Государственное регулирование страхования в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 21:31, реферат

Краткое описание

Индустриально развитыми странами накоплен богатый опыт государственного регулирования страхового рынка, который частично используется в отечественной практике. Данный реферат посвящен анализу особенностей государственного регулирования современных зарубежных страховых рынков, а также кратко отмечены остальные регулирующие инструменты и рычаги.
Необходимость использования западного опыта обусловлена рядом причин. Во-первых, исторически страховая система Беларуси всегда формировалась с некоторым отставанием по сравнению с индустриально развитыми странами.
Во-вторых, в современных условиях страхование в отдельной стране не может развиваться изолированно, без участия в международном перераспределении рисков через каналы перестрахования

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Государственное регулирование страхования в Республике Беларусь…………………………………………………………………….4
Государственное регулирование страхования в зарубежных странах……………………………………………………………………...7
Заключение………………………………………………………………..11
Список использованных источников……………………………………12

Файлы: 1 файл

страхование.docx

— 36.36 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение…………………………………………………………………….3
  2. Государственное регулирование страхования в Республике Беларусь…………………………………………………………………….4
  3. Государственное регулирование страхования в зарубежных странах……………………………………………………………………...7
  4. Заключение………………………………………………………………..11
  5. Список использованных источников……………………………………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Индустриально развитыми  странами накоплен богатый опыт государственного регулирования страхового рынка, который  частично используется в отечественной практике. Данный реферат посвящен анализу особенностей государственного регулирования современных зарубежных страховых рынков, а также кратко отмечены остальные регулирующие инструменты и рычаги.

Необходимость использования  западного опыта обусловлена  рядом причин. Во-первых, исторически  страховая система Беларуси всегда формировалась с некоторым отставанием по сравнению с индустриально развитыми странами.

Во-вторых, в современных  условиях страхование в отдельной  стране не может развиваться изолированно, без участия в международном  перераспределении рисков через  каналы перестрахования. Россия, в силу ее исторических и географических особенностей обладающая крупными рисками, требующими адекватной перестраховочной защиты, все больше вовлекается в мировые  процессы перераспределения рисков.

В-третьих, в современной  страховой деятельности участвуют  многочисленные международные страховые  и перестраховочные организации, обладающие развитой сетью филиалов, дочерних компаний и представительств в разных странах мира. Именно эти организации  являются признанными лидерами сегодняшнего рынка. В преддверии допуска иностранных  компаний на российский страховой рынок  и предстоящего соперничества между  ними и отечественными страховщиками, зарубежный опыт организации страхового дела становится особенно ценным.

В-четвертых, на современном  этапе, в связи с происходящими  процессами глобализации рыночной экономики (и страхового рынка, в частности), государственное регулирование  выходит за рамки национальных страховых  систем. В значительной части регулирующие функции переносятся на межгосударственный уровень (в частности, в максимальной степени это реализовано в  Европейском сообществе).

 

 

 

 

 

1.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Государственное регулирование страховой  деятельности осуществляется Президентом  Республики Беларусь, Национальным собранием  Республики Беларусь, Советом Министров  Республики Беларусь, Министерством  финансов.

Государственное регулирование страховой  деятельности производится путем определения:

  • основных направлений государственной политики в области страховой деятельности;
  • порядка осуществления страховой деятельности в Республике Беларусь;
  • процедур регистрации, реорганизации и ликвидации страховых организаций, страховых брокеров и объединений страховщиков;
  • порядка лицензирования страховой деятельности;
  • правил и принципов страхования, перестрахования, тарифной политики;
  • требований к формированию, размещению, использованию страховых резервов и других фондов, обеспечивающих финансовую устойчивость страховых организаций.

Президент Республики Беларусь:

  • определяет основные направления государственной политики в области страховой деятельности;
  • вводит новые виды обязательного страхования;
  • определяет размер отчислений, порядок и направления использования средств фондов предупредительных (превентивных) мероприятий по добровольному страхованию жизни, медицинских расходов, обязательным видам страхования, за исключением обязательного государственного страхования, обязательного страхования ответственности коммерческих организаций, осуществляющих риэлтерскую деятельность, за причинение вреда в связи с ее осуществлением, обязательного страхования гражданской ответственности временных (антикризисных) управляющих в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве);
  • согласовывает республиканские программы развития страховой деятельности, порядок инвестирования и размещения средств страховых резервов, принятие в собственность Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц долей в уставных фондах, простых (обыкновенных) или иных голосующих акций страховых организаций;
  • устанавливает размеры страховых взносов и страховых тарифов по обязательным видам страхования, лимиты ответственности по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
  • осуществляет иные полномочия.

Совет Министров Республики Беларусь в пределах своей компетенции:

  • по согласованию с Президентом Республики Беларусь утверждает порядок инвестирования и размещения средств страховых резервов;
  • по согласованию с Президентом Республики Беларусь издает решения о принятии в собственность Республики Беларусь долей в уставных фондах, простых (обыкновенных) или иных голосующих акций страховых организаций;
  • в соответствии с законами и актами Президента Республики Беларусь принимает нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере страхования, в том числе для определения случаев страхования ответственности за нарушение договора, осуществляет иные полномочия в области государственного регулирования страховой деятельности.

Министерство финансов в пределах своей компетенции:

  • принимает нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере страхования, в том числе в целях обеспечения единообразного ведения страховщиками учета и отчетности, формирования страховых резервов;
  • проводит государственную политику в области страховой деятельности;
  • осуществляет государственную регистрацию страховых организаций, страховых брокеров и объединений страховщиков;
  • выдает страховым организациям и страховым брокерам специальные разрешения (лицензии) на осуществление страховой деятельности;
  • выдает белорусским страховым организациям или белорусским страховым брокерам разрешения на создание обособленных подразделений, в том числе за пределами Республики Беларусь, а также на участие в создании организаций за пределами Республики Беларусь для осуществления деятельности в области страхования, включая страховых брокеров, либо на приобретение долей (акций) в уставных фондах таких организаций;
  • обобщает практику страховой деятельности, дает страховым организациям, страховым брокерам, объединениям страховщиков разъяснения по вопросам применения законодательства о страховании, разрабатывает предложения о совершенствовании этого законодательства;
  • представляет Республику Беларусь в международных организациях по вопросам страховой политики;
  • осуществляет иные функции государственного регулирования страховой деятельности.

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР ЗА СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

В целях обеспечения соблюдения требований законодательства о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховых организаций и государства Министерством финансов и его территориальными органами осуществляется государственный надзор за страховой деятельностью на территории Республики Беларусь.

Министерство финансов в пределах своей компетенции осуществляет:

  • надзор за соблюдением страховщиками, страховыми посредниками и объединениями страховщиков требований законодательства о страховании;
  • надзор за выполнением страховыми организациями и страховыми брокерами законодательства об оплате труда;
  • контроль за финансовым состоянием и финансовыми результатами деятельности страховых организаций, в том числе за соблюдением:
  • установленных законодательством нормативов, включая норматив расходов на ведение дела;
  • минимального размера уставного фонда;
  • соотношений между финансовыми активами и принятыми страховыми обязательствами;
  • платежеспособности и финансовой устойчивости;
  • структуры и размеров тарифных ставок по видам обязательного страхования, включая размеры отчислений в гарантийные фонды и фонды предупредительных (превентивных) мероприятий;
  • другие функции.

При осуществлении государственного надзора за деятельностью страховых  организаций Министерство финансов вправе в установленном порядке:

  • проводить проверки соблюдения страховыми организациями, обособленными подразделениями, а также страховыми посредниками требований законодательства о страховании;
  • давать страховым организациям, страховым брокерам обязательные для выполнения предписания об устранении выявленных нарушений;
  • применять к страховым организациям, страховым брокерам, их должностным лицам санкции за нарушения законодательства о страховании;
  • принимать решения о приостановлении или прекращении действия у страховых организаций и страховых брокеров специальных разрешений (лицензий) на осуществление страховой деятельности;
  • обращаться в хозяйственный суд с заявлением об экономической несостоятельности (банкротстве) страховой организации, страхового брокера;
  • получать от страховых организаций, страховых брокеров установленную отчетность по страховой и посреднической деятельности по страхованию, а также иную информацию об их финансово-хозяйственной деятельности, необходимую для выполнения функций надзора за страховой деятельностью, обращаться за получением такой информации в иные государственные органы, банки, небанковские кредитно-финансовые организации, к другим юридическим и физическим лицам;
  • при необходимости назначать обязательный аудит, привлекать для участия в нем экспертов за счет средств страховой организации, страхового брокера;
  • осуществлять иные действия в соответствии с законодательством.

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Мировая практика выработала два принципиальных подхода к  государственному регулированию страхового рынка. Каждый из подходов реализуется  в рамках определенной системы права - "континентальной" и "англо-американской".

Система "континентального" права ("романо-германская" или "кодифицированная", существующая в Германии, Франции, Италии, Испании, Японии и других странах) основана на строгой законодательной регламентации  деятельности субъектов рынка, при  этом основными источниками права  являются законы и кодексы. В рамках континентальной системы права действует модель жесткого регулирования страхового дела (континентальная модель), характеризующаяся детальной регламентацией всех сторон деятельности страховщиков и систематическим контролем за соблюдением законодательства при проведении страховых операций.

Для континентальной модели регулирования страхования, в особенности  для ранних этапов ее развития, были характерны такие формы регулирования, как утверждение органами страхового надзора страховых тарифов или  установление рамок колебания тарифов, утверждение содержания типовых  форм договоров страхования, проверка исполнения бизнес-планов, надзор за текущими операциями, регулярные проверки страховых  компаний и т.п. Забегая вперед, отметим, что именно эту модель регулирования  при переходе к рынку в начале 90-х гг. стала развивать Россия.

Основную черту "англо-американской" системы права (системы "общего" или "прецедентного" права, действующей  в США, Великобритании, Австралии, Канаде и других странах) юристы видят в  том, что в ней закон не является единственным преобладающим источником права, наряду с ним важную роль играет судебный прецедент. Большинство сторон хозяйственной жизни не кодифицировано. Законодательство определяет наиболее общие условия, правовые рамки экономической деятельности, без детальной регламентации. В рамках данной правовой системы строится либеральная модель регулирования страхования, в которой основное внимание уделяется контролю финансового состояния компаний на основе изучения их отчетности; отсутствует жесткая регламентация страховых операций, утверждение страховых тарифов и.п.

Либеральная модель имеет  две разновидности - децентрализованную и централизованную. Различия в степени централизации государственного регулирования страхования обусловлены принципами государственного устройства страны (федеративное или унитарное государство).

Децентрализованная модель государственного регулирования (США) соответствует принципам экономического федерализма. Каждый штат имеет собственную, автономную страховую систему и, соответственно, собственный орган  страхового надзора, устанавливающий  нормативы страховой деятельности в штате и контролирующий отчетность функционирующих в штате страховщиков. Единого органа страхового надзора  нет. На федеральном уровне регулируются лишь отдельные участки деятельности страховых компаний, основные же регулирующие действия осуществляются органами страхового надзора в штатах. Большая часть  нормативов и требований к страховщикам не унифицирована. Децентрализованное регулирование приводит к тому, что  в разных штатах страховщики поставлены в совершенно различные по некоторым  позициям условия.

Информация о работе Государственное регулирование страхования в зарубежных странах