История и современное состояние страхового рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 23:44, контрольная работа

Краткое описание

СТРАХОВАНИЕ – способ уменьшения риска путем гарантирования возмещения потенциальных убытков пострадавшему. Возмещение убытков производится из страхового фонда, который формируется за счет взносов опасающихся убытков страхователей и находится в управлении гарантирующего их возмещение страховщика. Страхование – один из важнейших компонентов сферы услуг.

Оглавление

Зарождение и развитие страхования.
Страховой рынок России: становление и содержание.
Государственное регулирование страхового рынка в России.
Задача.
Тест.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

страхование.docx

— 64.13 Кб (Скачать)

В 1925 г. законодательно было закреплено, что "страхование  во всех его видах является государственной монополией Союза ССР.

 Положение О государственном  страховании Союза ССР. Утверждено  Второй сессией ЦК РКП(б) 18 сентября 1925 г. Проведение налоговой реформы 1930—1931 гг. повлекло за собой необоснованное изменение государственной страховой политики. Страховое дело пострадало от некомпетентности и агрессивно-негативного отношения к нему со стороны высших властей. В начале 1931 г. была резко ограничена сфера страхования государственного имущества, сохранилось лишь страхование имущества предприятий и организаций местного подчинения, но на явно абсурдных условиях — без взимания страховых платежей. Было ликвидировано взаимное кооперативное страхование, добровольное (сверхокладное) страхование крестьянского имущества, а позднее — запрещено заключение договоров долгосрочного страхования жизни. Подвергся буквальному разгрому и страховой аппарат: страховые органы на местах подлежали ликвидации, страхование было возложено на финорганы. По существу это был второй разгром страхового дела в стране. Первый разгром страхового дела произошел в 1918—1920 гг., как уже упоминалось выше.

Большое внимание уделялось укреплению организационных  основ государственного страхования в послевоенный период. В 1948 г. было утверждено Положение о главном управлении государственного страхования СССР и его органах на местах (Госстрах СССР), которое заменило во многом устаревшее положение 1925 г.

К числу организационных  недостатков этого времени следует отнести дробление ранее единого страхового фонда на 15 неравных частей (по числу союзных республик) без налаживания системы перестрахования. В этой связи период в течение ряда лет после 1958 г. следует считать третьим разгромом страхового дела в стране.

Демонополизация страхового дела началась в нашей стране только в 1988 г., с принятием Закона "О кооперации в СССР", в соответствии с которым кооперативам разрешалось проводить взаимное страхование. Однако узкое взаимное кооперативное страхование быстро стало перерастать в акционерное страхование.

 

Страхование в Российской Федерации после  1991 г.

Четвертый   разгром   страхового дела связан с распадом СССР в 1991 г., с явной недооценкой места и роли государственного страхования во всех странах СНГ, в том числе в России, с неуправляемым процессом демонополизации страхового дела.

Распад СССР в 1991 г. поставил на грань банкротства  государственные страховые организации большинства бывших союзных республик.

Государственным страховым органам России в целом  пока не угрожает банкротство, однако отношение к ним властей и средств массовой информации негативное или равнодушное. При всех присущих ему недостатках, связанных с его косностью и бюрократизмом, лишь Госстрах способен был проводить сельскохозяйственное страхование.

В новых экономических  условиях государственное страхование должно играть более значительную роль. Государственное страхование — это не только часть финансового механизма, но и часть социальной сферы, непосредственно затрагивающая самые насущные интересы людей. Оно должно способствовать укреплению материального благосостояния трудящихся, сбалансированности денежных доходов и расходов населения, устранению негативных тенденций в распределительных отношениях.

В начале 90-х годов  в Российской Федерации началось возрождение национального страхового рынка, которое продолжается в настоящее время. Законодательную базу правового регулирования национального страхового рынка заложил Закон РФ "О страховании" от 27 ноября 1992 г., вступивший в силу 12 января 1993 г. В это же время был создан Росстрахнадзор — Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью, которой были приданы контрольные функции за отечественным страховым рынком. В 1996 г. Росстрахнадзор был преобразован в Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ.

В 1996 г. Правительством Российской Федерации было принято Постановление "О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в Российской Федерации", которым предусмотрен ряд мер, направленных на совершенствование налогового законодательства, связанного со страховой деятельностью, а также участие международных финансовых организаций в финансировании мероприятий по развитию рынка страхования в России. В 1997 г. разрабатывается специальная целевая программа развития страхования и перестрахования рисков от крупных промышленных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

С конца 1996 по август 1998г., когда наблюдались следующие тенденции: совершенствование страхового законодательства; принятие второй части Гражданского Кодекса РФ; внесение изменений и дополнений в "Закон о развитии страхового рынка в РФ"; банкротство и сокращение числа страховых компаний, не соответствующих требованиям финансовой устойчивости, платежеспособности и профессионализма при осуществлении страховой деятельности, новый виток развития "зарплатных схем" (цель — уход от обложения социальными платежами Фонда оплаты труда) с использованием механизма комбинированных выплат в рамках добровольного медицинского страхования, а позже посредством договоров страхования ренты, пенсии и аннуитета. Волна разорения финансовых компаний и других структур докатилась и до страховщиков. Ограничения, вносимые законодательством, требования к размеру собственных средств, нарушения, в некоторых случаях мошенничество привели к многочисленным банкротствам, слияниям и поглощениям мелких и средних страховых компаний.

Иностранные страховые  и перестраховочные общества, проводя на страховом рынке России неагрессивную маркетинговую политику, занимались изучением потребительского спроса, предлагали страховые продукты, адаптированные к российским потребностям, налаживанием контактов с отечественными страховщиками. При этом некоторые из них, как, например, швейцарская компания страхования жизни "Фортуна" и ее английское дочернее отделение "Сейф Инвест", вели, в сущности, незаконную деятельность. Более 150 млрд. долл. были вывезены из России и помимо дополнительного кредитования европейской экономики принесли российским владельцам этих полисов ряд проблем, связанных с возвратом выкупных сумм.

Примечательно, что российские клиенты охотно приобретали страховые полисы зарубежных компаний, особенно руководители крупных предприятий, направлявшие в качестве платежа по коллективному страхованию своих сотрудников средства Фонда социального развития предприятий. Для физических лиц приобретение таких полисов являлось некоторой гарантией сбережения накоплений, так как резервы размещались в зарубежных активах.

В это время  ОАО "Госстрах", преобразованное  в акционерное общество, обладая широкой разветвленной сетью дочерних отделений на всей территории России и являясь по сути народной компанией, не сумело удержать позиции на страховом рынке и оказалось оттеснено более активными коллегами-страховщиками. Напротив, ОАО "Ингосстрах", основываясь на многолетнем опыте работы, продолжало занимать первые места в рейтингах по объему страховых платежей в классических видах страхования.

Наличие ряда проблем, свойственных этому этапу развития российского страхового рынка, сводится к отсутствию государственной поддержки, страховой культуры населения, недостаточности расходов на страхование, относимых на себестоимость. Инвестиционная политика большинства страховщиков в этом периоде основывалась на значительных вложениях в ГКО и после кризиса в августе 1998 г. продемонстрировала несостоятельность.

Страхование после кризиса 1998 г

Последствия кризиса  августа 1998 г. затронули страховой бизнес России в гораздо меньшей степени, чем ее банковский сектор. Многих российских страховщиков уберегло от краха следование установленным принципам инвестирования - безопасности; доходности; ликвидности; диверсификации и рассредоточения, которые заставляли ограничивать активность на рынке ГКО.

Не произошло  и массового ухода западных страховщиков с российского рынка. Напротив, известен целый ряд случаев, когда иностранные страховые компании пытались способствовать выживанию и бесперебойному функционированию страхового рынка России, поскольку с его крахом или ужатием подрывалась бы сама основа экономически оправданного присутствия в РФ западных страховых и перестраховочных компаний.

Если обобщить как позитивные, так и негативные последствия августовского кризиса для страховой отрасли, то к числу первых можно отнести следующие:

1) оживление  производственной деятельности, особенно в экспорториентированных и импортозамещающих   отраслях   с   последующим   ростом спроса в этом секторе на страховые услуги;

2)  успешное выживание большинства страховых компаний и увеличение их привлекательности для потребителей финансовых услуг по сравнению с банковским сектором;

3)  рост денежной составляющей в расчетах предприятий и сокращение задолженности бюджета перед бюджетополучателями, что открывало дополнительные возможности для приобретения страховой защиты.

Среди отрицательных последствий:

1)    инфляционный  процесс, неопределенность экономических перспектив;

2)    увеличение валютных рисков из-за введения плавающего курса рубля;

3)    обесценение рублевых активов;

4)    привязка многих обязательств  к текущему валютному курсу;

5)    снижение доходов и покупательной  способности населения;

6)сужение  выбора инвестиционных инструментов для размещения страховых резервов;

7)    сокращение  возможностей для размещения собственных средств и резервов страховых компаний вследствие краха многих банков и низкой ликвидности выживших;

    1. утрата доверия потенциальных клиентов, которые слабо понимали необходимость страхования и до кризиса 1998 г.

Период с конца 1996 по август 1998г., когда наблюдались следующие тенденции: совершенствование страхового законодательства; принятие второй части Гражданского Кодекса РФ; внесение изменений и дополнений в "Закон о развитии страхового рынка в РФ"; банкротство и сокращение числа страховых компаний, не соответствующих требованиям финансовой устойчивости, платежеспособности и профессионализма при осуществлении страховой деятельности, новый виток развития "зарплатных схем" (цель — уход от обложения социальными платежами Фонда оплаты труда) с использованием механизма комбинированных выплат в рамках добровольного медицинского страхования, а позже посредством договоров страхования ренты, пенсии и аннуитета. Волна разорения финансовых компаний и других структур докатилась и до страховщиков. Ограничения, вносимые законодательством, требования к размеру собственных средств, нарушения, в некоторых случаях мошенничество привели к многочисленным банкротствам, слияниям и поглощениям мелких и средних страховых компаний.

Иностранные страховые  и перестраховочные общества, проводя на страховом рынке России неагрессивную маркетинговую политику, занимались изучением потребительского спроса, предлагали страховые продукты, адаптированные к российским потребностям, налаживанием контактов с отечественными страховщиками. При этом некоторые из них, как, например, швейцарская компания страхования жизни "Фортуна" и ее английское дочернее отделение "Сейф Инвест", вели, в сущности, незаконную деятельность. Более 150 млрд. долл. были вывезены из России и помимо дополнительного кредитования европейской экономики принесли российским владельцам этих полисов ряд проблем, связанных с возвратом выкупных сумм.

Примечательно, что российские клиенты охотно приобретали страховые полисы зарубежных компаний, особенно руководители крупных предприятий, направлявшие в качестве платежа по коллективному страхованию своих сотрудников средства Фонда социального развития предприятий. Для физических лиц приобретение таких полисов являлось некоторой гарантией сбережения накоплений, так как резервы размещались в зарубежных активах.

В это время  ОАО "Госстрах", преобразованное  в акционерное общество, обладая широкой разветвленной сетью дочерних отделений на всей территории России и являясь, по сути народной компанией, не сумело удержать позиции на страховом рынке и оказалось оттеснено более активными коллегами-страховщиками. Напротив, ОАО "Ингосстрах", основываясь на многолетнем опыте работы, продолжало занимать первые места в рейтингах по объему страховых платежей в классических видах страхования.

Наличие ряда проблем, свойственных этому этапу развития российского страхового рынка, сводится к отсутствию государственной поддержки, страховой культуры населения, недостаточности расходов на страхование, относимых на себестоимость. Инвестиционная политика большинства страховщиков в этом периоде основывалась на значительных вложениях в ГКО и после кризиса в августе 1998 г. продемонстрировала несостоятельность.

Следующий этап развития страхового рынка охватывает период с конца 1998 г. по настоящее время. Ситуация конца 1998 г. складывалась для страховщиков драматически, поскольку до 86% их резервов оказались вложены в ГКО и обязательства по выплатам пришлось отложить. Однако кризис, как это ни парадоксально, оказал позитивное влияние на развитие страхового рынка. Следует отметить,, что уже к началу 2000 г. наблюдалось возрастание роли страховых организаций в российской экономике. Так, совокупная сумма ответственности, приходящейся на сто крупных и средних страховщиков, приблизилась к 6 трлн. руб., что превысило ВВП России. Противоположная тенденция устойчивого сокращения прибыли страховых организаций кризисного периода (1997-1998 гг.) была успешно преодолена за последние два года. Так, в 1999—2000 гг. при увеличении прибыли (более 40% в год) наблюдалось сокращение убытков более чем в пять раз.

С 1999 по 2000 г. российский страховой  рынок развивался небывалыми темпами: страховые премии по разным видам страхования выросли в полтора-два раза. Прирост производства на 8%, увеличение до 62% доли платежеспособных предприятий и 9%-ный рост реальных доходов населения не могли не повлечь адекватных изменений на страховом рынке. Однако рост был обусловлен и внутренними причинами.

Предприятия стали проявлять  интерес не только к "зарплатным схемам", но и к классическим страховым продуктам. Во многом это связано с увеличением доли расходов на страхование, относимых на себестоимость продукции. Повысилось доверие к страховщикам населения крупных городов, в несколько раз выросли премии по страхованию транспорта и гражданской ответственности автовладельцев, добровольному медицинскому страхованию. Вновь возник интерес к долгосрочному накопительному страхованию жизни.

Информация о работе История и современное состояние страхового рынка