Статистические исследования и особенности выборочного наблюдения в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 12:26, курсовая работа

Краткое описание

Туризм выступает как «невидимый» товар. Характерной особенностью и своеобразным достоинством туристских услуг как товара является то, что значительная часть этих услуг производится минимальными затратами на месте. В последнее время туризм приобрел значение социального явления. Он перешел из категории элитного продукта в категорию продукта, доступного потребителю. На начальном этапе своего развития туризм рассматривался как элемент социально-культурного влияния.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ВЫБОРОЧНОГО НАБЛЮДЕНИЯ
1.1 Этапы и методы статистических исследований
1.2 Понятие и характеристика статистического наблюдения
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРОЧНОГО НАБЛЮДЕНИЯ В ТУРИЗМЕ
ГЛАВА III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА ВЫБОРКИ И ОШИБОК РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОЧНЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ В ТУРИЗМЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсовой проект Статистика.docx

— 78.12 Кб (Скачать)

К туристическо-экскурсионным услугам в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН) относятся:

I. Туристические  услуги:

  • услуги турбюро, турагентств, бюро путешествий по бронированию и доставке путевок, оформлению документов;

  • туристический отдых и путешествия по турмаршрутам;

  • туристические походы выходного дня;

  • услуги для делового туризма;

  • рекламно-информационные услуги;

  • услуги по предоставлению мест проживания;

  • прочие услуги (проведение турсоревнований, обучение туристическим навыкам, профессиональная подготовка специалистов).

II. Экскурсионные  услуги:

  • реализация услуг бюро экскурсий, организация индивидуальных и групповых экскурсий;

  • экскурсии, которые подразделяются:

  • по видам - обзорные, тематические, музейные, пешеходные;

  • по месту проведения - городские, загородные, на маршрутах выходного дня;

  • по видам используемых транспортных средств - теплоходные, авиационные, автобусные и прочие.

Среди туристических фирм различают туроператоров, осуществляющих деятельность по формированию, продвижению и реализации турпродукта, и турагентов, выполняющих функции по продвижению и продаже туристических путевок. Статистическая отчетность для турфирм не разработана, но в качестве эксперимента собирается Петербургкомстатом начиная с 1998 г. В ней содержатся следующие показатели:

  • число и деятельность турфирм (число организованных и проданных туров);

  • численность и состав обслуженных туристов (по странам, целям посещения, продолжительности и сезонности пребывания);

  • основные экономические показатели (среднегодовая численность персонала, стоимость основных средств, выручка от реализации услуг, прибыль или убыток, затраты на реализацию, рентабельность и сумма обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды).

Под средствами размещения понимаются субъекты, регулярно или периодически предоставляющие туристам размещение для ночевки. По классификации ВТО выделяются две категории средств размещения: индивидуальные и коллективные. К последним относятся фирмы, предоставляющие путешественникам размещение, при этом число мест превышает среднее число лиц в семье, а все места подчиняются единому управлению. Среди коллективных средств выделяются гостиницы, пансионаты, туробщежития, специализированные (оздоровительные лагеря, лагеря труда и отдыха, пассажирский транспорт, конгресс-центры) и прочие (площадки для кемпинга) заведения. Индивидуальные средства размещения предоставляют ограниченное число мест за плату или бесплатно. Среди них выделяются арендуемые (в семейных домах, у частных лиц и агентств) и не арендуемые (собственное жилище, бесплатное размещение родственников и знакомых) средства размещения.

К статистическим показателям деятельности гостиниц относятся: число гостиниц, общая площадь (площадь номеров и подсобных помещений), единовременная вместимость (число установленных постоянных кроватей во всех номерах), число номеров (всего и в том числе люкс, одно-, двух-, трех-, и четырехместных), их жилая площадь, предоставлено место-дней (в целом и дифференцирование для российских и иностранных граждан, прибывших из стран СНГ и других стран), среднегодовая балансовая стоимость фондов, доходы и расходы по эксплуатации с выделением материальных затрат и численность работающих.

Учет движения клиентов и мест (по паспорту гостиницы, заселенных, забронированных, не готовых к проживанию) позволяет проанализировать использование номерного фонда гостиницы. Единицей учета выступает один место-день, за который принимается проживание одного лица на одном месте в течение суток. Ведется автоматизированный учет заселенных место-дней за каждые сутки и нарастающим итогом с начала периода. Для оценки эффективности деятельности гостиницы строятся показатели:

 

 

Эффективность деятельности фирм в сфере туризма может быть оценена экономически (рентабельность и сумма налоговых поступлений) и социально (рост занятости при росте спроса на туристические услуги). Комплексный анализ доходности туризма в целом и на уровне каждой отдельной фирмы можно охарактеризовать на основе следующей системы показателей:

 

 

или

 

 

где Д - доход от основной деятельности; Т - численность занятых; Н- нагрузка на персонал - число обслуженных туристов в среднем на одного занятого; П - длительность пребывания туриста: У - удельная доходность за один место-день.

Система показателей в сфере туризма включает следующие основные разделы:

  • показатели спроса на туристические услуги;

  • показатели ресурсов туризма (трудовых, институционных, материально-технических, природно-исторических);

  • показатели рекламы туристических услуг и посещаемых мест и маршрутов;

  • показатели производства туристических услуг и их реализации;

  • показатели финансового состояния и эффективности туризма;

  • макропоказатели в сфере туризма (валовой внутренний продукт, промежуточное потребление, валовая добавленная стоимость, импорт и экспорт туристических услуг, ввоз и вывоз валюты туристами).

Малоизученным направлением в сфере туризма является обобщение результатов деятельности субъектов на уровне региона. ВТО разработала классификацию туристических расходов и две экономические модели по их формированию. Классификация туристских расходов включает:

1. Комплексные  поездки, пакеты услуг на отдых, комплексные туры.

2. Размещение.

3. Питание  и напитки;

4. Транспорт (воздушный, водный, сухопутный).

5. Рекреационные, культурные и спортивные мероприятия.

6. Посещение  магазинов.

7. Прочие  расходы (финансовые, медицинские и  образовательные услуги, дорожные  расходы).

Первая <Модель соотношения расходов> построена на соотношении данных, характеризующих расходы на размещение туристов в коллективных средствах размещения, с выборочными обследованиями путешествующих. Данная модель включает:

  • сбор данных о поступлениях от номеров в коллективных средствах размещения,

  • обследование расходов посетителей с выделением расходов на проживание в исследуемых средствах размещения;

  • вычисление коэффициента соотношения общих расходов посетителей к расходам на гостиничный номер;

  • поступления от номеров в коллективных средствах размещения умножаются на коэффициент. В результате получается общая сумма расходов посетителей в данном регионе. Вторая <Модель стоимостного коэффициента расходов> строится на основе совмещения данных, полученных в результате обследования домашних хозяйств и учета стоимости действующих тарифов на услуги по обслуживанию туристов. Порядок расчетов по этой модели следующий:

1. На основе обследования домохозяйств определяются такие показатели:

  • число лиц в путешествующей группе;

  • сезон года, в который осуществлена поездка;

  • продолжительность ночевок по видам размещения;

  • расстояние, покрытое в средствах транспорта.

2. Учет  стоимости тарифов на туристские  услуги включает:

  • стоимость одной ночевки в коллективном средстве размещения в посещаемом месте;

  • стоимость перелета на самолете из места происхождения поездки в место назначения;

  • стоимость проезда 1 км в арендуемой или личной автомашине;

  • средняя стоимость приема пищи в посещаемом месте.

3. Умножением  соответствующих показателей (1 и 2) получают оценку расходов посетителей на туристское обслуживание.

Составлением общей суммы расходов посетителей туристов с их числом, соотношения доходов, прибыли и налоговых поступлений от туристической сферы и занятости в ней проводится социально-экономическая оценка эффективности развития туризма на данной территории, ведется поиск резервов и потенциальных возможностей для развития туристической индустрии.

 

Глава III. Определение объема выборки и ошибок репрезентативности при проведении выборочных обследований в туризме

 

Задание:

В результате выборочного обследования, проводимого в 2005 году среди туристских фирм города, получен ряд распределения. Цель обследования: определить среднемесячное количество реализованных путевок. Полученные данные, представленные в таблице, являются результатом 20%-ного случайного бесповторного отбора.

 

Количество реализованных путевок

Число туристских фирм

до 10

3

10-20

5

20-30

2

30-40

10

40-50

6

50 и более

4


 

 

По данным 2005 года определить среднее количество реализованных путевок по выборочной совокупности, среднюю ошибку выборки, предельную ошибку выборки, установить границы (пределы), в которых колеблется среднемесячный объем реализованных путевок. Расчет данных производится с вероятностью 0,683. Применить графический метод для наглядного отображения структуры исходных данных.

На основе обследования проведенного в 2005 году, т.е. с использованием дисперсии и предельной ошибки за 2005 год, определить объем выборки для планируемого в 2007 году аналогичного обследования при условии, что количество туристских фирм в городе уменьшится на 30%. Выводы.

Решение:

Структуру исходных данных представим в виде гистограммы

Рис. 1 – Гистограмма выборочного распределения реализованных путевок туристическими фирмами города

 

Нетрудно увидеть, что распределение близко к нормальному.

Для того, чтобы рассчитать статистические характеристики данного интервального распределения перейдем от интервального ряда к моментному. Для этого каждому интервалу числа реализованных путевок сопоставим его центральное значение. Первый интервал уточним до [0; 10], последний - до [50-60].

Среднее количество реализованных путевок рассчитаем по формуле средней арифметической взвешенной:

 

 

 

где n – общее число туристических фирм в выборке; xk – усредненное количество реализованных путевок, соответствующих k-му интервалу реализованных путевок; nk – число туристических фирм, соответствующих k-му интервалу реализованных путевок.

Для расчета средней ошибки выборки необходимо предварительно рассчитать выборочную дисперсию выборки:

 

 

 

Промежуточные расчеты показателей выборочного среднее и выборочной дисперсии представим в таблице 1

 

Таблица 1

Промежуточные расчеты показателей выборочного среднее и выборочной дисперсии

k

xk

nk

xk·nk

x2k·nk

1

5

3

15

75

2

15

5

75

1125

3

25

2

50

1250

4

35

10

350

12250

5

45

6

270

12150

6

55

4

220

12100

Сумма

30

980

38950

Среднее

32,67

1298,33

Информация о работе Статистические исследования и особенности выборочного наблюдения в туризме