Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:26, курсовая работа
Развитие транспортной системы связано с возрастанием роли систем обработки информации, объем которой возрастает с каждым годом. Для эффективного функционирования транспортных систем необходимо анализировать данные об объемах пассажирских или товарных перевозок, и различные системы тарифов и скидок, и прогноз капитальных затрат на строительство новых путей сообщения, и многое другое. Статистика транспорта - отрасль статистики, которая изучает явления и процессы, происходящие на транспорте.
1.Введение
2.Понятие и сущность статистики транспорта. Методологии транспортной статистики
3.Заключение
4.Практическая часть
Список использованных источников и литературы
Плотность сети путей сообщения - протяженность путей сообщения и километрах, приходящаяся на единицу площади территории (обычно 1000 км) страны или региона.
Безопасность движения - комплекс условий, затрагивающих деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и граждан, направленных на бесперебойное функционирование 'транспорта и недопущение возникновения аварийных ситуаций в перевозочном процессе, а также на снижение последствий возможных аварий.
Состояние безопасности движения характеризуется показателями количества транспортных происшествий, в них погибших и раненых человек, поврежденных транспортных средств.
Скорость движения подвижного состава (средства транспорта) - среднее расстояние перемещения средства транспорта в единиц)' времени следования по участкам сети путей сообщения. Исчисляется с учетом и без учета грузоподъемности, пассажировместимости или мощности подвижного состава. Рассчитывается техническая скорость как отношение пробега транспортной единицы ко времени движения (хода) и участковая как отношение пробега транспортной единицы ко времени на участке (с учетом маневров, швартовок и т.п.).
Производительность
подвижного состава - объем транспортной
работы, приходящийся в среднем на
единиц) средств транспорта в единицу
времени. Определяется путем деления
показателей объема транспортной работы
(полезного эффекта) на общее время
нахождения транспортных средств в
эксплуатации (рабочем парке) за период
с учетом или без учета
Производительность труда па транспорте - количество продукции транспорта (как правило, в условно-натуральном выражении), приходящееся в среднем на одного работника, занятого па перевозках за определенный период. Исчисляется как отношение величины приведенной продукции транспорта к величине средней списочной численности работников, занятых на перевозках. Различия в уровнях производительности труда па отдельных видах транспорта вызваны как различиями в технической вооруженности, характере перевозок, гак и методикой определения показателей численности работников, занятых на перевозках. Уровень производительности груда может также измеряться величиной доходов о; перевозочной деятельности, приходящихся в среднем на одного работника, занятого па перевозках.
Доходы от перевозок - сумма средств, полученных транспортными предприятиями за перевозку грузов (включая почту), пассажиров (включая багаж), оказанные отправителям грузов и пассажиров дополнительные услуги по перевозкам и за пользование имуществом транспорта. Общие доходы транспортных предприятий включают также доходы от сдачи в аренду подвижного состава, погрузочно-разгрузочных и транспортно - экспедиционных работ, обслуживания подъездных путей, морского и внутреннего водного путевых хозяйств, применения авиации в отраслях экономики, подсобно-вспомогательной деятельности.
Расходы (затраты) по перевозкам - сумма издержек транспортных предприятий, непосредственно связанных с выполнением перевозок.
Рентабельность перевозок - соотношение между величиной прибыли транспортных предприятий от перевозок и величиной расходов по перевозкам, выраженное в процентах.
Средняя доходная ставка от перевозок - средний размер дохода от перевозки пассажира или тонны груза на продукции (работы) транспорта.
Средняя себестоимость перевозок - величина расходов по перевозкам, приходящаяся в среднем па единицу продукции (работы) транспорта.
транспортный
система статистический показатель
2.1. Методологии транспортной статистики
Статистическое
наблюдение - планомерное, научно организованное
получение первичной
Методология транспортной
статистики, как и других отраслей
экономики (промышленность, сельское хозяйство
и пр.), представляет собой совокупность
общих правил (принципов) и специальных
приемов и методов
Теоретический
(качественный) анализ явления, основанный
на социально-экономических
Решение этих вопросов требует соответствующих знании экономики железнодорожного транспорта.
Одновременно, руководствуясь
положениями социально-
В соответствии с диалектическими методами познания статистика изучает все явления в их взаимосвязи, движении и изменении, выделяя их различные типы и формы, вскрывая новое, прогрессивное, что зарождается в существующем периоде и определяет направление развития. В процессе развития наряду с количественными изменениями в изучаемом явлении происходят' коренные качественные изменения. Поэтому необходимо располагать методами, позволяющими изучать количественные изменения в явлениях, оценивать существенность или несущественность наблюдаемых различий, улавливать переход количественных изменений в качественные. Так, при изучении производительности труда работников железнодорожного транспорта статистика не только определяет достигнутый уровень производительности труда и характеризует его динамику, но и выявляет' зависимость производительности труда от степени использования рабочего времени, уровня механизации погрузо-разгрузочных операций, эффективности использования транспортных средств - локомотивов, вагонов, квалификации работников, применяемой системы оплаты труда и других факторов, а также определяет влияние изменения уровня производительности труда на изменение объема произведенной продукции - общего объема транспортной работы, на уровень себестоимости перевозок.
В процессе исследования своего предмета статистика может использовать и другие общенаучные методы, например аналогию или гипотезу.
Опираясь на теоретическую базу, статистика транспорта применяет специфические методы цифрового освещения явления, которые находят свое выражение в трех этапах (стадиях) статистического исследования.
1. Массовое научно
организованное наблюдение, с помощью
которого получают первичную
информацию об отдельных
2. Группировка
и сводка материн,
3. Обработка
статистических показателей,
При обработке данных исчисляются аналитические показатели, отражающие особенности однородных групп (подгрупп), отношения и взаимосвязи между ними. Они определяются в форме средних, относительных величин, показателей вариации, индексных показателей.
При изучении использования локомотивного парка по каждой выделенной подгруппе и группе определяются специализированные показатели, отражающие различные стороны эксплуатации локомотивов. К ним относятся: среднесуточный пробег локомотива, процент вспомогательного пробега, средний все поезда, средняя суточная производительность локомотива и др. Сопоставление этих показателей по группам и подгруппам, а также с их плановым уровнем, позволит сформулировать выводы об эффективности использования локомотивного парка и ее влиянии на конечный результат работы дороги.
Таким образом,
статистика основана на соединении анализа
и синтеза. Сначала в составе изучаемого
явления выделяются и раздельно изучаются
отдельные части (группы и подгруппы),
оценивается существенность или несущественность
наблюдаемых различий в величине признака,
выявляются причины различий, а затем
дается характеристика явления в целом,
во всей совокупности его сторон, тенденций
и форм развития. Все стадии статистической
работы тесно связаны друг с другом; недостатки,
возникающие па одной из них, сказываются
на всем исследовании в целом. Поэтому
строгое соблюдение правил статистической
науки обязательно на всех стадиях статистического
исследования.
Метод статистики транспорта тесно связан с математикой, эта связь объясняется тем, что для измерения и анализа количественных показателей необходимо применение математических приемов и методов. Необходимость изучения массовых случайных процессов потребовала использования специальных математических дисциплин теории вероятностей и математической статистики. Теория вероятностей исследованием случайных процессов. HI-положениями и теоремами широко пользуемся статистика транспорта при организации выборочных наблюдений, имеющих важное практическое значение. Широко применяется на практике аппарат математической статистики, его анализ вариационных рядов, корреляционный и регрессионный анализ.
В настоящее
время значение математика в развитии
транспортной статистики резко возрастаем
в связи с широким
Статистика транспорта
делится на составные части но числовому
и математическому признакам. По отраслевому
признаку в ней выделяются статистики
отдельных видов транспорта: автомобильного,
воздушного, железнодорожного, морского,
внутреннего, йодного, городского электротранспорта
и трубопроводного; по тематическому -
статистика перевозок грузов и пассажиров,
основною и оборотного капитала, труда,
производственных затрат и финансовых
результатов, инвестиций и инноваций.
Из них наиболее специфическими для каждого
вида транспорта являются статистика
перевозок грузов и пассажиров и статистика
главнейшей части основного капитала
- транспортных средств и путей сообщения
(транспортных терминалов).
В заключении отметим,
отрасль экономической
Основной источник данных статистики транспорта - сплошной текущий учёт и основанная на нём периодически, отчётность транспортных предприятий, а также специального статистического обследования сплошного и не сплошного характера. В статистике транспорта выделяются следующие разделы: статистика перевозок; эксплуатационная; основных фондов и технической вооружённости; труда; материально-технического снабжения: финансов.
Информация о работе Понятие и сущность статистики транспорта. Методологии транспортной статистики