Статистика инфляции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы — рассмотреть понятие инфляции и её статистику в нынешних экономических условиях в России.
Цель определила следующие задачи работы:
рассмотреть теоретические аспекты инфляции;
изучить сущность инфляции и ее причины
изучить виды инфляции
проанализировать методологические основы анализа инфляции в России
определить показатели инфляции в России;
разработать пути регулирования инфляции в России

Оглавление

Введение 2
рассмотреть теоретические аспекты инфляции; 4
изучить сущность инфляции и ее причины 4
изучить виды инфляции 4
проанализировать методологические основы анализа инфляции в России 4
определить показатели инфляции в России; 4
разработать пути регулирования инфляции в России 4
Объект исследования — Российская Федерация. 4
Предмет исследования — статистические показатели инфляции в российской экономике. 4
Методы исследования: анализ монографий, периодической печати, экономико-статистических данных. 4
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения. В первой главе изложены теоретические основы инфляции. Во второй главе анализируются статистические показатели инфляции в 2008-2010гг. В заключении изложены выводы по изученной теме. 4
Глава 1. Теоретические основы инфляции 5
Сущность и причины инфляции 5
1.2. Виды инфляции 7
12
Методология расчета индекса потребительских цен (ИПЦ) 12
Глава 2. Анализ инфляции в России 18
2.1. Показатели инфляции в России в период 2008-2010 гг. 18
2.2. Прогноз инфляции в России на 2011 год 22
2.3. Регулирование инфляции в России 24
Заключение 30
Библиографический список 34

Файлы: 1 файл

Статистика инфляции.doc

— 334.00 Кб (Скачать)

Антиинфляционная тактика  должна быть направлена на увеличение предложения товаров без повышения спроса или на снижение спроса без падения предложения. Важную роль здесь может сыграть повышение степени товарности народного хозяйства. Этому содействует льготное налогообложение предприятий, продающих побочные продукты производства, услуги, информацию, формирующие новые рынки. Мощным фактором снижения инфляции является приватизация государственной собственности, реализация государственных стратегических запасов, материальных ресурсов предприятий, массированный потребительский импорт. Регулирование спроса предусматривает повышение норм сбережений, и уменьшение уровня их ликвидности. Для этого значительно повышаются процентные ставки по вкладам, по государственным облигациям, форсируется приватизация. Иногда даже вводится временное замораживание вкладов. Когда полностью исчерпаны все способы противодействия инфляции, может быть проведена денежная реформа конфискационного типа.

Таким образом, можно  сделать следующий вывод: последствия инфляции регулируются с помощью определенной антиинфляционной политики, представляющей собой несколько отдельно существующих, но взаимосвязанных части – адаптивная политика, стабилизационные программы, антиинфляционная стратегия и антиинфляционная тактика.

Методы борьбы с инфляцией  могут быть прямые и косвенные.

Косвенные методы включают:

1. регулирование общей  массы денег через управление  «печатным станком»;

2. регулирование процентных  ставок коммерческих банков через  управление ими Центробанком;

3. обязательные денежные  резервы коммерческих банков;

4. операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Прямые методы борьбы с инфляцией, включают в себя:

1. прямое и непосредственное  регулирование государством кредитов  и тем самым - денежной массы;

2. государственное регулирование  цен;

3. государственное (по  соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;

4. государственное регулирование  внешней торговли, ввоза и вывоза  капитала и валютного курса.

На основе вышесказанного, мы можем сделать следующий вывод: методы борьбы с инфляцией делятся на косвенные и прямые, последние из которых наиболее эффективно влияют на замедление темпов развития инфляции в современной экономике.

Сбивать темпы инфляции - значит сокращать разницу между  денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к равновесию. К первоочередным мерам относятся следующие:

1. Обеспечение страны  в достатке продовольствием. Для  налаживания продовольственного  дела в стране следует оказать  государственную финансовую помощь  сельскохозяйственным предприятиям  всех видов собственности и провести мягкую реформу колхозов и совхозов: а) установление порядка выдачи кредитов сельскохозяйственным предприятиям под векселя с погашением их за счет будущего урожая; б) установление государственных закупочных цен, а также цен на потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы контрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.

2. Воссоздание разрушенного инвестиционного поля народного хозяйства, без чего функционирование экономики становится невозможным. В этих целях надо, прежде всего, восстановить на банковских счетах предприятий путем индексирования утраченные из-за резкого роста цен и обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств.

3. Налаживание снабженческо-сбытовых  связей между предприятиями. Хозяйственные  связи предприятий в рыночном  режиме наиболее эффективны в  основном через систему крупных  оптовых купцов-синдикатов. Эти структуры могут функционировать в рамках отдельных регионов, в общероссийском и межгосударственном масштабе.

4. Взамен налога на  добавленную стоимость, стимулирующего  в современных условиях хозяйствования  в России рост инфляции и  крайне трудно поддающегося контролю налоговых инспекций, определить основным платежом в бюджет налог на прибыль, дифференцировав его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства, что будет нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли.

5. На время кризиса  необходимо централизовать банковскую  систему России, имея в виду  обязательное исполнение коммерческими  и инвестиционными банками директив  центрального банка по приоритетности  и льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота.

6. Для стабилизации  потребительского рынка целесообразно:  а) создать систему стимулирования  развития мелкого бизнеса в  сфере производства и услуг.  Ввести государственные кредиты  на аренду производственных помещений и лизинговый кредит на аренду оборудования (с возможностью последовательного выкупа), а также ввести обязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск разорения особенно значителен; б) создать условия для повсеместного распространения параллельно с существующей системой торговли потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам.

7. В течение кризисного  периода следует также проводить  рациональную государственную политику  защиты внутреннего рынка и  строгого контроля частной экспортной  деятельности.

На основе вышесказанного можно сделать следующие выводы-рекомендации по стратегии и тактике выживания бизнеса в условиях современной инфляции в России:

1. Постараться сохранить  основной профиль бизнеса (продукт  или вид услуги).

2. Диверсификация, как  в пределах основного профиля,  так и шире.

3. Выделение из структуры  предприятия или создание преимущественно малых торгово-посреднических фирм.

4. Акцент на разнообразные  и многочисленные короткие по  времени и высокодоходные операции  с высокой степенью риска.

5. Создание общего  страхового фонда для минимизации  риска по всей совокупности  отмеченных выше операций.

 

 

 

 

Заключение

 

В курсовой работе был произведен статистический анализ природы российской инфляции. В процессе работы для более полного раскрытия темы было выделено две основные главы.

В первой главе  курсовой работы были рассмотрены теоретические аспекты такого социально-экономического явления, как инфляция; было раскрыто понятие «инфляция» и ее сущность, охарактеризованы основные виды.

Вторая глава представляет собой непосредственный анализ инфляции в России. Проведение статистического анализа инфляции в Российской Федерации позволяет сделать следующие выводы:

  1. Основным показателем уровня инфляции в РФ является индекс потребительских цен, который складывается из индивидуальных индексов цен и отражает изменение цен на потребительском рынке. Из расчетов, произведенных в задачах 1, 2, 6, 8,  видно, что индекс потребительских цен по различным товарным группам может существенно отличаться и имеет неодинаковый уровень влияния на общий индекс потребительских цен.
  2. Еще одним важнейшим показателем изменения уровня инфляции является индекс-дефлятор ВВП.

Инфляция в  России существует, несмотря на жесткую  финансовую политику Минфина и не менее жесткое регулирование  валютного рынка со стороны Центрального банка. Причина парадокса кроется в существенном масштабе коррупции. Он влияет на макроэкономику в двух направлениях. Взятка для предпринимателя – это издержки, которые компенсируются за счет увеличения цены товара или услуг. Следовательно, чем больше размер взятки, тем больше нагрузка на потребителя. Рост цен «разгоняется»  постоянно растущим спросом со стороны коррупционного сектора экономики, т.к. коррупционные деньги легко тратятся, потому что их владелец не задумывается о цене покупаемого товара.

  1. Отечественная экономика сильно зависит от импорта, именно поэтому вместе с кредитами, товарами первой необходимости и продуктами питания она получила и рост инфляции. Увеличению импорта способствовало ускорение роста инвестиционного потребительского спроса, рост цен в долларовом выражении. А согласно классической экономической теории, если национальная валюта не обеспечена достаточным количеством выпущенных в стране товаров и предоставленными услугами, она теряет свою меновую стоимость, что неизбежно ведет к инфляции.

Таким образом, надо стремиться к наполнению своего внутреннего рынка отечественными товарами и услугами, особенно стратегического назначении, такими как, например, продукция сельского хозяйства. Это позволит снизить их цену и реально повысить стоимость денег на внутреннем рынке.

  1. Из уст самых высоких чиновников часто приходится слышать, что наша инфляция – это результат большого объема денежной массы, находящегося в обращении. Одним из основных источников повышения уровня инфляции является ускорение темпов роста денежной массы.

Преодоление данной проблемы видится в изменении  политики государства по отношению  к использованию накопленной  аккумулированной в различных фондах денежной массы. Необходимо расширить  кредитование, в том числе за счет вовлечения в кредитный оборот государственных и пенсионных средств. Так Ассоциация российских банков призывает государство изменить подход к использованию казенных денег: следует не распределять их, а пустить в кредитный оборот. Для этого необходимо внедрить частно-государственное  партнерство. Обязанность регулярно выплачивать проценты по ссуде заставит компании-заемщики «аккуратно» расходовать государственные средства, минимизировать риски инвестиции. С другой стороны, они получат именно то дополнительное финансирование, которое позволит развивать производство и обеспечивать внутренний рынок требуемым объемом товаров и услуг. Только так возможно контролировать и снижать инфляцию.

5. Еще одной  основной причиной инфляции может  являться диспропорция экономики.  Так, например, сегодня 60-70% капиталовложений уходят в сырьевую отрасль, а на развитие инновационных предприятий – всего 30%. Значит, обострение инфляции, по мнению многих исследователей, отражает именно недостаток инвестиций в инновации. Следовательно, первым средством борьбы с инфляцией в долгосрочном периоде будет избавление от диспропорций в развитии и финансировании отраслей российской экономики.

Таким образом, на основе проведенного статистического  анализа природы российской инфляции, можно утверждать, что инфляцию в  России можно сдержать, если:

    1. рационально применять механизм экспортно-импортных отношений;
    2. наладить частно-государственное партнерство;
    3. привлечь свободные государственные средства в кредитный оборот;
    4. принять более действенные государственные меры по развитию промышленного и сельскохозяйственного производства;
    5. обеспечить внутренний рынок требуемым объемом товаров и услуг;
    6. стимулировать заинтересованность производителя в продаже товаров на внутреннем рынке.

Для того чтобы бороться с инфляцией, необходимо создавать  дешевые источники ликвидности для банков и реальной экономики, консолидировать инфраструктуру рынка, достраивать финансовый мегарегулятор, способный защищать инвесторов. И главное – выгодно вкладывать деньги государства внутри страны, на публичных рынках, держа за границей минимальные резервы.

 

 

Библиографический список

 

  1. Богетич Ж. Можно ли обуздать инфляцию / Ж. Богетич // Национальный банковский журнал «NBJ». – 2008. – № 6. – С. 36 – 39.
  2. Богомолова О.Т. Реформы глазами американских и российских ученых:.— М.: Фонд "За экономическую грамотность", 2006. — 265 с.
  3. Добрынин А.И. Экономическая теория: учебник для вузов / СПб.: Изд. «Питер», 2006. – 544 с.
  4. Зоркальцев В.И. Индексы цен и инфляционные процессы – Новосибирск: Наука, 2006. – 395 с.
  5. Илларионов А. Природа российской инфляции / А. Илларионов // Вопросы экономики. – 2005. – № 3. – С. 39 – 47.
  6. Корищенко К. Альтернативы нет / К. Корищенко // Национальный банковский журнал «NBJ». – 2008. – № 6. – С. 44 – 45.
  7. Мехряков В. Инфляция или инспекция / В. Мехряков // Национальный банковский журнал «NBJ». – 2008. – № 6. – С. 48 – 49.
  8. Мухачев В.М. Экономическая статистика: учебное пособие – СПб.: Издательство СЗАГС, 2005. – 152 с.
  9. Назаров М.Г. Курс социально-экономической статистики: учебник для вузов – М.: Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 529 с.
  10. Никитин С. Антиинфляционная политика: зарубежный опыт и Россия. Деньги и кредит. – 2005. – №1. – С. 69 – 76.
  11. Никитин С. Инфляция и инфляционная политика: зарубежный и отечественный опыт. – Мировая экономика и международные отношения, 2008 г. №4.
  12. Погосов И.А. Инфляция в России: влияние на производство, прибыль, капитал. – ЭКО, 2008 г. №11.
  13. Пугачев В. Российская инфляция: трактовка, моделирование, методы борьбы / Вопросы экономики. – 2005. – № 11. – С. 45 – 50.
  14. Смольякова  Татьяна Ничего личного, только статистика -  Российская газета" - Федеральный выпуск №5077 (253) от 30 декабря 2009 г.
  15. Тарасевича Л.С. Критика современных буржуазных теорий финансов, денег и кредита. – М.: Наука, 2005. – 150 с.
  16. Тосунян Г. «Бешеные» деньги / Г. Тосунян // Национальный банковский журнал «NBJ». – 2008. – № 6. – С. 40 – 43.
  17. Чаплыгина Т. Демонстративно-криминальное  потребление Национальный банковский журнал «NBJ». – 2008. – № 6. – С. 46 – 47.
  18. Департамент исследований и информации «Квартальный обзор инфляции» - Центральный банк РФ, 2кв. 2010г.
  19. Методологические положения по статистике. Вып. 1. – М.: Госкомстат РФ, 2006.
  20. Руководство по индексу потребительских цен: теория и практика. – М.: Евростат, 2007. – 720 с.
  21. top.rbc.ru – Экономика - Инфляция в России разогналась с начала года до 5,8% - 15 сентября 2010г.
  22. www.polit.ru - СМИ: по итогам 2009 года инфляция в России показала рекордно малый рост - 13 января 2010

Информация о работе Статистика инфляции