Формы социального страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 13:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование теоретической (сущность, особенности, классификация социального страхования) и практической сторон (ФСС) социального страхования, также выявление его роли в современных условиях. Кроме того, в работе рассматриваются различные формы социального страхования и их взаимосвязи. Задачи этой работы:
- рассмотрение сущности понятия социального страхования, его
функции в обществе;
- изучение воплощения теоретических знаний на практике – ФСС, его особенности и роль;
- выявление отличия и сходства между различными формами социального страхования.

Оглавление

Введение
1. Сущность и роль социального страхования.
1.1 Понятие социального страхования и его особенности.
1.2 Управление системой социального страхования.
1.3 Роль социального страхования в современных условиях.
2. Фонд социального страхования.
2.1 Понятие, задачи Фонда социального страхования.
2.2 Средства Фонда социального страхования.
2.3 Управление Фондом социального страхования.
3. Формы социального страхования.
3.1 Сравнительная характеристика форм социального страхования.
3.2 Обязательное социальное страхования.
3.3 Добровольное социальное страхование.
3.4 Личное страхование.
Заключение

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ФИНАНСАМ..doc

— 167.00 Кб (Скачать)

Страхователи - организации любой  организационно-правовой формы, а также  граждане, которые должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами. Страхователями выступают также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые взносы.

Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступление страховых случаев.

Застрахованные лица — граждане Российской Федерации, а также иностранные  граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.

Различают следующие виды социальных страховых рисков:

- необходимость получения медицинской помощи;

- временная нетрудоспособность;

- трудовое увечье и профессиональное  заболевание:

- материнство;

- инвалидность;

- наступление старости;

- потеряю кормильца;

- признание безработным;

- смерть застрахованного лица  или нетрудоспособность членов  его семьи, находящихся на его иждивении.

Отношения по социальному страхованию  возникают:

- у страхователя-работодателя —  по всем ведам обязательного  социального страхования с момента  заключения с работником трудового  договора; у других страхователей  с момента их регистрации страховщиком;

- у страховщика — с момента  регистрации страхователя;

- у застрахованных лиц — по  всем видам обязательного социального  страхования с момента заключения  трудового договора с работодателем;

- у лиц, самостоятельно обеспечивающих  себя работой, и иных категорий граждан — с момента уплаты ими или за них страховых взносов.

Виды социального страхования.

Социальное страхование включает обязательное пенсионное страхование, страхование на случай болезни, от несчастных случаев и по безработице. Финансирование выплат осуществляется за счет взносов работодателей, работополучателей и государственных дотаций. Виды страхования отличаются суммами взносов и выплат при наступлении страховых случаев.

Государственное пенсионное страхование. Для уплаты взносов фиксируется некоторый верхний предел доходов работника, выше которого доход освобождается от уплаты взносов. Взносы по этому виду социального страхования оплачиваются работником и работодателем в равных долях.

Страхование на случай болезни. Здесь также взносы производятся в равных долях и работником, и работодателем. Но превышение некоторого предела дохода работника освобождает его от обязанности застраховываться, хотя ему предоставляется право страховаться на добровольной основе. При заболевании работника выплата пособия осуществляется с третьего дня, в остальных случаях – с первого дня в соответствии с трудовым стажем, но не более 18 720 рублей в месяц.

Страхование от несчастных случаев. Взносы по этому виду страхования уплачиваются только работодателем (предприятием). Размер взноса начисляется на фонд заработной платы предприятия. За весь период временной нетрудоспособности пособия составляют 100 % среднего заработка, без ограничения максимальным размером. Сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, составляет в 2009 году 58 500 рублей.

Страхование по безработице. Принципы уплаты взносов здесь такие же, как и в пенсионном страховании: разделение размера взносов поровну между работником и работодателем и установление предела дохода, свыше которого он уже не подлежит "обложению".

О страховании от несчастных случаев  население в целом мало информировано, так как взносы по нему уплачиваются исключительно работодателем за работающих по найму. Задачами этого вида социального страхования являются: предотвращение несчастных случаев на производстве, восстановление трудоспособности пострадавшего, в том числе помощь в приобретении новой профессии, денежные страховые выплаты пострадавшему или его родственникам как возмещение понесенного работником ущерба.

Таким образом, социальное страхование  – это один из важнейших социальных институтов, осуществляющий поддержку  населения. Он способствует поддержанию стабильности в обществе.

Социальное страхование имеет  строгую целенаправленность. Соответственно, для более эффективной работы данного институт необходима отлаженная система управления.

1.2 Управление системой  социального страхования

Обязательное социальное страхование проводит страховщики, создаваемые Правительством РФ, в  соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного  социального страхования. Средства обязательного социального страхования  являются федеральной государственной собственностью. Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования.

Схема правоотношений по обязательному  социальному страхованию представляет собой замкнутый треугольник, в  углах которого находятся: работник (который выступает одновременно и застрахованным, и страхователем), работодатель (страхователь) и страховщик (страховая организация). При этом страховые платежи носят возвратный характер в пользу застрахованных, так как при наступлении страховых случаев (утрата трудоспособности, старость) они возвращаются к застрахованным.

Сильная сторона института  социального страхования заключена  в увязке индивидуального вклада страхуемого и его страхователя (работодателя) с размером пенсий исходя из величины страховых тарифов, размера заработной платы и периода внесения страховых взносов. Хотя в социальном страховании есть и нестраховое перераспределение, но оно приближается к разумным пределам, с которыми, как правило, страхуемые и их работодатели согласны. И, напротив, в налоговых системах, для которых характерно полное отсутствие взаимосвязи по схеме взнос-выплата, интересы плательщиков по уплате взносов невелики, что объясняет стремление к уклонению от налогов.

Профсоюзы и другие социальные партнеры имеют право на паритетное представительство в органах, управления фондов конкретных видов обязательного социального страхования, бюджеты которых формируются за счет страховых взносов.

Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального  страхования на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами. Они не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.

Источники поступлений  денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования:

- страховые взносы:

- дотации, другие средства  федерального бюджета, а также  средства других бюджетов в  случаях, предусмотренных законодательством  Российской Федерации;

- штрафные санкции и пени;

- денежные средства, возмещаемые  страховщикам в результате регрессных  требований к ответственным за  причинение вреда застрахованным  лицам;

- доходы от размещения временно  свободных денежных средств обязательного  социального страхования;

- другие поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты  заработной платы. Страхователи начисляют  страховые взносы на оплату труда, начисленную  по всем основаниям, и на другие источники  доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Страховые взносы работников, размер заработной платы которых ниже величины прожиточного минимума, не взимаются и вносятся за них страхователем-работодателем. Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством РФ.

Суммы страховых взносов, уплачиваемые работниками, удерживаются страхователями-работодателями при выплате заработной платы  и перечисляются страховщику  одновременно со страховыми взносами страхователя-работодателя.

Основанием для назначения и  выплаты страхового обеспечения  застрахованному лицу является наступление  документально подтвержденного  страхового случая.

Государственной гарантией устойчивости обязательного социального страхования является система дотаций из федерального бюджета. В частности, при нехватке денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и других расходов предусматриваются дотации из федерального бюджета в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию.

Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования осуществляется только под обязательства Правительства РФ. В настоящее время экономическая политика государства направлена на создание условии, обеспечивающих увеличение объемов производства продукции и оказания услуг. Вместе с тем невозможно добиться экономического роста без проведения комплекса мероприятий, позволяющих увеличить платежеспособный спрос населения, одновременно повышая личный уровень доходов граждан. Система социального страхования – довольно сложное образование и при ее создании важно учитывать позитивный отечественный и зарубежный опыт особенности переходного периода и обеспечения действенной защиты в перспективе. Предлагаемая схема ее организации представляет собой попытку увязать эти объективные трудности, а также требования всех заинтересованных субъектов. Данная система должна строиться на демократических принципах, которыми предлагается считать: ее независимость от государства; многосубъектность и солидарность; справедливость социальной защиты; автономность управления; наличие системы добровольного страхования в дополнение к обязательной форме но при условии что обязательное страхование не будет недостаточным для обеспечения необходимой социальной защиты. В системе также предложено использовать принцип трехсубъектного взаимодействия, – при котором отношения между двумя любыми субъектами осуществляются посредством любого третьего субъекта при условии их взаимной независимости друг от друга и обладании своей областью действий. В качестве субъектов взаимодействия будут выступать:

· законодательный орган;

· Правительство РФ;

· Федеральный фонд (отраслевые территориальные  фонды и их филиалы) страховая  организация;

· страховая касса (на предприятии  территориальная или отраслевая);

· работник застрахованный;

· работодатель страхователь (предприятие организация).

 

1.3 Роль социального  страхования

К важнейшим функциям социального  страхования, как составляющей социальной политики относятся:

- защитная функция заключается  в поддержании сложившегося материального  уровня застрахованного, если обычный источник дохода становится для него недоступным, а также, когда ему предстоят дополнительные непредвиденные расходы, не предусмотренные в его привычном бюджете;

- компенсирующая функция состоит  в возмещении ущерба утраты  трудоспособности и ущерба здоровью с помощью материального возмещения утраты заработка, а также оплаты услуг в связи с лечением и реабилитацией;

- воспроизводственная функция  заключается в том, что социальное  страхование призвано обеспечивать  застрахованным (и членам их семей) покрытие всех расходов, достаточных для нормального протекания воспроизводственного цикла (что охватывает практически весь жизненный цикл) в случае болезни, старости, инвалидности, безработицы, беременности;

- перераспределительная функция  определяется тем, что социальное страхование значительно влияет на общественное распределение и перераспределение. Социальные выплаты увеличивают долю вновь созданной стоимости, направляемой на потребление застрахованным. Сущность функции заключается в разделении материальной ответственности за социальные риски между всеми застрахованными, всеми работодателями и государством;

- стабилизирующая функция заключается  в согласовании интересов социальных  субъектов по ряду принципиальных  для жизнедеятельности наемных работников вопросов - уровню социальной защиты; кругу лиц, подлежащих социальному страхованию; распределению финансовой нагрузки между социальными субъектами; участию в управлении социальным страхованием .

Социальное страхование играет значительную роль в жизни общества. Ведь именно поддержка населения является залогом стабильности и процветания государства.

Практическим воплощением теоретических  знаний о социальном страховании  является Фонд социального страхования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Фонд социального страхования

2.1 Понятия,  задачи Фонда социального страхования

Фонд социального страхования  Российской Федерации (ФСС) управляет  средствами государственного социального  страхования Российской Федерации.

Информация о работе Формы социального страхования