Статистика инфляции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы — рассмотреть понятие инфляции и её статистику в нынешних экономических условиях в России.
Цель определила следующие задачи работы:
рассмотреть теоретические аспекты инфляции;
изучить сущность инфляции и ее причины
изучить виды инфляции
проанализировать методологические основы анализа инфляции в России
определить показатели инфляции в России;
разработать пути регулирования инфляции в России

Оглавление

Введение 2
рассмотреть теоретические аспекты инфляции; 4
изучить сущность инфляции и ее причины 4
изучить виды инфляции 4
проанализировать методологические основы анализа инфляции в России 4
определить показатели инфляции в России; 4
разработать пути регулирования инфляции в России 4
Объект исследования — Российская Федерация. 4
Предмет исследования — статистические показатели инфляции в российской экономике. 4
Методы исследования: анализ монографий, периодической печати, экономико-статистических данных. 4
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения. В первой главе изложены теоретические основы инфляции. Во второй главе анализируются статистические показатели инфляции в 2008-2010гг. В заключении изложены выводы по изученной теме. 4
Глава 1. Теоретические основы инфляции 5
Сущность и причины инфляции 5
1.2. Виды инфляции 7
12
Методология расчета индекса потребительских цен (ИПЦ) 12
Глава 2. Анализ инфляции в России 18
2.1. Показатели инфляции в России в период 2008-2010 гг. 18
2.2. Прогноз инфляции в России на 2011 год 22
2.3. Регулирование инфляции в России 24
Заключение 30
Библиографический список 34

Файлы: 1 файл

Статистика инфляции.doc

— 334.00 Кб (Скачать)

Таким образом, рост инфляции связывают с издержками на заработную плату. Профессор Лутц в своей работе «Инфляция издержек и спроса» пишет: «Если одновременно имеющиеся дополнительные финансы для целей инвестиций превышают то, что требуется для покрытия возросшей заработной платы и поддержания относительной доли прибылей в производстве, то инвестиции представляют собой дополнительный источник инфляции; налицо симптомы инфляции спроса. Мы ясно видим наличие сочетания инфляции издержек и инфляции спроса»3.

1) Инфляция спроса.

Инфляция спроса порождается выпуском в обращение  дополнительной массы платежных  средств, что создает превышение спроса над предложением и приводит к росту цен. В этой связи необходимо сокращать государственные расходы, стремясь в идеале к бездефицитному бюджету ради уменьшения эмиссии денег.

Инфляция спроса упрощенно может быть представлена так:

Совокупный  спрос, превышающий текущие производственные возможности, вызывает повышение уровня цен. Инфляция, вызванная этим источником, начинается с роста цен на конечные продукты, который постепенно распространяется на факторы производства. Причем рост цен на последние не поспевает за ростом цен на конечный продукт. Соответственно, какими бы причинами ни был вызван первоначальный рост цен, он немедленно упирается в границы, определяемые фактическим объемом денежной массы. То есть, само по себе увеличение спроса порождает скорее угрозу инфляции, нежели саму инфляцию.

Для институтов, регулирующих объем денежной массы, т.е. в большинстве случаев –  для государства (Правительства и Центрального банка) это становится проблемой. Если государство увеличивает производство, с целью предотвратить грозящий его спад, то отсюда, собственно, и начинается инфляция.  В краткосрочном периоде такая политика вызывает рост цен и увеличение реального выпуска, в долгосрочном – только рост цен (инфляционная спираль). Если же государство сдерживает рост денежной массы, то уже в краткосрочном периоде происходит дезинфляция – сжимается спрос и восстанавливается равновесие4.

2) Инфляция издержек.

В мировой практике под инфляцией издержек подразумевается такой механизм формирования цен, при котором их рост определяется не увеличением спроса, а повышением затрат. Предложение при прежних ценах падает, что и вызывает рост цен. При этом объем производства, и занятость уменьшаются – признак недостаточного спроса.  Для инфляции издержек характерен рост всех компонентов производственных затрат (материальных ресурсов, зарплаты, затрат на обслуживание долгов и покупку денежных ресурсов и др.) и затем распространяется – в свою очередь, через повышение издержек – на конечный продукт.

Если в условиях инфляции издержек проводится политика смягчения ограничений роста  денежной массы (в целях предотвращения спада производства), то с высокой  вероятностью можно ожидать раскручивание инфляционной спирали, т.е., аналогично инфляции спроса: в краткосрочном периоде – рост цен и реального выпуска, в долгосрочном – только рост цен. Если же проводится политика жестких ограничений, то производство реагирует спадом, который в течение некоторого времени сводит инфляцию на «нет». 

Очевидно, что все, описанные  выше, виды инфляции тесно связаны  между собой и влияют друг на друга.

 

    1. Методология расчета индекса потребительских цен (ИПЦ)

Наиболее распространенным методом измерения инфляции является индекс потребительских цен (Consumer Price Index, CPI), который рассчитывается по отношению к базовому периоду.

Индекс потребительских  цен (индекс инфляции, англ. Consumer Price Index, CPI) выражает относительное изменение среднего уровня цен группы товаров и услуг (потребительской корзины) за определенный период.

В России Федеральная  служба государственной статистики публикует индексы потребительских  цен, которые характеризуют уровень  инфляции. В качестве базового периода  выступает предыдущий месяц или декабрь предыдущего года.

Основные положения  о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные  услуги, оказанные населению, и определение  индекса потребительских цен  устанавливаются Росстатом.

Наблюдение за изменением потребительских цен возложено на органы государственной статистики. Наблюдение за ценами и расчет индексов потребительских цен осуществляются в рамках Федеральной программы статистических работ, ежегодно утверждаемой Росстатом после ее согласования на заседании Правительства Российской Федерации.

Индекс потребительских  цен характеризует изменение  во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления5.

Он измеряет отношение  стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода.

Расчет ИПЦ осуществляется в целом по Российской Федерации, федеральным округам и субъектам  Российской Федерации по единому  набору товаров (услуг) - представителей.

ИПЦ является одним из важнейших показателей, характеризующих  инфляционные процессы в стране, и используется в целях осуществления государственной финансовой и денежно-кредитной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, пересмотра минимальных социальных гарантий населению, решения отдельных правовых споров.

Наблюдение за ценами и тарифами на товары и платные  услуги на потребительском рынке  и расчет индекса потребительских  цен включают в себя следующие этапы работы:

  • отбор населенных пунктов;
  • отбор базовых предприятий торговли и сферы услуг;
  • отбор товаров (услуг)-представителей;
  • регистрация цен и тарифов;
  • формирование системы весов для расчета индекса потребительских цен;
  • расчет средних цен (тарифов) на товары и услуги;
  • расчет индекса потребительских цен;
  • подготовка ценовой информации для стоимостной оценки потребительской корзины, на базе которой проводится определение величины прожиточного минимума;
  • расчет долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации;
  • расчет стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения.

Расчет ИПЦ производится на базе информации, полученной из двух источников:

  • данных об изменении цен, рассчитанных на основе регистрации цен и тарифов на товары и услуги на потребительском рынке, за каждый отчетный период;
  • данных о структуре фактических потребительских расходов населения за предыдущий год, которые используются в качестве весов при расчете ИПЦ.

Потребительский набор  товаров и услуг, на основании  которого осуществляется наблюдение за ценами и рассчитывается ИПЦ, представляет собой единую для всех регионов Российской Федерации репрезентативную выборку  групп товаров и платных услуг, наиболее часто потребляемых населением. Данный набор разрабатывается Росстатом и остается неизменным в течение определенного времени (не менее года).

Набор состоит из трех крупных групп: продовольственные товары, непродовольственные  товары и платные услуги населению.

Каждая группа представлена конкретными  товарами (услугами) или малыми товарными  подгруппами.

Расчет ИПЦ на федеральном и  региональном уровнях производится по единой методологии.

На основании данных регистрации  цен определяются средние сопоставимые цены отчетного и предыдущего периодов на конкретные товары и услуги. Сопоставимой по сравнению с базисным периодом считается цена, зарегистрированная в одной и той же организации торговли (сферы услуг) на один и тот же товар.

Расчет ИПЦ осуществляется поэтапно:

  • индивидуальные индексы цен на отдельные товары и услуги по городу определяются как частное от деления средних сопоставимых цен;
  • на базе индивидуальных индексов цен по городам, участвующим в наблюдении, и территориальных весов определяются агрегатные индексы цен на отдельные товары (услуги) в целом по региону, экономическому району, федеральному округу и Российской Федерации;
  • исходя из агрегатных индексов цен на отдельные виды товаров и услуг по субъекту Российской Федерации (экономическому району, федеральному округу, Российской Федерации) и доли расходов на их приобретение в потребительских расходах населения, определяются сводные индексы цен по отдельным товарным группам, в целом по группам продовольственных, непродовольственных товаров и платных услуг, а также ИПЦ в целом по субъекту Российской Федерации (экономическому району, федеральному округу, Российской Федерации);
  • расчет ИПЦ осуществляется в соответствии с формулой Ласпейреса6:

                                                 (1.1)

где:

I1/0- сводный индекс потребительских цен в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом;

р1 – цена товара (услуги) в отчетном периоде;

р0 – цена товара (услуги) в базисном периоде;

р0q0 – расходы на приобретение товара (услуги) в общих потребительских расходах населения базисного периода;

  • расчет ИПЦ производится с месячной периодичностью.

Ежемесячно исчисляются  индексы цен к предыдущему  месяцу, соответствующему месяцу предыдущего  года, декабрю предыдущего года. Для пересчета макроэкономических показателей в сопоставимые цены осуществляется расчет индексов цен к соответствующему периоду предыдущего года.

Помимо индекса потребительских  цен существует другие методы, которые  позволяют рассчитать инфляцию. Как  правило используются несколько основных методов.

Индекс-дефлятор – это относительный показатель, в основе построения которого лежит расчёт индекса цен применительно к сводным стоимостным показателям и их составляющим. Поэтому дефлятор является как бы агрегированным индексом цен. По определению, индекс-дефлятор предназначен для устранения влияния инфляции и определения динамики физического объёма таких сводных стоимостных показателей, как валовой выпуск, промежуточное потребление и добавленная стоимость, валовой внутренний продукт, национальный доход в целом по стране, по отраслям и секторам экономики и направлениям конечного использования, объём общего конечного потребления домашними хозяйствами материальных благ и услуг, объём капитальных вложений, сбережений и накопления основного капитала в целом по экономике, по секторам и в региональном разрезе и т.д.

Дефляторы исчисляются  так же, как и индексы цен, путём  отнесения величины показателя в  фактических ценах к величине показателя в сопоставимых ценах. Специфика  дефляторов состоит в том, что они рассчитываются по весам  взвешенного индекса текущего периода.

Дефлятор валового внутреннего продукта (дефлятор ВВП) — ценовой индекс, используемый для пересчета в неизменные цены, выраженной в деньгах стоимости всех товаров и услуг, входящих в валовой внутренний продукт.

Представляет  собой отношение номинального ВВП, выраженного в рыночных ценах  текущего года, к реальному ВВП, выраженному  в ценах базисного года7.

                ,             (1.2) 

Позволяет определить реальные изменения объёмов производства товаров и услуг в экономике.

Дефлятор ВВП  — частный случай индекса инфляции, в котором потребительская корзина  состоит из всех товаров и услуг, производимых в стране. Весовыми коэффициентами служат объемы производства товаров и услуг базового года. Реально для расчетов используют представителей товарных групп и объединенных в группы видов услуг, изменение цен отслеживают для этих представителей.

Также на уровень  темпов роста инфляции влияет реальный рост ВВП, который рассчитывается по формуле 2.3:

 

,                    (1.3)

где:

Реальный ВВПi – ВВП в текущих ценах данного периода;

Реальный ВВПk – ВВП в текущих ценах сопоставимого периода;

Реальный рост – отражает процент прироста ВВП в текущем периоде по отношению к сопоставимому.

Методы анализа  инфляции в динамике.

Одним из направлений отражения  инфляционных процессов является изучение динамики внешнеторгового оборота.

Органами ФСГС отслеживаются данные об объемах экспорта и импорта России. По данным отчетов, представленным в табличном виде, можно провести анализ динамики внешнеторгового оборота, для чего рассчитываются следующие показатели:

  • абсолютный прирост;
  • темп роста;
  • темп прироста;
  • абсолютное значение 1% прироста;
  • средние за период уровень ряда, абсолютный прирост, темпы роста и прироста.

Расчет показателей  анализа ряда динамики осуществим по формулам, представленным в таблице 1.1.

Таблица 1.1.

Формулы для расчет показателей динамики

Показатель

Базисный

Цепной

Средний

Абсолютный прирост

 

Темп роста

Темп прироста

Информация о работе Статистика инфляции