Жизнь как вечная ценность

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:36, контрольная работа

Краткое описание

Жизнь человека была, есть и будет ценностью для него самого и для общества, в котором она составляет основу. Человек не живет без смысловых обоснований, и потому тема рассмотрения жизни как ценности актуальна. В поисках смысла своих действий, переживаний и любви, личность способна находить пути преодоления и развиваться.
Внутренними источниками активности являются потребности, интересы, ценностные ориентации, мотивы. Внешними – стимулы, в качестве которых выступают различные факторы общественной жизни. Взаимодействие внешних и внутренних побудителей выражают предрасположенность личности к определенному поведению и деятельности в конкретных условиях.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Жизнь и ее смысл.
§1. Жизнь – ценность личности……………………………………………….5
§2. Поиск смысла путем самовыражения личности…………………………8

Глава II. Жизнь как вечная ценность.
§1. Человек в поисках смысла (Франкл В.)………………………………….12
§2. Вечная ценность существования человека………………………………15
Заключение……………………………………………………………………..18
Список литературы…………………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

Антропология скач.doc

— 92.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине:

Социальная антропология

 

 

 

 

 

По теме: Жизнь как вечная ценность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт – Петербург

2009 г.


Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..3

Глава I. Жизнь и ее смысл.

§1. Жизнь – ценность личности……………………………………………….5

§2. Поиск смысла путем самовыражения личности…………………………8

 

Глава II. Жизнь как вечная ценность.

§1. Человек в поисках смысла (Франкл В.)………………………………….12

§2. Вечная ценность существования человека………………………………15

Заключение……………………………………………………………………..18

Список литературы…………………………………………………………….20                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

     Жизнь человека была, есть и будет ценностью для него самого и для общества, в котором она составляет основу. Человек не живет без смысловых обоснований, и потому тема рассмотрения жизни как ценности актуальна. В поисках смысла своих действий, переживаний и любви, личность способна находить пути преодоления и развиваться.

     Внутренними источниками активности являются потребности, интересы, ценностные ориентации, мотивы. Внешними – стимулы, в качестве которых выступают различные факторы общественной жизни. Взаимодействие внешних и внутренних побудителей выражают предрасположенность личности к определенному поведению и деятельности в конкретных условиях.

     Смысл жизни человека не может быть предоставлен ему, он должен быть найден.

     Объектом работы выступает жизнь, имеющая свои цели. В процессе жизни человек осознает чувство собственного достоинства, приобретает мудрость и развивает разум для понимания ценности жизни.

     Предметом – смысл, его поиск, обоснование и достижение. Человек ищет и находит смысл в любви, творчестве и даже негативных сторонах существования: разочаровании и страдании.

     Рассмотрение влияния общих универсальных ценностей на формирование жизни человека, помочь их в нахождении смысла и определении ценности каждой жизни – цель работы.

    В работе рассматриваются задачи:

1.      Определение ценностей в жизни человека;

2.      Поиск смысла путем самовыражения;

3.      Обоснование вечной ценности человеческой жизни.

    Обладая свободой человек способен самостоятельно искать и находить ответы на вопросы, задаваемые жизнью.

          Возникающие противоречия между свободой и необходимостью и их разрешение расширяют области свободы человека, позволяя самовыразиться посредством создания новых ценностей, важных для самого человека.

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.  Жизнь и ее смысл.

§1. Жизнь – ценность личности.

 

     Ценностью является нахождение в мире обитания человека такого, чему невозможно найти равноценного - нечто неповторимое, незаменимое, индивидуальное, являющееся самоценным. Таким является человеческая жизнь –  нечто одушевленное, обладающее этими свойствами.

     Ценность абсолютна, безразмерна и вне стоимости. Она неприсваиваема, не может быть собственностью кого-либо.

     «Ценностные эталоны и ориентиры – это, образно говоря, то, что «оседает» в личности, в результате социальной деятельности, становясь внутренней основой ориентации активности субъекта». (3.-С. 75).

     Будучи объективной, ценность  является духовной - вне времени и места, культурной – иллюстрированной в сути, материальной – имеющей стоимость, распределение в частных случаях.

     «Духовные ценности только тогда  становятся не просто достоянием сознания человека, но регулятором его деятельности и отношений, когда они одновременно являются необходимой стороной функционирования той социальной общности, в которую включена личность.  Нравственные ценности в той мере устойчиво определяют индивидуальное поведение, в которой они опосредуют коллективно практическую деятельность, где действия определенной личности – неотъемлемое звено совместной деятельности». (3.-С.76).

     Жизнь – будучи ценностью, имеет свою цель, которая не должна становиться заменой ее смысла. Причастность жизни к ценности призвана остановить оправдание каждого мига являющегося продолжением предыдущего, и привести жизнь человека к подготовке закономерного конца, раскрыв достоинство настоящего и наличного.

     Созидая ценность человек, утверждает жизнь. «Личность призвана к творчеству жизни…». (2.-С.303).

     Всякая цель – частный смысл нашей жизни. Всякий человек как ценность с нравственной точки зрения есть смысл жизни другого человека. «Если где-нибудь и каким-либо образом моя жизнь действует на благо другой, то моя бесконечная воля к жизни переживает единение с бесконечным». (8.-С.220).

     Подлинные ценности не обещают ничего, чем сами не являются и в них нельзя разочароваться.

     Индивид не просто воспринимает ценности и делит их на положительные и отрицательные, но и воспринимает их как самотворящую единицу, пытаясь выразить еще никем невыраженное.

     Становясь личностью, человек  осознает безусловную ценность – чувство собственного достоинства. Существующая всякая другая личность, признает в нас и себе свободу, и ее сознание самоценно и означает для нас уважение к ее самостоятельности. «Личность предполагает изменение, творчество нового, не допускает застывшей статичности и вместе с тем личность, изменяясь, не должна изменять себе, должна быть верна себе». (2.- C. 312).

     Существуя в нас непосредственно, ценность приносит радость и любовь – чувство озаряющее личность чувством абсолютной ценности другого.

     Мудрость есть сознание истинных ценностей, различение цен и ценностей и причастность к последним. «Разум и идеальные ценности оказываются в человеке началами сверхчеловеческими.» (1.-С.37). Избавляясь от дурной  бесконечности желаний, которые никогда немыслимо удовлетворить все, человек, влюбленный в жизнь, является мудрецом, ищущим и находящим истину, являющуюся ценностью. Его система ценностей не исчерпывается тем, что кажется полезным, и разум проявляет способность быть объективным.

     В здравом смысле проявляется сознание абсолютной общезначимости истины.  «Лишь, будучи уверенным в способности нашего индивидуального мышления достичь истины, мы становимся способны воспринять ее».

(8.-С.25).

     Выступая  целью, ценность не может быть средством. Объективно ценностью является все самоценное – всякая жизнь, все живое.

     «Ценностное отношение к делу – не пассивная сторона воспроизводства ценностных характеристик той деятельности, в которой оно было сформировано, а является достоянием личности». (3.-С.69).

   

 

 

    

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 §2. Поиск смысла путем самовыражения личности.

 

     Человек ищет во всем происходящем смысл в силу своего стремления, и находит его тремя путями. Во-первых, он может усмотреть смысл в действии, в создании чего-либо. Во-вторых, он видит смысл в том, чтобы переживать что-то, в-третьих, он видит смысл в том, чтобы кого-то любить.

Любовь требует усилия и старания, конечную цель приложения которых можно выразить как самосовершенствование – поднятие себя до высот достоинства любви, до способности дарить ее другим. В любви обе стороны равны, одна не жертвует собой ради другой, и каждый, ничего не теряя, только приобретает. Люди в этом типе отношений составляют не разделимое целое, каждая сторона или часть которого служит условием и важнейшей предпосылкой для совершенствования другой.

      Отдавая любви свою жизненную силу и  энергию  другому существу, человек делит с ним свою радость, увеличивая и собственную, расширяя свое понимание мира, обогащая личный кругозор, свой опыт, знания и переживания, которые вместе составляют его духовное богатство.

     Именно любовь представляет человека как личность, является фактором осознанного человеческого формирования. Она не дает статичности, а дарит человеку динамику движения. Ведь любовь не просто возвышенное чувство или прекрасная эмоция,- это мера и степень нравственной чистоты человека, которая способна наполнить всю его жизнедеятельность высоким смыслом человеческого бытия. Любовь представляет собой высшее ценностное измерение человеческой личности, которое характеризует ее духовную зрелость и нравственную чистоту. «Личность очень тесно связана с любовью. Через любовь реализуется личность, через любовь преодолевается одиночество и осуществляется общение». (2.- С.313).

      В жизни не существует  ситуаций, которые были бы действительно лишены смысла. Это можно объяснить тем, что представляющиеся нам негативными стороны человеческого существования – в частности, трагическая триада, включающая в себя страдание, вину и смерть,- также могут быть преобразованы в нечто позитивное, в достижение, если подойти к ним с правильной позиции и с адекватной установкой.

     Люди с их конкретными интересами, с одной стороны, составляют основу общества, делают возможным само его существование, с другой - представляют для него угрозу, вносят дестабилизирующее начало. Каждый человек видит смысл жизни в реализации личных планов и целей, в самоутверждении, стремится к большей свободе действий. «Самостоятельность всегда ассоциируется со свободой, возможностью контролировать свою жизнедеятельность, в противоположность пассивности».(4.-С.54).Общество, напротив, может существовать как целое, единое образование только при условии осознанием населения необходимости совместного существования и принятия, единых правил, норм и ценностей.

      Жизнеспособность общества определяется противоречием подвижной, изменчивой природы личных потребностей и интересов и устойчивостью, стабильностью общества как необходимого условия его воспроизводства. Симпатии и антипатии людей, их стремления и надежды складываются под воздействием различных факторов, порождая многообразие индивидуальных запросов и потребностей, и их высокую подвижность.

     «Единство и приемтсвенность личного самосознания обнаруживается не в эмпирических свойствах «Я», а в тех нравственных принципах, которым индивид следует и которые реализует в своих деяниях».(4.-С.18).

     Индивид  с изменившейся, обновленной системой ценностей, взглядов и интересов представляет угрозу старым социальным структурам, теснящим его, давящим на него, заставляющим его мыслить и действовать по-старому.

    Общество порождено людьми, которые стремятся  удовлетворить свои потребности, находятся в поиске кратчайшего пути достижения своих целей и создающих в ходе этих поисков сложную систему межличностного и группового взаимодействия, регулируемого нормами и правилами.

     Осуществляя смысл, человек реализует сам себя. «Деятельность человека и составляет субстанцию его сознания» (5.-С.121).

     Смысл относителен, поскольку относится к конкретному человеку, вовлеченному в особую ситуацию. Но также он и уникален, поскольку уникальность – это качество не только ситуации, но и жизни человека как целого, поскольку жизнь – вереница уникальных ситуаций. Человек уникален как в своей сущности, так и в существовании. В предельном анализе никто не может быть заменен – благодаря уникальности каждой человеческой сущности. И жизнь каждого человека уникальна в том, что никто не может повторить ее. Нет такой вещи, как универсальный смысл жизни, есть лишь уникальные смыслы индивидуальных ситуаций.

      Смысл – это то, что имеется в виду человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая тоже подразумевает вопрос, требующий ответа. Конечно, человек свободен в ответе на вопросы, которые задает ему жизнь. Но эту свободу не следует смешивать с произвольностью. Ее нужно понимать с точки зрения ответственности. Человек отвечает за правильность ответа на вопрос, за нахождение истинного смысла ситуации. А смысл – это нечто, что нужно скорее найти, обнаружить, чем придумать.

     «Способность  понимать смысл совершаемых поступков и принимать ответственность за них превращает сознание в сознательность». (4.-С.19).

     Человек постоянно находится в поиске смысла, обнаруживая его тремя путями: усматривая его  в действии, в создании чего-либо; видя его в переживаниях чего-то;  и в том, чтобы кого-то любить.

     «Любые действия человека вплетаются в уходящую бесконечную систему причинно-следственных связей». (4.-С.305).

Информация о работе Жизнь как вечная ценность