Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 19:13, контрольная работа
Как известно, с ростом материальной обеспеченности возникает все большая потребность в одежде, обуви, продуктах питания, жилье, книгах, предметах культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, а также других товарах.
Для удовлетворения повышенных запросов населения к ассортименту, качеству товаров торговым организациям, предприятиям, компаниям, фирмам необходимо всестороннее изучение покупательского спроса.
1.Статистика потребления и покупательского спроса
1.2 Значение и особенности общественного питания
1.3 Учет и анализ товарооборота общественного питания
1.4 Учет и анализ товарооборота общественного питания
1.5 Анализ структуры товарооборота общественного питания по элементам ценообразования
1.6 Использование индексов в анализе товарооборота предприятий общественного питания
Важное значение для получения
достоверности результатов
Под вторичной информацией подразумеваются факты, которые доступны, хотя доработка их и требует определенных усилий. Чтобы использовать вторичную информацию, необходимо найти ее источник.
При сборе вторичной информации учитывают следующее:
Можно перечислить следующие
источники вторичной
Наиболее плодотворными
источниками для решений
У прочно утвердившейся фирмы
существующая отчетность включает банк
данных за многие годы по сбыту продукции:
ежедневному, еженедельному и ежемесячному;
отчетность на уровне запасов; финансовую
отчетность; списки товаров и данные
о персонале. Зачастую надо просто перегруппировать
факты, и этого будет достаточно
для получения новой
Таблица 13.4.
Наименование товара |
Товарные запасы на 1 января |
Поступило за 15 дней |
Товарные запасы на 15 января |
Продано за 15 дней |
Уровень реализации, % (гр.11+гр.2+гр.5))·100 |
Степень оседания товарных запасов, % (100%-гр.13) | |||||||||||
Количество, шт. |
Сумма, руб. |
Средняя цена за одно пальто, руб. (гр.2:гр.1) |
Количество, шт. |
Сумма, руб. |
Средняя цена за одно пальто, руб. (гр.5:гр.4) |
Количество, шт. |
Сумма, руб. |
Средняя цена за одно пальто, руб. (гр.8:гр.7) |
Количество (гр.1+гр.4-гр.7), шт. |
Сумма (гр.1+гр.4-гр.7), шт. |
Средняя цена пальто (гр.11:гр.10), руб. | ||||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 | |||
Пальто мужские (демисе зонные)
Пальто женские (деми сезонные) |
89
112 |
77430
106400 |
870
950 |
32
40 |
31040
43200 |
970
1080 |
77
100 |
71140
965,6 |
925
965,6 |
44
52 |
37300
53040 |
848
1020 |
34,4
35,5 |
100,0- -34,4= =65,6
64,5 |
Оперативный учет движения товаров на 15-дневку торговой фирмы «XXI век»
Оперативные данные таблицы отражают некоторое несоответствие между спросом на пальто и их завозом в торговую сеть. В результате спрос восполняется за счет запасов одежды, имевшейся в остатках на начало года. Несколько возросла средняя цена мужского пальто в запасах на конец 15-дневки. Это вызвано тем, что население приобретало мужские пальто по более низкой цене.
О степени удовлетворения спроса на товары с учетом их цен можно судить по соотношению средней цены в остатках и реализации:
Отсюда:
Таким образом, средняя цена мужского пальто в товарных запасах была выше, чем в реализации, на 2,3%, или на 20 руб., а по женским, наоборот, меньше на 6,9%, или на 70 руб., хотя покупательницы нуждались в более дорогих пальто. Это вызвано тем, что мужские пальто, хотя и недорогие по цене, отвечали требованиям моды, имели элегантный вид, и покупатель предпочел дешевые пальто дорогим.
Торговля женской одеждой сложилась иначе. Средняя цена одного реализованного пальто была значительно выше, чем в запасах на начало и при их поступлении. Дешевые пальто недостаточно удовлетворяли требованиям моды: имели неинтересные расцветки, недостатки в пошиве.
Интенсивность спроса характеризуется уровнем реализации товаров (гр. 13), который рассчитывается по следующей формуле;
Уровень реализации за 15-дневку:
а) по пальто мужским:
б) по пальто женским:
Степень оседания товарных запасов можно рассчитать по формуле:
или принимая за уровень уровень реализации 100%.
В этом случае степень оседания товарных запасов можно определить по:
а) пальто мужским = 100,0 — 34,5 = 65,5%;
б) пальто женским = 100,0 — 35,5 = 64,5%.
Таким образом, интенсивность спроса на женские пальто была несколько подвижнее, чем на мужские демисезонные пальто.
Для более активной продажи пальтовой группы, равно как и других швейных изделий, требуется разумная оперативная подсортировка недостающих в торговле фирмы «XXI век» размеров и ростов, фасонов.
Следует отметить, что при статическом изучении спроса часто используется бюджетная статистика (статистика семейных бюджетов). Статистика семейных бюджетов учитывает структуру доходов, расходов и потребления дифференцированно по группам населения с разным уровнем доходов, с разным размером и составом семьи.
Потребности населения в тех или иных товарах и услугах различают по степени их эластичности, т.е. изменчивости под влиянием ряда факторов, главным образом в зависимости от величины дохода.
Изменчивость потребления отдельными группами населения под влиянием дохода измеряется коэффициентом эластичности (гибкости) потребления. Коэффициент эластичности показывает процент изменения среднего потребления отдельных товаров, групп товаров под влиянием увеличения среднедушевого дохода на 1%.
Этот коэффициент значительно видоизменяется по отдельным группам товаров.
Например, по продовольственным
товарам организм человека ставит определенный
количественный предел их потребления.
При этом на структуру потребления
продовольственных товаров
По многим же непродовольственным товарам сфера их потребления значительно шире и определить ее сложнее. Отчасти сложность вызвана и тем, что при изменении цен гибкость спроса на непродовольственные товары значительно выше, чем на продовольственные.
Размер спроса особенно зависит от изменения цен, при их снижении значительно возрастает продажа товаров. Кроме того, снижение цен оказывает влияние на увеличение покупательной силы денег, так как известно, что доходы населения определяются не только номинальной, но и реальной заработной платой. При помощи индекса цен измеряют изменение покупательной силы денег.
Следовательно, покупательная способность рубля — обратная величина индекса цен.
Пример. Предположим, что товарооборот торговой фирмы «Зодиак» в текущем году в действующих ценах составил 3250 тыс. руб. (Σp0q1). Если бы цены текущего года не менялись, то население за тот же период уплатило бы 3320 тыс. руб. (Σp0q1). Определить индекс покупательной способности рубля:
Индекс покупательной способности рубля равен или 102,1%.
Следовательно, покупательная способность рубля увеличилась на 2,1%, или выигрыш населения: составил 70 тыс. руб. (3320 - 3250).
Чтобы определить коэффициент эластичности, нужно процент прироста потребления товара на одного человека разделить на процент прироста дохода на одного человека:
где Кэ — коэффициент эластичности;
Δу или (у1 – у0) — прирост потребления (продажи) данного товара на одного человека;
уо — объем продажи данного товара на одного человека в прошлом периоде;
Δх или (х1 - х0) — прирост денежных доходов на одного человека;
x0 — денежные доходы на одного человека в прошлом периоде.
Пример. Доходы на душу населения,
обслуживаемого Великоречинским
Коэффициент эластичности в данном примере рассчитывается следующим образом:
Этот же результат получим и при некоторой модификации первой формулы:
Следовательно, росту доходов на 1% соответствует рост продажи швейных изделий на 4,5%. Это указывает на высокую эластичность спроса данного товара, так как спрос на товар опережает рост денежных доходов населения.
Коэффициент эластичности потребления
может принимать следующие
При расчетах коэффициента
эластичности товарооборота отдельных
товаров, в зависимости от изменения
денежных доходов населения, от количества
членов семьи и других социально-экономических
факторов, может быть использовано
уравнение прямолинейной
где — средний товарооборот на душу населения;
— средние денежные доходы на одного человека;
а1 — параметр уравнения прямолинейной связи
Вычисление параметра а1 производится по уравнению прямой ( = а0 + а1x ), так как зависимость между реализацией товаров и денежными доходами населения — прямолинейная (табл. 13.5).
Таблица 13.5
Годы |
Денежные средства |
Товарооборот по |
х2 |
ху (гр.4 = |
на одного человека |
обуви на одного |
= гр.1хгр.2) | ||
(х), расходуемые на |
человека (у), руб. |
|||
покупку товаров, |
||||
руб. |
||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
1997 |
4100 |
180,0 |
16810000 |
738000 |
1998 |
4180 |
220,0 |
17472400 |
919600 |
1999 |
4220 |
282,0 |
17808400 |
1190040 |
2000 |
4340 |
335,0 |
18835600 |
1453900 |
ИТОГО |
16840 |
1017,0 |
70926400 |
4301540 |
Расчет коэффициента эластичности по торговой организации, обслуживающей Ивановский район
Чтобы найти параметр a1, необходимо решить систему нормальных уравнений:
Полученные данные из табл.
13.6 подставляем в систему
Поделив каждый член в обоих уравнениях на коэффициент при а, получим:
Вычтем из второго уравнения первое, получим:
Информация о работе Статистика потребления и покупательского спроса