Факторный анализ и статистическое прогнозирование показателей статистики населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 11:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в статистической оценке демографической ситуации в Оренбургской области.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
- рассмотрение источников статистических данных, основной системы статистических показателей и методов статистических исследований демографических процессов;
- статистический анализ демографической ситуации;
- статистическое изучение численности населения области;
- анализ показателей воспроизводства населения;
- факторный анализ показателей движения населения,
- статистическое прогнозирование численности населения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы статистического изучения населения
1.1. Задачи статистики населения и источники статистических данных о
населении………………………………………………………………5
1.2. Система показателей статистики населения…………………………7
1.3. Методы статистических исследований демографической
ситуации................................................................................................13
Глава 2. Статистический анализ демографической ситуации за 2010
2012 гг
2.1. Социально-экономическое положение Оренбургской области за
период 2010 - 2012 гг………………………………………………...16
2.2. Статистическое изучение численности населения г.
Оренбурга…………………………………………………………..…18
2.3. Анализ воспроизводства населения………………………………...21
Глава 3. Факторный анализ и статистическое прогнозирование показателей
статистики населения
3.1. Политика занятости и регулирования рынка труда……………......24
3.2. Изучение последствий миграции населения……………………….27
3.3. Демографический прогноз…………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников……………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 69.16 Кб (Скачать)

Особого внимания заслуживает изучение зависимости  проблем занятости, с одной стороны, от динамики платежеспособного спроса предприятий и населения, с другой − способности производства адекватно реагировать на этот спрос.

Конечно, платежеспособный спрос может расширяться  лишь постепенно: в зависимости от увеличения доходов населения, то есть по мере преодоления кризисной ситуации в экономике. Но определённые финансовые ресурсы, достаточные для того, чтобы  дать первые импульсы к экономическому росту, в России имеются уже сейчас. Это ресурсы банков и некоторых  экспортно-ориентированных отраслей, сбережения населения, а так же средства, сконцентрированные в теневой экономике. Назрела необходимость проведения ряда мер для переключения этих ресурсов на чисто финансовые сферы (или состояние  консервации) в сферу реальной экономики. Надо найти способы, чтобы на определённых условиях возвратить капиталы, ушедшие  за границу, легализовать в общественно - приемлемой форме средства теневой  экономики, вовлечь их в народно-хозяйственный  оборот. Тогда (ещё до начала динамического  экономического роста) можно будет  рассчитывать на увеличение спроса как  естественного и необходимого условия  развития производства. С точки зрения макроэкономических пропорций такой  вариант развития не вызывает сомнений. Предстоит глубокое реформирование на уровне предприятий, охватывающее всех занятых на них работников. Речь идёт о том, чтобы трудовые коллективы и отдельные работники существенно  повысили качество своего труда, что  в итоге приведёт к сокращению численности занятых. Конечно, подобные трансформации могут происходить  безболезненно лишь при условии  сложившегося цивилизованного рынка  труда и свободного движения рабочей  силы. Основы такого рынка уже заложены: ликвидирована монополия государства  на использование рабочей силы, расширены  правовые возможности её мобильности, возникли гибкие формы организации  и оплаты труда, усилилась её дифференциация. Тем не менее, очевидна неразвитость существующего рынка труда. Это  можно объяснить общим экономическим  спадом и слабостью конкуренции, ограниченностью финансовых ресурсов предприятий, отсутствием достаточных  условий для трудовой территориальной  миграции и т.д. Зачастую работник лишён  возможности трудится в полную силу, не может предъявить и добиться реализации справедливых требований по поводу создания нормальных условий труда и его  достойной оплаты [19].

Современный рынок труда − это сфера не столько противостояния предпринимателей и работников, сколько компромиссов и договорённостей сторон: продавцов и покупателей рабочей силы при посреднической роли государства.

В Федеральной целевой программе содействия занятости населения РФ предусмотрена необходимость обеспечения в ближайшей перспективе взвешенности в политике занятости с тем, чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой, − не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.

Политика  на рынке труда в ближайшем  периоде будет направлена на:

  1. обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости населения;
  2. переориентацию экономически активного населения на новые формы трудовых отношений;
  3. достижение сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест;
  4. предупреждение массовой безработицы на местных рынках труда;
  5. создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест;
  6. развитие кадрового потенциала путём совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;
  7. рост мобильности трудовых ресурсов.

 

3.2. Изучение последствий миграции населения

Важнейшим фактором, влияющим на изменение численности  населения, ее половозрастного состава, является миграция.

Миграция  населения есть социально-экономический  процесс территориального расселения населения. Передвижение людей из одной  местности в другую и оседание их на постоянное жительство в почв или иных населенных пунктах оказывает  определенное влияние на абсолютную величину населения, ее качественные параметры, как в пунктах выхода мигрантов, так и в пунктах их вселения, влияет на складывающийся тип воспроизводства, а, следовательно, численность и состав трудовых ресурсов не только в ближайшем будущем, но и на более длительную перспективу.

В условиях стабильной экономики территориальное  перераспределение труд ресурсного потенциала страны, соответствующее  размещению и развитию производительных сил, способствует более эффективному использованию рабочей силы, направленному  на повышение всего общественного  производства территориально-общественной системы региона и страны в  целом.

Значение  миграции населения в размещении, развитии и использовании производительных сил таксономических единиц в  воспроизводстве населения и  трудовых ресурсов вызывает необходимость  всестороннего и глубокого изучения всех миграционных процессов, их размеров, состава мигрантов, направления миграционных потоков и географических очагов притока и оттока населения. Различные виды и формы миграции населения имеют различную социальную и экономическую значимость. При изучении внутренней миграции важно разграничить миграционные процессы на внутри территориальные и межтерриториальные, т. е. выделить внутриобластной (краевой, республиканский), межобластной (краевой, республиканский).

Немаловажное  значение имеет разграничение миграционных процессов внутри перечисленных  классификационных групп миграции на городскую (город – город), сельскую (село – село) и между разными  категориями поселений (город –  село, село – город).

Анализ  данных таблицы 2.7 позволяет сделать вывод о том, что рост численности населения в Оренбурге произошел в основном из-за увеличения миграционного потока. В 2011 году миграционное снижение сменилось приростом (превышение числа прибывших над числом выбывших) в 2,5 тысячи человек, что соответственно повлияло на увеличение численности населения области. Миграционный прирост постоянно сохраняется в обмене населением с государствами-участниками СНГ. Он выше уровня 2010 года в 1,7 раза. Наиболее значителен приток мигрантов из Таджикистана (29% от всего миграционного прироста со странами СНГ), Узбекистана (28%), Армении (13%), Азербайджана (9%), Казахстана (9%). [19, стр.67]

Помимо  русских, татар и других традиционных для региона этносов (башкир, мордвы, немцев), Оренбург пополняется представителями  других народов, что, несомненно, влечет изменение национальной структуры  населения региона.

Пополняются диаспоры нетрадиционных для Оренбурга  национальностей. Таджики, например, едут зачастую целыми «кланами», бывшими, как правило, во время войны в оппозиции к той или иной противоборствующей стороне.

Из числа  прибывших трудоспособные составляют 58 %, имеющие высшее и среднее образование  − 35 %, в городах области размещено более 50 % (по данным за 2012 г.).

Наибольшая  часть трудовых мигрантов занята следующими видами экономической деятельности: строительство, оптовая и розничная  торговля, обрабатывающие производства, сельское хозяйство.

 

3.3. Демографический прогноз

     В городе Оренбурге складывается  тенденция увеличения рождаемости  и сокращения смертности при  существенном уменьшении смертности  среди новорожденных, чему, в первую  очередь, способствует ряд социальных  проектов и программ. Проводимые  мероприятия в социальной сфере,  решение городских социально-значимых  вопросов также влияют на улучшение  демографической ситуации. Состояние  общего коэффициента рождаемости  к 2014 году прогнозируется как  стабильное и составит 13,0, снижение  уровня смертности с 12,1 до 12,0. По оценке численность постоянного населения Оренбурга (с учетом сельского населения) прогнозировалась увеличение численности постоянного населения города в 2012 году – 561,3 тыс. человек; в 2013 году − до 576,4 тыс. человек. [7, стр.28]

     Миграционный баланс в 2010 году сложился положительный − 718 человек. По оценке 2011 года этот показатель составит около 150 человек и до 2014 года останется неизменным. Основным притоком иностранных работников в город Оренбург являются выходцы из стран ближнего зарубежья (Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Киргизия) на сезонные работы, связанные со строительством, торговлей, транспортными услугами и сельскохозяйственными работами. [11, стр.74]

     В перспективе, администрацией  города будет  продолжена работа  в области социальной политики  по увеличению рождаемости   и снижению смертности за счет  мероприятий, проводимых в рамках:

- социального   проекта «Город-малышам»;

- муниципальной   целевой программы «Развитие   муниципального здравоохранения»  на 2010-2012 годы;

- муниципальной   целевой программы «Дети Оренбурга»  на 2011-2014 годы и др.

     Определение перспективной численности  осуществляется на основе данных  о естественном и  механическом  приросте за определенный анализируемый  период.

     Перспективная численность населения  определяется по следующей формуле (10):

Sн+t = Sн  * (1 + )t;

 где  Sн – численность населения  на начало планируемого периода, 

   t – число лет, на которое  прогнозируется расчет.

     Рассчитаем  демографический прогноз  на 2014 год  относительно 01 января 2012 года:

S2014 = 525600 * (1 + )2  = 524785.

Таким образом, демографический прогноз на 2014 год  показывает убыль населения города Оренбурга вопреки прогнозам  администрации города.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

     В данной курсовой работе рассмотрен  статистический анализ демографических  процессов  в г. Оренбурге  за 2010-2012 годы, в который входят  следующие показатели: численность  и состав населения, воспроизводство  населения, миграционные процессы, происходящие в обществе.

 Численность постоянного населения г. Оренбурга на 1 января 2011 г. составила 525,6 тыс. человек и по сравнению с 2010 г. сократилась на 28 тыс. человек (на 5%). Также наблюдается снижение численности населения трудоспособного возраста.

     На 1 января 2011 г на 1000 мужчин приходилось  1187 женщин.

          Необходимо  отметить, что сейчас в Оренбурге наблюдается естественный прирост (преобладание родившихся над умершими). Также прослеживается положительная динамика по увеличению численности родившихся (на 476 чел.) и сокращению умерших (на 171 чел.) за 2012 гг.  

     Коэффициент рождаемости в 2012 г. составил в среднем 12,7 рождений на 1000 жителей и за анализируемый период увеличился на 0,9 процента. Определенную роль играет принятие Федерального закона от 29.12.2009 г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

     В 2011 г. коэффициент смертности за анализируемый период снизился на 0,4 процентных пункта и составил 12,2 промилле.

     Высокий уровень смертности обусловлен  накоплением  неблагоприятных  изменений в  общественном  здоровье населения в  сочетании  с воздействием высокого уровня  стресса, снижением качества жизни  в условиях неудовлетворительного   состояния социальной сферы. Основными   причинами смерти населения являются  болезни системы кровообращения, смертность от внешних причин  и от новообразований. 

     Одним из демографических показателей,  по которому оценивается уровень  социального  благополучия общества, является младенческая смертность.

     За 2011 г. число умерших детей в возрасте до одного года в расчете на 1000 родившихся увеличилось на 0,2 процентных пункта. Основными причинами смерти детей до 1 года являются врожденные аномалии. Наряду с этим существенна и доля несчастных случаев, отравлений и травм, болезней органов дыхания, инфекций, т.е. причин, уровень смертности от которых во многом обусловлен качеством и своевременностью оказания лечебно-профилактической помощи, организацией противоэпидемических мероприятий.

     В 2010 году миграционное снижение  сменилось  приростом (превышение  числа прибывших  над числом  выбывших) в 2,5 тысячи человек,  что соответственно повлияло  на увеличение численности населения  г. Оренбурга. 

     Для стабильного улучшения демографической   ситуации необходима стабилизация  социально-экономического развития  и устойчивое улучшение  качества  жизни населения, повышение   материального благосостояния населения,  предоставление человеку возможности   полагаться на свои собственные  силы и ресурсы, основным источником  которых  являются достаточные  доходы от трудовой деятельности. 

Также серьезное  внимание следует уделить сохранению здоровья населения, каждого гражданина области, поскольку это  тесно  связаны между собой и оказывают  сильное воздействие на показатели рождаемости и смертности.

Предпосылки для решения демографической  проблемы должны разрабатываться в  национальных программах и проектах. Меры демографической политики, независимо от того на какой элемент они будут  воздействовать, должны быть согласованы  между собой.

Информация о работе Факторный анализ и статистическое прогнозирование показателей статистики населения