Государственное регулирование страхового дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 19:40, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: изучить систему государственного регулирования страхового дела, рассмотреть методы воздействия государства на участников страховых обязательств.

В соответствии с поставленной целью были обозначены следующие задачи:

- определить сущность, основные задачи государственного регулирования страхового дела;

- рассмотреть механизм государственного регулирования страхового дела в Российской Федерации.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Сущность и основные задачи государственного регулирования страхового дела…………………………………………………………………………………....5

2. Механизм государственного регулирования страхового дела…………………7

3. Система государственного регулирования страховой деятельности РФ….....11

Заключение………………………………………………………………………….20

Список использованной литературы……………………………………………...21

Файлы: 1 файл

Контр правовое обеспечение.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение……………………………………………………………………………...3

1.  Сущность  и основные задачи государственного  регулирования страхового дела…………………………………………………………………………………....5

2. Механизм  государственного регулирования  страхового дела…………………7

3. Система  государственного регулирования страховой деятельности РФ….....11

Заключение………………………………………………………………………….20

Список  использованной литературы……………………………………………...21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

          Страхование - необходимый элемент производственных отношений. Оно связано с возмещением материальных потерь в процессе общественного производства. Рисковый характер общественного производства, порождает отношения между людьми по предупреждению, преодолению, локализации и по безусловному возмещению нанесенного ущерба.

          Однако предприятия и организации различных форм собственности, выступающие в качестве страхователей, испытывают потребность не только в возмещении ущерба, выражающегося в гибели или повреждении основных фондов и оборотных средств, но и в компенсации недополученной прибыли или дополнительных расходов из-за вынужденных простоев (неритмичные поставки сырья, неплатежеспособность оптовых покупателей).

          Актуальность рассматриваемого вопроса усиливается еще и потому, что в современном обществе, наряду с традиционным предназначением - обеспечением защиты от природной стихии (землетрясения, наводнения, бури и др.), случайных событий технического и технологического характера (пожары, аварии, взрывы и др.), - объектом страхования все больше становятся убытки от различных криминогенных явлений (кражи, разбойные нападения, угон транспортных средств и др.).

          Кроме того, изменения затрагивают также сферу имущественного и личного страхования граждан, что непосредственно связанно с интересами населения, а проблема возмещения потерь для человека всегда была и остается первостепенной.

          Регулирующая функция государства в страховой деятельности должна проявляться в различных формах: принятие законодательных актов, регулирующих страхование, установление в интересах общества и отдельных категорий его граждан обязательного страхования, проведение специальной налоговой политики, установление различного рода льгот страховым компаниям для стимулирования такого рода деятельности, а также создание особого правового механизма, обеспечивающего надзор за функционированием страховых предприятий и организаций. Выполнение регулирующей функции государства, как правило, возлагается на специальный орган (специальную структуру) - государственный страховой надзор (контроль) -  
представляет собой воздействие государства на участников страховых обязательств, проводимое по нескольким направлениям: а) прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов; б) законодательное обеспечение становления и защиты национального страхового рынка: в) государственный надзор за страховой деятельностью; г) защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма [5, с. 204].

          Цель работы: изучить систему государственного регулирования страхового дела, рассмотреть методы воздействия государства на участников страховых обязательств.

          В соответствии с поставленной  целью были обозначены следующие  задачи:

          - определить сущность,  основные  задачи государственного регулирования страхового дела;

          - рассмотреть механизм государственного  регулирования страхового дела в Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 

1.  Сущность и основные  задачи государственного  регулирования 

страхового  дела 

          Повсеместно страховое дело выделяется в специальную область хозяйственного законодательства и административного контроля. Государственное регулирование страхового рынка осуществляется посредством специальной налоговой политики, принятия законов по отдельным видам предпринимательской деятельности, отражающих порядок заключения договоров страхования и решения возникающих споров. Государство также устанавливает, с учетом интересов всего общества, обязательные виды страхования. 
          В области государственного регулирования страховой деятельности основной задачей государства выступает защита прав и интересов страхователей, предотвращение их финансовых потерь вследствие неплатежеспособности страховых организаций [4, с. 14].

          Вся страховая деятельность регулируется специальным страховым законодательством. Главенствующая роль в контроле за деятельностью страховщиков и соблюдением законодательства в этой сфере принадлежит органам государственного страхового надзора.

          Основные задачи текущего надзора – обеспечение соответствия деятельности страховщика требованиям закона, соблюдение утвержденных правил страхования, обеспечение добросовестной конкуренции, устранение обстоятельств, которые угрожают благополучию страхователей. 
          В начале 1990-х годов в РФ была демонтирована государственная монополия на осуществление страховых операций. Развитие рынка неизбежно поставило вопрос о страховании предпринимательской деятельности, поскольку государство отказалось от своей роли единственного носителя риска. Эти функции стали выполнять различные государственные и частные страховые компании. ВС РФ 27.11.92 принял Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации», где сформулированы правовые основы взаимоотношений юридических, физических лиц и государства по вопросам страховых отношений, определены принципы государственного регулирования страховой деятельности [1].

          Закон содержит формулировки основных понятий страхования, требующих однозначного толкования, единого понимания всех участников процесса страхования: страхование, его формы (обязательная и добровольная), объекты страхования, страхователи, страховщики, страховые агенты и брокеры, страховой риск, страховая сумма, взнос, тариф и др. 
Во второй главе закона рассматриваются вопросы о договоре страхования: «Договор страхования является соглашением между страхователем и страховщиком, в силу которого страховщик обязуется при страховом случае произвести страховую выплату страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор страхования, а страхователь обязуется уплатить страховой взнос в установленные сроки». Закон регулирует порядок заключения договора, период его действия, основные реквизиты подписываемых документов, обязанности страховщика и страхователя, порядок изменения владельца полиса.

          Весьма важным является правовое закрепление вопросов обеспечения финансовой устойчивости страховых организаций. Как указывается в ст. 25 Закона, основа финансовой устойчивости страховщиков – наличие у них оплаченного уставного капитала и страховых резервов, а также система перестрахования. Страховые резервы, образуемые страховщиками, не подлежат изъятию государством. Страховщики имеют право размещать свои свободные средства по своему усмотрению, в том числе и на инвестиционные цели [1]. 
Учет финансовых операций страхования должен производиться в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности страховой организации.

2. Механизм государственного  регулирования страхового  дела 

          Законом определен механизм государственного регулирования страховой деятельности, цель которого – защитить интересы страхователя и интересы тех страховщиков, которые действуют в установленных законом рамках. 
          Государственное регулирование страховой деятельности включает осуществление следующих основных мер:

          1. Регистрацию страховых организаций и выдачу им лицензий на проведение определенных видов страхования. Лицензия на проведение страховой деятельности выдается в соответствии с условиями лицензирования страховой деятельности на территории РФ.

          За выдачу лицензии взимается плата в установленном порядке, которая поступает в бюджет. При выявлении нарушений в деятельности страховых организаций государственный орган по надзору за страховой деятельностью вправе приостановить или ограничить действие лицензии либо принять решение о ее отзыве. При этом отказ в выдаче лицензии, ее отзыв, приостановка и ограничения действия могут быть обжалованы в суде. 
          2. Контроль за платежеспособностью страховщика. Последний обязан соблюдать нормативное соотношение между активами и принятыми страховыми обязательствами, представляющее собой их разность, или свободные активы страховщика. Под активами понимается имущество страховщика в виде основных средств, материалов, денежных средств, а также финансовых вложений. Обязательства характеризуют задолженность страховщика перед физическими и юридическими лицами (страховые резервы, займы и кредиты банков, иные заемные и привлеченные средства, резервы предстоящих расходов и платежей, расчетные обязательства по перестраховочным операциям и другую кредиторскую задолженность) [4,с. 15]. 
          Размер норматива свободных активов страховщика устанавливается по: 
          - видам страхования, иным чем страхование жизни, – 20% годовой суммы страховых взносов, поступивших по операциям страхования и перестрахования; 
          - страхованию жизни – 5% резерва взносов по видам, относящимся к страхованию жизни.

          3. Установление правил размещения страховых резервов в целях 
обеспечения финансовой устойчивости страховых организаций. 
Страховые резервы размещаются страховщиками на принципах диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности. Порядок использования средств страховых резервов определяется специальными правилами, утвержденными Минфином РФ.

          4. Контроль за правильностью расчета страховых тарифов. 
          5. Разработка форм и порядок статистической отчетности и контроль за финансовой отчетностью страховых организаций прежде всего со стороны Федеральной службы страхового надзора.

          6. Другие меры государственного регулирования страховой деятельности. 
          Органами государственной власти, осуществляющими регулирование и надзор за страховой деятельностью, являются: Федеральная служба страхового надзора; Федеральная антимонопольная служба; Федеральная налоговая служба; другие органы государственной власти РФ [5, с. 237].

          Основные функции Федеральной службы страхового надзора: 
          - выдача лицензий на осуществление страховой деятельности;

          - введение единого Государственного реестра страховщиков и их объединений; 
          - ведение реестра страховых брокеров;

          - установление по согласованию с Федеральной службой государственной статистики плана счетов и правил бухгалтерского учета, показателей и форм учета страховых операций и отчетности;

          - установление сроков публикации годовых балансов и счетов прибылей (убытков) страховщиков;

          - контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

          - установление правил формирования и размещения страховых резервов; 
          - разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности в рамках компетенции;

          - обобщение страховой практики, представление предложений по совершенствованию законодательства РФ о страховании. 
          Регулирующая роль органов государственного страхового надзора предусматривает выполнение в основном трех функций, с помощью которых обеспечивается надежная защита страхователей:

          - регистрация тех, кто осуществляет действия, связанные с заключением договоров страхования, – первая и главная функция. Регистрацию должны пройти все страховщики. В ходе регистрации выясняется профессиональная пригодность страховщика, его финансовое положение. Органом государственного страхового надзора акт регистрации оформляется выдачей соответствующего разрешения или лицензии;

          - обеспечение гласности. Каждый, кто профессионально занимается страховой деятельностью, обязан опубликовать проспект, содержащий полную, правдивую и четкую информацию о финансовом положении страховщика. Принцип гласности проводится через положения законодательных актов о страховой деятельности. Чтобы не допускать ограничения конкурентной борьбы, орган государственного страхового надзора должен проверить, насколько достоверна представленная информация. Открытость информации о финансовом положении страховщиков способствует сохранению конкурентной борьбы; 
          - поддержание правопорядка в отрасли. Орган государственного страхового надзора может учинить расследование нарушений закона, принять административные меры в отношении тех, кто действует вопреки интересам страхователей, или передать дело в суд. Орган государственного страхового надзора наделен многими полномочиями по проверке оперативно-финансовой деятельности страховщиков [5, с. 242].

          Условия, порядок выдачи лицензий на страховую деятельность регламентируются Условиями лицензирования страховой деятельности на территории РФ, утвержденными приказом Росстрахнадзора 19.05.94. 
Страхование – это строго лицензируемая деятельность. Ни одно юридическое лицо не вправе заниматься этой деятельностью без получения государственной лицензии. Осуществление же страхования без лицензии влечет за собой признание всех заключенных сделок недействительными. 
          Правовое регулирование страховых отношений обеспечивает цивилизованное взаимодействие на рынке страховых услуг субъектов этого сегмента рынка: страховщиков и страхователей, а также других физических и юридических лиц – получателей страхового возмещения, если они не являются страхователями финансовых, налоговых и правоохранительных органов, организаций государственного управления и др [3, с. 115].

          Совокупность юридических отношений по проведению страхования можно разделить на две группы:

          - правоотношения, регулирующие собственно страхование, т.е. процесс формирования и использования страхового фонда;

          - правоотношения, возникающие по поводу организации страхового дела, т.е. деятельности страховщиков, их взаимосвязи с банками, бюджетом, органами государственного управления.

          Обе эти группы отношений регулируются законодательными и другими правовыми актами. При этом первая группа правоотношений есть предмет гражданского права, а вторая – других отраслей и подотраслей права: государственного, административного, финансового, уголовного, процессуального. 
 

Информация о работе Государственное регулирование страхового дела