Статистика потребления и покупательского спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 19:13, контрольная работа

Краткое описание

Как известно, с ростом материальной обеспеченности возникает все большая потребность в одежде, обуви, продуктах питания, жилье, книгах, предметах культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, а также других товарах.
Для удовлетворения повышенных запросов населения к ассортименту, качеству товаров торговым организациям, предприятиям, компаниям, фирмам необходимо всестороннее изучение покупательского спроса.

Оглавление

1.Статистика потребления и покупательского спроса
1.2 Значение и особенности общественного питания
1.3 Учет и анализ товарооборота общественного питания
1.4 Учет и анализ товарооборота общественного питания
1.5 Анализ структуры товарооборота общественного питания по элементам ценообразования
1.6 Использование индексов в анализе товарооборота предприятий общественного питания

Файлы: 1 файл

Статистика.docx

— 115.83 Кб (Скачать)

Важное значение для получения  достоверности результатов имеет  также длительность испытания товара на рынке. По данным английской фирмы  «А.С. Нильсен», вероятность правильного  прогнозирования результатов массовых продаж потребительских товаров  в среднем равна: после двух месяце экспериментальных продаж — 1/16, четырех  месяцев — 1/5, десяти месяцев — 3/5.

Под вторичной информацией  подразумеваются факты, которые  доступны, хотя доработка их и требует  определенных усилий. Чтобы использовать вторичную информацию, необходимо найти  ее источник.

При сборе вторичной информации учитывают следующее:

  1. достоверность источника информации;
  2. возможность ошибки со стороны собирающего агента и возможность фальсификации данных;
  3. актуальность «свежести» информации;
  4. применимость информации для решения проблем (возможно, первоначально факты собирались для противоположных целей).

Можно перечислить следующие  источники вторичной информации:

  1. внутренняя отчетность предприятия (фирмы, компании);
  2. правительственные статистические издания;
  3. сведения торговых организаций;
  4. публикации исследовательских организаций;
  5. научные журналы и журналы по бизнесу;
  6. сведения из энциклопедий, справочников и т.д.

Наиболее плодотворными  источниками для решений проблем бизнеса являются отчетность предприятий и правительственная статистика.

У прочно утвердившейся фирмы  существующая отчетность включает банк данных за многие годы по сбыту продукции: ежедневному, еженедельному и ежемесячному; отчетность на уровне запасов; финансовую отчетность; списки товаров и данные о персонале. Зачастую надо просто перегруппировать факты, и этого будет достаточно для получения новой информации. Методика оперативного учета изложена в табл. 13.4.

 

Таблица 13.4.

Наименование товара

Товарные запасы на 1 января

Поступило за 15 дней

Товарные запасы на 15 января

Продано за 15 дней

Уровень реализации, % (гр.11+гр.2+гр.5))·100

Степень оседания товарных запасов, % (100%-гр.13)

Количество, шт.

Сумма, руб.

Средняя цена за одно пальто, руб. (гр.2:гр.1)

Количество, шт.

Сумма, руб.

Средняя цена за одно пальто, руб. (гр.5:гр.4)

Количество, шт.

Сумма, руб.

Средняя цена за одно пальто, руб. (гр.8:гр.7)

Количество (гр.1+гр.4-гр.7), шт.

Сумма (гр.1+гр.4-гр.7), шт.

Средняя цена пальто (гр.11:гр.10), руб.

А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Пальто мужские

(демисе

зонные)

 

Пальто женские (деми

сезонные)

 

 

 

89

 

 

 

112

 

 

 

77430

 

 

 

106400

 

 

 

870

 

 

 

950

 

 

 

32

 

 

 

40

 

 

 

31040

 

 

 

43200

 

 

 

970

 

 

 

1080

 

 

 

77

 

 

 

100

 

 

 

71140

 

 

 

965,6

 

 

 

925

 

 

 

965,6

 

 

 

44

 

 

 

52

 

 

 

37300

 

 

 

53040

 

 

 

848

 

 

 

1020

 

 

 

34,4

 

 

 

35,5

 

 

 

100,0-

-34,4= =65,6

 

64,5





Оперативный учет движения товаров на 15-дневку торговой фирмы  «XXI век»

Оперативные данные таблицы  отражают некоторое несоответствие между спросом на пальто и их завозом  в торговую сеть. В результате спрос  восполняется за счет запасов одежды, имевшейся в остатках на начало года. Несколько возросла средняя цена мужского пальто в запасах на конец 15-дневки. Это вызвано тем, что  население приобретало мужские  пальто по более низкой цене.

О степени удовлетворения спроса на товары с учетом их цен  можно судить по соотношению средней  цены в остатках и реализации:

 

.

Отсюда:

 

 

 или 102,3%.

 

 или 93,1%.

 

 

Таким образом, средняя цена мужского пальто в товарных запасах  была выше, чем в реализации, на 2,3%, или на 20 руб., а по женским, наоборот, меньше на 6,9%, или на 70 руб., хотя покупательницы нуждались в более дорогих  пальто. Это вызвано тем, что мужские  пальто, хотя и недорогие по цене, отвечали требованиям моды, имели  элегантный вид, и покупатель предпочел  дешевые пальто дорогим.

Торговля женской одеждой  сложилась иначе. Средняя цена одного реализованного пальто была значительно  выше, чем в запасах на начало и при их поступлении. Дешевые  пальто недостаточно удовлетворяли  требованиям моды: имели неинтересные расцветки, недостатки в пошиве.

Интенсивность спроса характеризуется  уровнем реализации товаров (гр. 13), который рассчитывается по следующей  формуле;

Уровень реализации за 15-дневку:

а) по пальто мужским:

 

 

б) по пальто женским:

 

 

Степень оседания товарных запасов можно рассчитать по формуле:

 

 

или принимая за уровень  уровень реализации 100%.

В этом случае степень оседания товарных запасов можно определить по:

а) пальто мужским = 100,0 — 34,5 = 65,5%;

б) пальто женским = 100,0 — 35,5 = 64,5%.

Таким образом, интенсивность  спроса на женские пальто была несколько  подвижнее, чем на мужские демисезонные пальто.

Для более активной продажи  пальтовой группы, равно как и  других швейных изделий, требуется  разумная оперативная подсортировка  недостающих в торговле фирмы  «XXI век» размеров и ростов, фасонов.

Следует отметить, что при  статическом изучении спроса часто  используется бюджетная статистика (статистика семейных бюджетов). Статистика семейных бюджетов учитывает структуру  доходов, расходов и потребления  дифференцированно по группам населения  с разным уровнем доходов, с разным размером и составом семьи.

3. Коэффициент эластичности спроса

Потребности населения в  тех или иных товарах и услугах  различают по степени их эластичности, т.е. изменчивости под влиянием ряда факторов, главным образом в зависимости  от величины дохода.

Изменчивость потребления  отдельными группами населения под  влиянием дохода измеряется коэффициентом  эластичности (гибкости) потребления. Коэффициент эластичности показывает процент изменения среднего потребления отдельных товаров, групп товаров под влиянием увеличения среднедушевого дохода на 1%.

Этот коэффициент значительно  видоизменяется по отдельным группам  товаров.

Например, по продовольственным  товарам организм человека ставит определенный количественный предел их потребления. При этом на структуру потребления  продовольственных товаров непосредственное влияние оказывает рост доходов  населения. При снижении доходов  растет потребление растительной пищи, а при увеличении возрастает удельный вес потребляемой белковой пищи. Так, например, в последние годы, по мере стабилизации развития рыночной экономики  в Российской Федерации, возросло потребление  молока, мяса, яиц, рыбы, сахара и сократилось  потребление хлеба и картофеля.

По многим же непродовольственным  товарам сфера их потребления  значительно шире и определить ее сложнее. Отчасти сложность вызвана  и тем, что при изменении цен  гибкость спроса на непродовольственные  товары значительно выше, чем на продовольственные.

Размер спроса особенно зависит  от изменения цен, при их снижении значительно возрастает продажа  товаров. Кроме того, снижение цен  оказывает влияние на увеличение покупательной силы денег, так как  известно, что доходы населения определяются не только номинальной, но и реальной заработной платой. При помощи индекса  цен измеряют изменение покупательной  силы денег.

 

 

Следовательно, покупательная  способность рубля — обратная величина индекса цен.

Пример. Предположим, что  товарооборот торговой фирмы «Зодиак» в текущем году в действующих  ценах составил 3250 тыс. руб. (Σp0q1). Если бы цены текущего года не менялись, то население за тот же период уплатило бы 3320 тыс. руб. (Σp0q1). Определить индекс покупательной способности рубля:

 

 

Индекс покупательной  способности рубля равен или 102,1%.

Следовательно, покупательная  способность рубля увеличилась  на 2,1%, или выигрыш населения: составил 70 тыс. руб. (3320 - 3250).

Чтобы определить коэффициент  эластичности, нужно процент прироста потребления товара на одного человека разделить на процент прироста дохода на одного человека:

 

 

где Кэ — коэффициент эластичности;

Δу или (у1 – у0) — прирост потребления (продажи) данного товара на одного человека;

уо — объем продажи данного товара на одного человека в прошлом периоде;

Δх или (х1 - х0) — прирост денежных доходов на одного человека;

x0 — денежные доходы на одного человека в прошлом периоде.

 

Пример. Доходы на душу населения, обслуживаемого Великоречинским райпотребсоюзом  в прошлом периоде составили 15 000 руб., в текущем — 16 000 руб. Продажа  одежды на одного человека в этом же районе за прошлый год составила 800 руб., за текущий — 1040 руб.

Коэффициент эластичности в  данном примере рассчитывается следующим  образом:

 

 

Этот же результат получим  и при некоторой модификации  первой формулы:

 

 

Следовательно, росту доходов  на 1% соответствует рост продажи  швейных изделий на 4,5%. Это указывает  на высокую эластичность спроса данного  товара, так как спрос на товар  опережает рост денежных доходов  населения.

Коэффициент эластичности потребления  может принимать следующие значения.

    1. Если коэффициент эластичности меньше 1, то потребление увеличивается медленнее, чем растет доход. Следовательно, этот товар можно отнести к группе малоэластичных, доля расходов на его приобретение сокращается (сахар, картофель, хлеб и др.).
    2. Если коэффициент эластичности равен 1, то потребление изменяется пропорционально росту доходов населения (фрукты, колбасные изделия и др.).
    3. Если коэффициент эластичности больше 1, то в этом случае потребление опережает рост денежных доходов и товар будет иметь высокую эластичность спроса (мебель, ковровые изделия, ткани и др.).

При расчетах коэффициента эластичности товарооборота отдельных  товаров, в зависимости от изменения  денежных доходов населения, от количества членов семьи и других социально-экономических  факторов, может быть использовано уравнение прямолинейной зависимости. Вычисление коэффициента эластичности в данном случае производится по формуле:

 

 

где — средний товарооборот на душу населения;

— средние денежные доходы на одного человека;

а1 — параметр уравнения прямолинейной связи

Вычисление параметра  а1 производится по уравнению прямой ( = а0 + а1x ), так как зависимость между реализацией товаров и денежными доходами населения — прямолинейная (табл. 13.5).

 

Таблица 13.5

Годы

Денежные средства

Товарооборот по

х2

ху (гр.4 =

 

на одного человека

обуви на одного

 

= гр.1хгр.2)

 

(х), расходуемые на

человека (у), руб.

   
 

покупку товаров,

     
 

руб.

     

А

1

2

3

4

1997

4100

180,0

16810000

738000

1998

4180

220,0

17472400

919600

1999

4220

282,0

17808400

1190040

2000

4340

335,0

18835600

1453900

ИТОГО

16840

1017,0

70926400

4301540





Расчет коэффициента эластичности по торговой организации, обслуживающей  Ивановский район

 

Чтобы найти параметр a1, необходимо решить систему нормальных уравнений:

 

.

 

Полученные данные из табл. 13.6 подставляем в систему нормальных уравнений.

 

.

 

Поделив каждый член в обоих  уравнениях на коэффициент при  а, получим:

 

.

 

Вычтем из второго уравнения  первое, получим:

Информация о работе Статистика потребления и покупательского спроса