История развития системы социального страхования за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:47, реферат

Краткое описание

Финансовой основой являются фонды социального страхования. В основе системы лежит принцип «один за всех и все за одного». Речь идет о взаимопомощи застрахованных, об объединении людей, подвергшихся определенному риску; распределив нагрузку равномерно на всех, они хотят ограничить тяжесть возможных последствий для отдельного человека. Своими взносами они совместно финансируют страховые услуги и тем самым приобретают право на получение услуг при наступлении страхового случая.

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

 

Таблица 7. Размеры коэффициентов  замещения, обеспечиваемых различными пенсионными системами Великобритании, в % от заработной платы 

Виды пенсий

Одинокий пенсионер

Супружеская пара

Базовые государственные пенсии

17,6

28

Государственные пенсии: зависящие  от уровня заработка

0

0

Общая сумма государственных пенсий

17,6

28

Профессиональная пенсия

55

55

Общая сумма пенсии

72,6

83


 

Для получения в полном размере указанных выше пенсий предполагается максимальный трудовой стаж в 40 лет.

Со всех видов  пенсий платится подоходный налог. Прогрессивный  характер подоходного налога в Великобритании приводит к тому, что процент возмещения заработка после уплаты налогов, то есть соотношение "чистого" дохода до выхода на пенсию, выше, чем процент возмещения заработка до вычета налогов.

Размер профессиональной пенсии зависит от трудового стажа. За каждый год стажа пенсия увеличивается  на 1/60 от зарплаты на момент выхода на пенсию, при этом определенная часть зарплаты (ниже величины базовой государственной пенсии) не принимается в расчет, учитывается лишь сумма, превышающая данный предел.

Нормальный возраст  выхода на пенсию в профессиональной пенсионной программе устанавливается работодателем, возможно после проведения консультаций с работниками или их представителями. Для большей части работников возраст выхода на пенсию будет совпадать с возрастом, с которого начинает выплачиваться государственная пенсия – то есть 65 лет. Для некоторых профессий предусмотрен более ранний выход на пенсию (для учителей – 60 лет, для летчиков – от 50 до 55 лет).

Приведенные выше цифры основаны на средней зарплате по стране. Для других размеров заработка  процент возмещения в пенсии заработка будет, естественно, другим.

Справочно: Государственные  пенсии (SERPS) предоставляются в обязательном порядке всем лицам наемного труда, которые вносят страховые взносы. При этом предусматривается возможность  перехода из государственной в частную пенсионную систему, признаваемую приемлемой с точки зрения надежности (лицензированную). В этом случае работодатель и работник получают право платить меньше взносов в Национальную систему страхования (только на базовую пенсию).

Общим критерием  для официального признания частных организаций приемлемыми страховщиками является уровень пенсий, который они должны предоставлять застрахованным. Если он выше или равен уровню пенсий, предоставляемых Национальной системой страхования, то застрахованные и их работодатели могут перевести свои страховые платежи частным страховщикам (профессиональные и другие формы организации пенсионного обеспечения).

Финансирование двух видов пенсий осуществляется в рамках Национальной системы страхования, с помощью ежегодного бюджетного баланса средств (принцип текущего сбора и распределения ресурсов), которые ежегодно пересматриваются в соответствии с индексом цен на потребительские товары. Величина базовой пенсии нацелена на уровень замещения равный 20% от средней заработной платы.

В совокупных доходах пенсионеров  на базовую, государственную и профессиональную пенсии приходится почти 80% их общей  величины (см.таблицу 8).

 

Таблица 8. Структура доходов пенсионеров, в английских фунтах

Фунтов стерлингов в неделю

1979 г.

1989г.

1992 г.

1999-2001 гг.

Базовая и государственная пенсии

71

81

88

110

Профессиональные пенсии

19

35

42

48

Частные пенсии

13

29

34

28

Личные сбережения

14

12

11

14

Общий доход

116

157

175

200

Прямые налоги

15

26

23

25

Чистый доход

101

131

152

175


 

В 1995 году в Великобритании принят новый закон о пенсионном обеспечении, в соответствии с которым предусмотрено  постепенное повышение возраста выхода на пенсию для женщин: за период с 2010 по 2020 годы этот возраст возрастет (постепенно) с 60 до 65 лет и станет равен возрасту выхода на пенсию для мужчин. Будет уменьшена верхняя граница страховой профессиональной пенсии с 25% до 20% от средней заработной платы застрахованного за весь период его трудовой деятельности. Упрощена процедура перехода застрахованных из одного в другой пенсионный режим и при этом усилен надзор со стороны государства за деятельность частных страховщиков. Добровольные профессиональные пенсионные системы охватывают 50% занятой рабочей силы, а уровень коэффициента замещения составляет 50-65% последней заработной платы, при наличии 40 лет страхового стажа.

 

3.2 Социальное обеспечение  в Германии.

Базовыми характеристиками системы  социального обеспечения Германии являются:

определяющая роль принадлежит  институту обязательного социального  страхования , на долю которого приходится более 70% всех финансовых ресурсов, а в круге застрахованных находятся все наемные работники и большинство самозанятых;

размер обязательных страховых  взносов, пособий и пенсий (в системе  обязательного страхования ) ориентирован на замещение заработной платы в высоких к ней соотношениях (60-75%);

институты дополнительного добровольного  страхования (на уровне предприятия  и индивидуального страхования ) играют вспомогательную роль, их значение наиболее весомо для высокодоходных групп населения; страховая защита с помощью обязательного пенсионного страхования включает в свой круг не только выплаты пенсий по старости, по инвалидности и по потере кормильца, но также и услуги по реабилитации.

Применяемая модель социального  страхования характеризуется демократичностью управления, прозрачностью финансовых потоков, некоммерческим характером страховых организаций, находящихся под государственным правовым и финансовым контролем.

В системе обязательного социального  страхования (пенсионного и страхования от несчастных случаев на производстве) функционируют высокоразвитые медицинские и реабилитационные центры, услуги которых предоставляются всем нуждающимся в них застрахованным.

В 1957 году в ФРГ была осуществлена масштабная пенсионная реформа, в результате которой размер законодательно установленной пенсии составил не менее 60% средней заработной платы (очищенной от налогов). Пенсия стала выполнять в полной мере функцию замещения заработной платы.

Пенсионная реформа 1972 года ввела законодательно оформленное пенсионное страхование для всех граждан (включая самозанятых) и установила гибкую границу пенсионного возраста, позволяющую работнику досрочно выйти на пенсию по состоянию здоровья. Было также признано право на минимальную пенсию6 и сформулированы правила назначения работодателями дополнительных пенсий. В итоге сформировалась современная система социальной защиты, состоящая из четырех частей.

1.Обязательное пенсионное страхование  рабочих и служащих, ряда категорий самозанятых лиц (ремесленники, надомники и др.), лиц свободных профессий, фермеров, членов их семей и др. Обязательное пенсионное страхование охватывает 78 процентов населения в возрасте от 15 до 65 лет. Выплаты в этой системе составляют примерно 63 процента всех услуг, предоставляемых системой социального обеспечения пожилым людям.

В 1992 году обязательное пенсионное страхование  приспособили к сформировавшимся к  началу XXI века устойчивым тенденциям, связанным с изменением демографических  и экономических условий. Учтено было и предстоявшее увеличение расходов на развитие восточных земель. Принцип эквивалентности (при котором размер социальных выплат зависел от суммы взносов) был сохранен, а повышение пенсии происходило на основе "динамизированной формулы пенсии": ежегодно в первом квартале правительство своим специальным постановлением (после одобрения Бундесратом) устанавливает "актуализированный размер пенсии".

2.Помимо пенсий, выплачиваемых  в системе обязательного пенсионного  страхования , многие работодатели добровольно выплачивают еще и пенсии по старости от предприятий – в соответствии с Законом об улучшении производственного обеспечения по старости (1975г.), трудовым и налоговым правом и уставами предприятий. Договорами о таких пенсиях охвачена почти половина всех работников Германии.

3.Частное пенсионное обеспечение  на добровольной основе включает  в себя покупку недвижимости, ценных бумаг, долгосрочные сберегательные  вклады, страхование жизни или  заключение индивидуальных договоров  о пенсионном страховании .

Состояние обязательного пенсионного  страхования зависит прежде всего  от поступления доходов. По прогнозам  ОЭСР, германское общество будет стареть  быстрее, чем в других странах  Европы: к 2030 году доля населения в  возрасте старше 65 лет повысится в Германии примерно на 13,5 процентных пункта (в среднем по Европе – на 9,6). Доля же молодых граждан сокращается: если в начале 70-х моложе 20 лет было примерно 30 процентов населения, то сейчас – только 20 процентов; к 2030 году она может упасть до 15 процентов, а к 2050-му сократится и общая численность населения. Это грозит затяжным кризисом всей системы обязательного пенсионного страхования , единственный выход из которого – структурная реформа.

4.Четвертым столпом пенсионной  системы страны является институт социальных пенсий и ежемесячных пособий, предоставляемых на основе проверки нуждаемости.

Таким образом, определяющее значение в пенсионной системе Германии играет установленное законом обязательное пенсионное страхование . Застрахованный работник, получавший заработную плату, равную средней заработной плате по стране, при наличии 45 лет страхового стажа будет получать пенсию в размере 2000 евро. Это равняется примерно 70% «чистой» средней зарплаты работников (после вычетов). Средний же размер дополнительной пенсии, предоставляемой предприятием, составляет 500-600 евро (т.е. четвертую часть от страховой).

Страховой тариф по обязательному  пенсионному страхованию равняется 19,2% от установленного размера заработной платы, облагаемой страховыми взносами. При этом, работники и работодатели уплачивают половину этого взноса (паритетная раскладка финансового бремени).

При определенных условиях для повышения  размера пенсии могут быть также  засчитаны и некоторые периоды  времени, в течение которых застрахованные лица не уплачивали страховые взносы (например, периоды воспитания детей до возраста трех лет, периоды обучения в университете, периоды безработицы и ряд других). Эти и другие так называемые "мероприятия по социальному выравниванию" дополняют принцип зависимости размера пенсии от размера зарплаты и факта уплаты страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования .

В добровольном корпоративном и  индивидуальном пенсионном страховании  подобные механизмы не предусмотрены.

В обязательном пенсионном страховании Германии примерно треть общего объема пенсионных выплат обеспечивается за счет «мероприятий по социальному выравниванию», которые покрываются за счет дотаций государства. Финансирование обязательного пенсионного страхования основано на текущих страховых взносах и предусматривает наличие страховых резервов.

В 2004 году приняты законы, предусматривающие  частичную трансформацию пенсионной системы и повышение в ней  роли капитализированной части пенсионных накоплений с помощью следующих  мер: достижение долгосрочной стабилизации общих ставок страховых пенсионных взносов путем снижения размеров первого уровня (распределительного) путем разумного уменьшения пенсии (в период 2011-2030 годов) - общее снижение на 6%;развитие системы частного пенсионного страхования на добровольной основе;укрепление финансовой базы для размещения капитализированной части пенсионных накоплений (2-го и 3-го уровней) путем внедрения новых проверенных систем сбережений и страховых продуктов и введение общей индивидуальной информации о застрахованных лицах;внедрение системы базового социального обеспечения, основанной на проверке госорганами нуждаемости граждан в материальном обеспечении, в дополнение к другим видам дохода в старости (вслучае возраста 65+ лет или постоянной инвалидности); преобразование пенсионного обеспечения по случаю утраты кормильца.

Планируется, что новая система  станет формироваться постепенно с  тем, чтобы чрезмерно не обременять работников (в 2001 году взнос в частное  обеспечение в старости составит около 0,5 проц. номинальной зарплаты, а к 2008-му – уже 4процента). Государство вводит также программу стимулирования сбережений. Рабочие и служащие со средними доходами или ниже средних, а также получатели социальных выплат получат специальную надбавку на дополнительное обеспечение в старости (одинокие – 300 марок в год, супруги – 600 и по 360 марок на каждого ребенка; при этом сохраняются действующие стимулы к приобретению собственности наемными работниками, а также к накоплению сбережений на строительство жилья). У лиц с высокими доходами из налоговой базы будут исключаться суммы, идущие на дополнительное самообеспечение в старости7.

Информация о работе История развития системы социального страхования за рубежом