Обработка результатов измерений

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:22, лекция

Краткое описание

Наука и промышленность не могут существовать без измерений. Каждую секунду в мире производятся многие миллиарды измерительных операций, результаты которых используются для обеспечения надлежащего качества и технического уровня выпускаемой продукции, безопасной и безаварийной работы транспорта, для медицинских и экологических диагнозов и других важных целей. Практически нет ни одной сферы деятельности человека, где бы интенсивно не использовались результаты измерений, испытаний и контроля.

Файлы: 1 файл

obrabotka_izmereny.doc

— 449.50 Кб (Скачать)

в)  важностью и ответственностью измерений - измерения используются на всех этапах, на всех уровнях управления народным хозяйством и их точностью обусловлена эффективность, действенность всех форм управления и правильность любых принимаемых на основе этих измерений решений. Таким образом, измерения становятся не только самым массовым, но и особо важным и ответственным продуктом, требования к качеству которого (т.е. к точности) также непрерывно возрастают;

г) развитием международного научно-технического сотрудничества и международной торговли - эффективное сотрудничество с зарубежными странами, совместная разработка научно-технических программ (например, в области освоения космоса, мирового океана, медицины, охраны окружающей природной среды и др.), дальнейшее развитие торговых отношений, интеграции и кооперирования производства - все это требует растущего взаимного доверия к измерениям, являющимся одним из основных объектов обмена при совместном решении научно-технических проблем, основой взаимных расчетов при торговых операциях, заключении контрактов на поставку материалов и оборудования. Следовательно, и здесь необходимое качество измерений (их точность), единообразие принципов и способов оценки и контроля этого качества имеют первостепенное значение.

Вышеизложенное  предопределяет, что ГСИ как система  нормативных документов уже не удовлетворяет  современным условиям осуществления  метрологической деятельности и, следовательно, необходим пересмотр ее структуры и правового статуса.

 

2.2. Цель концепции

 

В соответствии с Законом Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений" единство измерений сегодня рассматривается как одно из важнейших условий эффективности исследований и разработок, управления производством и другими объектами, диагностики и лечения болезней, достоверного учета материальных и энергетических ресурсов, контроля качества продукции, условий безопасности труда и охраны окружающей среды, надежности работы связи и транспорта, обороны государства, а ГСИ должна трактоваться как государственная система управления деятельностью по обеспечению единства измерений. Таким образом, ГСИ - государственная система управления деятельностью по обеспечению такого состояния измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин и погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью.

Следует отметить, что  ГСИ, по сути, является квинтэссенцией Российской системы измерений, т.е. такой системы, которая представляет собой конгломерат следующих элементов: метрология, измерительная техника и потребители измерительной техники и измерительной информации. Российская система измерений охватывает как органы и службы, обеспечивающие единство измерений в стране, так и разработчиков, производителей и пользователей продукции приборостроения.

Государственное управление деятельностью по обеспечению  единства измерений осуществляет Госстандарт России (статья 4 Закона РФ "Об обеспечении единства измерений"). Управление обеспечением единства измерений в отраслях народного хозяйства, Вооруженных силах РФ, на предприятиях и в организациях осуществляют руководители структур, определяемые в порядке, установленном законодательством РФ.

Вышеизложенное предопределило необходимость разработки и принятия современной Концепции Государственной системы обеспечения единства измерений в стране, отвечающей как сегодняшним, так и перспективным требованиям народного хозяйства. Соответственно определяется цель Концепции, которую можно сформулировать следующим образом: показать и обосновать необходимость перехода ГСИ как системы нормативных метрологических документов в ГСИ как государственную систему управления деятельностью по обеспечению единства измерений с раскрытием ее целей и задач, правового, организационного и технического обеспечения и направлений дальнейшего развития.

 

2.3. Цель и  задачи ГСИ

 

В свете изложенного  и с учетом объективных реальностей сегодняшнего дня основная цель ГСИ должна быть сформулирована следующим образом: создание на межотраслевом уровне правовых, нормативных, организационных, технических и экономических условий, необходимых для решения  задач  по обеспечению возможности  всем отраслям, предприятиям, организациям, исследователям, специалистам во всех сферах деятельности правильно оценивать точность выполняемых ими измерений, а также, что не менее важно, оценивать влияние точности измерений на правильность основанной на результатах измерений информации о свойствах веществ и материалов, о количестве и качестве материальных и энергетических ресурсов, сырья, материалов, полуфабрикатов, продукции, о характеристиках процессов и явлений. Определение круга задач, которые должна решать ГСИ для достижения этой цели, требует в первую очередь очерчивания конгломерата метрологических объектов и процессов (видов) деятельности. Этот конгломерат весьма обширен: от фундаментальных физических   и химических констант до квалифицированных кадров - метрологов. В то же время эти объекты нельзя считать полностью автономизированными. Они или взаимосвязаны, или взаимозависимы и отсюда логически вытекает, что объекты и виды деятельности, являющиеся сущностью ГСИ, представляют собой органическое сочетание как теоретических, так и практических ее аспектов.

В самом деле, например, создание таких практических материальных объектов, как государственные эталоны, требует теоретических изысканий в определении физических констант или явлений; функционирование метрологической службы неосуществимо без теоретических организационных разработок и их дальнейшей практической реализации в виде квалифицированных кадров, зданий, оборудования, документации и т.д. Сказанное с учетом ранее сформулированной цели представляется совершенно очевидным, что реализация этой цели возможна, если ГСИ вместо системы нормативных документов будет рассматриваться как функционально-организационно-техническая система, включающая в себя правовую, организационную и техническую подсистемы. Объединение этих реально существующих элементов в одну систему и присвоение этому объединению наименования "ГСИ" дает возможность обосновать, увязать рациональные пути и направления развития всех ее составляющих подсистем с единой целью, с единых системных позиций. Соответственно определяются следующие основные задачи ГСИ:

- разработка оптимальных принципов управления деятельностью по обеспечению единства измерений;

  • установление системы единиц величин;
  • создание, хранение и совершенствование эталонной базы;
  • разработка систем, методов и средств передачи размеров единиц величин;
  • регламентация общих метрологических требований к эталонам единиц величин, средствам измерений, методикам выполнения измерений, методикам поверки (калибровки) средств измерений;
  • разработка и экспертиза разделов метрологического обеспечения федеральных и иных государственных программ, в том числе программ создания и развития производства оборонной продукции;
  • осуществление государственного метрологического контроля: поверка средств измерений; проведение испытаний с целью утверждения типа средств измерений; лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений;
  • осуществление государственного метрологического надзора: за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм; за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций; за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже;
  • разработка принципов оптимизации материально-технической и кадровой базы органов Государственной метрологической службы;
  • аттестация методик выполнения измерений;
  • сертификация и калибровка средств измерений, не используемых в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора;
  • аккредитация метрологических служб по различным направлениям метрологической деятельности;
  • аккредитация поверочных, калибровочных, измерительных, испытательных и аналитических лабораторий, лабораторий неразрушающего и радиационного контроля, действующих в Российской Федерации систем аккредитации;
  • участие в международном сотрудничестве по метрологическим аспектам;
  • установление совместно с компетентными федеральными органами исполнительной власти порядка определения стоимости (цены) метрологических работ и регулирования тарифов на эти работы;

- подготовка кадров-метрологов; информационное обеспечение предприятий и организаций по вопросам обеспечения единства измерений.

 

2.4. Правовое, организационное  и техническое обеспечение ГСИ

 

Гарантией успешного  решения поставленных задач и, соответственно, надежного функционирования ГСИ является четкое взаимодействие составляющих ее подсистем (как было упомянуто ранее - правовой, организационной и технической).

Правовая подсистема должна представлять собой комплекс законодательных актов и межотраслевых нормативных и рекомендательных документов, регламентирующих общие правила и нормы в метрологии, государственные поверочные схемы, методики поверки (калибровки) и методики выполнения измерений.

Комплекс  метрологических документов основан  и тесно взаимоувязан с Государственной системой стандартизации, которая определяет порядок планирования, разработки, внедрения документов, структуру их построения и содержания.

Документы ГСИ также  взаимоувязаны со стандартами ЕСКД и ЕСТПП. В свою очередь, нормы  и требования, установленные в метрологических документах, должны учитываться в этих системах.

Организационная подсистема ГСИ - совокупность подразделений Госстандарта России, осуществляющих функции по обеспечению единства измерений, государственных научных метрологических центров и органов Государственной метрологической службы, ГСВЧ, ГССО, ГСССД, метрологических служб федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц, метрологической службы Вооруженных сил РФ, деятельность которых направлена на обеспечение единства и требуемой точности измерений при исследованиях, разработке, производстве, испытаниях, контроле, эксплуатации и ремонте продукции.

Техническую подсистему составляют государственные эталоны, установки высшей точности, рабочие эталоны всех разрядов, стандартные образцы и испытательное оборудование, необходимые для осуществления метрологического контроля и надзора.

Необходимо  подчеркнуть, что эти подсистемы реально функционируют уже в течение многих десятилетий. Так, в частности, нормативная база ГСИ насчитывает сегодня около 2500 обязательных и рекомендательных документов, регламентирующих практически все аспекты в области метрологии. Возглавляют этот солидный массив документации Закон РФ "Об обеспечении единства измерений" и ранее упомянутое Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 100.

Организационную, научную и практическую деятельность по обеспечению единства измерений осуществляют 11 метрологических научно-исследовательских институтов, центров и 104 ЦСМ Госстандарта России, более 30 тысяч метрологических служб, организаций и предприятий других министерств и ведомств. Техническую основу составляют 114 государственных эталонов, 90 установок высшей точности, около 15 миллионов рабочих эталонов {ранее образцовых средств измерений) и средств испытаний, более 8000 типов стандартных образцов. Тем не менее следует отметить, что эффективность функционирования перечисленных подсистем может быть повышена. Реальным путем повышения эффективности являются укрепление взаимосвязей между подсистемами, дальнейшее развитие подсистем, а в конечном итоге - их объединение, как сказано ранее, в государственную систему управления деятельностью по обеспечению единства измерений.

 

2.5. Пути дальнейшего  развития ГСИ

 

Дальнейшее  развитие ГСИ должно идти в направлении еще большего приближения деятельности метрологической службы к задаче получения объективной информации о конечных результатах деятельности предприятий народного хозяйства.

К другим приоритетным общим  направлениям развития ГСИ относятся:

  • рациональный и продуманный отказ от административных рычагов управления и введение в метрологическую практику норм и требований, учитывающих переход народного хозяйства страны на рыночную экономику;
  • максимальное сближение принципов проведения деятельности по обеспечению единства измерений в России с передовыми международными аналогами.

Принятие и внедрение  Закона РФ "Об обеспечении единства измерений" и соответствующих  подзаконных актов уже сейчас способствуют реализации указанных  направлений.

В разрезе  подсистем основные пути дальнейшего развития следует определить следующим образом.

Для организационной  подсистемы упомянутые выше общие направления развития ГСИ конкретизируются передачей ряда ранее только государственных функций от организации Госстандарта метрологическим службам юридических лиц и созданием институтов (систем) сертификации и калибровки.

Так, Госстандарт, сохраняя за собой основные (узловые) функции государственного управления деятельностью по обеспечению единства измерений, под жестким контролем может передавать (или передает) право выполнения некоторых государственных функций метрологическим службам федеральных органов исполнительной власти.

К числу таких  функций относятся прежде всего  испытания с целью утверждения типа (ранее - государственные испытания) и поверка (ранее - государственная поверка) средств измерений, входящих в сферу государственного контроля и надзора. Наряду с этим созданы необходимые условия для успешного функционирования добровольных институтов сертификации и калибровки средств измерений, во многом соответствующих аналогичным институтам, широко развитым за рубежом.

В сфере правовой подсистемы ГСИ  по-прежнему превалирует тенденция регламентации и принятия метрологических положений и норм в виде документов с рекомендательным статусом (в тех случаях, когда единственно важной, необходимой и обязательной устанавливается какая-либо цель, а способы и средства ее достижения могут иметь альтернативный характер).

При этом в  основу закладывается принцип: документы  метрологии должны быть такими, чтобы их несоблюдение было невыгодным ни отдельным лицам, ни предприятиям, ни отраслям, ни государству в целом.

Информация о работе Обработка результатов измерений