Брачность и разводимость

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 06:50, реферат

Краткое описание

Семейный кодекс и другие источники семейного права не дают легального определения брака. Попытка дать определение предпринята только в учебной и научной литературе. Слово "брак" исходит из древнерусского лексикона (от слова "Брачите"- отбирать). В других языках такой двусмысленности нет. Во многих славянских языках брак обозначается словом "Шлюб" - договоритесь. Однако для регулирования брачно-правовых отношений надо точно уяснить правовой смысл этого понятия. Существуют 3 основные теории, объясняющие правовую природу брака:
Брак как договор. Возникла в Древнем Риме. Брак по данной теории представляет собой гражданско-правовую сделку. Этой теории придерживается сейчас Французское законодательство, где рассматривают брак только как гражданский договор.

Оглавление

1 Введение 3
2 Брачность 5
3 Брачное поведение 6
4 Условия и порядок заключения брака 10
5 Формы брака 11
6 Показатели брачности и разводимости 12
7 Возрастные, суммарные и кумулятивные коэффициенты брачности 13
8 Общие показатели разводимости 16
9 Возрастные, суммарные и кумулятивные коэффициенты разводимости 17
10 Заключение 19
Список использованных источников 20

Файлы: 1 файл

брачность доклад сидоров.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

б) роль возраста в брачном отборе:

     Его роль подтверждается многочисленными  статистическими и социологическими данными. При этом роль возраста несколько специфична, поскольку в этом случае более вероятным является не совпадение (равенство) возрастов партнеров, а небольшое превышение возраста партнера мужского пола.

в) роль образования:

     Роль образования как фактора брачного отбора столь же велика. Вероятность вступления в предбрачные, а затем и в брачные отношения у людей с одинаковым или близким образованием выше.

     В целом, если брать эти три характеристики (возраст, образование и социальное происхождение), то в процессе брачного выбора действует довольно заметная тенденция предпочтения мужчинами более молодых женщин с относительно меньшим образованием и принадлежащих к относительно более низкой социальной группе (противоположная тенденция для женщин). Эта тенденция называется брачный градиент.

     В обществах с сильно дифференцированной социальной структурой брачный градиент может вызывать «переизбыток незамужних женщин старших возрастов, блестяще образованных, профессионально занятых, не имеющих возможности найти себе брачного партнера из-за завышенных притязаний относительно статуса и образования». Подобное, впрочем, можно наблюдать и у нас, когда многие высокообразованные женщины вынуждены оставаться одинокими из-за того, что не могут найти себе "подходящего" жениха. Отсюда, вытекает и существование "второго пика " внебрачной рождаемости: потеряв надежду выйти замуж, такие женщины "сознательно" выбирают дорогу одинокого материнства.

     Правило гомогамии действует и в отношении  некоторых других личностных характеристик. Среди них чаще всего называют ум (интеллект), физическую привлекательность, а также брачный статус и ценностные ориентации, включая политические взгляды, религиозные убеждения и т. д.

Близость:

     Другим  важнейшим социологическим фактором брачного отбора, наряду с гомогамией, является близость (соседство). Под близостью понимается пространственная, территориальная близость, проживание по соседству, а также работа в одной и той же организации или учеба в одном и том же учебном заведении. Роль близости связана с тем, что соседство, совместная работа или совместная учеба повышают вероятность встречи с партнером, который к тому же, с большей вероятностью будет иметь сходство и по другим личностным и социальным характеристикам, включая сходство ценностей, интересов[4].

     Примеры теорий брачного отбора:

     1. Теория З. Фрейда.  

     Он  утверждал, что в выборе сексуального объекта человеком проявляется  смещение энергии либидо с самого первого объекта любви, т.е. с родителей. Иначе говоря, согласно 3. Фрейду, мужчина ищет жену, похожую на мать, а женщина — мужа, похожего на отца.

     В социологической литературе можно  найти данные, подтверждающие этот тезис. В частности, Д. Едличка в  своем исследовании 7.000 супружеских  пар обнаружил, что вероятность  найти в опрошенной совокупности пары, в которых имелось сходство одного из партнёров с родителем противоположного пола, была выше, чем это теоретически возможна при случайном выборе[5].

     2. Теория Р.Ф. Уинча. 

     Ещё одной социально-психологической  теорией брачного выбора является теория комплементарных потребностей Р.Ф. Уинча.

     Основной  тезис этой теории состоит в том, что люди предпочитают выбирать себе в супруги тех, чьи психологические  особенности противоположны и комплементарны (дополнительны) их собственным (например: человек робкий и склонный к зависимости, скорее всего, согласно Уинчу, предпочтет партнера сильного и доминантного). Это связано с тем, что индивид всегда стремится максимизировать степень удовлетворения своих потребностей, а максимум этот, по Уинчу, достигается в том случае, когда специфические потребности мужчин и женщин комплементарны друг другу.

     В основе теории — наблюдения, которые  Уинч провел за 25-тью брачными парами в Северо-западном университете. Хотя сам Уинч был убежден в правильности своей теории, другие исследователи отнеслись к ней критически. Характерным в этом плане было замечание Мейера и Пеппера о том, что "открытия Уинча — это артефакт. Или из-за неправильной методологии, или из-за того, что он изучал брачные пары".

     Тем не менее другие авторы, отталкиваясь от подхода Уинча, пытались усовершенствовать его теорию. Одним из примеров этого является инструментальная теория Р. Сентера[5].

     2. Теория Р. Сентера. 

     Инструментальная  теория Р. Сентера исходила из предположения, что люди стремятся выбрать себе в качестве брачных партнеров тех, чье поведение и другие характеристики обеспечивают максимум удовлетворения и минимум затрат для их потребностей.

     В отличии от Уинча, Сентер полагал, что  одни потребности более значимы, а другие менее. Ценности (потребности), которые более типичны для мужчины, должны соответствовать потребностям, более типичным для женщины[5].

     3. Теория Дж. Хоманса. 

     Еще одной теоретической интерпретацией процесса брачного отбора является теория обмена. Основана на модели социального взаимодействия Дж. Хоманса, согласно которой базисом возникновения нормативного порядка в обществе является взаимная полезность людей, выгоды, которые они получают в результате обмена между собой разного рода благами, (не обязательно материальными). Согласно Хомансу, в обществе всегда существует некая шкала ценностей, которые могут быть вовлечены в обмен. Человек "обменивает" некоторые свои качества на качества или свойства других людей: физическую привлекательность на благосостояние, богатство на громкий титул и т. п. Хоманс говорит о том, что «все без исключения социальные взаимодействия на всех уровнях подчиняются принципам обмена эквивалентами». Соответственно этому в основе брачного выбора лежит процесс оценивания качеств возможного партнёра и оценивание того, кто из возможных партнеров может принести больший выигрыш при меньших затратах. Характеристики индивида при этом рассматриваются как некое благо, подлежащее обмену и имеющее определенную рыночную цену. В качестве такого блага могут выступать: индивид.

     В данном случае речь фактически вдет о  соотношении на брачном рынке  численностей "подходящих" друг для  друга мужчин и женщин. Интуитивно ясно, что ценность каждого отдельного индивида на брачном рынке зависит  от соотношений, которые понижают ценность тех, чей пол имеет избыток.

     Общие или совпадающие ценности облегчают  взаимодействие с потенциальным  партнером и могут служить  фактором принятия решения о брачном  выборе. Ценности, сильно отличающиеся друг от друга, могут стать непреодолимым препятствием для брачного выбора даже в случае сильной страсти. Пример этого — отказ Ф.М. Достоевского от брака с А.В. Корвин-Круковской из-за диаметральной противоположности их взглядов[5].

     4. Теория Бернарда Мурштейна. 

       Попытку дать целостное описание процесса брачного выбора представляет собой теория «стимулов- ценностей – ролей» ( СЦР- теория) Бернарда Мурштейна. Он говорит о том, что процесс развития отношений детерминируется тремя переменными:

- стимулы, 

- ценностное  сравнение, 

- роли.

     На  стадии стимуляции действуют факторы, которые "притягивают" индивидов друг к другу, делают их привлекательными друг для друга благодаря их физическим, интеллектуальным, социальным и другим характеристикам.

     Следующей стадией является стадия ценностного  сравнения, когда взаимному оцениванию подвергаются системы ценностей и установок, в частности, представления и установки друг друга относительно брака, половых ролей, числа детей в семье и т. д.

     Некоторые люди могут вступать в брак на основе одной или двух первых стадий. Однако большинство проходит и ролевую стадию. Для них сходство ценностей – необходимое, но не достаточное условие. Таковым для большинства является ролевая совместимость, сходство взаимных представлений о семейных (и вне семейных) ролях мужчин и женщин. Достижение ролевой совместимости – это, вероятно, бесконечный процесс, поскольку ролевая притирка происходит на всём протяжении существования брачного союза и никогда не завершается полностью[5].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4 УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА 

    Брак  заключается в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Заключение брака производится в  личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня  подачи ими заявления в ЗАГС.

    При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

    Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и  женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста. 

    Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту  жительства лиц, желающих вступить в  брак, вправе по просьбе данных лиц  разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

    Заключение  брака не допускается между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже  состоит в другом зарегистрированном браке; близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами); усыновителями и усыновленными; лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства .

    В свете проблем современного общества, смены системы ценностей большое  распространение получило такое  явление как гражданский брак.

    По  данным мировой социологии, институт брака себя изжил, а новой формы  его успешного существования пока не найдено[6]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5 ФОРМЫ БРАКА 

Современная форма брака:

• традиционная форма (гражданский или церковный  брак). Эта форма более всего  охраняет права детей, но содержит максимальное число запретов для супругов (как  правило, для жены, но именно женщины чаще всего его сторонники). Все другие формы отличаются от традиционной большей свободой, меньшими запретами;

• незарегистрированный брак — все более распространенная форма брака во всех странах.

• ограниченный временем брак: заключается на время. По истечении этого срока брак считается автоматически расторгнутым, после чего бывшие супруги решают расстаться им или заключить брак снова, на срок или бессрочно;

• прерывающийся  брак. Супруги живут вместе, но считают  допустимым разъезжаться на любой срок;

• встречающаяся  семья. Зарегистрированы, но живут отдельно, каждый у себя, встречаясь раз или  несколько раз в неделю;

• открытый брак — распространенный вариант, в  котором супруги в той или  иной степени, гласно или нет, допускают  увлечения и связи вне семьи[3]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6 ПОКАЗАТЕЛИ  БРАЧНОСТИ И РАЗВОДИМОСТИ 

    Показатели  брачности делятся на две большие  группы: показатели вступления в брак и показатели состояния в браке.

    Абсолютное  число браков за год никак не может характеризовать уровень брачности, так как зависит от общей численности населения.

    Это число может быть использовано лишь для расчета общего коэффициента брачности или сопоставления  с ним числа разводов.

Информация о работе Брачность и разводимость