Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 00:12, реферат
Цель: выявление организационных и технологических оснований психосоциальной работы с женщинами – жертвами семейного насилия.
Для достижения данной цели были сформулированы следующие задачи:
установить причины и последствия семейного насилия в отношении женщин;
выявить субъекты и организацию психосоциальной работы с женщинами, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
изучить технологии психосоциальной помощи женщинам – жертвами насилия.
Введение…………………………………………………………...……………..………..3
§ 1. Женщина как жертва семейного насилия………..…………………...…………….5
§ 2. Субъекты и организация психосоциальной работы с женщинами, пережившими насилие……………………………….…………………………………………………...11
§ 3. Технологии психосоциальной помощи женщинам – жертвам насилия……......14
Заключение……………………………………………………………………………….19
Список использованной литературы……………………………………………...........20
Пережитое сексуальное насилие приводит к сильному чувству беспомощности и является травматическим опытом для женщины. Изнасилование в браке становится особенно серьезной травмой, так как оно представляет собой обман доверия, на котором основаны интимные отношения. В отличие от изнасилования незнакомцем, изнасилование в браке обычно происходит несколько раз, часто регулярно, и поэтому ведет к хроническому страху и депрессии, а также к полному снижению самооценки женщины. Очевидно, насилие в семье - это травматический опыт, который приводит к серьезным последствиям для женщины. Чем более длительным и жестоким является насилие, тем глубже травма. В худшем случае психологическая травма становится хронической, которая приводит к потере чувства идентичности.
Пострадавшая может проявлять симптомы посттравматического стресса:
1. Переживание травмы:
2. Избегание стимулов, ассоциирующихся с травмой, или общая апатия с момента события.
Показателями являются три из перечисленных симптомов, по меньшей мере: постоянное избегание мыслей и чувств, связанных с травмой; постоянное избегание действий и ситуаций, вызывающих воспоминания о травме; неспособность вспомнить значимые аспекты травмы; значительное снижение интереса к определенным видам деятельности, потеря навыков; чувство отчужденности от людей; потеря эмоциональности; ощущение короткого будущего; травмированный человек не верит в будущую успешную жизнь, и т. д.
3. Постоянные симптомы повышенной возбудимости проявляются двумя из перечисленных симптомов (по крайней мере):
В случаях тяжелой травмы развиваются негативные механизмы адаптации: неспособность радоваться жизни; предельное избегание личных отношений; забывание и подавление воспоминаний о событии, вплоть до его полного отрицания; аутоагрессивное поведение; чувство агрессии в отношении людей и институтов, которые не предоставили помощь.
Таким образом, существует необходимость в психосоциальной работе, которая направлена на психологическую поддержку женщин, подвергшиеся семейному насилию, вызывающих психологический дискомфорт и эмоциональную нестабильность.
Подводя итог, следует констатировать тот факт, что насилие в отношении женщин является одним из препятствий на пути достижения целей равенства, развития и мира.
Насилие в отношении женщин является нарушением прав человека и основных свобод женщин, а также препятствует или не позволяет им пользоваться этими правами и свободами. Также акты насилия наносят прямой вред здоровью и могут также сказываться на здоровье в течение длительного времени, что в свою очередь не может не отразиться на обществе в целом.
§ 2. Субъекты и организация психосоциальной работы с женщинами, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
Психосоциальная работа проводится в тех случаях, когда требуется общественное или индивидуальное воздействие, цель которого — забота о здоровье, создание условий нормальной адаптации и социализации личности в социуме, коррекция, восстановление или компенсация утраченных функций поведения, общения, взаимодействия в процессе жизнедеятельности.
В широком смысле психосоциальная работа понимается как направление социальной работы, основная цель которой — оказание первичной психологической помощи, социальной поддержки и содействия людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, как организация комплекса условий для продуктивной адаптации человека в изменившихся условиях жизнедеятельности [9;14].
Основными субъектами психосоциальной работы с женщинами являются центры социального обслуживания населения, которые призваны решать те или иные задачи, проблемы, стоящие перед объектами. В зависимости от предназначения учреждений социального обслуживания семьи установлены следующие типы этих учреждений:
• комплексные учреждения общего типа, предоставляющие семье весь комплекс социальных услуг (комплексные центры социального обслуживания населения, центры социальной помощи семье и детям).
• специализированные учреждения, предназначенные для предоставления семье отдельных видов услуг (центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи по телефону, кризисный центр помощи женщинам).
Рассмотрим кризисный центр помощи женщинам - учреждение системы социального обслуживания населения, предназначенное для оказания женщинам, находящимся в кризисной ситуации, социальной помощи различных видов.
Целью создания
Центра является оказание психологической,
юридической, педагогической, социальной
и другой помощи женщинам, находящимся
в кризисном и опасном для
физического и душевного
Задачи, на которые ориентирована деятельность кризисного центра помощи женщинам:
- создание необходимых
условий для обеспечения
- привлечение различных государственных органов и общественных объединений к решению вопросов социальной помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и координация их деятельности в этом направлении.
В соответствии с основными задачами центр выполняет следующие функции:
- выявление
совместно с государственными
органами и общественными
- предоставление
клиенткам центра необходимых
им социальных услуг (
- поддержка
женщин в решении проблем
- помощь женщинам
в создании в семье атмосферы
взаимопонимания и взаимного
уважения, благоприятного микроклимата,
преодоления конфликтов и иных
нарушений супружеских и
- социально-психологическая помощь женщинам в социальной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.
В функции специалиста по социальной работе наряду со многими другими входит и оказание первичной психологической помощи и социальной поддержки человека, находящегося в трудной жизненной ситуации.
Существуют различные уровни взаимодействия (индивидуальные, групповые и межгрупповые) с клиентами, субъектами различных социальных институтов.
Особое значение придается построению помогающих отношений, среди которых выделяют несколько уровней взаимодействия. Наиболее важные из них:
− обращение к себе, поскольку личность, личностное самочувствие и идентификации всегда присутствуют в пространстве взаимоотношений специалиста с клиентом;
− приобретение умений, навыков и техник, которые позволяли бы без оценки личности направлять ее к осознанию когнитивных, чувственных и духовных сторон, содействуя развитию способностей, их свободному проявлению в различных ситуациях.
Таким образом, целью создания центров, осуществляющих психосоциальную работу, является оказание психологической, юридической, педагогической, социальной и другой помощи женщинам, находящимся в кризисном и опасном для физического и душевного здоровья состоянии или подвергшимся психофизическому насилию.
§ 3. Технологии психосоциальной помощи женщинам, пережившим насилие
Имманентной составляющей осуществления психосоциальной работы с разнообразными категориями населения являются психосоциальные профессиональные технологии помощи людям, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. К таким категориям относятся женщины, пережившие семейное насилие.
Технология психосоциальной работы − это совокупность способов организации процесса адаптации, направленных на оптимизацию ресурсов личности клиента и ресурсов социальной среды, на совладение с трудной жизненной ситуацией.
Основными задачами технологии психосоцильной работы являются[1;56]:
1. Обеспечение решения одновременно нескольких задач в процессе помощи: социальной — через организацию сети социальной поддержки клиента; терапевтической — для клиента; организационной;
2. Усиление адаптации, оптимизирующей адаптационный потенциал клиента; организация процесса сопровождения клиента в трудной жизненной ситуации;
3. Обеспечение конкретными приемами и навыками индивидуальной и групповой работы в процессе терапевтической деятельности;
4. Дать клиентам представление об основах совладания с трудными жизненными ситуациями, о способах получения и обработки информации в ситуациях принятия решений.
По форме различают технологии индивидуальные и групповые интервенции, группы встреч, группы поддержки, сети социальной поддержки, тренинги и др.
Основными технологиями психосоциальной работы и психологической помощи в кризисных (экстремальных) ситуациях являются: во-первых диагностика, которая в свою очередь включает мониторинг, экспертную оценку, экспертный прогноз, социологический опрос, интервью, биографический метод и т.д.
Социальная диагностика – это выявление, обозначение и изучение причинно-следственных связей и взаимоотношений, порождающих комплекс социальных проблем различного уровня организации. Успех деятельности социального работника во многом зависит от того, насколько точно и своевременно будут вскрыты им социальные проблемы клиента.
Для успешного осуществления работы по социальной диагностике с женщинами, пережившими семейное насилие необходимо исходить из того, что процесс социальной диагностики имеет собственную внутреннюю структуру и включает в себя следующие стадии или этапы:
Процесс социальной диагностики позволяет выявить и с достаточной степенью достоверности установить те проблемы и затруднения, которые препятствуют полноценному социальному и личностному функционированию жертве семейного насилия, а так же основные причины возникновения, существования и обострения этих проблем. Результатом социальной диагностики является социальный диагноз, т.е. чётко обозначенный и названный перечень проблем конкретного субъекта в их взаимосвязи, взаимозависимости и иерархии.
Можно выделить ряд наиболее распространённых и эффективных методов социальной диагностики[9;74].
1. Общенаучные, представляющие собой процедуры исследования любой проблемы, в том числе, и социальной. К их числу относятся метод анализа и синтеза, метод наблюдения и т.п.
2. Социологические, направленные на изучение именно социальных проблем с учётом их специфики и своеобразия. Это, прежде всего, конкретные социологические исследования, социально-статистические методы, социальный эксперимент и т.п.
3. Психологические, позволяющие исследовать проблемы, лежащие в «поле» межличностных, внутригрупповых и тому подобных отношений.
4. Специальные, направленные непосредственно на выработку конкретного социального диагноза. Содержание этой группы методов социальной диагностики определяется характером и содержанием проблемы или комплекса проблем, являющихся объектом социально-диагностической деятельности.
Во-вторых, еще одной технологией работы с женщинами может быть профилактика (превентивный метод, социальная терапия, социодрама, группы социальной поддержки и т.д.).
Социальная терапия – это комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на решение социальных проблем и задач различного уровня организации. Их характер и содержание определяются конкретной проблемой или группой проблем, стоящих перед субъектом и требующих своего решения. Тем не менее, можно говорить о существовании основных типов задач социальной терапии:
- исправление, коррекция поведения и деятельности субъекта;
- предупреждение дисфункций;
- обеспечение нормального развития субъекта;
- самоутверждение личности субъекта.