Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 23:11, курсовая работа
Для эффективного управления внешнеэкономическими связями, принятия торгово-политических решений необходимы данные, комплексно отражающие развитие внешнеэкономических связей, и прежде всего развитие внешней торговли.
Задачами статистики внешней торговли являются разработка системы показателей, характеризующих размеры, динамику и структуру внешней торговли, анализ факторов, обуславливающих основные тенденции их развития, а также сравнительный анализ показателей внешней торговли различных стран.
За последние годы российская экономика претерпела множество самых разных изменений. Одни из них пошли ей на пользу, а другие нет. При переходе к рыночным отношениям необходимы четкие и продуманные решения. К сожалению Правительство России во главе с Президентом не всегда принимало именно такие решения. В связи с переходом к рынку необходима интеграция российской экономики в мировое хозяйство, что предполагает некоторую либерализацию внешнеэкономической деятельности. Для того, чтобы страна, ставшая на такой путь развития, получила выгоду, необходимы следующие условия:
Введение 3
1. Основные понятия и система показателей 4
1.1. Внешнеэкономическая деятельность как объект статистического изучения 4
1.2. Основы методологии таможенной статистики 5
1.2.1. Исходные понятия таможенной статистики 5
1.2.2. Таможенные режимы перемещения товаров через таможенную границу 7
1.2.3. Объект и системы учета внешней торговли 10
1.2.4. Категории товаров, учитываемых в таможенной статистике внешней торговли 10
1.2.5. Основные признаки, разрабатываемые таможенной статистикой внешней торговли 13
1.3. Показатели объема внешней торговли 16
1.4. Показатели вовлечённости национальной экономики в мирохозяйственные связи 18
1.5. Статистические индексы в анализе внешней торговли 19
2. Анализ показателей статистики внешней торговли 21
2.1. Сводка и группировка..................................................................................21
2.2. Расчет абсолютных и относительных показателей 22
2.3.Средние величины и показатели вариации 26
2.4. Анализ динамики внешней торговли ………………………..……..……28
2.5. Индексный анализ 30
2.6. Корреляционно – регрессионный анализ 31
Заключение 32
Список литературы 33
Все характеристики относятся к числу интервальных, исчисляемых за определенный период, как правило, за квартал или год.
В масштабе отдельной страны (региона) объем внешнеторгового оборота складывается из суммы стоимости экспорта и импорта.
Сальдо внешней торговли (торгового баланса) страны (региона) представляет разницу между ценностью экспорта и импорта:
Если соотношение складывается в пользу экспорта, то сальдо внешней торговли страны (региона) будет положительным, а торговый баланс - активным. Если стоимость импорта превышает стоимость экспорта, то сальдо внешней торговли страны (региона) отрицательно, а торговый баланс пассивный. При равенстве ценности экспорта и импорта сальдо внешней торговли равняется нулю, а соотношение в торговом балансе называется нетто-балансом. Сравнение экспорта с импортом может быть и относительным. Полученная от такого сравнения мера называется коэффициентом покрытия импорта экспортом.
Данный показатель принадлежит к категории относительных величин координации и отвечает на вопрос, в какой степени объем экспорта превышает объем импорта или сколько на единицу ввезенных приходится единиц вывезенных товаров.
Помимо стоимостных показателей внешнеторгового оборота и сальдо торгового баланса, определяемых на уровне отдельных стран, в международной статистике внешней торговли исчисляют оборот и сальдо мировой торговли.
Оборот мировой торговли характеризует общий объем перемещаемых между странами товаров. Особенность его статистической оценки состоит в том, что под ним понимают сумму стоимости экспорта всех стран.
Такая методика расчета этого показателя объясняется тем, что экспорт товаров из всех стран мира соответствует импорту в эти страны. Поэтому суммирование объемов мирового экспорта и импорта по аналогии с расчетом внешнеторгового оборота на уровне отдельной страны привело бы к двойному счету одних и тех же товаров.
За счет различий в базисных оценках экспорта и импорта (экспорт - в ценах ФОБ, импорт - в ценах СИФ) возникает величина, именуемая в международной статистике как сальдо мировой торговли. Оно рассчитывается как разница между суммой стоимости экспорта всех стран мира и суммой стоимости их импорта.
Сальдо мировой торговли показывает, во что мировому сообществу обходится доставка товаров до стран - импортеров. Учитывая, что цены СИФ на перемещаемые между странами товары всегда превышают цены ФОБ, сальдо бывает только отрицательным. [3]
1.4. Показатели вовлечённости национальной экономики в мировые хозяйственные связи
Статистика внешней торговли изучает участие отдельных стран в международном разделении труда. Вовлеченность национальных экономик в мирохозяйственные связи находит отражение в системе показателей, основными из которых являются:
1. доля отдельных стран или групп стран в мировой торговле, характеризующая роль отдельных стран (групп стран) на мировых товарных рынках.
2. доля отдельных стран в экспорте отдельных товаров (товарных групп). Раскрывает, в рамках каких отраслей и видов производств развивается специализация страны в международном разделении труда.
3. доля экспорта отдельной страны в валовом национальном продукте. Показывает, какую часть произведенного валового национального продукта страна направляет на внешний рынок или сколько на единицу валового национального продукта приходится единиц вывезенных товаров.
4. коэффициент зависимости национальной экономики от импорта, отражающий, сколько на единицу произведенного национального валового продукта приходится единиц ввезенных товаров.
5. доля экспорта в производстве отдельных видов продукции, свидетельствующая о том, какая часть произведенного в стране продукта поставляется на экспорт.
6. доля импорта в потреблении отдельных видов продукции. Показывает, какая часть в общем потреблении какого-либо продукта обеспечивается импортом. Выражает зависимость экономики страны от импорта отдельных товаров.
7. коэффициент относительной экспортной специализации, характеризующий уровень международного разделения труда. При КОЭС > 1 есть основание утверждать, что данная страна специализируется в мировом хозяйстве на производстве и торговле этим товаром;
8. коэффициент диверсификации. Коэффициент диверсификации определяется в интервале от 0 до 1. Если показатель стремится к 1, значит, страна специализируется на мировой рынок в производстве суженной номенклатуры товаров. При расширении производства экспортной продукции, реализуемой данной страной на мировом рынке, коэффициент диверсификации приближается к 0.
Методика расчета коэффициентов относительной экспортной специализации и диверсификации применима и к статистической оценке региональной вовлеченности во внешнеэкономические связи страны. [3]
1.5. Статистические индексы в анализе внешней торговли
В статистике внешней торговли для изучения динамики основных факторов внешнеторговой деятельности, а также оценки изменений ее условий используется индексный метод. В международной статистической практике внешнеторговые индексы имеют ряд отличительных особенностей:
1) основываются на данных как о специальной, так и общей системы внешней торговли, в зависимости от того, какая система учета внешнеторгового оборота принята в стране;
2) определяются не по всему внешнеторговому обороту, а по его составным частям: экспорту и импорту;
3)рассчитываются на базе простых и экономически значимых индексных форм;
4) в официальных статистических публикациях большинства экономически развитых стран и международных организаций приводятся, как правило, базисные индексы с пересмотром базы сравнения один раз в 5 лет.
Для анализа внешней торговли исчисляются несколько видов общих внешнеторговых индексов в агрегатной форме:
1. индекс стоимости. Характеризует общую динамику стоимости экспорта или импорта;
2. индекс физического объема. Дает представление об изменении общей массы экспорта или импорта;
3. индекс средних цен. Показывает, как повлияло изменение средних цен на динамику экспорта или импорта;
4. индекс условий торговли
а) индекс реальных условий торговли
б) индекс валовых условий торговли
Интерпретация индекса условий торговли сложна и не бесспорна. Считается, что если он меньше 1, то условия внешней торговли в отчетном периоде сложились менее благоприятными, чем в базисном. Если он равен 1, то условия внешнеторговой деятельности в изучаемом периоде по сравнению с базисным сохранились неизменными. Если он больше 1, то условия внешней торговли стали более благоприятными. [2]
2. Анализ показателей статистики внешней торговли
Сводка – это систематизация материала о единицах статистической совокупности, собранного и зарегистрированного в ходе статистического наблюдения. Цель сводки – получение обобщающих статистических показателей, характеризующих совокупность в целом. Важнейшим элементом сводки является группировка. Группировка – разбиение единиц изучаемой совокупности на группы в зависимости от значений исследуемого признака. Признак, на основании значений которого происходит объединение отдельных единиц совокупности, называется группировочным. [3]
На основании данных прил. 1 проведем группировку стран – торговых партнеров России по объему внешнеторгового оборота России с ними за январь 2010 года (табл. 1).
n = 1 + 1,44*ln24 = 5; i = (4468 – 52,5)/5 = 883,1
Таблица 1. Внешнеторговый оборот России со странами-партнерами за январь 2010г.
ВО за январь 2010 г., млн. дол. | Страны - торговые партнеры | Удельный вес стран, % |
До 935,6 | Испания, Чешская республика, Румыния, Болгария, Швейцария, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан | 33,3 |
935,6 – 1818,7 | Франция, Финляндия, Великобритания, Венгрия, Япония, США, Республика Корея, Казахстан | 33,3 |
1818,7 – 2701,8 | Польша, Турция, Беларусь, Украина | 16,7 |
2701,8 – 3584,9 | – | 0 |
3584,9 – 4468 | Нидерланды, Германия, Италия, Китай | 16,7 |
Рис. 1. Группировка внешнеторгового оборота России за январь 2010 г.
На основании проведенной группировки (рис. 1) можно сделать вывод, что с максимальным количеством стран – торговых партнеров 16 (66,6%) Россия имеет внешнеторговый оборот до 1818,7 млн. дол. США, а наибольший внешнеторговый оборот от 3484,9 до 4468 Россия имеет с четырьмя странами (16,7%), а именно: Нидерланды, Германия, Италия, Китай.
2.2. Расчет абсолютных и относительных показателей
Определим объем внешнеторгового оборота (ВТО), сальдо внешней торговли России (СВТ) и коэффициент покрытия (Кпокр ) и построим диаграмму (прил. 2):
ВТО = Э + И; СВТ = Э – И; Кпокр=Э/И
Таблица 2
Расчет показателей товарооборота
Год | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
ВТО, млрд. долл. США | 124,9 | 131,7 | 138,2 | 114,9 | 103,2 | 137,0 | 141,9 | 151,8 | 211,3 | 257,1 |
СВТ, млрд. долл. США | 31,5 | 38,7 | 32,0 | 27,7 | 42,6 | 69,2 | 58,1 | 59,8 | 60,5 | 105,9 |
Коэффициент покрытия | 1,675 | 1,832 | 1,603 | 1,635 | 2,406 | 3,041 | 2,387 | 2,300 | 1,802 | 2,401 |
Рис. 2. Внешнеторговый оборот России за 2002-2011 годы.
Из рис. 2 и таблицы 2 видно, что за период 2002-2011гг. экспорт превышал импорт, при этом внешнеэкономическая деятельность сложилась наиболее удачно в 2011г., а наименее удачно в 2005г.; наибольшее сальдо внешней торговли России составило 105,9 млрд. долл. США (2009г.), наименьшее – 27,7 млрд. долл. США (2005г.).
Определим средний удельный вес минеральных продуктов и продукции химической промышленности на экспорт за 2008, 2009 года (прил. 3), используя среднюю гармоническую взвешенную.
Определим долю экспорта в производстве хлопчатобумажных тканей (прил. 4).
Таблица 3
Расчет доли экспорта в производстве хлопчатобумажных тканей за
2007-2010 гг.
Год | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Доля экспорта в производстве хлопчатобумажных тканей | 0,183 | 0,264 | 0,266 | 0,287 |