Статистика государственных финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 05:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является ознакомление с теорией и практикой статистики государственных финансов.
Задача данной курсовой работы: во первых, - раскрыть основные задачи соответствующего раздела статистики, дать определение основных понятий и категорий, характеризующих исследуемое явление; во вторых, - описать систему статистических показателей и методы исследования динамики этих показателей; в третьих, - рассчитать статистические показатели государственных финансов, основываясь на приведенных данных.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Характеристика статистики государственных финансов…………………………………………………………………………...5
2 Статистика бюджетной системы как составная часть статистики государственных финансов………………………………………………………...............................7
3 Методология расчета и анализа показателей доходов и расходов государственного бюджета ……………………………………………………. ..9
4 Статистика государственных внебюджетных фондов………………………15
5 Статистика налогообложения и анализ ее показателей……………………..18
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………………………...20
Приложения …………………………………………………………………......22

Файлы: 1 файл

Статисика государственных финансов.docx

— 460.56 Кб (Скачать)

Результат финансовой деятельности государства (применительно к России - в лице органов государственного управления и органов самоуправления) выражается в бюджетном профиците или дефиците. Показатель превышения доходов над расходами называется профицитом, а превышение расходов над доходами – дефицитом.

Рассмотрим данные показателей доходов и расходов консолидированного бюджета Российской Федерации (приложение Б). Анализируя предоставленные данные, видим, что федеральный бюджет в 2012 году имеет дефицит в размере 39,4 млрд. руб., так как расходы федерального бюджета превышают доходы. Консолидированные бюджеты субъектов РФ также имеют дефицит в размере 278,7 млрд. руб.. Но в то же время консолидированный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов имеют профицит, равный 260,4 млрд. руб., так как общие доходы превышают расходы. Изучив данные приложения В, предоставим   показатели исполнения консолидированного бюджета РФ и бюджетов ГВБФ РФ по доходам в виде диаграммы (Рис.1 ) :

Рисунок 1 - Исполнение консолидированного бюджета РФ и бюджетов ГВБФ РФ по доходам, млрд. руб.

 

Пользуясь данными приложения В, можем рассчитать показатели динамики исполнения консолидированного бюджета РФ и бюджетов ГВБФ РФ по доходам. Для этого воспользуемся необходимыми формулами:

1) абсолютный прирост (цепной способ) - 

2) абсолютный прирост (базисный способ) -

3) коэффициент роста (цепной способ) -

4) коэффициент роста (базисный способ) -

5) темп прироста (цепной способ) -

6) темп прироста (базисный способ) –

Полученные данные приведены в таблице 1.

Анализируя данные таблицы 1, можем сделать вывод, что наибольший абсолютный прирост был в 2011 году (4823,5 млрд. руб. или 30,09 %) , наименьший – в 2013 ( - 1864,9 млрд. руб. или  - 7,96 %). Всего за исследуемый период исполнение консолидированного бюджета увеличилось на 7970,5 млрд. руб. (58,61 %).  

 

 

 

Таблица 1 - Исполнение консолидированного бюджета РФ в 2009-2013гг

Год

Исполнение консолидированного бюджета,млрд. руб.

Абсолютный прирост,млрд. руб.

Коэффициент роста

Темп прироста,%

базисный с-б

цепной с-б

базисный с-б

цепной

с-б

базисный с-б

цепной с-б

2009

13599,7

-

-

-

-

-

-

2010

16031,9

2432,2

2432,2

1,18

1,18

17,88

17,88

2011

20855,4

7255,7

4823,5

1,53

1,3

53,35

30,09

2012

23435,1

9835,4

2579,7

1,72

1,12

72,32

12,37

2013

21570,2

7970,5

-1864,9

1,59

0,92

58,61

-7,96


 

                                                                                                                                                    

Также можем рассчитать среднегодовые показатели.

Рассчитаем среднегодовое исполнение бюджета, которое можно найти, используя формулу:

 

Получим: (млрд.руб.).

Средний абсолютный прирост находится по формуле:

 

Получим:

Средний коэффициент роста можем найти, используя формулу:

 

Получаем:

Средний темп роста находится по формуле:

Считаем:

Также можем найти средний темп прироста:

Можно сделать вывод, что в среднем исполнение бюджета ежегодно увеличивалось на 1992,63 млрд. руб. или на 12 %.

Относительными показателями профицита и дефицита является их процентное отношение к валовому внутреннему продукту (ВВП). При наличии бюджетного дефицита к ВВП, не превышающим 3%, финансовое положение страны считается нормальным.

По данным, отображенным в Приложении Г, можно сделать выводы о федеральном и консолидированном бюджете относительно ВВП за последние шесть лет. Исходя из данных, можно отметить, что консолидированный бюджет имел самый большой показатель профицита в 2006 году, как и федеральный бюджет. В 2009 году и консолидированный, и федеральный бюджеты имеют самый большой дефицит. С 2006 года по 2008 год консолидированный и федеральный бюджеты РФ имеют профицит , а в 2011 и 2012 годах, так как профицит консолидированного бюджета РФ не превысил 3 % по отношению к ВВП, финансовое положение страны было нормальным.

Обеспечение государственных расходов возможно при поступлении доходов. Для них характерны сезонные колебания. Поступление доходов изучается с использованием индекса сезонных колебаний. Этот индекс рассчитывается по формуле:

 

Посмотрим на таблицу 2:

 

Таблица 2 – Индексы сезонных колебаний помесячно за 2009-2013 гг,%

Месяц

Янв

Фев

Март

Апр

Май

Июнь

Июль

Авг

Сен

Окт

Ноя

Дек

Расходы

49,7

87,1

100,8

104,4

84,9

101,3

98,9

92,2

95,7

100,9

100,8

182,7

Доходы

77,7

78,7

112,3

111,9

94,8

102,4

111,2

100,8

92,6

111,1

95,9

110,1


 

 

 Используя данные, предоставленные выше, можно составить графики сезонных колебаний динамики расходов и доходов консолидированного бюджета РФ за 2009-2013 гг. Полученный результат предоставлен на рисунке 2.

Рисунок 2 - Сезонные колебания динамики исполнения консолидированного бюджета РФ за 2009-2013 гг, %

 

Анализируя полученные данные, делаем вывод, что наибольший показатель расходов зарегистрирован в декабре, в то время, как в течение года динамика и расходов, и доходов относительно стабильна. Это можно объяснить тем, что в течении года плохо спланирован план расходов, а в конце года, когда наступает время документально закрывать год, расходы увеличиваются.

Основываясь на данных, предоставленных в приложении Б, можно отметить, что основным источником доходов в федеральный бюджет РФ в 2012 году являлись доходы от внешнеэкономической деятельности, а самым незначительным источником оказались доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Чтобы упорядочить данные, составим таблицу, с помощью которой сможем отобразить структуру доходов федерального бюджета РФ в 2012 году. Полученный результат приведен в таблице 3:

 

 

 

Таблица 3 – Структура доходов ФБ РФ в 2012 году, млрд. руб.

Источник доходов

Сумма

Доля,%

ДОХОДЫ ОТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4 962,7

38,6

НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

2 442,8

19

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 228,0

17,3

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 713,0

13,3

ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

543,3

4,2

Прочее

963,8

7,5

ВСЕГО

12853,7

100


 

 

Используя данные таблицы 3, составим диаграмму, демонстрирующую структуру доходов ФБ:

Рисунок 5 - Структура доходов федерального бюджета РФ в 2012 году

 

Пользуясь данными приложения Е, мы можем рассчитать показатели динамики исполнения доходов и расходов. Результат вычислений мы видим в таблице 4 и таблице 5:

 

Таблица 4 - Исполнение доходов федерального бюджета РФ в 2009-2013гг, млрд. руб.

Год

Исполнение доходов ФБ РФ, млрд. руб.

Абсолютный прирост,млрд. руб.

Коэффициент роста

Темп прироста,%

базисный с-б

цепной с-б

базисный с-б

цепной с-б

базисный с-б

цепной с-б

2009

7337,8

-

-

-

-

-

-

2010

8305,4

967,6

967

1,13

1,13

13,19

13,19

2011

11366

4028,2

3060,6

1,55

1,37

54,9

36,85

2012

12853,7

5515,9

1487,7

1,75

1,13

75,17

13,09

2013

11758,7

4420,9

-1095

1,6

0,91

60,25

-8,52


 

 

Таблица 5 - Исполнение расходов федерального бюджета РФ в 2009-2013гг, млрд. руб. 

Год

Исполнение расходов ФБ РФ, млрд. руб.

Абсолютный прирост,млрд. руб.

Коэффициент роста

Темп прироста,%

базисный с-б

цепной с-б

базисный с-б

цепной с-б

базисный с-б

цепной с-б

2009

8686,3

-

-

-

-

-

-

2010

9054,7

368,41

368,41

1,04

1,04

4,24

4,24

2011

10935,2

2248,96

1880,55

1,26

1,21

25,89

20,77

2012

12890,8

4204,49

1955,53

1,48

1,18

48,4

17,88

2013

11116,7

2430,43

-1774,06

1,28

0,86

27,98

-13,76


 

                                                                                                       

         Анализируя полученные данные, делаем следующие выводы:  

  1. наибольший прирост исполнения доходов ФБ зарегистрирован в 2011 году (3060,6 млрд. руб. или 36,85%), расходов – в 2012 году (1955,53 млрд. руб. или 17,88 %)
  2. наименьший прирост исполнения доходов ФБ зарегистрирован в 2013 году (-1095 млрд.руб. или -8,52%), расходов – в 2013 году (-1774,06 млрд.руб. или -13,76%)
  3. всего за исследуемый период исполнение доходов ФБ РФ увеличилось на 4420,9 млрд. руб. или на 60,25 %, расходов – на 2430,43 млрд. руб. или 27,98%.                                                                                   

Также можем рассчитать среднегодовые показатели, пользуясь формулами, приведенными ранее. Так, нашли среднегодовое исполнение доходов-10324,32 млрд. руб., расходов – 10536,7 млрд. руб., средний абсолютный прирост, измеряемый в млрд. руб., оказался равен 1105,225 и 607,6 соответственно. Средний коэффициент роста доходов (1,13) оказался выше среднего коэффициента роста расходов (1,06). Средний темп роста доходов оказался равен 113 процентам, а расходов – 106 процентам. Средний темп прироста доходов составил 13 %, а расходов – 6 %. Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что в среднем исполнение доходов ежегодно увеличивалось на 1105,225 млрд. руб., а расходов на 607,6 млрд. руб..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Статистика государственных внебюджетных фондов

Государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Он предназначен для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Государственные внебюджетные фонды являются формой перераспределения и использования финансовых ресурсов, которые привлекаются государством для финансирования некоторых общественных потребностей, не включаемых в бюджет. Доходы и расходы государственных внебюджетных фондов формируются в порядке, который установлен федеральным законом или в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ. Эти фонды комплексно расходуются на основе оперативной самостоятельности и строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях. Средства государственных внебюджетных фондов являются федеральной собственностью, они не входят в состав бюджетов других уровней и не подлежат изъятию. В соответствии со статьей 13 Налогового кодекса РФ, взносы в государственные внебюджетные фонды отнесены к федеральным налогам и сборам. Поэтому с введением в действие второй части Кодекса правоотношения по сбору страховых взносов осуществляются не по отдельным нормативным актам самих фондов, а законодательством о налогах и сборах.

Информация о работе Статистика государственных финансов