Министерство образования и
науки Российской Федерации
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра Мировой экономики
Допускаю к защите
Руководитель: к.э.н., доц.
(И.О. Фамилия)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Страхование»
Выполнил студент группы ЭУбзс-13-1
________
шифр
подпись
И.О. Фамилия
Руководитель
________ Ю.А. Юшина
подпись
И.О. Фамилия
Контрольная работа защищена
с оценкой ___________________________
Иркутск, 2014 г.
ЧАСТЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ
Государственное
регулирование страхового права
Понятие страхового права
Страховое право представляет собой совокупность
норм, регулирующих страховые отношения.
В государственном праве закреплены базовые
принципы и нормы, имеющие ведущее значение.
К разряду таких правовых документов относится
закон РФ "Об организации страхового
дела в РФ". Закон РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1
"Об организации страхового дела в РФ"
(с последующими изменениями и дополнениями)
регулирует отношения в области страхования
между страховыми организациями и гражданами,
предприятиями, учреждениями, организациями,
отношения страховых организаций между
собой, а также устанавливает основные
принципы государственного регулирования
страховой деятельности. Виды, условия
и порядок проведения обязательного, социального,
государственного пенсионного страхования
определяются соответствующими законами
Российской Федерации. Так, государственное
социальное страхование регулируется
законом РФ "Об основах обязательного
социального страхования" от 16.06.1999
г. № 165- ФЗ.
Гражданское право регулирует имущественные
обязательства, возникающие между страховыми
организациями и страхователями. Так,
процедура заключения договора страхования
и последующие взаимоотношения сторон,
вытекающие из условий договора, регламентируются
главой 48 "Страхование" Гражданского
кодекса Российской Федерации. Страховые
правоотношения между страхователем,
страховщиком и выгодоприобретателем
являются гражданскими правоотношениями
и, следовательно, подчиняются гражданскому
законодательству. В случае обнаружения
расхождений между гражданско-правовыми
нормами, содержащимися в законе РФ "Об
организации страхового дела в РФ" или
любых иных актах, и нормами Гражданского
кодекса следует руководствоваться последними
в силу их приоритета.
Страховая деятельность в области медицинского
страхования регламентируется законом
РФ "О медицинском страховании граждан
в Российской Федерации" от 28.06.1991 г.
№ 1499-1 (в редакции от 02.04.1993 г. с последующими
изменениями и дополнениями от 28.06.1991 г.
№ 1499-1), который охватывает особенности
организации данного вида страхования.
Отношения страховых организаций с органами
страхового надзора, лицензирование страховой
деятельности, установление показателей
и форм учета страховых операций и отчетности,
формирование и размещение страховых
резервов, контроль за обоснованностью
страховых тарифов и обеспечением платежеспособности
страховщиков регулирует административное
право.
В свою очередь финансовое право регулирует
вопросы налогообложения доходов от страховой
деятельности (Налоговый Кодекс РФ).
Воздействие государства на участников
страховых обязательств проводится по
нескольким направлениям:
прямое участие государства
в становлении страховой системы защиты
имущественных интересов;
законодательное обеспечение
становления и защиты национального страхового
рынка;
государственный надзор за
страховой деятельностью;
защита добросовестной конкуренции
на страховом рынке, предупреждение и
пресечение монополизма.
Прямое участие государства в становлении
страховой системы защиты имущественных
интересов обусловливается необходимостью:
предоставления гарантий социальной
защиты определенных групп населения
и проведения обязательного Государственного
страхования за счет бюджетных средств;
определения основ и порядка
участия государства в страховании некоммерческих
рисков для защиты инвестиций, в том числе
и иностранных, в страховании экспортных
кредитов;
предоставления дополнительных
гарантий тем средствам страховщиков,
которые размещаются в форме специальных
нерыночных государственных ценных бумаг
с гарантированным доходом;
создания целевых резервов,
компенсирующих несостоятельность отдельных
страховых организаций при исполнении
ими обязательств по договорам долгосрочного
страхования жизни и пенсионного страхования
граждан.
Высокая доля ответственности страховщика
за социальные последствия его деятельности
требует организации государственного
страхового надзора.
При государственной экономике существовал
Госстрах, который был единственным в
России страховщиком, он же осуществлял
надзор за страховой деятельностью.
В июле 1992 г. был создан самостоятельный
орган — Государственный страховой надзор
РФ (Госстрахнадзор), который в сентябре
1992 г. был преобразован в Федеральную инспекцию
по надзору за страховой деятельностью
(Росстрахнадзор).
В 1993 г. в соответствии с вступившим в силу
законом РФ "О страховании" Федеральная
инспекция была переименована в Федеральную
службу России по надзору за страховой
деятельностью.
В августе 1996 г. Федеральная служба как
самостоятельная структура была ликвидирована,
а ее функции переданы Департаменту страхового
надзора, созданного в составе Минфина
РФ.
В декабре 1997 г. закон РФ "О страховании"
переименован в закон "Об организации
страхового дела в РФ", а орган страхового
надзора стал называться Федеральным
органом исполнительной власти по надзору
за страховой деятельностью.
Государственный надзор за страховой
деятельностью осуществляется в целях
соблюдения требований законодательства
РФ о страховании, эффективного развития
страховых услуг, защиты прав и интересов
страхователей, страховщиков, иных заинтересованных
лиц и государства.
Система государственного надзора за
страховой деятельностью должна предполагать:
организацию основ страхового
надзора в РФ, в первую очередь, путем создания
специальных органов по надзору за страховой
деятельностью на федеральном уровне
и на уровне субъектов РФ;
создание нормативных актов
надзора за страховой деятельностью, выработку
единых методических принципов организации
и осуществления страхового дела;
определение специальных требований
к страховым организациям, установление
лицензирования и сертификации страховой
деятельности;
установление единых квалификационных
требований к руководителям и специалистам
страховых организаций, сюрвейерам, аварийным
комиссарам и т. п.
Федеральная служба страхового
надзора (ФССН) — орган, регулирующий деятельность
страховых организаций, занимающийся
лицензированием страховой деятельности,
контролирующий операции страховых компаний
на предмет соответствия лицензии и законодательству
РФ.
ЧАСТЬ 2. РЕФЕРАТ
На тему «Страхование предпринимательских
рисков»
Содержание
Введение
1.Понятие
и виды страхования предпринимательских
рисков
2.Классификация
предпринимательских рисков
3.Уровни
предпринимательских рисков
4.Страхование
отдельных видов предпринимательского
риска
Заключение
Список
использованной источников
Введение
Любая предпринимательская деятельность,
как известно, связана с неожиданностями,
степень которых зависит от способности
предпринимателя прогнозировать политическую
и экономическую ситуацию, рассчитывать
финансовую окупаемость проекта, выбирать
партнеров для своей деятельности, быстро
реагировать на изменение рынка и принимать
эффективные управленческие решения.
Однако предусмотреть все неожиданности,
сопутствующие предпринимательской деятельности,
как правило, невозможно, а потому всегда
существует риск убытков или неполучения
намеченной прибыли.
Данная работа посвящена анализу и характеристике
отдельных видов рисков предпринимательской
деятельности.
Соответственно в рамках первой главы
будут дано понятие и виды предпринимательских
рисков, во второй главе будет рассмотрена
классификация предпринимательских рисков,
а в заключении будет дана характеристика
уровней предпринимательского риска.,
а также приведены примеры страхования
отдельных видов предпринимательских
рисков.
В качестве основополагающих источников
в работе будут использованы учебники
«Страхование» под редакцией Шахова В.В.
и «Страхование: теория, практика и зарубежный
опыт» под редакцией Агеева.
1. Понятие и виды страхования
предпринимательских рисков
Риски предпринимателей могут быть внешними
и внутренними. К внешним относятся риски,
не связанные непосредственно с деятельностью
предпринимателей, их клиентов и контрагентов
(стихийные явления природы, техногенные
катастрофы, злоумышленные действия третьих
лиц, уровень инфляции, политические события
и т.д.). Внутренние риски возникают в результате
конкретной деятельности этих предпринимателей
(уровень себестоимости продукции, ее
качество и надежность, условия сбыта,
предпродажный и послепродажный сервис,
качество рекламы, технический уровень
основных производственных фондов, уровень
обеспеченности оборотным капиталом,
соотношение между собственными и заемными
средствами, отбор клиентов, профессиональный
уровень рабочих и служащих и т.д.).
Одним
из способов защиты от предпринимательских
рисков является заключение договоров
страхования. При этом потенциальный страховой
интерес предпринимателей связан с получением
покрытия по максимально возможному количеству
рисков. Однако страховщик при решении
вопроса о принятии ответственности должен
прежде всего исходить из вероятностного
характера наступления страхового случая,
не зависящего от воли страхователя. Внутренние
риски далеко не всегда отвечают этому
требованию. Следовательно, при осуществлении
предпринимательской деятельности страхованию
могут подлежать в первую очередь внешние
риски.
Под
страхованием предпринимательских рисков
понимается страхование предпринимателем
рисков своих убытков и неполучения ожидаемых
доходов от застрахованной предпринимательской
деятельности из-за нарушения обязательств
контрагентами предпринимателя или изменения
условий этой деятельности по не зависящим
от предпринимателя обстоятельствам.
Объектом данного страхования являются
имущественные интересы страхователя,
связанные с осуществлением коммерческой
деятельности.
Страхование
предпринимательских рисков предусматривает
обязанности страховщика по страховым
выплатам в размере полной или частичной
компенсации потерь доходов или дополнительных
расходов страхователя, вызванных такими
событиями, как остановка или сокращение
объема производственной деятельности
в результате оговоренных причин; банкротство;
неисполнение или ненадлежащее исполнение
договорных обязательств контрагентом
страхователя, являющегося кредитором
по сделке; понесенные страхователем судебные
или какие-либо непредвиденные расходы
Страховая сумма по договору чаще всего
устанавливается в пределах вложений
страхователя в застрахованную деятельность
с увеличением ее в ряде случаев на согласованную
между сторонами договора ожидаемую прибыль
от данной деятельности. При этом нередко
условия договора страхования предусматривают
установление франшизы.