Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 11:31, курсовая работа
Целью работы является анализ рынка труда, занятости а также проблем безработицы и путей их решения.
Объектом исследования является Россия.
Предметом исследования являются показатели, характеризующие состояние занятости и безработицы.
Поскольку безработица, и особенно безработица во время спада, большей частью объясняется следствием ошибочных ожиданий, правительство могло бы сократить уровень безработицы, улучшив качество информации, доступной лицам, принимающим экономические решения. Но разве это сильно отличается от нашего утверждения о том, что мы могли бы повысить количество людей с высшим образованием, увеличив качество высшего образования? Возможно, это и не совсем одно и то же — особенно учитывая, что изменчивая и непредсказуемая правительственная политика сама по себе будет основным источником неуверенности, с которой сталкиваются лица, принимающие экономические решения. Даже если мы решим вопрос, как удержать правительство, которое ожидает новых выборов, от изменчивой и непредсказуемой политики.
Так называемая "политика на рынке труда" крайне отличается в разных странах. И то же самое можно сказать об уровнях безработицы, даже с учетом корректировок из-за разных способов подсчета. Уровень безработицы в Испании, подсчитанный примерно так же, как мы ведем подсчеты в Соединенных Штатах Америки, составлял 24% в 1994 году. Частично это было результатом спада 1991-1992 годов. Но большей частью это было результатом правительственной политики, которая, например, почти полностью отбила желание у работодателей нанимать новых работников, поскольку уволить кого-то было практически невозможно. Политика на рынке труда, которая обеспечивает высокие зарплаты, длинные отпуска и щедрые пособия работникам в Германии и Франции, находит искреннюю поддержку со стороны избирателей. Если бы кто-то согласился, что неизменно высокий уровень безработицы в этих странах стал следствием такой политики, которая, несомненно, сокращает величину спроса на рабочую силу со стороны немецких и французских работодателей, то можно было бы провести конструктивную дискуссию о выгодах и издержках такой политики. Но на самом деле очень немногие экономические противоречия можно уладить. Это не должно вас удивлять, как только вы поймете, что любой вопрос, который можно решить, несомненно, породит существенные разногласия.
Занятость
- одна из важнейших социально-
В соответствии с концепцией рабочей силы, отвечающей международным стандартам, занятость и безработица рассматриваются как две взаимодополняющие характеристики. Равновесию экономической системы соответствует определенный уровень занятости. При этом обычно спрос на труд превышает существующий объем занятости, что обусловливает наличие безработицы. Вместе с тем это превышение не беспредельно для обеспечения экономической и социальной стабильности общества. Поэтому в странах с рыночной экономикой занятость и безработица изучаются систематически. Статистические данные необходимы при регулировании рынка труда, обеспечении социальной защиты населения, организации своевременной профессиональной подготовки и переподготовки кадров.
Перед статистикой занятости и безработицы стоят следующие задачи:
Выполнение этих задач создает условия для измерения предложения рабочей силы и ее фактического использования. Их решение основывается на сочетании ряда источников информации.
В нашей стране для расчета общей по регионам численности занятых в течение года служат данные текущей отчетности по труду: форма № 1-Т “Отчет по труду” (месячная, квартальная, годовая). По этой форме отчитываются не все предприятия. Для малых предприятий численность занятых может быть получена из единовременного отчета: № 1-МП “Об основных показателях деятельности малого предприятия” за год. Изучение состава занятых по отраслям народного хозяйства, секторам экономики производится по балансам трудовых ресурсов, составляемым на середину (1 июля), конец (начало - 1 января) года и в среднем за год. В них обобщается не только информация предприятий, получаемая в порядке текущей отчетности по труду, но и данные налоговой инспекции о численности занятых индивидуальным трудом, работающих по найму у отдельных граждан, а также численность работников, учитываемая в централизованном порядке.
Важным источником информации о численности безработных являются данные служб занятости, объединивших в 1991 г. ранее действовавшие центры и бюро по трудоустройству граждан. Работники служб занятости ведут первичную учетную документацию по трудоустройству и занятости населения, в которую входят карточка персонального учета гражданина, ищущего работу, № 1 и карточка обратившегося в службу занятости за консультацией № 2, а также ежемесячно представляют в органы государственной статистики “Отчет о трудоустройстве и занятости населения”. Однако не все нуждающиеся в работе обращаются к услугам служб занятости. В них фиксируется лишь численность официально зарегистрированных безработных (на конец периода: месяца, квартала, года).
Наряду с данными текущей отчетности для оценки общей численности безработных начиная с 1992 г. используются материалы выборочных обследований населения по проблемам занятости. Обследованию в течение недели подлежат граждане в возрасте 15-72 лет. Высокая верхняя возрастная граница позволяет уточнить возможное участие на рынке труда пенсионеров, а низкая - подростков. Результаты обследований позволяют оценить численность безработных, их распределение по обстоятельствам не занятости, по способам поиска работы. Последнее особенно важно, так как рынок труда может функционировать как в организованной, так и в неорганизованной форме.
Использование выборочных обследований в сочетании с данными текущей отчетности для определения численности безработных рекомендовано МОТ и практикуется в ряде стран. Например, американское Бюро статистики труда информацию о безработице собирает через текущие обследования населения, проводя выборочные обследования 60 тыс. семей, опрашиваемых ежемесячно.
Определенную помощь в сборе данных о занятости могут оказать и материалы выборочных обследований предприятий. С 1991 г. в России ежемесячно проводится мониторинг предприятий и банков организацией "Российский экономический барометр" (РЭБ). В настоящее время РЭБ является единственной организацией, осуществляющей анализ экономической ситуации в России на основе конвенциональных методов опросной статистики. Сеть респондентов РЭБ насчитывает свыше 1000 хозяйственных единиц из всех отраслей и регионов России.
Поскольку
размер безработицы широко используется
в международной практике в качестве общего
показателя текущего состояния экономики
страны, то естественно включение в программы
данных обследований вопросов, уточняющих
ситуацию на рынке труда и позволяющих
прогнозировать ее. Ввиду важности такой
информации Правительство Российской
Федерации утвердило от 22 марта 1995 г. положение
о всероссийском мониторинге социально-трудовой
сферы. Организация и ведение мониторинга
социально-трудовой сферы возложены на
Министерство труда РФ и Госкомстат России
при участии Министерства экономики, Министерства
социальной защиты населения, Федеральной
службы занятости, Федеральной миграционной
службы России.
2.
3. Уровни занятости
и безработицы
В соответствии с рекомендациями МОТ, как было отмечено ранее, статистика рассматривает численность занятых и безработных как две составные части экономически активного населения, т. е. рабочей силы.
Под экономически
активным населением (рабочей силой)
подразумевается часть
Численность экономически активного населения оценивают по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости. В международных стандартах рекомендуется указывать минимальный возраст, принятый при измерении экономически активного населения. Он может быть принят на уровне 6 лет (Египет), 10 лет (Бразилия) и повышаться до 16 лет (США, Швеция). В большинстве стран он составляет 14-15 лет. В некоторых странах предусмотрены два минимальных предела: более низкий -для получения информации об экономической деятельности и несколько более высокий - для группировки экономически активного населения: например, в Канаде - 14 и 15 лет, в Индии - 5 и 15, Венесуэле - 10 и 15, в России - 15 и 16 лет.
Помимо
минимального в ряде стран установлен
максимальный возраст. Это означает,
что лица старше его исключаются
из расчета численности
Чтобы иметь представление об уровне экономической активности населения страны (региона), определяется доля экономически активного населения в общей численности населения. В России в конце 1995 г. уровень экономической активности населения был равен 49,4%. Это значит, что в общей численности населения страны 49,4% составляют жители, обеспечивающие предложение рабочей силы. В их числе 67,1 млн. человек (91,7%) были заняты всеми видами экономической деятельности и 6,0 млн. человек (8,3%) не имели занятия, но активно его искали и в соответствии с методологией МОТ классифицировались как безработные.
Правильное измерение экономически активного населения зависит от того, как точно определены его две составные части: занятые и безработные. Описание этих категорий рабочей силы применительно к национальным особенностям России дано в постановлении Госкомстата России от 25 мая 1993 г.
К занятым относятся лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:
К безработным
относятся лица 16 лет и старше,
которые в рассматриваемый
При отнесении к безработным должны присутствовать все три критерия, перечисленных выше. К безработным относятся также лица, обучающиеся по направлению служб занятости или выполняющие оплачиваемые общественные работы, получаемые через службы занятости. По методологии МОТ к безработным могут быть отнесены и учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды, если они занимались поиском работы и были готовы к ней приступить. В составе безработных выделяются лица, не занятые трудовой деятельностью, зарегистрированные в службе занятости в качестве ищущих работу, а также признанных безработными.
Ситуация на рынке труда оценивается не только через абсолютную численность занятых и безработных, но и через уровень безработицы и уровень занятости, которые определяются как удельный вес соответствующей категории рабочей силы в численности экономически активного населения на начало (конец) периода:
Так, к концу 1995 г. в России уровень безработицы составил 8,3%, соответственно уровень занятости - 91,74%. К концу апреля 1996 г. эти показатели были равны 8,8 и 91,2%.
Уровень
занятости характеризует