Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:31, курсовая работа
В современном обществе статистика стала одним из важнейших инструментов управления экономическими процессами.
Статистика должна всесторонне охарактеризовать выполнение плана товарооборота торговых предприятий, фирм, организаций, систем и торговли в целом, вскрыть и объяснить причины, обусловившие тот или иной уровень выполнения плана, найти резервы дальнейшего развития товарооборота. В данной работе будет рассмотрен такой раздел статистики как статистический анализ товарооборота.
В современном обществе статистика стала одним из важнейших инструментов управления экономическими процессами.
Статистика должна всесторонне охарактеризовать выполнение плана товарооборота торговых предприятий, фирм, организаций, систем и торговли в целом, вскрыть и объяснить причины, обусловившие тот или иной уровень выполнения плана, найти резервы дальнейшего развития товарооборота. В данной работе будет рассмотрен такой раздел статистики как статистический анализ товарооборота.
К задачам статистики товарооборота относятся: получение статистической информации о товарообороте, анализ динамики товарооборота, расчет и анализ товарной структуры товарооборота, анализ организационной и территориальной структуры товарооборота.
Решая поставленные задачи, статистика товарооборота должна полно и объективно, на научной основе охарактеризовать объем и структуру продажи товаров населению, выявить основные пропорции, тенденции и причинно-следственные связи товарооборота, вскрыть резервы более полного удовлетворения спроса населения в товарах народного потребления через розничную торговую сеть.
Статистика
Товар – продукт, т.е. результат человеческой или природной деятельности, и услуг, т.е. целенаправленное действие, обладающие полезными потребительскими свойствами (потребительской ценностью) и предназначенные для продажи (обмена на деньги).
Если нет хотя бы одного из двух названных признаков (полезность и возможность обмена на деньги), то ни продукт, ни услуга не относятся к классу товара. Если продукт не имеет полезных свойств, он никому не нужен. Например, создан самолет, который из-за ошибок в технологии не может летать. Он может быть продан как железный лом, но это уже качественно другой товар. Если продукт или действие не обмениваются на деньги, то их тоже нельзя назвать товарами. Например, жителям района, пострадавшего от стихийного бедствия, бесплатно передали продукты питания, организовали баню и т.п. Это безвозмездная помощь, подарок.
К физическим свойствам товара относятся: форма, вес, объем, цвет вкус, запах, прочность, надежность, срок службы, технологические параметры, материал, их которого изготовлен продукт. Часто форма товара обусловлена технологическим процессом или функциональным назначением товара. Однако некоторые физические свойства товара (форма, цвет, запах, вкус, фактура материала и т.д.) тесно связаны со следующей группой свойств - с эстетикой товара.
Эстетические
К той же группе свойств относят тесно связанную с эстетикой эргономику, т.е. приспособленность товара к потребителю, удобство и безопасность в использовании. Эргономичность товара зависит, кроме того от времени и сложности ухода за изделием в процессе его эксплуатации потребителем. Производитель стремится обеспечить низкий уровень его трудоемкости и до предела упростить уход за товаром.
Рис. 1- Свойства товара
Функциональные свойства обеспечивают удовлетворение единственной или нескольких потребностей и отражают предназначение товара, его полезность. Ради этих свойств товар приобретается потребителем.
В отличие от функциональных, заложенных в товар производителем, символические свойства выражают те качества, которые им приписывает сам потребитель. Товар для данного покупателя имеет ценность не потому, что обладает действительно полезными потребительскими качествами, а потому что придает потребителю определенный социальный статус, позволяет занять в собственных глазах или в общественно мнении более высокую степень в социальной иерархии. Иначе говоря, товар обладает престижной ценностью, удовлетворяет потребность покупателя в самовыражении и самоуверенности.
Экономические свойства товара включают его цену, экономичность (например, затраты на единицу эффекта при его эксплуатации, экономия времени при использовании данного изделия по сравнению аналогичным, но менее производительным изделием и т.п.).
Дополнительные свойства товара связаны с понятием сервиса. К ним относятся обязательное допродажное и послепродажное обслуживание: наличие инструкции к товару, гарантия безотказной работы в течение определенного времени, дополнительное оборудование и запасные части, продажа сопутствующих товаров, монтаж изделия, ремонт и т.д. Составным элементом товара является упаковка - средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту товара от влияния внешней среды и связанных с этим потерь и повреждений, а также облегчающих процессы транспортировки, хранения и реализации.
Рыночный процесс, торговля, проявляется в том, что товар, обмениваемый на деньги, меняет своего собственника: от продавца переходит к покупателю, причем покупатель может оказаться и конечным потребителем товара, и всего лишь торговым посредником, помогающим довести товар от сферы производства до сферы потребления. Однако со сменой владельца возникает и необходимость физического перемещения товара, хотя оно может по времени и месту не совпадать с моментом продажи. Более того, товар может сменить одного владельца или даже нескольких, не изменяя своего физического местонахождения и, наоборот, может быть перевезен на большие расстояния со склада на склад, не будучи проданным.
Таким образом, товародвижение осуществляется в экономическом и географическом пространстве.
Движение в экономическом пространстве состоит в переходе товара от одного владельца к другому, в смене прав собственности на товар. Физическое движение товара заключается в его территориальном перемещении - из одного географического пункта в другой. Товародвижение предусматривает потенциальную возможность многократного (многозвенного) перехода товара от одного владельца к другому. Звенность товародвижения (коммерческая или торгово-организационная) - число переходов товара от одного владельца к другому; складская звенность - число перевозок товара из одного склада в другой. При прочих равных условиях неоднократные перепродажи товара, т.е. большое число торгово-организационных звеньев, а также складов, которые минует товар на пути от производителя к потребителю, увеличивают издержки обращения, а следовательно, стоимость товара и его цену. Это невыгодно конечным покупателям, но выгодно посредникам. Это явление широко распространено в торговле продуктами питания, в торговле нефтепродуктами и т.д.
Канал товародвижения, кроме начального продавца, т.е. производителя, и конечного покупателя, потребителя, включает совокупность посреднических предприятий, осуществляющих доведение товара от производителя до потребителя, а также последовательность, в которой они участвуют в этом процессе.
В маркетинге существует следующая классификация каналов товародвижения:
Под уровнем канала товародвижения подразумеваются торговые посредники. Число уровней (от которого зависит число звеньев) называется длиной канала товародвижения, а количество предприятий, из которых складывается каждый уровень, именуется шириной канала. Торговый посредник - предприятие или физическое лицо, осуществляющее покупку и последующую перепродажу товара или оказывающее помощь в доведении товара до потребителя.
К торговым посредникам, дистрибьюторам, относятся следующие их типы:
- достаточно крупные оптовые фирмы, располагающие складской сетью и принимающие на себя права собственности (иногда именно их именуют дистрибьюторами);
- дилеры (как правило, розничные или оптово-розничные фирмы, занимающиеся послепродажным обслуживанием), имеют складскую и торговую сеть, принимают на себя права собственности;
- джобберы - сравнительно небольшие фирмы, не имеющие складов, принимают на себя права собственности и осуществляют быструю перепродажу товаров.
Сложность и многозвенность процесса товародвижения вызывает необходимость его дифференцированного изучения по отдельным этапам и звеньям. Выделение этапов товародвижения основывается на признаках завершенности процесса и размера партии товара. В товародвижении (и соответственно в торговой деятельности) выделяются два этапа:
Между понятиями товародвижения и товарооборота существует неразрывная связь, они невозможны друг без друга. Движение товара в экономическом пространстве, переход товара от одного владельца к другому совершается в форме товарооборота, обмена товарами на деньги. Товарооборот представляет собой процесс купли-продажи, обмена товара на деньги. В его составе лежит уступка права собственности на товар в обмен на его денежный эквивалент. В товарообороте всегда имеются два полюса: покупатель и продавец, покупка есть в то же время продажа. Однако в статистике рынка, как правило, товарооборот рассматривается с позиции продавца и в анализе интерпретируется в качестве синонима продажи.
В статистике товарооборот представляет количественный измеритель объема продажи/покупки товаров в стоимостных единицах. Его натуральное содержание характеризует параллельный показатель - количество проданных товаров. Бесплатная передача продукта или услуги (предоставление, помощь, перемещение) товарооборотом не является. В узком смысле под товарооборотом понимают только куплю-продажу продукта, при этом продажа услуг выделяется самостоятельно.
Розничная
продажа товаров
Предметом статистики товародвижения и товарооборота являются массовые процессы и явления перемещения товаров от производителя к потребителю и обмена товаров на деньги, поддающиеся количественной характеристике.
Исходной задачей статистики товарооборота является сбор и обработка данных, характеризующих процессы купли-продажи товаров.
Изучение
процессов товарооборота