Структурно-динамический анализ инвестиционного процесса РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2011 в 23:42, курсовая работа

Краткое описание

Инвестиционные процессы относятся к числу наименее изученных вопросов развития экономики России, в первую очередь, вследствие достаточно короткого периода времени, прошедшего с момента восстановления инвестиционной активности (1999 г.). Вместе с тем инвестиции по своей природе являются такой макроэкономической переменной, краткосрочная динамика которых подвержена сильным сезонным и календарным колебаниям и отражает движение лишь части инвестиций, связанных с приспособлением капитала фирм к колебаниям спроса.

Оглавление

Введение…………………………………………………………...……2


Глава 1. Инвестиционные процессы в России………..….….…..5

1.1 Инвестиционный климат в России…………..……….……..…5

1.2 Государственное управление инвестиционным процессом…………………………………………….…………….....12


Глава 2. Структурно-динамический анализ инвестиционного процесса в РФ за 1998-2008гг……………………………………..22

2.1 Структурно динамический анализ в основной капитал и в нефинансовые активы…………………………………………….…22

2.2 Структурно-динамический анализ иностранных инвестиций, инвестиций стран СНГ в экономику России и инвестиций России в экономику стран СНГ………………..…..30



Заключение………………………………………………………….…41


Список использованных источников…………………..…………43

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ БЕЛЫЙ ВАРИАНТ.doc

— 420.00 Кб (Скачать)

В целом новый  закон об иностранных инвестициях оказался недостаточно эффективным и не улучшил инвестиционную привлекательность России. Он не устранил многочисленные преграды на пути привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику.

Главной проблемой  для иностранных инвесторов в  России остается правоприменительная политика, начиная искусственно инициированными банкротствами и заканчивая неисполнением судебных решений.

Существует ряд  важных причин, которые отпугивают инвесторов от вложения денег в Россию, в частности, криминогенная обстановка, при которой существует реальная угроза для жизни. Следствием криминогенности является и необъективность правоприменительной практики, при которой допускается возможность отъема собственности противозаконными способами, а также неисполнение судебных решений. Другая проблема связана с несовершенством российской налоговой системы, которая, не должна иметь лазеек для нарушителей.

«Потенциальные  инвестиционные преимущества – природные  ресурсы, емкость внутреннего рынка  – не реализуются автоматически. Конкретные инвесторы вообще не мыслят общероссийскими категориями. И не их дело заботиться о российских приоритетах. Зарубежные инвесторы, как правило, приобретают самые выгодные для себя единичные объекты. Не только рентабельные, но и полностью укомплектованные, имеющие налаженные связи с поставщиками и потребителями, выпускающие изделия с популярными брэндами.

Новые предприятия  иностранные инвесторы, за исключением  пищевой промышленности, производства строительных материалов, почти не строят. На сегодня иностранный бизнес в России предстает все же, как бизнес героев-одиночек, выпестованных транснациональными компаниями. Их филиалы, которых уже почти 700, напоминают передовой отряд морской пехоты, захвативший прочный плацдарм для дальнейшего продвижения. Средний по размерам западный капитал все еще присматривается к России, а ведь именно он мог бы обеспечить массовость инвестиционных вложений».

Среди главных  сложностей на пути дальнейшего расширения деловой активности зарубежных предпринимателей в РФ – недостаточно полное обеспечение интересов акционеров, имеющих долю собственности в акциях российских компаний.

Кроме того, неблагоприятное  состояние инвестиционного климата  предопределяется: значительными размерами  неплатежей; высоким удельным весом  кредиторской задолженности предприятий по отношению к объему произведенной продукции; значительным по объемам вывозом отечественного капитала, существенно превышающим приток ПИИ; низким уровнем реальных доходов и накоплений населения; несовершенством российского законодательства, регулирующего инвестиционную сферу.

Таким образом, несмотря на определенное улучшение  макроэкономической обстановки в стране, инвестиционный климат в России, по мнению иностранных инвесторов, в  основном остается неблагоприятным  из-за правовой нестабильности. Характеризуя нынешний этап во взаимоотношениях между долгосрочными инвесторами и Россией, западные эксперты отмечают, что у кредиторов «определенно есть причины для положительного настроя». В частности, положительные тенденции выражаются и «начавшейся подготовкой кредитных рейтинговых агентств к пересмотру в сторону повышения» параметров финансовой надежности России как заемщика, что привело уже «к резкому взлету цен на российские еврооблигации и акции».

1.2 Государственное  управление инвестиционным процессом.

В России, несмотря на периодическое оживление инвестиционного  процесса, начиная с начала девяностых годов ХХ века, продолжается «инвестиционный  голод». Опыт реформирования отечественной  экономики показал, что основным источником инвестиций являлись и продолжают оставаться собственные средства предприятий. За годы реформ не стали достаточно надежными и стабильными ресурсами ни кредиты коммерческих банков, ни бюджетные средства, ни портфельные инвестиции, ни средства населения.  Поэтому при фактически огромном дефиците внутренних средств, стремительном старении промышленно-производственного потенциала страны, необходимости обеспечения технологического перевооружения промышленных отраслей национальная экономика испытывает значительные потребности в инвестициях.

Для решения  проблемы привлечения инвестиций в  экономику страны необходима  серьезная  государственная инвестиционная политика, представляющая собой комплекс народнохозяйственных подходов и решений, определяющих объем, структуру и направления использования инвестиций в сферах и отраслях экономики.

Главной задачей  государственной инвестиционной политики является формирование благоприятной  среды, способствующей привлечению  и повышению эффективности использования  инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды.

Инвестиционная  политика должна быть ориентирована  на:

- определение целесообразных для каждого периода времени объемов инвестиций и их структуры: отраслевой, воспроизводственной, технологической, территориальной и по формам собственности;

- выбор приоритетов;

- повышение эффективности инвестиций.

 Данное определение  обрисовывает все составляющие  инвестиционной политики, но можно  дать  и более широкое трактование.  Инвестиционная политика государства  – комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капиталовложений в экономику страны и отдельные ее сферы и отрасли, повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной деятельности: населения, предпринимателей и государства.  Проще говоря, инвестиционная политика – это деятельность государства, направленная на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования.

Цель инвестиционной политики государства заключается  в:

  • обеспечении структурной перестройки экономики;
  • стимулировании предпринимательства  и частных инвестиций;
  • создании дополнительных рабочих мест;
  • привлечении инвестиционных ресурсов из различных источников, включая иностранные инвестиции;
  • стимулировании создания негосударственных структур, для аккумулирования денежных сбережений населения на инвестиционные цели;
  • создании правовых условий и гарантий для развития ипотечного кредитования;
  • развитии лизинга в инвестиционной деятельности;
  • поддержке малого и среднего предпринимательства;
  • совершенствовании системы льгот и санкций при осуществлении инвестиционного процесса;
  • создании условий для становления и развития венчурного инвестирования.

 Следует отметить, что государственное регулирование  инвестиций и инвестиционная  политика  - не однозначные термины. Во-первых, инвестиционная политика может иметь направленность невмешательства, тогда как понятие «государственное регулирование инвестиционной деятельности» говорит само за себя; во-вторых, государственное регулирование инвестиционной деятельности содержит инструменты, не относящиеся непосредственно к инвестиционной политике.

Государство регулирует инвестиционную активность посредством  законодательства, через государственное  планирование, программирование, через  государственные инвестиции, субсидии, льготы, кредитование, осуществление социальных и экономических программ. Для государственного регулирования особенно важно найти оптимальное сочетание рыночной свободы и государственного регулирования.

Содержание  государственного регулирования инвестиционной деятельности  определяется целями, стоящими перед государственными органами, а также средствами и инструментами, которыми располагает государство при проведении инвестиционной политики.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность.  Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике.

Законодательная база России включает больше 100 законов, касающихся регулирования инвестиционной деятельности. Среди них особо  следует выделить законы:3

«О соглашениях  по разделу продукции» № 225 – ФЗ от 30 декабря 1995 года;

«О рынке ценных бумаг» № 39 – ФЗ от 22 апреля 1996 года;

«О науке и  государственной научно-технической  деятельности» № 127 – ФЗ от 23 августа 1996 года;

«Об ипотеке» № 102 – ФЗ от 16 июля 1998 года;

«О финансовой аренде (лизинге)» № 164 – ФЗ от 29 октября 1998 года;

«Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных  вложениях» № 39 – ФЗ от 22 апреля 1996 года;

 «Об иностранных  инвестициях Российской Федерации»  № 160 – ФЗ от 9 июля 1999 года

    Регулирование финансовых инвестиций предполагает установление законодательными органами возможностей выпуска различных видов ценных бумаг, порядка их обращения, требований к эмитентам, форм и способов реализации отдельных финансовых инструментов на первичном и вторичном фондовом рынке, государственного контроля за оборотом ценных бумаг и деятельностью финансовых посредников.

Правительством  должны разрабатываться концепция  и текущие программы развития фондового рынка в стране.

Регулирование условий вложения средств за пределами  государства возлагается на Центральный Банк России. В соответствии с этим разработаны правила предоставления лицензий на осуществление резидентами инвестиций за рубежом:4

- резиденты могут  инвестировать средства за пределы  России путём участия в совместных  предприятиях (СП), приобретения доли в действующих иностранных фирмах (компаниях) или посредством их выкупа полностью, открытия собственных подразделений, филиалов и представительств; а также за счёт приобретения движимого и недвижимого имущества, других имущественных прав и интеллектуальной собственности, ценных бумаг за рубежом.

- инвестиции  за границу осуществляются резидентами  исключительно за счёт собственных  средств, зарезервированных на  счетах бухгалтерского баланса.  Использование для этого заёмных  средств категорически запрещено.

- все виды  денежных инвестиций за границу  осуществляются в безналичной  форме через корреспондентские  счета уполномоченных банков;

- поступления  в пользу резидентов в иностранной  валюте зачисляются на их счета  и подлежат обязательной частичной продаже государству в установленном законом порядке.

Налоговое регулирование  инвестиционной деятельности обеспечивает направление вкладываемых средств  в приоритетные сферы хозяйствования путём установления соответствующих  налоговых ставок и льгот.

Налоговые ставки обосновываются и дифференцируются по отраслям и регионам, отдельным  производствам в зависимости  от их значимости для развития экономики  в целом.

Налоговые льготы по инвестициям могут получать на срок от 2 до 5 лет перспективные фирмы (компании), предприятия малого и среднего бизнеса, а также учреждения и проекты с участием иностранного капитала.

Регулирование сфер и объектов инвестирования определяет общие требования к их выбору, формирует  наиболее приоритетные направления  вложения средств. Согласно действующему законодательству никто не имеет права ограничивать инвесторов в их выборе объектов вложения средств за исключением случаев, когда их создание и использование не отвечает санитарно-гигиеническим, радиационным, экологическим и архитектурным требованиям, а также нарушает права и интересы граждан, юридических лиц и государства в целом.

Общепризнано, что  приоритетными сферами инвестирования в экономике являются предприятия:5

  1. агропромышленные;
  2. лёгкой промышленности;
  3. лесопромышленные;
  4. машиностроения;
  5. медицины;
  6. металлургического комплекса;
  7. топливно-энергетические;
  8. транспортной инфраструктуры;
  9. связи;
  10. химической и нефтяной промышленности;
  11. социальной сферы.

Информация о работе Структурно-динамический анализ инвестиционного процесса РФ