос в частное обеспечение в старости составит около 0,5 проц. номинальной зарплаты, а к 2008-му – уже 4процента). Государство вводит также программу стимулирования сбережений. Рабочие и служащие со средними доходами или ниже средних, а также получатели социальных выплат получат специальную надбавку на дополнительное обеспечение в старости (одинокие – 300 марок в год, супруги – 600 и по 360 марок на каждого ребенка; при этом сохраняются действующие стимулы к приобретению собственности наемными работниками, а также к накоплению сбережений на строительство жилья). У лиц с высокими доходами из налоговой базы будут исключаться суммы, идущие на дополнительное самообеспечение в старости7.
Информация о работе История развития системы социального страхования за рубежом