Закаливающие мероприятия как составляющая часть физкультурно-оздоровительной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:30, реферат

Краткое описание

Здоровье детей дошкольного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организация медицинской помощи. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.

Файлы: 1 файл

закаливающие мероприятия.docx

— 40.36 Кб (Скачать)

 

Создание благоприятной эмоциональной  обстановки в каждом детском коллективе обеспечивается  через использование форм работы, а также применение  психолого-педагогических методов и приемов,  направленных на предупреждение нежелательных аффективных проявлений у детей:

  • диагностика эмоционального благополучия детей через наблюдение,  анализ продуктивных видов деятельности детей, использование проективных методик;
  • индивидуальные консультации психолога с воспитателями и родителями;
  • индивидуальные беседы психолога с воспитанниками;
  • обеспечение спокойной обстановки в групповом помещении (избегать чрезмерно громкой речи, оперативно реагировать на  конфликтные ситуации между детьми);
  • подвижные, сюжетно-ролевые игры, драматизация;
  • обеспечение условий для полноценного дневного сна (режим проветривания, создания спокойной обстановки, соблюдение «ритуалов» подготовки ко сну);
  • организация «уголков психологической разгрузки» (зон уединения детей) в группах;
  • создание ситуации успеха для каждого ребенка на занятиях и в свободной деятельности;
  • формирование культуры общения детей;
  • проведение досугов, развлечений, праздников (в т.ч. совместных на возрастных параллелях, с родителями) и др.;
  • рациональное применение «музыкотерапии» (используется при необходимости на занятиях, при выполнении релаксационных упражнений, при укладывании детей на дневной сон и их пробуждении и др.).

 

Новые подходы в профилактике эмоционального благополучия:

 

  • обучение детей приемам релаксации;
  • разработка и введение в воспитательно-образовательный процесс цикла занятий психолога с детьми 5-7 лет, направленных  на формирование умений дошкольников по оказанию психологической помощи и самопомощи в различных жизненных ситуациях.

 

     Необходимость обучения  детей приемам релаксации обусловлена  тем, что большинству детей  свойственно нарушение равновесия  между процессами возбуждения  и торможения, повышенная эмоциональность,  двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации перегружают их слабую нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскованность — важное условие для становления естественной речи и правильных телодвижений. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием. Установлено, что эмоциональное возбуждение ослабевает, если мышцы в достаточной степени расслаблены. При этом также снижается уровень бодрствования головного мозга, и человек становится наиболее внушаемым. Когда дети научатся свободно расслаблять мышцы, тогда можно перейти к вербальному воздействию (суггестии).  Важно знать, что метод релаксации, по заключению специалистов, является физиологически безопасным и не дает негативных последствий.

В момент вербального воздействия  дети находятся в состоянии расслабленности, их глаза закрыты; происходит определенное отключение от окружающего. Это значительно усиливает воздействие слова на психику ребенка. Цель такого воздействия — помочь детям снять эмоциональное напряжение, обрести спокойствие, уравновешенность, уверенность в себе и в своей речи, а также закрепить в их сознании необходимость использования мышечной релаксацией после каких-либо стрессов.

Некоторым, особенно возбужденным, отвлекаемым  детям не удается сосредоточиться на занятии и успокоиться во время проведения сеанса релаксации, когда требуется расслабление по контрасту с напряжением и когда только еще вырабатывается чувство мышцы. Не следует их заставлять непременно повторять упражнения. Можно разрешить им молча, спокойно посидеть на занятии, посмотреть, как расслабляются остальные. Пребывание в позе покоя уже само по себе окажет на них положительное воздействие.

   

 

Лечебно-профилактическое направление

 

Задача: Совершенствование  системы профилактическо-оздоровительной  работы.

 

Профилактическо-оздоровительная  работа в ДОУ должна быть направлена в первую очередь на выполнение правил СанПиН. Большое внимание следует уделить профилактическим мероприятиям:

  • осуществлять проветривание помещения, в которых пребывают дети, в соответствии с графиком;
  • дважды в день проводить  влажную уборку групповых помещений;
  • не загромождать групповые и спальные помещения мебелью, коврами;
  • для обеспечения естественного освещения помещений шторы на окнах должны быть укороченными;
  • 2 раза в год необходимо выполнять сушку, выморозку постельных принадлежностей (матрацев, подушек, одеял);
  • 2 раза в год осуществлять чистку ковровых изделий (летом - стирка, зимой - чистка снегом);
  • правильно осуществлять подбор и расстановку  комнатных растений;
  • своевременно (до начала цветения) производить покос газонов и участков;
  • соблюдать правила применения (хлорирования) и хранения моющих средств;
  • во время карантинных мероприятий строго придерживаемся санэпидрежима.

 

Профилактически-оздоровительная  работа с детьми в ДОУ осуществляется:

1) специфической иммунопрофилактикой. Ее цель – усилить или ослабить формирование иммунитета к возбудителю конкретного заболевания. Иммунитет за последнее столетие явно снизился. Об этом свидетельствует рост хронических воспалительных заболеваний. Вакцинопрофилактика стала ведущим методом борьбы с инфекционными заболеваниями. Активная профилактическая вакцинация детей должна проводиться в определенные периоды жизни и быть направленной  на выработку общего специфического иммунитета.

2) неспецифическая иммунопрофилактика. Методов неспецифической профилактики болезней много, поскольку они представляют собой совокупность методов стимуляции скрытых резервов защитных сил организма, их совершенствования, гибкости, универсальности. К средствам повышения неспецифической резистентности организма относятся:

  • плановые оздоровительные мероприятия  (фито- и витаминотерапия)
  • закаливающие мероприятия
  • нетрадиционные методы – дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж
  • профилактика нарушения осанки, сколиоза и плоскостопия, близорукости.

 

Закаливающие мероприятия

Один из значимых компонентов  воспитательно-оздоровительной работы в ДОУ – реализация системы  эффективного закаливания. При закаливании  изменяются кровоток (как в сосудах  кожи, так и во внутренних органах), частота сердечных сокращений и  дыхания, показатели артериального  давления. Это ведет к повышению  уровня обмена веществ и реактивности организма, улучшению состояния  нервно-психической сферы, оптимизации  вегетативных функций и обмена веществ, более адекватной стабилизации температурного гомеостаза при колебаниях температуры  окружающей среды.

Следует учитывать, что у  детей дошкольного возраста физиологические  системы организма имеют относительно небольшие резервы, поэтому, проводя  закаливающие процедуры, необходимо соблюдать  ряд требований:

-осуществлять закаливание  только здоровых детей;

- увеличивать интенсивность  процедур постепенно, в соответствии  с возрастающими компенсаторными  возможностями организма;

- соблюдать систематичность  и последовательность (перерыв на 2-3 недели и более снижает сопротивляемость  организма к простудным факторам);

- тщательно учитывать  индивидуальные особенности ребенка,  его возраст (недопустимо проведение  закаливания при наличии отрицательных  эмоциональных реакций – страха, плача, беспокойства);

- закаливание можно осуществлять  при строгом соблюдении гигиенических  условий: чистый воздух, оптимальные  соотношения температуры воздуха;  адекватная одежда и т.д.

Не обязательно стремиться к кардинальным закаливающим процедурам: умывание детей водой комнатной  температуры также дает ощутимый положительный эффект.

Оздоравливающую роль закаливания необходимо сочетать с поддержанием бодрого настроения, формированием принципов и правил здорового образа жизни. В ДОУ используется комплексная система закаливания детей. Она включает в себя как специальные закаливающие воздействия, так и повседневные закаливающие элементы.

Ежедневно проводится утренняя гимнастика, зимой в спортивном зале, летом на свежем воздухе. Используются сквозные проветривания групповых  и спальных помещений (в отсутствии детей) и одностороннее проветривание (в присутствии детей).

Воздушное закаливание: летом  сон при открытых фрамугах, прогулки босиком по траве, песку (с 2-3 до 10-12 минут). Дети приучаются ходить босиком в  помещении, как в летнее время  года, так и в холодный период года. Перед дневным сном дети ходят  по мокрым дорожкам.

Широко используется закаливание  водой. Вода с целью закаливания  используется при формировании навыков  личной гигиены (умывание после ночного  и дневного сна). Не закаленные дети начинают с умывания лица и рук, затем  постепенно переходят к мытью  шеи и т.д. Дети приучаются к полосканию рта, горла и мытья носа водой  комнатной температуры. Кроме этого  используется гимнастика после дневного сна. В 15 часов дети просыпаются под  звуки музыки, что создает радостный эмоциональный фон, и, лежа в постели поверх одеяла, выполняют в течение 2-3 минут 3-4 физических упражнения, охватывающих все группы мышц.

Более интенсивным закаливающими  компонентами воздействия являются водные контрастные процедуры, так  как теплопроводность воды в 28 раз  выше, чем воздуха. Контрастное закаливание  водой проводится один раз в неделю в детских учреждениях, имеющих  закрытый бассейн. Закаливающая процедура  осуществляется при температуре  воздуха +26+27С, воды в бассейне - +28+27С. Продолжительность процедуры 5-6 минут  при трехкратной повторяемости  – пребывание в бассейне, обливание  водой из шланга, сауна. Общее пребывание детей в бассейне – 10-15 минут. После  посещения детьми сауны и бассейна дети надевают халаты и идут в фитобар, где проводят 15-20 минут, выпивая чай из настоев трав.

Популярным и распространенным элементом оздоровительной работы является бег трусцой. Начиная такие  упражнения с 3-4-го года жизни (преимущественно  в игровой форме), можно получить через 1-2 года занятий хороший оздоровительный  и общеразвивающий эффект.

Кроме этого в ДОУ проводятся и профилактические мероприятия  – это массаж и самомассаж. Массаж активизирует защитные силы организма, благоприятно действует на нервную систему, повышает настроение, работоспособность, снимает физическое и умственное утомление, нормализует сон. Полезен любой массаж: точечный или выполненный при помощи массажеров. Главный принцип, который необходимо соблюдать при выполнении массажа,- последовательность, то есть поочередное использование приемов: поглаживание, растирание. Разминание и потряхивание.

Все эти воспитательно-оздоровительные  мероприятия позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые  санитарно-гигиенические навыки, наилучшим  образом приспособить ребенка к  постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Такая приспособленность  проявляется в устойчивости к  экстремальным условиям, невосприимчивости  организма ребенка к различным  болезнетворным факторам – словом, научить вести здоровый образ  жизни с раннего детства.

    Необходимо  осуществлять  единый подход  к оздоровительно-закаливающей работе  с детьми со стороны всего  персонала ДОУ и родителей.

Ведущими научно-обоснованными  методами эффективного закаливания  в ДОУ являются:

  • контрастные температурные воздействия (контрастно-воздушные и воздушные ванны), которые способствуют развитию и совершенствованию системы физической терморегуляции, плохо функционирующей в первые годы жизни. Обязательным условием проведения воздушных ванн является температура воздуха в помещениях. Для детей дошкольного возраста температура воздуха должна находиться в диапазоне 18-20 градусов в зависимости от большей или меньшей двигательной активности детей и их числа;
  • босохождение, которое является эффективным закаливающим средством при условии постепенного его использования детьми;
  • циклические упражнения в облегченной, не стесняющей движений одежде, на занятиях и прогулках,  обладающие хорошим закаливающим и оздоровительным эффектом;
  • полоскание горла (с 2,5-3 лет)

 

Новые, нетрадиционные методы иммунопрофилактики

 

К ним относятся дыхательная  гимнастика, упражнения для профилактики близорукости, плоскостопия и нарушения осанки, самомассаж, релаксационные упражнения, способствующие стабилизации и активизации энергетического потенциала организма и повышению пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов. Данные методы необходимо ввести в систему оздоровительных мероприятий.

Информация о работе Закаливающие мероприятия как составляющая часть физкультурно-оздоровительной работы