Особое значение
имеет усиление прогностической
направленности аналитической работы.
Она должна содержать элементы предвидения,
выявления критических точек
роста, указывать на возможные последствия
складывающихся ситуаций.
Переход к рыночной
экономике обусловливает необходимость
внедрения в статистический и
бухгалтерский учет системы национальных
счетов (СНС). Широко применяемая в мировой
практике СНС наиболее полно отвечает
особенностям и требованиям рыночных
отношений.
В этой связи важно
развитие профессиональных контактов
с международными статистическими
службами ООН, прежде всего с ее Статистической
комиссией.
Статистическая
комиссия ООН осуществляет разработку
методологии статистических работ,
сопоставимости показателей, подготавливает
рекомендации для Статистического
бюро Секретариата ООН, координирует статистическую
работу специализированных органов
ООН, осуществляет консультации по вопросам
сбора, накопления, разработки, анализа
и распространения статистической
информации.
Статистическое
бюро Секретариата ООН, являясь исполнительным
органом, собирает статистическую информацию
от государств -- членов ООН, публикует
эти данные, а также подготавливает доклады
по различным вопросам статистики и осуществляет
разработку методологических вопросов
статистики.
Результаты этих
работ публикуются в периодических
изданиях, таких, как «Ежемесячный статистический
бюллетень», «Демографический ежегодник»,
«Ежегодник по внешней торговле»
и др.
Вопросы статистики
рассматриваются также региональными
экономическими комиссиями для Европы,
Азии и Дальнего Востока, Латинской
Америки, Африки. Международным статистическим
органом является Международный
статистический институт (МСИ), который
ведет обобщение научных исследований
в области теории и методологии
статистики.
Координация деятельности
статистических служб стран -- членов
СНГ осуществляется созданным в 1992 г. Статистическим
комитетом Содружества независимых государств,
в Российской Федерации -- Государственным
комитетом РФ по статистике (Госкомстатом
РФ).
В республиках, входящих
в Российскую Федерацию, имеются
республиканские статистические комитеты,
а в областях (краях) -- областные
(краевые) управления статистики с разветвленной
сетью районных (городских) отделов государственной
статистики.
Статистический
комитет СНГ призван выполнять
ряд важных функций по координации
деятельности статистических служб
государств -- членов Содружества.
Это, прежде всего:
- разработка и
осуществление на основе взаимных
консультаций статистической методологии.
Обеспечение национальных статистических
служб государств -- членов СНГ методическими
материалами и инструментарием, организация
обучения кадров, проведение семинаров
и других мероприятий, связанных с переводом
статистики на систему национальных счетов,
международных стандартов и классификаторов;
- обеспечение
сопоставимости и преемственности
статистических разработок. Формирование
сводных статистических данных,
необходимых для взаимодействия
государств -- членов СНГ в политической,
социально-экономической, внешнеэкономической
деятельности;
- публикация систематизированных
данных по международной статистике
и международным сопоставлениям,
обеспечение этими данными государств
-- членов СНГ;
- осуществление
взаимодействия с координирующими
службами Содружества, обеспечение
их необходимой экономико-статистической
информацией; анализ хода реализации
программ, предусмотренных соглашениями
СНГ, и взаимных обязательств;
статистическое
изучение развития общеевропейского и
евроазиатского рынков, интеграции государств
-- членов СНГ в мировую экономику; статистическое
исследование процессов экономических
реформ, приватизации и демонополизации,
становления рыночных отношений; обеспечение
взаимодействия в статистическом изучении
и анализе экологических проблем;
- методологическое
и программное обеспечение проведения
переписей населения, единовременных
учетов и обследований в области
промышленности, в том числе в
топливно-энергетическом комплексе,
других базовых отраслях -- сельском
хозяйстве, капитальном строительстве,
процессов, происходящих в социальной
сфере [12, c. 134].
Осуществляемая
в народном хозяйстве экономическая
реформа ставит на передний план изменение
основных функций внутренней и внешней
торговли, обеспечивающих переход от
распределительного механизма к
регулирующему удовлетворению населения
товарами народного потребления. Это,
в свою очередь, предопределяет требования
к статистике коммерческой деятельности.
К основным функциям
внутренней торговли относятся: изучение
и определение товарного потенциала
регионов, региональных балансов производства
-- потребления, экономического оборота
(ввоза-вывоза) между регионами как отражение
сложившегося, объективно существующего
разделения общественного труда внутри
народнохозяйственного комплекса.
Статистические
методы должны позволять прогнозировать
развитие рынка товаров народного
потребления, способствовать рациональному
регулированию межрегиональных
поставок в соответствии со сложившимся
разделением труда и национальными
особенностями.
Разработка механизма
изучения товарных ресурсов, их перераспределения,
создания гибкой информационной базы
спроса-предложения товаров народного
потребления является первоочередной
задачей коммерческих служб.
Основное направление
коммерческой деятельности в новых
условиях -- всемерно способствовать повышению
уровня жизни населения. В своей деятельности
торговля должна опираться на научно обоснованную
систему расчетов, определяющих прожиточный
минимум средств на удовлетворение потребностей
населения по научно обоснованным нормам
потребления основных продуктов питания
и непродовольственных товаров.
Выполнению этого
важного требования будет способствовать
разработка статистикой обобщающего
показателя измерения уровня жизни
населения как по социальным группам
и группам доходности, так и
по другим отдельным слоям общества.
Совершенствуя механизм
обеспечения населения товарами,
торговля призвана осуществлять и социальные
функции защиты прав потребителя; должна
представлять его интересы. Для этого
заказ торговли на производство и
поставку товаров должен стать основой
формирования объемов производства
промышленных предприятий и организаций
аграрно-промышленного комплекса.
В связи с этим
целесообразно также предусмотреть
эффективную систему штрафных санкций
за нарушения договорных условий
и гибкую систему учета деятельности
этих предприятий по обеспечению
товарами народного потребления, включающую
показатели не только количественной
(затратной) оценки, но и отражающую
качество выпускаемых изделий, их соответствие
международным стандартам.
Качество товаров
тесно связано с политикой
цен. Существующая система цен не
дает репрезентативных результатов, а
практика не обеспечивает корректность
расчетов, так как не отражает рост
цен на товары, не отличающиеся новыми
качествами, что не отражает объективно
фактическую ситуацию.
В настоящее время
ценообразование разошлось с
качеством товаров, с анализом их
потребительских стоимостей, с фактической
издержкоемкостью товаров.
Рыночный механизм
ценообразования требует создания
гибкой системы статистических показателей
как информационной основы моделирования
рыночных ситуаций, а на их основе --
научно обоснованного прогнозирования
последствий.
В условиях развития
рыночных отношений необходим высокий
профессионализм коммерческих работников.
Вот почему необходима разработка модели
нового торгового специалиста -- коммерсанта,
в совершенстве владеющего статистической
методологией анализа ситуаций и прогнозирования
рыночных отношений.
Эффективность и
направленность коммерческой деятельности
в условиях рыночной экономики определяются
критерием максимальной прибыли
при оптимальных расходах.
Основным достоинством
рыночной экономики является принцип
саморегулирования производства товаров
через выравнивание размеров прибыли.
Потребительская стоимость товаров
из абстрактного понятия переходит
в ранг регулятора, происходит смена
затратного механизма на рыночные отношения.
Для работы в этих
условиях должен быть изменен торговый
механизм, а специалисты торговли--коммерсанты,
менеджеры, экономисты -- должны владеть
новыми методами управления, обладать
знаниями коммерческого товароведения,
методами предвидения последствий принимаемых
решений.
С развитием международных
экономических отношений начинается
процесс создания совместных торговых
предприятий с иностранными фирмами.
Здесь необходима глубокая проработка
комплекса вопросов российскими
предпринимателями и их партнерами
в зарубежных странах, с одной
стороны, а с другой -- регулирующих
функций в защиту населения от оттока
дефицитных товаров за границу и притока
некачественных зарубежных товаров [9,
c. 114].
В этой связи важна
научно-практическая разработка вопросов
организационного, экономического, этического
плана в области внешнеэкономических
связей, обеспечивающая выполнение их
на высоком профессиональном уровне
для достижения эффективных результатов.
Как внутренняя,
так и внешняя торговля в условиях
рыночных отношений нуждается в
определенном государственном регулировании.
При этом имеется в виду экономическое
и правовое их регулирование.
К первому относятся
система санкций, налоговый контроль,
система стандартов, ценовая политика
и т.п.
Ко второму -- правовая
защищенность потребителя от диктата
производителя, наличие действенного
торгового права и надзора за его использованием.
В этих целях подлежат
пересмотру многие нормативные акты,
действующие в торговле, нужна
перестройка ряда аспектов статистической
работы, в том числе и статисткой
коммерческой деятельности на рынке
товаров и услуг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в статистической науке
выделяются следующие части: общая
теория статистики, экономическая статистика
и ее отрасли, социальная статистика
и ее отрасли.
Общая теория статистики разрабатывает
общие принципы и методы статистического
исследования общественных явлений, наиболее
общие категории (показатели) статистики.
Задачей экономической статистики
является разработка и анализ синтетических
показателей, отражающих состояние
национальной экономики, взаимосвязи
отраслей, особенности размещения производительных
сил, наличие материальных, трудовых
и финансовых ресурсов, достигнутый
уровень их использования.
Отрасли экономической статистики
- статистика промышленности, сельского
хозяйства, строительства, транспорта,
связи, труда, природных ресурсов, охраны
окружающей среды и т.д.; их задача
- разработка и анализ статистических
показателей развития соответствующих
отраслей.
Статистики крупных отраслей могут
быть подразделены на более мелкие
отраслевые статистики: например, статистика
промышленности - на статистику машиностроения,
металлургии, химии и др.; статистика
сельского хозяйства - на статистику
земледелия и животноводства и т.п.
Социальная статистика формирует
систему показателей для характеристики
образа жизни населения и различных
аспектов социальных отношений; ее отрасли
- статистика народонаселения, политики,
культуры, здравоохранения, науки, просвещения,
права и т.д.
Отраслевые статистики формируются
на базе показателей экономической
или социальной статистики, а те
и другие основываются в свою очередь
на категориях (показателях) и методах
анализа, разработанных общей теорией
статистики.
Общая теория статистики является той
учебной дисциплиной, с изучения
которой начинается формирование необходимых
профессиональных знаний у экономистов,
менеджеров, руководителей предприятий.
Изучением экономического и
социального развития страны, отдельных
ее регионов, отраслей, объединений, фирм,
предприятий занимаются специально
созданные для этого органы, совокупность
которых называется статистической
службой. В Российской Федерации
функции статистической службы выполняют
органы государственной статистики
и органы ведомственной статистики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Афанасьев, В.Н.
Эконометрика: Учебник. Афанасьев
В.Н. и др. - М.: Финансы и статистика,
2005.
2. Бурцева, С.А.
Глобализация: геостатический подход
/ С.А. Бурцева - М.: Финансы и статистика,
2005.
3. Гусаров, В.М.
Статистика: учеб. пособие для вузов / В.М.
Гусаров - М.: ЮНИТИ-ДИНА, 2003.
4. Ефимова М. Р., петрова
Е. В., Румянцев В. Н. Общая теория статистики:
Учебник. М.: ИНФРА-М, 2004.
5. ЕлисееваИ. И., Юзбашев М. М. общая теория
статистики: Учебник /Под ред. И. И. Елисеевой.
- М.: Финансы и статистика, 2002.
6. Елисеева, И.И. Статистика: учебник
/ И.И. Елисеева, И.И. Егорова и
др. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2003
7. Ефимова М. Р., Петрова Е.
В., Румянцев В. Н. Общая теория
статистики: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2003.
8. Общая теория статистики/Под ред.
Г.С. Кильдишева, В.Е. Овсиенко, П.М. Рабиновича,
Т.В. Рябушкина, - М.: Статистика, 2004.
9. Общая теория статистики. Под
ред. А.А. Спирина, О.Э. Башиной, - М.:
Финансы и статистика, 2003.
10. Заварина, Е.С. Основы региональной
статистики: Учебник / Е.С. Заварина, К.Г.
Чобану - М.: Финансы и статистика, 2006.
11. Теория статистики: Учебник / Под
ред. проф. Г. Л. Громыко. - М.: ИНФРА-М, 2000.
12. Теория статистики/ Под ред. Р.А.
Шмойловой, - М.: Статистика, 2004.