Экономические индексы и их использование в экономическом анализе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

Полная и достоверная статистическая информация является тем необходимым основанием, на котором базируется процесс управления экономикой. Вся информация, имеющая народнохозяйственную значимость, в конечном счете, обрабатывается и анализируется с помощью статистики.
Именно статистические данные позволяют определить объемы валового внутреннего продукта и национального дохода, выявить основные тенденции развития отраслей экономики, оценить уровень инфляции, проанализировать состояние финансовых и товарных рынков, исследовать уровень жизни населения и другие социально-экономические явления и процессы.

Оглавление

Введение……………………………………………………………3 стр.
Теоретическая часть…………………………………………….. 4 стр.
Индексы и их классификация …………….……………………...4 стр.
Индивидуальные и общие индексы …………..………………….6 стр.
Агрегатные индексы…………………………………………8стр.
Средневзвешенные индексы……………………………… 13стр.
Базисные и цепные индексы………………………………………4стр.
Использование общих индексов в экономическом анализе……16стр.
Индексы средних величин и их использование в экономическом анализе…………………………………………………….……… 18стр.
3. Расчетная часть……………………………………………… ……11 стр.
4. Аналитическая часть……………………………………………. .16 стр.
5. Заключение ………………………………………………………. 25 стр.
6. Список литературы……………………………………………… 26 стр.
7. Приложения………………………………………………………. 27 стр.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 677.00 Кб (Скачать)

           3) прироста за счет изменения уровня производительности 
труда на предприятиях . •

            ∆Q(W) = Q0 ∙I∑Τ∙Iстр∙(IW−1) = 46 660,8 • 1,00364 -0,995609• (1,01008 - 1) =    = + 470,0 тыс. руб.

Из расчета  видно, что основная причина снижения объема продукции при росте общей численности занятых — неблагоприятные структурные изменения. Снижение удельного веса предприятия № 2, где отмечается самый высокий уровень выработки, в общей численности привело к общему уменьшению продукции на 0,6%, что не компенсировалось возрастанием ее на 0,4% за счет увеличения числа работающих.

          Для условий первого примера индексы равны:


 

Предприятие № 1

 

Предприятие № 2

 

 

Окончательное распределение общего прироста продукции  по, факторам и предприятиям выглядит так:

 

Предприятие

Общий' прирост продукции, тыс. руб.

В том числе  за счет

 

 

изменения числа работающих

изменения удельного  веса в общей численности •

изменения производительности труда

1

445,0

78,08

64,92

302,0

2

-10,8

91,77

-270,57

168,0

Итого

434,2

169,85

-205,65

470,0


 

При изучении совокупностей, состоящих из объектов одного ; и того же типа, общий индекс изменения итогового признака можно, - как показано выше, представить произведением трех индексов:

 

 

                                       IQ = I ∙ ICTP · IW

 

        Индекс Iw можно записать как

Iw  =  

Таким образом, индекс переменного состава учитывает одновременно и структурные изменения в соста ве совокупности, и изменение уровня качественного признака у отдельных объектов. В этом смысле рассчитанный ранее индекс Iw полученный по типу индекса цен, называется индексом постоянного, или фиксированного, состава. Очевидно, что между индексом переменного состава и индексом постоянного состава существует соотношение

Iпер.сост= I стр∙ Iпост.сост.

 (в нашем примере это )

Анализ общего прироста итога можно теперь выполнить  и по модели

Q1 = Q0 · I∑Τ · IW

но ничего нового по сравнению с ранее полученными  результатами этот подход уже не даст.

 

 

 

II. Расчетная часть.

 

Задача 1.

Имеются следующие данные о продаже товаров в розничной  торговле города:

 

 

Товар

Продано, тыс. кг.

Средняя цена продажи 1кг товара в базисном периоде, руб.

Индекс цен в отчетном периоде к базисному, %

Базисный период

Отчетный период

А

20

20,4

100

115

Б

46

43,7

50

120

В

6

4,2

120

150


 

  1. индексы физического объема продаж по каждому товару;
  2. сводные индексы: физического объема товарооборота, цен и товарооборота;
  3. абсолютный прирост товарооборота за счет изменения: а) цен; б) объема продажи товаров.

 

Решение:

  1. определим индекс физического объема продаж по каждому товару:

 

по товару А    iq (рост продаж на 2%)

по товару Б     iq (снижение продаж на 5%)

по товару В     iq (снижение продаж на 30%)

  1. Сводные индексы: физического объема товарооборота

       Iq =

 

Цен Ip= , но у нас по условию задачи известен индекс цен индивидуальный.

   Определим цену товара за 1кг. В отчетном периоде.

Товар А           x : 100 = 1,15               x = 115 руб.

            Б           х  :  50  =  1,20              х =  60  руб.

            В           х  : 120 =   1,5               х =  180 руб.

Занесем эти данные в таблицу.

 

Товар

Продано, тыс. кг.

Средняя цена продажи 1кг товара в базисном периоде, руб.

Индекс цен в отчетном периоде к базисному, %

Средняя цена продаж 1кг. Товара в отчетном периоде p1

Базисный период

Отчетный период

А

20

20,4

100

115

115

Б

46

43,7

50

120

60

В

6

4,2

120

150

180


 

Определим индекс цен

Ip (формула Паше)

Ip=

Определяем индекс товарооборота.

Ipq= Ip∙Iq = 1,210 ∙ 0,942 = 1,140 или Ipq =

 

  Определим абсолютный прирост товарооборота (разница между числителем и знаменателем индекса товарооборота)

   

                              Ipq =

 

    Товарооборот  возрос в отчетном периоде  по сравнению с базисным на  704 тыс. руб.

     Определяем за счет, каких факторов это произошло.

  а) за счет изменения  цен.

     

                                  Ip =

 

За счет роста цен  товарооборот возрос на 995 тыс. руб.

 

б) за счет изменения объема продаж

                                    Ip =

Товарооборот снизился за счет уменьшения объема продаж.

Общее изменение товарооборота

704 тыс. руб. = (995 тыс.руб. + (-291 тыс.руб.)

 

Задача 2.

  Имеются данные о продаже товаров на рынках города.

Вид продукции.

Затраты на производство продукции в отчетном месяце, тыс. руб.

Индексы себестоимости  единицы продукции, %

А

770

110

Б

490

98


 

Определите по двум видам продукции:

    1. Общий индекс себестоимости продукции и абсолютный прирост (снижение) затрат в связи с изменением себестоимости единицы продукции.
    2. Общий индекс физического объема продукции, если известно, что затраты на продукцию за прошедший период возросли на 15,5%.

 

Решение.

Вид продукции

Затраты на производство продукции в отчетном месяце , тыс. руб.  z1q1

Индексы себестоимости  единицы продукции, %

А

770

110

Б

490

98

Итого:

1260

 

 

   Определим по двум видам продукции общий индекс себестоимости продукции.

 

                          Iz=

           Абсолютный прирост затрат в связи с изменением себестоимости единицы продукции.

 

                  1260тыс. руб. – 1200 тыс. руб. = 60 тыс.руб.

    Индекс затрат  равен  Iqz = 1,155 (по условию задачи затраты возросли на 15,5%)

     Индекс  себестоимости мы уже определили, он равен Iz =1,05.

     Общий индекс  физического объема продукции

                                  Iq =

 

III. Аналитическая часть.

 

 

  1. Исчислить индивидуальные цепные и базисные индексы цен. Проверить правильность расчетов.

Комментарии:Для расчетов индивидуальных цепных, мы сравнивали показатели по одному индивидуальному признаку ( наименованию), одного месяца с другим делением рассматриваемого на предыдущий месяц ( ЗАДАНИЕ № 1 верхняя таблица). При расчете базисного индивидуального - за базисный брался месяц январь и вычислялся индекс каждого месяца через сравнения с январем путем деления ( ЗАДАНИЕ № 1 нижняя таблица). Если индекс больше единицы - это говорит о росте того или иного изучаемого явления ( в частности цен); если нет, как с говядиной и свининой, где индекс меньше единицы, то падение цены. Сравнение с базисным месяцем показало нам, что в целом за ВСЕ прошедшее время цены изменились незначительно ( вследствие их падения в марте), но выросли. Проверка осуществляется путем умножения индивидуальных цепных индексов и сравнением с индивидуальным базисным индексом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

      

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

        Литература.

 

 

  1. Башет К.В. «Статистика коммерческой деятельности», М: «Финансы и статистика», 1996.
  2. Елесеева М.А. «Общая теория статистики», М.: «Статистика», 1988.
  3. Финансы. Под ред. В.М. Родионовой. – М.: «Финансы и статистика», 1994.
  4. Гусаров В.М. «Теория статистики», М.: «Аудит», 1998.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Экономические индексы и их использование в экономическом анализе