Статистика товарооборота

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:31, курсовая работа

Краткое описание

В современном обществе статистика стала одним из важнейших инструментов управления экономическими процессами.
Статистика должна всесторонне охарактеризовать выполнение плана товарооборота торговых предприятий, фирм, организаций, систем и торговли в целом, вскрыть и объяснить причины, обусловившие тот или иной уровень выполнения плана, найти резервы дальнейшего развития товарооборота. В данной работе будет рассмотрен такой раздел статистики как статистический анализ товарооборота.

Файлы: 1 файл

статистика курсовая.doc

— 247.50 Кб (Скачать)

       Индекс  товарооборота – относительный  показатель, который характеризует изменение стоимости совокупности проданных товаров (денежной выручки торговли или расходов покупателей на приобретение товаров) в текущем периоде по сравнению с базисным за счет совместного влияния изменений количества и цен.

       Расчет  индекса товарооборота осуществляется по следующей формуле агрегатного индекса:

       

(5)

где, и - цена i-го товара соответственно в базисном и текущем периодах;

          и - количество проданного i-го товара соответственно в базисном и текущем периодах;  

       n – число i-х товаров, вошедших в общую совокупность.

       Особенностью  данного индекса является то, что  он отображает изменение объема розничного товарооборота в результате действия сразу двух факторов—товарной массы и розничных цен.

       На  втором этапе анализа динамики товарооборота рассчитывается индекс товарооборота в неизменных ценах (индекс физического объема). Многотоварный, или агрегатный, общий индекс, который должен отразить динамику количественного фактора товарооборота, представляет собой индекс стоимости товаров, где зафиксирован фактор цены.

       Индекс  физического объема товарооборота  – относительный показатель, который  отражает влияние изменения объема продажи товаров (количества и ассортиментных сдвигов) на динамику товарооборота; рассчитывается как отношение стоимостей количества товаров текущего и базисного периодов, соизмеренных в ценах одного и того же периода.

       Агрегатная  форма данного индекса представлена а следующем виде:

      

(6)

где, - одинаковая для числителя и знаменателя индекса цена (неизменная, или сопоставимая цена) i-го товара/ассортиментного вида;

          и - количество проданного i-го товара соответственно в базисном и текущем периодах;  

       n – число i-х видов товаров.

       По  существу, индекс физического объема товарооборота, как и любой стоимостной индекс, не в состоянии отразить изменение количественного фактора (так же как индекс цен – ценностного), он может только показать изменение товарооборота за счет количественного фактора.

       Влияние на динамику товарооборота второго  его фактора (элемента), цны, отражается индексом ценностного фактора, где в свою очередь, зафиксирован количественный фактор. Индекс ценностного фактора товарооборота (индекс цен) – относительный показатель, который отражает влияние изменений цен на динамику товарооборота; рассчитывается как отношение стоимостей одного и того же количества товаров, соизмеренного по ценам текущего периода (в числителе) и базисного (в знаменателе) показателей. Агрегатная форма индекса ценностного фактора представлена следующей формулой:

      

(7)

где, и - цена i-го товара соответственно в базисном и текущем периодах;

          - одинаковое для числителя и знаменателя количество i-го товара;                    

       n – число i-х товаров.

       Все три индекса связаны между  собой и представляют единую систему, так называемую мультипликативную индексную факторную модель, которая позволяет разложить индекс товарооборота по факторам. Индекс товарооборота равен произведению индекса физического объема товарооборота на индекс цен: 

    

,(8) 

       Абсолютный  прирост розничного товарооборота  представляет собой разность между товарооборотом отчетного периода и товарооборотом базисного периода, т. е. разность между числителем и знаменателем индекса товарооборота: 

      ∆∑pq = ∑p1q1 — ∑p0q0     (9)   

       Часть этого прироста, которая приходится на долю количественного фактора, может быть выявлена при сравнении условного товарооборота отчетного периода в базисных ценах с базисным товарооборотом, т. е. прирост товарооборота вследствие изменения объема проданных товаров определяется как разность между числителем и знаменателем индекса физического объема товарооборота: 

      ∆∑pq(q) = ∑p0q1 — ∑p0q0         (10)

       И наконец, прирост товарооборота  в результате изменения цен исчисляется  при сопоставлении товарооборота отчетного периода и условного товарооборота в базисных ценах, т. е. как разность между числителем и знаменателем индекса цен: 

      ∆∑pq(p) = ∑p1q1 — ∑p0q1         (11) 

       Сумма этих двух частных приростов образует общий прирост товарооборота

      ∑p1q1 - ∑p0q0 = ∑p0q1 - ∑p0q0 + ∑p1q1 - ∑p0q1 ,    (12) 

       Индексы – обещающие показатели сравнения во времени и в пространстве не только однотипных (одноименных) явлений, но и совокупностей, состоящих из несоизмеримых элементов.

       Будучи  сводной характеристикой качественного показателя, средняя величина складывается как под влиянием значений показателя у индивидуальных элементов (единиц), из которых состоит объект, так и под влиянием соотношения их весов («структуры» объекта).

       Если  любой качественный индексируемый  показатель обозначить через p, а его веса – через q, то динамику среднего показателя можно отразить за счет изменения обоих факторов (p и q), так за счет каждого фактора отдельно. В результате получим три различных индекса: индекс переменного состава, индекс фиксированного состава и индекс структурных сдвигов.

       Общее изменение среднего товарооборота показывает индекс среднего товарооборота переменного состава.

       Индекс  переменного состава отражает динамику среднего показателя (для однородной совокупности) за счет изменения индексируемой величины p у отдельных элементов (частей целого) и за счет изменения весов q, по которым взвешиваются отдельные значения p.

     

   (13)

                        

       Величина  этого индекса характеризует  изменение товарооборота за счет влияния двух факторов: цены товара и его количества.

              Индекс фиксированного  состава отражает динамику среднего показателя лишь за счет изменения индексируемой величины p, при фиксировании весов на уровне, как правило, отчетного периода .

       Индекс  постоянного состава отражает, как изменился средний товарооборот только вследствие изменения количества произведенного товара:

, (14)  

                            

       Другими словами, индекс фиксированного состава  исключает влияние изменения структуры (состава) совокупности на динамику средних величин, рассчитанных для двух периодов при одной и той же фиксированной структуре.

       Изменения среднего товарооборота в результате структурных сдвигов в составе  производимого товара можно оценить  с помощью индекса структурных  сдвигов.

       Индекс  структурных сдвигов характеризует влияние изменения структуры изучаемого явления на динамику среднего уровня индексируемого показателя и рассчитывается по формуле:

   

  , (15) 

       В индексах средних уровней в качестве весов могут быть взяты удельные веса единиц совокупности, которые отражают изменения в структуре изучаемой совокупности. Тогда систему взаимосвязанных индексов можно записать в следующем виде:

                                                                        

                                   индекс                    индекс                      индекс

                              переменного    =    постоянного     x      структурных.

                                   состава                  состава                    сдвигов

 

3.Приминение индексного метода на примере ООО «Алтын»

 

        ООО «Алтын» образовалось  01июня 2005 года. Занимается производством хлеба и хлебобулочных изделий, продажей в опт и розницу. В настоящее время является одним из крупнейших в Оренбургской области производителем хлеба.

     Продукцией производства ООО «Алтын» оснащены п. Тюльган,Тюльганский район, часть республики Башкортостан(с.Мраково,Максютово,Исимово и т.д.). Работа по освоению новых видов основной продукции ведется постоянно.

       Выпускаемые изделия, обеспечены сертификатами соответствия РФ.

       Уникальность современный технический уровень и высокое качество - основные достоинства продукции ООО «Алтын», пользующейся увеличивающимся спросом у потребителей Тюльганского района и района Башкирии.

     В выработке стратегии развития предприятия использован достаточно известный в мировой практике эффективный научный прием, состоящий в построении «дерева целей» и «дерева ресурсов».

     Успехи предприятия на пути  рыночных преобразований во многом  определяются эффективностью проводимой маркетинговой политики, которая адаптирована к новым рыночным условиям. Основные составляющие комплекса маркетинга, такие как снабженческо-сбытовая и ценовая политика, являются важнейшими объектами в реформировании деятельности предприятия.

     Штатным расписанием предусматриваются начальники отделов. Ведущие специалисты, технологи, исполнители и т.д. Распределение обязанностей и должностные инструкции для исполнителей разрабатываются генеральным директором.

      На данном предприятии индексный  метод изучения товарооборота можно применить следующим образом. 

Таблица 1: Исходные данные производства хлебобулочных изделий в ООО «Алтын»

Вид продукции Выпуск, т. Отпускная цена за т., тыс. руб.
2008г(q0) 2009г (q1) 2008г (p0) 2009г (р1)
        Хлеб в/с

        Хлеб  «Дарлинский»

        Булочки «Деревенские»

1 540

1 864

1 046

1 788

2 253

1 137

12,5

12

14

15

14

16

 

      Для изучения необходимо рассмотреть:

  1. Индекс товарооборота;
  2. Индекс физического объема товарооборота;
  3. Индекс ценностного фактора товарооборота;
  4. Средний индекс переменного состава;
  5. Средний индекс фиксированного состава;
  6. Средний индекс структурных сдвигов;
  7. Взаимосвязь средних индексов.
 

Таблица 2: Данные для расчета основных показателей 

                                                           

Вид продукции р0q0 р1q1 р0q1
       Хлеб в/с

       Хлеб «Дарлинский»

       Булочки «Деревенские»

19250

22368

14644

26820

31542

18192

22350

27063

15918

Итого 56262 76554 65331

Информация о работе Статистика товарооборота