Понятие и сущность статистики транспорта. Методологии транспортной статистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:26, курсовая работа

Краткое описание

Развитие транспортной системы связано с возрастанием роли систем обработки информации, объем которой возрастает с каждым годом. Для эффективного функционирования транспортных систем необходимо анализировать данные об объемах пассажирских или товарных перевозок, и различные системы тарифов и скидок, и прогноз капитальных затрат на строительство новых путей сообщения, и многое другое. Статистика транспорта - отрасль статистики, которая изучает явления и процессы, происходящие на транспорте.

Оглавление

1.Введение
2.Понятие и сущность статистики транспорта. Методологии транспортной статистики
3.Заключение
4.Практическая часть
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

статистика транспорта2.docx

— 131.62 Кб (Скачать)

Статистика перевозок  исследует продукцию транспорта - перемещение грузов и пассажиров. Перевозки грузов характеризуются  следующими показателями: отправлено, прибыло, перевезено; грузооборот; средняя  дальность перевозки, средняя густота  перевозок, средняя продолжительность  и скорость доставки грузов; межрайонный  обмен и транспортный баланс районов  страны по отдельным группам. Аналогичные  показатели, за некоторым исключением, определяются и по пассажирским перевозкам. Эти показатели - общие для всей транспортной системы. Совокупная (приведённая) продукция на всех видах транспорта, кроме воздушного, определяется суммированием  грузооборота и пассажирооборота.

Объект эксплуатационной статистики транспорта - наличный парк подвижных перевозочных средств, их работа и использование Объём  работы подвижного состава выражается грузооборотом, пробелом. Сопоставлением объёмных пока «целей и затрат времени подвижного состава в различных сочетаниях определяются показатели использования перевозочных средств: среднесуточная производительность единицы перевозочных средств, среднесуточный пробег, средняя техническая и участковая движения перевозочных средств.

Кроме того, на отдельных  видах транспорта определяются свойственные только им показатели: доля порожнего  пробега нагонов, среднее время  оборота и показатели нагрузки грузового  вагона, средний вес и состав поезда - на ж.-д. транспорте; чистая производительность речного судна, средняя продолжительность  оборота баржи за рейс - па речном транспорте и др.

Материально-техническая  база изучается статистикой транспорта на основе натурального и стоимостного выражения основных средств с  целью оценки использования производственных фондов транспорта, исследования пропорциональности развития отдельных элементов транспортной системы и соответствия уровня технической  сазы транспорта развитию народного  хозяйства. Для решения этих задач  особо важное значение имеет паспортизация  технических средств и единая классификация основных фондов в  народном хозяйстве. Важнейшие показатели - протяжённость путей сообщения  и инвентарные парки подвижного состава.

Статистика труда  на транспорте изучает численность, состав и движение рабочей силы: использование рабочего времени  и производительность труда; фонд заработной платы и среднюю заработную плазу  работников. В этом разделе С. т. специфичным  является измерение затрат груза  работников, непосредственно связанных  с осуществлением перевозочного  процесса, а также оценка уровня производительности труда эксплуатационного  контингента.

В статистике материально-технического снабжения особое значение имеют  показатели абсолютного расхода  технических ресурсов на перевозки, т.к. на транспорте топливо и электроэнергия - основные виды материальных затрат.

Финансовая статистика исследует доходы, расходы, доходность и себестоимость перевозок, а  также общую рентабельность работы отдельных видов транспорта. Доходы в основном учитываются по моменту  и месту их получения, кроме ж.-д. транспорта, где доходы отдельных  перевозок в прямом сообщении  определяются расчётным путём в  процессе разработки сведений о перевозках. В анализе расходов и прибыли  используются данные бухгалтерского учёта.

На современном  этапе строительства материально-технической  базы перед статистикой транспорта стоят задачи исследования закономерностей  и пропорциональностей развития транспортной системы как отрасли  материального производства, выявления  степени и удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения  в перевозках, создания единой системы  статистики транспорт а. 
 
 
 
 

                                      
 
 
 

                             4. Практическая часть.

                             Задача №1.

     По  данным о величине уставного капитала 25 предприятий (тыс. рублей) произвести интервальную группировку, выделив 4 группы с равными интервалами, определить среднюю величину уставного капитала в целом по совокупности и отдельно по каждой группе, результаты оформить в таблице, рассчитать моду и медиану. Сделать краткие выводы.

 
Номер предприятия
Величина уставного  капитала

(тыс.руб)

1 67
2 101
3 108
4 103
5 70
6 114
7 89
8 73
9 94
10 122
11 135
12 105
13 104
14 104
15 100
16 90
17 120
18 77
19 159
20 80
21 109
22 90
23 120
24 71
25 75
 
 

h = , где

h – величина интервала;

Xmax – максимальное значение признака в совокупности;

Xmin – минимальное значение признака в совокупности;

n – число групп.

h=159-67 =23

        4 

Таблица 1

Распределение уставного капитала

Величина  уставного капитала Кол-во предприятий Средняя величина Средний интервал Ряд накопительных  частот
67-90 8 75,25 78,5 8
90-113 11 100,72 101,5 19
113-136 5 122,5 124,5 24
136-159 1 159 147,5 25
 

 
 

Средняя арифметическая взвешенная

 
 

х=78,5* 8+101,5*11+124,5*5+147,5*1 = 100,58

      25

     Мо= , где

     Мо  – мода;

     Xмо – нижняя граница значения интервала, содержащего моду;

     Iмо – величина модального интервала;

     Fмо – частота модального интервала;

     Fмо-1 – частота интервала, предшествующего модальному;

        Fмо+1 – частота интервала, следующего за модальным 

       Мо=90+23 *      11-8          = 97,59   

                           (11-8)+(11-5) 

     Ме= , где

     Ме – медиана;

     Xме – нижняя граница значения интервала, содержащего медиану;

     Iме – величина медианного интервала;

     Sf – сумма частот;

     Sме-1 – сумма накопленных частот, предшествующих медианному          

     интервалу;

         Fме – частота медианного интервала.

                           1                          

        Ме=90+23* 2  * 25-8 =107,7

                                 11

                                   

                                   Задача №2.

     На  основании имеющихся данных о  выпуске продукции за 9 лет необходимо:

  1. Определить абсолютный прирост, темп роста и прироста базисным и цепным способами; абсолютное значение 1% прироста; средний уровень динамического ряда; средний годовой абсолютный прирост, темп роста и прироста. Объяснить значения полученных показателей динамики.
  2. Произвести выравнивание ряда динамики способом 2-х летней скользящей средней и аналитическое выравнивание по уравнению прямой.
  3. Сделать прогноз на 2 года на основании аналитического выравнивания.
  4. Отобразить графически исходные и выровненные значения временного ряда. Сделать выводы.
 
 
Год Выпуск  продукции Абсолютный  прирост Темп  роста % Темп  прироста% Абсолютное  значение 1% прироста
Цеп. Баз. Цеп. Баз. Цеп. Баз.
2000 26 - - - - - - -
2001 15 -11 -11 57,6 57,6 -42,4 -42,4 0,26
2002 17 2 -9 113,3 65,3 13,3 -34,7 0,15
2003 27 10 1 158,8 103,8 58,8 3,8 0,17
2004 24 -3 -2 88,8 92,3 -11,2 -7,7 0,27
2005 26 2 0 108,3 100 8,3 0 0,24
2006 20 -6 -6 76,9 76,9 -23,1 -23,1 0,26
2007 31 11 5 155 119,2 55 19,2 0,20
2008 35 4 9 112,9 134,6 12,9 34,6 0,31
 
 
Средний уровень ряда (y) по формуле  средней простой:
 
 
 
 

       уср=26+15+17+27+24+26+20+31+35  = 24,55 тыс.руб.

      9 

     Средний выпуск продукции за 9 лет составляет 24,55 тыс.руб

     Средний абсолютный прирост рассчитывается по формуле:

     

      

 Средний темп роста:

      *100%

          *100% = 103,8%

 Средний темп прироста

     Тпр = Тр – 100 %

     Тпр=103,8-100 %=3,8%

Год Выпуск продукции Выравнивание 

2-х летней  скользящей

2000 26 -
2001 15 20,5
2002 17 16
2003 27 22
2004 24 25,5
2005 26 25
2006 20 23
2007 31 25,5
2008 35 33
 

     Прогноз

Год Выпуск продукции t yt t2
2000 26 -4 -104 16 30,47
2001 15 -3 -45 9 28,99
2002 17 -2 -34 4 27,51
2003 27 -1 -27 1 26,03
2004 24 0 0 0 24,55
2005 26 1 26 1 23,07
2006 20 2 40 4 21,59
2007 31 3 93 9 20,11
2008 35 4 140 16 18,63

Информация о работе Понятие и сущность статистики транспорта. Методологии транспортной статистики