Закаливающие мероприятия как составляющая часть физкультурно-оздоровительной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:30, реферат

Краткое описание

Здоровье детей дошкольного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организация медицинской помощи. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.

Файлы: 1 файл

закаливающие мероприятия.docx

— 40.36 Кб (Скачать)

Государственное автономное образовательное  учреждения среднего профессионального  образования. «Тюменской области» «Тюменский педагогический колледж№1»

 

 

 

 

 

ПК. Дошкольной педагогики.

Сообщение

Тема Закаливающие  мероприятия как составляющая часть физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка Миронова Маргарита специальности 050144

Дошкольное  образование группы 11-02

Проверила:  Преподаватель Климович.Н.П.

 

 

 

г. Тюмень 2012

Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического  и психического развития человека, адаптационные возможности его  организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и  физической работоспособности.

В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение  состояния здоровья детей, и поэтому  оздоровление детей является одной  из первоочередных задач, стоящих перед  обществом.

Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицательным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии.

На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4%, с нарушением осанки 50-60%, с плоскостопием - 30%. За последние  годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. Рождение здорового ребёнка  стало редкостью, растёт число недоношенных детей, число врождённых аномалий, число  детей с речевыми расстройствами. Более 15% детей старшего дошкольного  возраста имеют 3-ю группу здоровья.

    Причин роста патологии  множество. Это плохая экология  и несбалансированное питание,  снижение двигательной активности, информационные и нейропсихические  перегрузки.

Возможность постоянного поиска путей укрепления здоровья детей, формирование у них основ здорового образа жизни, разностороннего развития двигательных способностей убеждает в том, что до настоящего времени в ДОУ  не полностью реализуется оздоровительное влияние физического воспитания, естественных факторов природы на организм ребенка. Поэтому актуален поиск новых средств сохранения и укрепления здоровья детей.

     Здоровье детей дошкольного  возраста социально обусловлено  и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды,  здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания  ребенка в семье, в образовательном  учреждении. Значимыми факторами,  формирующими здоровье детей,  является система воспитания  и обучения, включая физическое  воспитание, охрану психического  здоровья, а также организация  медицинской помощи. Начинать формировать  здоровье нужно в детстве, когда  наиболее прочно закладывается  опыт оздоровления, когда стимулом  является природное любопытство  ребенка, желание все узнать  и все попробовать, возрастная  двигательная активность и оптимизм.

  Укрепление здоровья детей должно стать ценностным приоритетом всей воспитательно-образовательной работы ДОУ: не только в плане физического воспитания, но и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической работы, индивидуальной работы по коррекции, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми,  вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, их просвещение. Особенностью организации и содержания учебно-воспитательного процесса должен стать интегрированный подход, направленный на воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни.

 

Организация рациональной  двигательной активности детей

 

Забота о здоровье детей в нашем ДОУ складывается из создания условий, способствующих благоприятному развитию организма. Наиболее управляемым фактором внешней среды является двигательная нагрузка, влияние которой в пределах оптимальных величин может оказывать целенаправленное воздействие на оздоровление. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Активная двигательная деятельность способствует:

  • повышению устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды;
  • совершенствованию реакций терморегуляции организма, обеспечивающих его устойчивость к простудным заболеваниям;
  • повышению физической работоспособности;
  • нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем, также возможной коррекции врождённых или приобретённых дефектов физического развития;
  • повышению тонуса коры головного мозга и созданию положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психического здоровья.

Основные принципы организации двигательной активности в детском саду:

    1. Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья.
    2. Двигательную активность необходимо сочетать с общедоступными закаливающими процедурами.
    3. Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики.
    4. Медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья.
    5. Проведение физкультурных мероприятий с учетом медицинских ограничений и сроков медотводов.
    6. Включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления осанки.

 

Формы организации  двигательной активности в ДОУ:

      • физические занятия в зале и на спортивной площадке;
      • утренняя гимнастика;
      • физкультминутки;
      • оздоровительный бег;
      • физкультурные досуги, праздники, “Дни здоровья”;
      • индивидуальная работа с детьми по овладению ОВД.

 

Воспитание у детей  культуры здоровья, вооружение знаниями, умениями и навыками для   формирования привычки к здоровому образу жизни

   

     Необходимость воспитания  физической культуры подчеркивают  исследования, подтверждающие, что  здоровье человека лишь на 7–8% зависит от успехов здравоохранения  и более чем на 60% - от его  образа жизни. В связи с этим  актуально воспитание культуры  здоровья уже в дошкольном  детстве. Становление культуры  человека обусловлено, прежде  всего, процессом воспитания, педагогическим  взаимодействием взрослого с  ребенком, широким спектром педагогических  средств и приемов.

   Физическая  культура здоровья  дошкольника состоит из трех  компонентов:

  • осознанного отношения к здоровью и жизни человека;
  • знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его;
  • компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской помощи.

    Для реализации данной  задачи предполагается продолжение   целенаправленной  работы по воспитанию  культуры здоровья, формированию  привычек к здоровому образу  жизни через такие  формы  работы с детьми, как:

    • режимные моменты
    • тематические занятия познавательной направленности (1 раз в 2 месяца в младших, средних группах, 1 раз в месяц в старших и подготовительных)
    • физкультурные занятия
    • закаливающие процедуры после дневного сна
    • организацию и проведение  дней Здоровья (1 раз в квартал)

такие формы работы с родителями, как:

  • ежегодные родительские конференции по формированию здорового образа жизни дошкольников
  • тематические родительские собрания
  • совместные детско-родительские мероприятия (физкультурные праздники, развлечения и т. п.)
  • консультации специалистов - педиатра, психолога, педагогов и др. (индивидуальные, групповые, стендовые, на сайте ДОУ)

 

Психическое развитие детей  и профилактика их эмоционального благополучия.

 

   Психическое здоровье детей обусловливается их полноценным психическим развитием, которое, в свою очередь,  предполагает развитие базовых психических процессов дошкольников – восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления (анализа, синтеза, обобщения, классификации), речи.  Эта задача решается через реализацию образовательной программы ДОУ:

- фронтальные занятия с детьми  по базисным и коррекционным   программам, в структуре и содержании  которых уделяется большое внимание  развитию речи, мышления, воображения  детей;

- создание полноценной предметно-развивающей  среды в группах;

- организацию игровой деятельности  детей;

- индивидуальную коррекционную  работу с детьми педагога-психолога,  учителей-логопедов.

    Важнейшей составляющей частью в системе работы по  психическому  развитию детей является развитие графомоторных навыков детей.

   Статистика ежегодных исследований  показывает, что около 70% детей,  поступивших в школу с 7 лет,  предметом, вызвавшим наибольшие  затруднения, называют письмо. Среди  детей, пришедших в школу с  6 лет, таковых – 87,5%. 

    «Минусы» традиционной  системы:

  • На занятиях по рисованию из-за постоянного выделения ведущей руки снижается активность  неведущей, что является не совсем правильным.
  • Длительное выполнение упражнений в прописях (особенно с детьми младше 5 лет) приводит к быстрому утомлению ребенка, отказу от деятельности и другим негативным реакциям вследствие недостаточного развития нервных центров регуляции движений, а также мелких мышц кисти («писчий спазм»).
  • В настоящее время получили распространение «типографические» методы развития детей, то есть педагогами, часто используются книги, наборы сюжетных картинок для стимуляции развития речи, мышления,- но еще в  60-х годах прошлого столетия было научно доказано, что дети полноценнее воспринимают объемные предметы, чем их изображение на картинке.
  • Целенаправленная работа по подготовке ребенка к школе ведется, в основном, на специально организованных занятиях, близких по своей структуре и содержанию (а иногда и продолжительности) к школьному уроку.  Но ведь ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является ИГРА, а источник возникновения игры – предметное действие (Д.Б. Эльконин, 1999г.). Именно поэтому в дошкольный период развития ребенка подготовка к обучению в школе должна осуществляться косвенно, прежде всего посредством игровых видов деятельности.

   Таким образом, использование  традиционных приемов при подготовке  дошкольников к овладению графикой  письма недостаточно эффективно.

   Новизна подхода:

 Современные исследования показывают, что для успешного овладения  ребенком графикой письма необходимо  развивать у него:

  • координацию движений рук;
  • пространственные представления;
  • чувство ритма;
  • мышечно-связочный аппарат кистей рук.

   Для этого необходима  определенная функциональная зрелость  коры головного мозга.   Важное значение здесь имеет сформированность взаимодействия полушарий головного мозга. Поэтому, наряду с традиционными методами формирования графомоторных навыков, педагогам необходимо использовать кинезиологические упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия.

 

Профилактика эмоционального благополучия детей  осуществляется в двух основных направлениях:

  • обеспечение более благоприятного течения периода адаптации вновь прибывших детей,
  • создание благоприятной эмоциональной обстановки в каждом детском коллективе.

 

 

       Более благоприятное  течение периода адаптации вновь  прибывших детей обеспечивается  через комплекс психолого-педагогических  мероприятий:

- анкетирование родителей с  целью изучения индивидуальных  особенностей каждого ребенка;

- ведение воспитателями  адаптационных  листов наблюдений за каждым  ребенком;

- гибкий  график последовательного   введения  вновь прибывших детей  в группу;

- постепенное увеличение времени  пребывания детей в группе;

- использование специальных педагогических  приемов (знакомство ребенка с  жизнью в детском саду при  помощи  адаптационного альбома,  организация фотовыставки «Моя  семья», введение в групповую  предметную среду любимых домашних  игрушек детей и др.);

-  создание эмоционального комфорта  при укладывании детей на дневной  сон;

- психолого-педагогическое просвещение  родителей (групповые, индивидуальные  и стендовые консультации);

-  проведение психолого-медико-педагогических консилиумов по адаптации детей.

Информация о работе Закаливающие мероприятия как составляющая часть физкультурно-оздоровительной работы