Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 06:50, реферат
Семейный кодекс и другие источники семейного права не дают легального определения брака. Попытка дать определение предпринята только в учебной и научной литературе. Слово "брак" исходит из древнерусского лексикона (от слова "Брачите"- отбирать). В других языках такой двусмысленности нет. Во многих славянских языках брак обозначается словом "Шлюб" - договоритесь. Однако для регулирования брачно-правовых отношений надо точно уяснить правовой смысл этого понятия. Существуют 3 основные теории, объясняющие правовую природу брака:
Брак как договор. Возникла в Древнем Риме. Брак по данной теории представляет собой гражданско-правовую сделку. Этой теории придерживается сейчас Французское законодательство, где рассматривают брак только как гражданский договор.
1 Введение 3
2 Брачность 5
3 Брачное поведение 6
4 Условия и порядок заключения брака 10
5 Формы брака 11
6 Показатели брачности и разводимости 12
7 Возрастные, суммарные и кумулятивные коэффициенты брачности 13
8 Общие показатели разводимости 16
9 Возрастные, суммарные и кумулятивные коэффициенты разводимости 17
10 Заключение 19
Список использованных источников 20
Содержание
1 Введение 3
2 Брачность 5
3 Брачное поведение 6
4 Условия и порядок заключения брака 10
5 Формы брака 11
6 Показатели брачности и разводимости 12
7 Возрастные, суммарные и кумулятивные коэффициенты брачности 13
8 Общие показатели разводимости 16
9 Возрастные, суммарные и кумулятивные коэффициенты разводимости 17
10 Заключение 19
Список использованных
источников
20
1 ВВЕДЕНИЕ
Семейный кодекс и другие источники семейного права не дают легального определения брака. Попытка дать определение предпринята только в учебной и научной литературе. Слово "брак" исходит из древнерусского лексикона (от слова "Брачите"- отбирать). В других языках такой двусмысленности нет. Во многих славянских языках брак обозначается словом "Шлюб" - договоритесь. Однако для регулирования брачно-правовых отношений надо точно уяснить правовой смысл этого понятия. Существуют 3 основные теории, объясняющие правовую природу брака:
Брак как договор. Возникла в Древнем Риме. Брак по данной теории представляет собой гражданско-правовую сделку. Этой теории придерживается сейчас Французское законодательство, где рассматривают брак только как гражданский договор.
Брак
как таинство. В правовую трактовку
понятия брака в рамках данной
теории вводятся этические, физические
и религиозные элементы. Данная концепция
действовала в эпоху
Брак как союз. Сторонники данной теории признают в брачных отношениях договорных элементов, однако в целом отказываются рассматривать его как договор. С точки зрения юридической, брак есть союз мужчины и женщины с целью сожительства основанный на взаимном соглашении и закрепленный в установленной форме. Брачное правоотношение порождается договором, а отношения в основе этого договора есть союз. То есть в основе юридического содержания понятия брака лежат этические, нравственные и иные чуждые гражданскому праву элементы.
Брак - это юридически оформленный свободный и добровольный союз мужчины и женщины направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные права и обязанности[1].
С социологической точки зрения наличие или отсутствие официальной регистрации брачных отношений, юридического их оформления является чрезвычайно важным индикатором состояния семьи как социального института. Наблюдающийся в последнее десятилетие рост числа случаев отказа от официальной регистрации брака, распространение сожительств свидетельствует (вместе с другими аналогичными явлениями) об углубляющимся кризисе семьи, о деградации ценностей фамилизма, ценой которых является обострение общественного неблагополучия, нарастание девиантных форм социального поведения. И дело не только в увеличении во многих странах мира (в том числе и в России) числа и доли небрачных рождений, хотя это само по себе порождает многочисленные социальные проблемы, связанные в первую очередь с неполноценной социализацией детей из так называемых "материнских" семей. Сама возможность жить в сожительствах без лигитимизации брачных отношений разъедает в сознании многих ценность законного брака и семьи как социальных установлений, как единственно нормальных форм совместной жизни.
Брачное состояние - это положение лица по отношению к институту брака, определяемое в соответствии с обычаями и правовыми нормами страны. Различают не состоящих в браке и состоящих в браке. В условиях моногамного брака не состоящие в браке делятся на никогда не состоявших в браке, вдовых и разведённых. Перечисленные категории брачного состояния считаются основными и выделяются в большинстве разработок статистических данных. При браке, разводе, овдовении происходит переход лица из одной категории брачного состояния в другую, совокупность таких переходов есть процесс воспроизводства брачной структуры населения, которое в демографии рассматривается как составная часть воспроизводства населения.
Учёт распределения населения по категориям брачного состояния необходим при изучении брачности, прекращения брака, формирования и развития семьи, а также процессов рождаемости и смертности. Брачное состояние лица определяется при переписи или обследовании населения обычно по принципу самоопределения (т.е. со слов опрашиваемых) и не всегда совпадает с тем, что записано в документах, а это приводит к неполной сопоставимости данных из различных источников.
Заключение
брака является финальной стадией брачного
поведения[2].
2 БРАЧНОСТЬ
Демографическое значение брачности:
1. тесно
связана с воспроизводством
2. важнейший
демографический фактор
Основные количественные характеристики процесса брачности:
1. доля
лиц в каждом поколении когда-
2. возраст вступления в первый брак;
3. доля лиц, вступавших в повторный брак после развода и после овдовения (степень компенсации разводимости и овдовения);
4. интервал между разводом (овдовением) и повторным браком.
Среди измерителей процесса брачности наиболее распространены коэффициенты брачности, показывающие интенсивность вступления в брак во всём населении (общие коэфф. брачности) и в отдельных группах бракоспособного населения (специальные коэффициенты брачности), а также характеристики брачной структуры населения в определённый момент времени. Эти показатели описывают брачность лишь косвенно; прямое измерение возможно с помощью таблиц брачности. Комплексно все процессы формирования и прекращения браков отражаются в воспроизводстве брачной структуры населения[3].
На уровень брачности влияют:
1. господствующие ценности данного общества;
2. юридические
факторы (особенно закрепление
в правовых нормах
3. допустимость разводов и их процессуальная сложность.
4. религиозные
нормы. Например, серьёзные последствия
может иметь целибат (
Источниками информации о брачности служат:
- результаты
статистической обработки
- данные
переписей населения и
Информация о брачном состоянии человека при переписях и обследованиях получается на основе принципа самоопределения и может не совпадать с отражением этих событий в юридических документах.
Первоначально
система показателей брачности
в значительной мере основывалась на
совместном использовании различных
статистических источников, которые
по европейским странам были сопоставимы.
По мере расширения информации о брачности
в странах с другими социальными и культурными
нормами анализ брачности всё больше ориентируется
на показатели, использующие один источник
- преимущественно переписи и обследования.
Социально-культурные различия между
странами, а иногда и внутри одной страны
между группами населения затрудняют
сравнения[3].
3 БРАЧНОЕ
ПОВЕДЕНИЕ
Брачное поведение — это поведение, целью которого является удовлетворение потребности в браке, поведение, связанное с выбором брачного партнера (т.е. с брачным отбором). Под брачным отбором понимается процесс, в результате которого из совокупности возможных выборов брачного партнера, тем или иным способом отбирается тот, в каждом данном конкретном случае единственный партнер (партнерша), который (которая) и становится мужем (женой) или тем, с кем "живут вместе".
Процесс брачного отбора исторически конкретен, он зависит от экономических, социальных, социокультурных и других условий, существующих в обществе.
Факторы брачного выбора:
1. Наиболее
широкими и одновременно
Важнейшим из них является так называемое правило эндогамии - эгзогамии. Этот термин обычно применяется в этнологии для описания того, как происходит брачный выбор между родами одного племени. Его функциональная роль состоит в ограничении поля возможных выборов брачного партнера, в исключении из него тех, кто не может быть брачным партнером.
В современных условиях употребление этого термина может быть, разумеется, только условным и весьма ограниченным. При этом правило эндогамии следует понимать как предписание (принуждение) выбирать себе брачного партнера из своей собственной этнической группы, но из разных кланов (если они есть). Правило эндогамии в современных культурах, в которых его действие вообще является более слабым, оно к тому же практически снимается в случаях, если вступающему в брак более 30 лет, или если брак — повторный. В крупных городах правило эндогамии практически не действует. Его действие также резко ослабевает на территориях со смешанным по этническому составу населением, где контакты и общение между представителями различных национальностей являются более частыми и интенсивными.
Правило же экзогамии запрещает брак внутри собственной семейной группы, т.е. направлено на предотвращение браков между близкими родственниками. Это правило обладает универсальным и жестким действием, подкрепляясь в ряде случаев правовыми нормами, прямо запрещающими брак внутри одного клана[4].
2. К
социологическим факторам
Гомогамия:
Термин
гомогамия обычно употребляется
для обозначения тенденции
Необходимо обратить внимание на то, что понятия эндогамия и гомогамия зачастую сближаются. Однако между ними есть разница, которая заключается в том, что перенесенный в социологию семьи термин эндогамия обозначает, по сути, некое социокультурное принуждение, заставляющее индивида действовать в брачном выборе определенным образом. Термин же гомогамия (соответственно и гетерогамия) является чисто социологическим (хотя им также пользуются и этнологи), означающим, что браки между индивидами со сходными индивидуальными характеристиками являются более вероятными, чем браки между индивидами, чьи характеристики сильно отличаются друг от друга.
Социологические теории, рассматривающие гомогамию как один из основных факторов выбора брачного партнера, утверждают, что важнейшими характеристиками в этом отношении являются:
- возраст,
- этническая принадлежность,
- социальный статус,
- образование,
- уровень интеллекта,
- внешность,
- совместимость
внутренних часов (т.е. так
При этом наибольшей является роль:
а) этнической принадлежности:
О роли этнической принадлежности можно сказать, что помимо действия правила эндогамии (в том, что касается этнической принадлежности), действуют и чисто социологические факторы, прежде всего степень этнической однородности той или другой территории.