Статистическое изучение расходов и потребления населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 08:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель изучения потребления – это выделение различных типов потребления и определяющих их факторов. Подвижность структуры потребления зависит от взаимозаменяемости товаров и услуг с одинаковым потребительским назначением, но разной стоимостью. Это дает возможность домашним хозяйствам, имеющим ограничений бюджет, подбирать набор товаров и услуг для более полного удовлетворения потребностей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

I Теоретическая часть……………………………………………………………..5

1.1 Понятие покупательского спроса населения и источники информации….5

1.2 Показатели потребления населением товаров и услуг……………………..8

1.3 Коэффициент эластичности спроса и использование в прогнозировании11

1.4 Прожиточный минимум и минимальный потребительский бюджет…….13

II Расчетная часть………………………………………………………………..16

Заключение………………………………………………………………………29

Список литературы….…………………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Курсовая по статистике.doc

— 425.00 Кб (Скачать)

     

    где,  и соответственно, объем потребления конкретного вида товаров и услуг в базисном и отчетном периоде.

    Изучение  динамики потребления по группе товаров, услуг или общего объема потребления  производится на основе построения общего индекса физического объема потребления:

    

    где, и - стоимость потребленных товаров и услуг в отчетном и базисном периодах в сопоставимых ценах.

    Сопоставление уровня и структуры потребления  в различных группах населения, а также межрегиональных сравнительный анализ обобщающих показателей потребления, служит информационной и методологической основой для разработки специальной политики в регионах, различающихся уровнем жизни и другими  социально-экономическими индикаторами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.3 Коэффициент эластичности спроса  и использование в прогнозировании.

    Потребности населения в тех или иных товарах  и услугах различают по степени  их эластичности, т.е. изменчивости под  влиянием ряда факторов, главным образом  в зависимости от величины дохода.

    Изменчивость  потребления отдельными группами населения  под влиянием дохода измеряется коэффициентом  эластичности (гибкости) потребления. Коэффициент эластичности показывает процент изменения среднего потребления  отдельных товаров, групп товаров под влиянием увеличения среднедушевого дохода на 1%.

    Этот  коэффициент значительно видоизменяется по отдельным группам товаров.Например, по продовольственным товарам организм человека ставит определенный количественный предел их потребления. При этом на структуру потребления продовольственных товаров непосредственное влияние оказывает рост доходов населения. При снижении доходов растет потребление растительной пищи, а при увеличении возрастает удельный вес потребляемой белковой пищи.

    По  многим же непродовольственным товарам сфера их потребления значительно шире и определить ее сложнее. Отчасти сложность вызвана и тем, что при изменении цен гибкость спроса на непродовольственные товары значительно выше, чем на продовольственные.

    Чтобы определить коэффициент эластичности, нужно процент прироста потребления товара на одного человека разделить на процент прироста дохода на одного человека:

     ,

    где - коэффициент эластичности;

     или (у1 –у0) – прирост потребления (продажи) данного товара на одного человека;

    у0 – объем продажи данного товара на одного человека в прошлом периоде;

     или (х10) – прирост денежных доходов на одного человека;

    х0 – денежные доходы на одного человека в прошлом периоде.

    Коэффициент эластичности потребления может принимать следующие значения.

  1. Если коэффициент эластичности меньше 1, то потребление увеличивается медленнее, чем растет доход. Следовательно, этот товар может отнести к группе малоэластичных, для расходов на его приобретение сокращается (сахар, картофель, хлеб и др.).
  2. Если коэффициент эластичности равен 1, то потребление изменяется пропорционально росту доходов населения (фрукты, колбасные изделия и др.).
  3. Если коэффициент эластичности больше 1, то в этом случае потребление опережает рост денежных доходов и товар будет иметь высокую эластичность спроса (мебель, ковровые изделия, ткани и др.).

    Коэффициент эластичности можно использовать при  прогнозировании спроса на отдельные  товары. Кроме показателя эластичности при прогнозировании спроса необходимо иметь сведения о численности населения на перспективу. В этих случаях для подсчета прогнозируемой численности населения используется следующая формула:

     ,

    где Нп -прогнозируемая численность населения;

    Н0 – численность населения на текущий период;

     - коэффициент общего прироста  населения;

    п – число лет между текущей датой и планируемой. 
 

1.4 Прожиточный  минимум и минимальный потребительский  бюджет.

    При анализе потребления в настоящее  время используют понятие потребительской  корзины, которая представляет собой  набор продуктов питания, непродовольственных  товаров и услуг, предназначенных  для потребления населения или  его отдельных групп.

    В зависимости от объектов и задач исследования используются различные потребительские корзины: минимальная, рациональная, фактическая. Минимальная потребительская корзина представляет собой минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Минимальная потребительская корзина рассматривает как допустимая нижняя граница потребления, необходимая для обеспечения нормального воспроизводства населения.

    Реальная  потребительская корзина формируется на основе научно разработанных рациональных норм потребления, предусматривающих достаточно высокий уровень удовлетворения разумных потребностей в товарах и услугах, набор которых намного шире, чем предполагает минимальная потребительская корзина.

    Фактическая потребительская корзина характеризует  набор товаров и услуг, фактически потребляемых населением или его  отдельными социально- демографическими группами.

    Стоимостное выражение минимальной, рациональной и фактической потребительских корзин представляет собой соответственно минимальный, рациональный, и фактический потребительские бюджеты. Потребительские бюджеты являются обобщающими показателями потребления населением товаров и услуг.

    Прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку минимальной потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Определение и назначение прожиточного минимума законодательно закреплено в Федеральном законе от 24 октября 1997 г. № 134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Данные о величине прожиточного минимума используются для решения следующих задач:

  1. оценка уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики и государственных социальных программ;
  2. обоснования устанавливаемого на федеральном уровне минимального размера оплаты труда (МРОТ) и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размера стипендии, пособий и других социальных выплат;
  3. формирование федерального бюджета.

    Расчеты прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета проводятся на основе формирования минимального набора продуктов питания, непосредственных товаров и услуг.

    При построении минимального набора продуктов  питания, непродовольственных товаров  и услуг учитываются:

  1. научные рекомендации по минимальным объемам потребления и перечню товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;
  2. фактические объемы потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в малоимущих семьях;
  3. социально-экономические и демографические факторы, характеризующие уровень доходов, состав и половозрастную структуру населения, размер и структура семей, финансовые возможности государства по обеспечению социальной защиты населения на федеральном и региональном уровнях;
  4. объективные различия в потреблении продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в субъектах РФ, определяемые природно-климатическими условиями, национальными традициями и местными особенностями.

    Минимальные потребительские наборы составляются для следующих социально-демографических групп населения:

  1. трудоспособное население – мужчины в возрасте 16-59 лет, женщины в возрасте 16-54лет за исключением неработающих инвалидов 1 и 2 группы в трудоспособном возрасте;
  2. пенсионеры по старости и инвалидности;
  3. дети в возрасте 0-6 и 7-15 лет.        

    Минимальный набор непродовольственных товаров  формируется из товаров индивидуального  и общесемейного пользования. К  индивидуальным товарам относятся: одежда, обувь, школьно-письменные принадлежности для детей. В состав товаров общесемейного пользования входит постельное белье, предметы первой необходимости, санитарии, лекарства, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения.

    Определение минимального набора услуг производится исходя из следующих принципов:

  1. удовлетворения потребностей основных социально-демографических групп населения в жилье, организации быта, передвижении;
  2. сложившегося уровня использования транспортных услуг;
  3. платного характера оказываемых услуг.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    II Расчетная часть

    Задача 1.

                                       Исходные данные                                       Таблица 2.1

№ домо-хозяйства Общие расходы в  среднем на одного члена домохозяйства (x) Расходы на продовольственные  товары в среднем на одного члена  домохозяйства (y)
1 80 47
2 69 46
3 80 53
4 69 47
5 69 47
6 67 46
7 88 53
8 30 24
9 89 54
10 69 46
11 31 26
12 82 54
13 41 36
14 89 54
15 35 28
16 89 54
17 110 55
18 60 45
19 70 47
20 42 36
21 50 39
22 69 47
23 37 33
24 110 56
25 67 46
26 60 45
27 40 35
28 40 34
29 110 55
30 60 44
 

    Признак – общие расходы в среднем  на одного члена домохозяйства.

    Число групп – четыре.

    Решение:

    Ряд распределения – это простейшая группировка, представляющая собой  распределение численности единиц совокупности по значению какого-либо признака, в настоящем случае по признаку – общие расходы в среднем на одного члена домохозяйства. Для того, чтобы произвести группировку необходимо определить шаг интервала по формуле:

      ,

     где i- шаг интервал,

     xmax и xmin – максимальное и минимальное значения признака.

    По  условию задачи необходимо образовать пять групп (n=4).

    

     Величина  интервала равна 20. Отсюда путем прибавления величины интервала к минимальному уровню признака в группе получим следующие группы.

     Определим интервалы групп:

     I   30+20=50

     II  50+20=70

     III 70+20=90

     IV 90+20=110

                                              Рабочая                                                Таблица 2.2

№ п/п Группы домохозяйств по общим расходам в среднем на одного члена домохозяйства № домохозяйств Общие расходы в  среднем на одного члена домохозяйства Расходы на продовольственные  товары в среднем на одного члена  домохозяйства 
I 30-50 №8 30 24
№11 31 26
№13 41 36
№15 35 28
№20 42 36
№21 50 39
№23 37 33
№27 40 35
№28 40 34
Итого по I группе 9 346 291
II 50-70 №2 69 46
№4 69 47
№5 69 47
№6 67 46
№10 69 46
№18 60 45
№19 70 47
№22 69 47
№25 67 46
№26 60 45
№30 60 44
Итого по II группе 11 729 506
III 70-90 №1 80 47
№3 80 53
№7 88 53
№9 89 54
№12 82 54
№14 89 54
№16 89 54
Итого по III группе 7 597 369
IV 90-110 №17 110 55
№24 110 56
№29 110 55
Итого по IV группе 3 330 166
  ВСЕГО 30 2002 1332

Информация о работе Статистическое изучение расходов и потребления населения